На главную Младший школьный возраст Личностное развитие Развитие воображения у детей младшего школьного возраста
Развитие воображения у детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст - Личностное развитие

Першина Анастасия Сергеевна студентка Научный руководитель Евдокимова Елена Валерьевна канд. психол. наук, старший преподаватель
ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» г. Армавир, Краснодарский край

Аннотация: в статье представлена психологическая характеристика воображения, а также изложено описание его развития у детей младшего школьного возраста. Перечислены признаки воображения у детей рассматриваемого периода и показаны приемы создания новых образов. Предложены игры и упражнения для развития воображения у детей. Сделаны выводы о том, какую роль играет воображение в развитии ребенка.


Ключевые слова: воображение, виды проявления воображения, функции проявления воображения, формы проявления воображения, психические процессы.


Воображение - это процесс психического отражения, который создает представления об объектах или событиях, которые никогда не воспринимались субъектом в реальности в целом, путем обработки материала предыдущего личного опыта; это отражение реальности в новых, необычных сочетаниях и связях [3, с. 124].
В психологии выделяют 4 основных вида воображения: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное. Суть активного воображения заключается в том, что, пользуясь им, человек волевыми усилиями вызывает у себя соответствующие образы. При пассивном воображении образы возникают спонтанно, вне зависимости от желания или воли человека. Продуктивное воображение характеризуется тем, что в нем человек сознательно конструирует действительность, а не механически копирует или воссоздает её. Но при этом в образе присутствуют творческие преобразования. В репродуктивном воображении реальность воспроизводится в истинном виде, хотя также могут присутствовать элемент фантазии. Такое воображение больше сравнивают с восприятием или памятью, нежели с творчеством [5, с. 262].
Связь с волей человека даёт основание выделить произвольное и непроизвольное воображение. При непроизвольном воображении создание образов осуществляется во время неполной работы сознания, в то время как создание образов при направленной деятельности человека является произвольным воображением [6, с. 186].


Функции воображения:
1. Предвидение результатов как промежуточных, так и окончательных.
2. Составление плана действий и программирование поведения.
3. Самостоятельный контроль таких процессов, как восприятие, память, речь, эмоции.
4. Формирование умения находить решение проблемных ситуаций при неполном объёме информации.


Реализация образов воображения происходит в нескольких формах: фантазии, идеалы, грезы, сновидения, галлюцинации [3, с. 123-124].
Младшим школьным возрастом принято считать период примерно от 7 до 10-11 лет. Это то время, когда ребёнок обучается в начальных классах [2, с. 96].
Основная возрастная особенность младшего школьника - переход от игры к учению как к главному способу усвоения социального опыта в его систематизированном виде. Социальная ситуация развития младших школьников связана с освоением социальной роли школьника и адаптацией к процессу школьного обучения.
Учебная деятельность как ведущая формируется у младших школьников не сразу. Поступление ребенка в школу связано со сменой социальной позиции, изменением его положения в системе сознательных отношений с другими людьми. Приходя в школу, ребенок переживает начальный период школьного обучения, в котором и происходит формирование учебной деятельности [4, с. 140].
Ведущая деятельность данного возрастного периода формирует глобальные свойства психики, проявляющиеся в появлении новых свойств личности. Так, формируются основные психологические новообразования: произвольность, рефлексия и внутренний план действий, которые создают возможности для качественного развития познавательных процессов. поднимают их на новый уровень [4, с. 145].
Характерной чертой воображения младшего школьника является его опора на конкретные предметы. В образах, созданных первоклассниками, отчетливо проявляется непроизвольность, неконтролируемость их умственной деятельности, слабость мышления. Образы во многом связаны с
их прошлым опытом, который сам по себе «перетекает» в воспринимаемое. Первоклассники не могут отвлечься от образов прошлого опыта и создать образ, который соответствовал бы поставленной задаче. В результате постоянной работы учителя развитие воображения начинает идти в следующих направлениях:
1) сначала образ воображения расплывчат, неясен, далее становится более точным и определенным;
2) в образе отражается в начале только несколько признаков, а ко 2-3 классам гораздо больше, причем существенных;
3) переработка образов, накопленных представлений в 1 классе незначительна, а к 3 классу становится обобщеннее и ярче;
4) вначале всякий образ требует опоры на конкретный предмет, а далее развивается опора на слово, именно это позволяет школьнику создать мысленно новый образ.


Таким образом, младший школьный возраст является сензитивным периодом для обучения ребенка в школе [1, с. 173-176].
Многие тренинги воображения построены на игре. Игра, как никакая другая деятельность, заставляет придумывать новое, фантазировать, творить. Приведем в качестве примера несколько игр и упражнений для развития воображения.
Игра «сравни» Каждому участнику предлагается закончить предложение: «Зеркало в темноте сверкало, как...», «стул скрипнул, как...» По окончании игры постарайтесь выделить наиболее оригинальные сравнения и похвалить всех участников.
«Сказка наоборот» Назовите любую известную детскую сказку. Нужно рассказать ее так, чтобы в ней все было «наоборот» (заяц охотится за волком, слон величиной с горошину, а мышка - с гору и т. п.) [6, с. 210-213].
Фантазирование вместе со взрослыми даёт ребёнку больше возможностей в развитии воображения. Так как воображение тесно связано с познавательными процессами, которые лучше развиты у взрослых, родители или учитель могут направить ребёнка, показать прием или стратегию решения проблемы, основываясь на прошлом опыте.


Пример заданий для домашней работы:
1. Подумай, как выглядит существо с другой планеты, попробуй изобразить его.
2. Попроси родителей назвать героев из разных сказок и попробуйте вместе по очереди придумать о них историю.
3. Представь себе, что на полке в комнате сидит домовой. Расскажи, во что он одет, что ещё делает, что видит оттуда.
Таким образом, личность и её развитие тесно связаны с воображением. Личность ребенка подвержена изменениям и постоянно формируется под влиянием различных жизненных обстоятельств. Особые возможности для личностного развития представляет игра, которая является характерной областью жизни ребёнка. Основная психическая функция, которую обеспечивает игра, - это воображение, фантазия. Представляя себе игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует ряд личностных свойств, таких как справедливость, смелость, честность, чувство юмора. Благодаря работе воображения происходит компенсация все еще недостаточных реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности, конфликты и решать проблемы социального взаимодействия.


Список литературы
1. Артеменко О.Н. Психология развития: учебное пособие / О.Н. Артеменко, Л.И. Ма- кадей; Северо-Кавказский федеральный университет. - Ставрополь: Северо-Кавказский Федеральный университет (СКФУ), 2014. - 305 с.
2. Ефремова О.И. Психология развития: учебное пособие для студентов педагогических
институтов / О.И. Ефремова, Л.И. Кобышева; рец. И.В. Челышева, Т.Д. Молодцова,
В.С. Шаповалова. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2018. - 195 с.
3. Караванова Л.Ж. Психология: учебное пособие / Л.Ж. Караванова. - 3-е изд., стер. - М.: Дашков и К°, 2020. - 264 с.
4. Матяш Н.В. Возрастная психология: учебное пособие / Н.В. Матяш, Т.А. Павлова. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2020. - 268 с.
5. Немов Р.С. Психология: учебник: в 3 книгах. Книга 1: Общие основы психологии / Р.С. Немов. - 5-е изд. - М.: Владос, 2013. - 688 с.
6. Ступницкий В.П. Психология: учебник / В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. - 3-е изд., стер. - М.: Дашков и К°, 2021. - 518 с.

Источник: Психология личностного взаимодействия в современном обществе : сборник материалов I Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (Армавир, 12 апреля 2022 г.) / под общ. ред. И.В. Ткаченко; Армавирский государственный педагогический университет. - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 288 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.