На главную Младший школьный возраст Готовность к школе Психологические особенности готовности детей к школе - Эмпирическое исследование психологической готовности ребенка к школе
Психологические особенности готовности детей к школе - Эмпирическое исследование психологической готовности ребенка к школе
Младший школьный возраст - Готовность к школе
Индекс материала
Психологические особенности готовности детей к школе
Психологическая готовность к школе
Эмпирическое исследование психологической готовности ребенка к школе
Все страницы

 

Глава II. Эмпирическое исследование психологической готовности ребенка к школе

2.1. Описание и обоснование методик исследования психологической готовности к школе

Психологическая готовность к школе - целостное образование, предполагающее довольно высокий уровень становления мотивационной, интеллектуальной и производительной сфер. Отставание в развитии кого-то из компонентов выливается отставание развития иных, что определяет специфические варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту. Отечественными и иностранными психологами создано немало методик по диагностике различных сторон этой проблемы.

Таблица 1
Сводная таблица методик психологической диагностики готовности ребенка к школе

готовность2

Методика А.Р.Лурииftnref60" name="_ftnref60" href="#_ftn60"> позволяет выявить общий уровень умственного развития, степень владения обобщающими понятиями, умением планировать свои действия. Ребенку дается задание запомнить слова при помощи рисунков: к каждому слову или же сочетанию слов он рисует иллюстрацию, которая после этого поможет ему воспроизвести данное слово. Рисунок становится средством, помогающим запомнить слова. Для запоминания дается 10-12 слов и сочетаний слов, к примеру: автомобиль, умная собака, темный лес, день, веселая забава, осень, капризный малыш, хорошая погода, сильный человек, холод, наказание, интересная сказка. Продолжительность 1-1,5 часа, после создания надлежащих рисунков ребенок вспоминает, для какого слова он делал каждый из них.
Для раскрытия уровня развития пространственного мышления эффективна и комфортна методика А.Л.Венгера «Лабиринт». Ребенку необходимо отыскать путь к конкретному домику из числа неверных путей и тупиков лабиринта. В данном ему могут помочь образные указания - мимо каких объектов (деревьев, цветов, грибов) ему надо пройти. Ребенок должен ориентироваться в самом лабиринте и схеме, отображающей последовательность пути.
Более популярными методиками для определения уровня развития словесно-логического мышления считаются:
«Объяснение сюжетных картин»: ребенку демонстрируют иллюстрацию и просят рассказать, что на ней нарисовано. Это дает представление о том, насколько правильно ребенок понимает содержание изображенного, способен ли выделить основное или же теряется в отдельных элементах, насколько развита его речь.
«Последовательность событий» - это наиболее трудоемкая методика, которая состоит из серии сюжетных картинок (от 3 до 6), на которых изображены этапы любого знакомого ребенку действия. Он должен выстроить из данных рисунков верный ряд и рассказать, как развивались события. Серии иллюстраций могут быть по содержанию различной степени трудности. «Последовательность событий» дает психологу те же данные, что и предыдущая методика, хотя кроме этого здесь выявляется понимание ребенком причинно-следственных взаимосвязей.
Тест Керна - Йирасека. Этот тест ориентирован на определение школьной зрелости. Он состоит из трех заданий. Первое - рисование мужской фигуры по памяти, второе - срисовывание письменных букв, третье - срисовывание группы точек. Итог каждого задания оценивается по пятибалльной шкале (1 - высший, 5 - низший баллы), после этого подсчитывается суммарный результат по трем заданиям. Развитие детей, получивших в сумме от 3 до 6 баллов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11 - как среднее, от 12 до 15 - ниже нормы. Детей, получивших 12- 15 баллов, следует исследовать наиболее углубленно. Все три задачи теста ориентированы на определение развития тонкой моторики, координации зрения и движений руки. Данные умения важны в школе для овладения письмом. Кроме того, первое задание теста позволяет в общих чертах определить интеллектуальное развитие ребенка. Второе и третье задания выявляют его умение подражать образцу. Кроме этого, данные задания позволяют определить, способен ли ребенок внимательно, не отвлекаясь, действовать какое-то время над не совсем интересным ему заданием. Тест Керна- Йирасека может применяться как в группе, так и персонально.
Методика «Графический диктант» Эльконина Д.Б позволяет выявить умение ребенка выполнять задания от взрослого, воспринимаемые на слух, а также возможность без помощи других выполнить требуемое задание по образцу. Графический диктант проводится в одно и тоже время со всеми учащимися класса в один из первых дней учебы. На тетрадном листе, отступив 4 клетки от левого обреза, ставятся одна под другой три точки (расстояние между ними по вертикали - 7 клеток). Дальше дети рисуют орнамент от каждой точки руководствуясь инструкцией преподавателя. Методика "Графический диктант" востребована среди психологов, но при применении важно обратить внимание на детей левшей, поскольку в инструкции перед экспериментом ребенку напоминают, что правая рука — это та, в которой он держит карандаш. Также, порой дети путают верх и низ листа бумаги, не все могут отсчитать одну, две или же три клетки. В связи с этим возможно ошибочно установить первопричину плохо выполненного задания, а именно: основанием стала невнимательность ребенка, трудность восприятия на слух задания, он не ориентируется в понятиях "лево — право", "верх —низ" либо не умеет считать.
Методика «Домик» применяется для определения развития произвольности у детей шестилетнего возраста. Она представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, где отдельные детали составлены из частей прописных букв. Задание позволяет обнаружить умение ребенка ориентироваться в собственной работе на образец, точно его копировать, определить произвольность внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Методика рассчитана на детей от 5,5 до 10 лет и имеет клинический характер, не подразумевает получение нормативных показателей. Обработка экспериментального материала ведется методом подсчета баллов, начисляемых за ошибки. В качестве ошибок рассматриваются:
а) отсутствие какой-либо составной части рисунка;
б) искажение пропорций рисунка: изменение относительных размеров элементов рисунка;
в) увеличение всего рисунка более чем вдвое;
г) неверно изображенный элемент рисунка;
д) неправильное размещение элементов в пространстве рисунка;
е) отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления;
ж) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;
з) "залезание" линий одна за другую.
Каждая ошибка оценивается в 1 балл. За хорошее выполнение рисунка выставляется 0 (ноль). Методику "Домик" возможно рассматривать как аналог второго и третьего заданий теста Керна—Йирасека.
Методика «Да и нет» ориентирована на выявление уровня развития произвольного внимания. Данная методика - модификация известной детской игры «Да» и «Нет» не говорите, черного и белого не берите». По ходу игры ведущий задает ее участникам такие вопросы, на которые самый простой вариант ответить «Да» и «Нет» либо употребить слова «белое» и «черное». Хотя именно этого по правилам игры делать нельзя. В этой методике запрещается давать ответы на вопросы словами «Да» и «Нет». Поскольку все внимание ребенка в этот момент сосредоточено на соблюдении правил игры, то более вероятны искренние ответы. Следовательно, психолог получает представление и о мотивационной готовности ребенка к школе. Вопросы могут быть такими: Ты хочешь идти в школу? Ты любишь, когда тебе читают сказки? Ты любишь смотреть мультфильмы? Ты хочешь остаться еще на один год в детском саду? или Ты хочешь пойти в школу не этой осенью, а в следующем году? Ты любишь гулять? Ты любишь играть? Ты хочешь учиться? Тебе нравится болеть? Чтобы верно дать ответ на вопросы, ребенку нужно удерживать в памяти условия игры, осуществлять контроль свои ответы, удерживать непосредственное стремление дать ответ словами «да», «нет» и одновременно обдумывать ответ. Все это невозможно в отсутствии определенного развития произвольности внимания. Обработка итогов ведется методом подсчета баллов за ошибки. Употребление детьми просторечной лексики (слова «ага», «неа» и т.д.) не рассматриваются в качестве ошибки. Помимо прочего не считается ошибкой лишенный смысла ответ, в случае если он удовлетворяет формальному правилу игры. Каждая ошибка оценивается в 1 балл. Если ребенок правильно ответил на все вопросы, за его результат выставляется 0 (ноль).
Методика «Вежливость» представляет собой известную игру, в которой команды ведущего выполняются исключительно в том случае, когда он говорит слово «пожалуйста». Содержание команд связано с физкультурными упражнениями, к примеру: «руки вперед»; «руки на пояс, пожалуйста»; «присядь»; «руки к плечам, пожалуйста»; «прыгай»; «прыгай, пожалуйста»; «перестань прыгать, пожалуйста». Как и в методике «Да и нет», успешность выполнения задания находится в зависимости от всего, что определяет понятие «подчинение правилу» - произвольного внимания, памяти, реализации сформированного намерения. Обработка результатов ведется методом подсчета баллов за ошибки, под которыми понимаются исполнение команды в отсутствии слова «пожалуйста» и невыполнение команды при слове «пожалуйста». Каждая из них оценивается в 1 балл. За верно выполненное задание выставляется 0 (ноль).
Методика «Эхо» - это игра, в которой ребенок выполняет роль эха. Перед игрой экспериментатор объясняет ему, что такое «эхо». После этого рассказа ребенку предлагается сыграть в игру, где он должен будет точь-в-точь повторять каждый звук, который услышит. В качестве материала воспроизведения берутся отдельные звуки и звукосочетания: три гласных звука, три глухих согласных звука, три звонких согласных звука, три слова, состоящие из двух звуков, три звукосочетания, состоящие из двух согласных звуков. Результаты обрабатываются количественно и качественно. Каждый неверно произнесенный звук оценивается в 1 балл, при всем этом важно зарегистрировать, что произнес ребенок вместо требуемого звука. Отказ от воспроизведения также оценивается в 1 балл вне зависимости от количества воспроизведенных звуков. Методика позволяет обнаружить возможность произвольности произнесенных отдельных звуков и звукосочетаний, в отсутствии чего невозможно обучение чтению, и особенности развития фонематического слуха, нарушения артикуляции.
Тест "Переплетенные линии" для оценки устойчивости внимания. Ребенку предлагается рисунок, на котором изображены 10 переплетенных линий. Каждая линия имеет собственный номер у начала (слева) и у конца (справа). Данные номера не совпадают. Задание для ребенка заключается в том, что ему необходимо внимательно проследить за каждой линией от ее начала до конца. Ручкой, карандашом или же пальцем пользоваться нельзя. Ребенок вслух называет номер линии слева и потом номер этой линии справа. Большая часть детей 6-7 лет управляются с данным заданием за 1-2 минуты и практически без ошибок.
Тест "Корректурная проба" для выявления скорости распределения и переключения внимания, его объема и устойчивости. Ребенку предлагается таблица с любыми фигурами. В корректурной матрице с фигурами ребенок просматривает пять строк и как можно быстрее зачеркивает различными способами три любых различных элемента. К примеру: квадрат - поперечной чертой, круг - вертикальной, а звездочку - крестиком. Большая часть детей 6-7 лет выполняют эти задания за 2-3 минуты. Этот тест можно использовать и для получения информации о работоспособности ребенка.
Тест "Нелепицы" для оценки образно-логического мышления.
Ребенку показывается иллюстрация, на которой изображены различные нелепицы, он должен тщательно рассмотреть данную иллюстрацию и сказать, что нарисовано неправильно, почему это не так и как должно быть на самом деле. На все задание отводится не более 2 минут. За это время ребенок должен обнаружить как можно больше абсурдных ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Тест "Лишний предмет" для оценки образно-логического мышления, умственных операций анализа и обобщения. Берется 6 карточек, на которых изображены разные предметы: по 4 на каждой карточке. Ребенку показывается первая (тренировочная) карточка и дается инструкция: из 4 предметов, нарисованных на карточке, один лишний. Необходимо его определить и сказать, почему он липший. После чего необходимо подумать и сказать, как можно назвать остальные 3 предмета, одним словом. В случае если ребенок 6-7 лет правильно находит лишний предмет и называет их одним словом. Если ребенок 6-7 лет правильно находит лишний предмет и называет обобщающее слово как минимум на 4 карточках - это хороший уровень развития образно-логического мышления.
Тест "Запомни фразы" для оценки смысловой памяти.
Ребенку читают фразы, к примеру, такие как:
1) Зимой идет снег.
2) Детки любят играть.
3) В саду растут яблони и груши.
4) В небе летят птицы.
5) Мальчик помогает своей бабушке.
Ребенок должен повторить те фразы, которые ему удалось запомнить. При всем этом главное - передать значение каждой фразы, слово в слово повторять не обязательно. В случае если с первого раза ребенок не сумел повторить все фразы, их повторяют еще раз. Ребенок 6-7 лет обычно справляется с этим заданием со 2-й или же 3-й попытки.
Методика «Изучение эмоционального отношения к школе детей 6-7 лет, посещающих детский сад» позволяет определить уровень эмоционального отношения к обучению в школе. Перед ребенком ставят 2 коробочки: одна с нарисованным на ней школьником, другая с играющими детьми и дают инструкцию: «Вот это – школьники, они идут в школу, а это – дошкольники, они играют. Сейчас я буду называть тебе разные слова, а ты подумай, кому они больше подходят – школьнику или дошкольнику, в ту коробочку и положи карточку». Далее экспериментатор зачитывает карточки с прилагательными-антонимами. Каждую карточку он передает ребенку, который помещает ее в одну из коробочек. Обработка результатов теста заключается в том, что подсчитывается общее число положительных и отрицательных прилагательных, характеризующих дошкольника и школьника.
Методика М.Р. Гинзбурга позволяет исследовать школьную мотивацию в ситуации выбора и выявить наиболее характерные для старших дошкольников учебные мотивы: собственно учебно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности (учебный); мотив, основанный на понимании общественной необходимости учения (социальный); мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими (позиционный); внешний по отношению к самой учебе (внешний); игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую – учебную – сферу (игровой); мотив получения высокой отметки (оценочный). Методика М.Р. Гинзбурга основывается на принципе «персонификации» мотивов. Детям читается небольшой рассказ, в котором каждый из мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. После прочтения рассказа экспериментатор показывает схематический, соответствующий содержанию рассказа рисунок, и задает ребенку следующие вопросы: кто, по-твоему, из них прав? Почему? С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? Дети последовательно осуществляют три выбора, они должны по сюжетным картинкам выбрать правильное, с их точки зрения, поведение сюжетных персонажей. Если содержание рассказа ребенку не совсем понятно, ему напоминают рассказ и показывают соответствующие картинки. Сделанные выборы рассматриваются как приоритетная актуальная учебная мотивация ребенка. Особое внимание необходимо уделить первым двум выборам.

Заключение

Итак, в результате проведенного исследования нами сделаны следующие выводы.
Психологическая готовность к школе является сложным структурным образованием, затрагивающим все стороны детской психики. Это состояние достижения определенного уровня психофизиологического, умственного, личностного, эмоционально-волевого и коммуникативно-речевого развития, позволяющего детям включиться в организованную учебную деятельность.
В широком плане психологическую готовность можно понимать как такой уровень развития ребенка, который даст ему возможность достаточно легко адаптироваться к школьной жизни и учебной деятельности, овладеть новыми знаниями, умениями, навыками, проявляя при этом необходимый уровень активности. В более узком плане под психологической готовностью понимается ряд структурных компонентов, которые показывают уровень развития психофизического, интеллектуального, личностного, эмоционального, коммуникативно-речевого, социального и других аспектов развития детей в старшем дошкольном возрасте.
Единого мнения по поводу определения сущности и структуры психологической готовности к школе в психолого-педагогической науке не выработано. Бесспорно одно: основным содержанием возрастного развития на этапе 6 – 7 лет является переход от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту и достижение психологической школьной готовности.
Психологическая готовность к обучению в школе – явление комплексное, образованное соответствующими компонентами – уровнями развития важнейших психологических качеств ребенка. В работе нами характеризуются такие компоненты школьной готовности, как: психофизический и моторный (тесно связанный с познавательной стороной), интеллектуальный, коммуникативно-речевой, эмоционально-волевой и личностный. В старшем дошкольном возрасте происходят значительные изменения во всех сферах жизни ребенка.
Весьма значительные новообразования формируются в личностной сфере: возникает самооценка, самосознание, внутренняя позиция школьника и др. «Кризис 7 лет», хотя и имеет ряд внешне негативных проявлений (манерничанье, капризы), способствует значительному личностному росту ребенка. Благодаря этому кризису ребенок перерастает прежний ведущий вид деятельности (игра), у него развиваются психологические предпосылки к успешному овладению учебной деятельностью.
Физическая готовность определяется соответствием возрастным физиологическим показателям, общим состоянием здоровья ребенка. Весьма важна моторная сторона, особенно уровень развития мелкой моторики ребенка. Физическая и моторная готовность тесно связаны с познавательным развитием.
В содержание интеллектуальной готовности включаются: уровень развития познавательных процессов, особенности мышления (формирование словесно-логического мышления), кругозор, умение выделять учебную задачу и др.
К началу школьного обучения у ребенка складывается наиболее сложная форма коммуникативно-речевого поведения – внеситуативно-личностное общение. Ребенок испытывает потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Критерием правильности поведения становится суждение и эмоциональная оценка со стороны значимых взрослых людей.
Эмоционально-волевая готовность заключается в уменьшении импульсивных реакций, появлении произвольной саморегуляции, настойчивости. Среди мотивов начинают все больше преобладать социальные и познавательные мотивы. Но ведущими для детей старшего дошкольного возраста являются социальные мотивы. Это потребность посещать школу (носить школьную форму, ранец), включиться в учение, занять новое по­ложение среди окружающих.
В наиболее общем плане возрастная психология указывает на то, что:
1) ребенок к школе не готов, если он не умеет планировать и контролировать свои действия, у него низкая мотивация учения, он не умеет слушать другого человека, выполнять логические операции в форме понятий;
2) ребенок к школе готов, если он умеет контролировать свои действия (или стремится к этому), ориентируется на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, стремится использовать их в своих действиях, умеет слушать другого человека, владеет понятиями.
Итак, цель работы достигнута, поставленные задачи решены. Рассмотренная в работе проблема нуждается в дальнейшей разработке и теоретическом осмыслении.

 

Список литературы

  1. Алферов А. Д. Психология развития школьников. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 384 с.
  2. Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет [Электр. ресурс]
  3. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя/ Предисл. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1983. - 208 с.
  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
  5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. [Электр. ресурс].
  6. Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества. М., 1993. – 96 с.
  7. Вишневецкая Т.Ю., Макарова А.Ю., Молоткова Т.Н. Изучение факторов риска развития отклонений в состоянии здоровья детей 6-летнего возраста, посещающих детские образовательные учреждения г.Люберцы Московской области // Здоровье населения и среда обитания: Информ. бюллетень. – 2010. – № 1. – С.4–7.
  8. Войнов В.Б. Представления о зрелости ребенка в аспекте оценки уровня его здоровья // Начальная школа До и После. – 2012. – № 2. – С. 12–14.
  9. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца; предисл. О.М. Дьяченко. – 2-е изд. – М.: Междунар. образоват. и психол. колледж, 1995. – 144 с.
  10. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.: Смысл, 2011. – 224 с.
  11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Астрель, 2008. – 672 с.
  12. Выготский Л.С. Проблема возраста // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. – 2-е изд. – М.: МПСИ, 2010. – С. 51–67.
  13. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. – 3-е изд. – М.: Академический проект, 2010. – 256 с.
  14. Грудненко Е.А. Психологическая готовность к школе. Подходы отечественных психологов к определению психологической готовности // Тенденции развития педагогической науки: Материалы межд. заочной науч.-практ. конф. 23 октября 2010 г. – [Электр. ресурс].
  15. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – 3-е изд. – М.: Академический Проект, 2000. – 184 с.
  16. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 208 с.
  17. Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю., Ганошенко Н.И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет [Электр. ресурс].
  18. Журова Л.Е., Кочурова Е.Э, Кузнецова М.И. Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе // Справочник руководителей и учителей начальной школы. – Тула: Родничок, 2005. – 832 с.
  19. Ильина Г.В. Взаимосвязь развития познавательных способностей и физических качеств у старших дошкольников и младших школьников // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 10. – С. 197–203.
  20. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5 – 7 лет. – М.: Академия Развития, 2011. – 120 с.
  21. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учеб. пособие. – [Электр. ресурс]. –
  22. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – 3-е изд. – СПб.: Речь, 2010. – 152 с.
  23. Кривых С.В., Урбанская М.В. Готовность к школе: теоретический анализ понятия // Вестник Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д.И. Менделеева. – 2010. – № 2. – С. 75–86.
  24. Куинджи Н.Н. Функциональная готовность ребенка к школе: ретроспектива и актуальность // Вестник Российской академии медицинских наук. – 2009. – № 5. – C. 33–36.
  25. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения: Авторский сборник. – М.: Смысл, 2009. – 426 с.
  26. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с.
  27. Люблинская А.А. Детская психология [Электр. ресурс].
  28. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – 2-е изд. – М.: Академия, 2008. – 192 с.
  29. Мухина В.С. Что такое готовность к учению? // Начальная школа До и После. – 2010. – № 4. – С. 25–27.
  30. Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л. А. Венгера,—2-е изд., перераб. и доп.— М.: Просвещение, 1985.—272 с.
  31. Нижегородцева Н.В. Проблема готовности к обучению в культурно-исторической теории развития Л.С. Выготского // Ярославский педагогический вестник. – 2012. – № 1. – Том II (Психолого-педагогические науки). – С. 258–262.
  32. Нижегородцева Н.В. Системогенетический анализ готовности к обучению. – 2-е изд. – Ярославль: Аверс Пресс, 2012. – 90 с.
  33. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М.: Владос, 2001. – 256 с.
  34. Особенности психического развития детей 6 – 7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – [Электр. ресурс].
  35. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Академия, 2009. – 184 с.
  36. Развитие младших школьников в различных образовательных системах / Под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Логос, 2011. – 232 с.
  37. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / Под ред. Д.И. Фельдштейна, М.М. Безруких. – М.: МПСИ, 2009. – 432 с.
  38. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. – [Электр. ресурс].
  39. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – 2-е изд. – М.: Аспект-Пресс, 2010. – 464 с.
  40. Сапогова Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6 – 7-летнего возраста. – [Электр. ресурс].
  41. Сердюкова Е.Ф. Психолого-педагогическая диагностика готовности ребенка к обучению в школе как необходимый этап организации образовательного процесса в подготовительной группе ДОУ // Вестник Академии наук Чеченской Республики. – 2009. – № 1. – С. 173–178.
  42. Славина Л.С. Трудные дети: Авторский сборник / Ред. В.Э. Чудновский. – М.: МПСИ, 2002. – 432 с.
  43. Солдатов Д.В. Динамика мотивов у детей старшего дошкольного возраста // Психолог в детском саду. – 2001. – № 3–4. – С. 30–34.
  44. Стожарова М.Ю. Предшкольное образование. Модели и реальность. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 224 с.
  45. Теппер Е.А., Грицкевич Н.Ю. Возраст ребенка и готовность к началу систематического школьного обучения // Сибирское медицинское обозрение. – 2011. – Т. 67. № 1. – С. 12–16.
  46. Терещенко М.Н. Готовность ребенка к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2009. – № 9. – С. 58–61.
  47. Фатихова Л.Ф. Проблема готовности к школьному обучению. – [Электр. ресурс].
  48. Цукерман Г.А. Готовность к школе. – [Электр. ресурс].
  49. Чуганова К.Е. Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе. – М.: Изд-во Московской открытой социальной академии, 2011. – 60 с.
  50. Шванцара Й. Диагностика психического развития. – Прага: Авиценум, 1978. – 388 с.
  51. Шульга Т.И. Эмоционально-волевой компонент психологической готовности к обучению школьников // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». – 2012. – № 1. – С. 60–66.
  52. Эльконин Д.Б. Психология игры. – 3-е изд. – М.: Владос, 2010. – 360 с.

 

Приложение

готовность

 

Рисунок 1. Содержательное наполнение понятия «школьная зрелость»
(по А.Н.Овечкиной).

 

МПГУ, 2013, - 53 с.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.