Цель: развитие социально-психологических условий для успешной адаптации детей к ситуации школьного обучения.
Задачи:
- развитие когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе;
- развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами;
- формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
Предмет психокоррекции: познавательные процессы, межличностное общение.
Объект психокоррекции: дети подготовительной группы детского сада и дети 1 класса с низким уровнем готовности к школе.
Объем программы рассчитан на 20 занятий при частоте встреч один – два раза в неделю. Продолжительность одного занятия 35 – 45 минут.
Диагностика проводится при помощи комплекта «Экспресс-диагностика готовности к школе» (Вахротова Е.К., Дятко Н.В., Сазоновой Е.В.) В детском саду готовность к школе определяется в марте, в 1 классе – в сентябре. Итоговая диагностика предполагает определение уровня развития познавательных процессов: Детский сад:
- «Части рисунков»
- «Сериации»
- «7 слов»
- «Узнай фигуры»
- «Найди отличия»
- «Найди одинаковое»
- «Четвертый лишний»
- «Закономерности»
- «Последовательные картинки»
- «Расставь знаки»
- «10 слов»
- «10 картинок»
- «Вопросы»
- «Сравни предметы»
- «Назови одним словом»
Дети детского сада, приходя в 1 класс, проходят повторную диагностику готовности к школе. Используется комплект «Экспресс-диагностика готовности к школе» (Вахротова Е.К., Дятко Н.В., Сазоновой Е.В.)
Информация о полученном результате сообщается родителям и педагогам (воспитателю подготовительной группы и учителю 1 класса) в форме индивидуальных консультаций с предложением рекомендаций. Администрация образовательного учреждения получает информацию о процентном соотношении уровней готовности детей к школе без оглашения фамилий.
Каждое занятие включает:
- Вступительное слово психолога.
Цель: создание атмосферы группового доверия и принятия.
Дети сидят в кругу. Каждый по очереди говорит, какое у него настроение, что он рад всех видеть и т.д. (что хочет ребенок сказать группе).
- Разминка.
Цель: воздействие на эмоциональное состояние, настрой на продуктивную деятельность.
- Основное содержание.
Совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия.
- Рефлексия занятия. Ритуал прощания.
Оценка занятия проводится в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, что было хорошо – что плохо) и смысловом (почему это важно, для чего это делали). При проведении ритуала прощания дети хвалят друг друга за что-то по кругу.
№ занятия
|
Задачи занятия
|
Содержание занятия
|
Примечания
|
1
|
Создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе, развитие наблюдательности, внимания, памяти, воображения.
|
- Игра-разминка «Кто летает»
Если ведущий называет предмет, который летает, все хором говорят: «Летает» и машут руками. Если предмет не летает - стоят молча.
- Игра «Мяч»
Кидать мяч любому участнику, называя его имя. Кто не успел поймать мяч, называет имена всех присутствующих.
- Игра «Тропинка»
Один ребенок ведет за собой все остальных, показывая определенные движения. Группа повторяет их. По хлопку первый становится в конец колонны и команду ведет второй участник.
- Игра «Штирлиц»
Все замирают в выбранных позах. Один ребенок запоминает их и выходит из комнаты. Ведущий делает 5 изменений. Ребенок называет, что изменилось. Выбирается новый «Штирлиц»
|
|
2
|
Стимулирование внутригруппового общения, развитие памяти, внимания, логического мышления, работа со словарным запасом детей.
|
- Игра-разминка «Исходное положение»
Дети сидят на стульях. По команде «Встать» все одновременно встают, по команде «Сесть» - одновременно садятся.
- Игра «Мяч»
Кидать мяч любому участнику, называя его имя. Кто не успел поймать мяч, называет имена всех присутствующих.
- Игра «Слово»
Ведущий предлагает первый слог и говорит: «Отгадайте и напишите, что я хочу сказать»:
- по- - ми-
- на- - му-
- за- - до-
- Игра «Штирлиц»
Все замирают в выбранных позах. Один ребенок запоминает их и выходит из комнаты. Ведущий делает 5 изменений. Ребенок называет, что изменилось. Выбирается новый «Штирлиц»
- Игра «Гомеостат»
По команде все выбрасывают пальцы. Группа должна стремиться к тому, чтобы все выбросили одинаковое число пальцев. Договариваться нельзя.
|
|
3
|
Развитие межличностного общения в группе, развитие тактильной памяти, внимания, пополнение словарного запаса.
|
- Игра-разминка «Танец»
Дети под музыку повторяют все движения за водящим.
- Игра «Конспиратор»
Водящий на ощупь должен определить, к кому он подошел.
- Игра «Закончи предложение»
Продолжить предложения: «Летом тепло, а осенью…», «Птицы летают, а змеи…», «Сахар сладкий, а лимон…» и т.д.
- Игра «Гомеостат»
По команде все выбрасывают пальцы. Группа должна стремиться к тому, чтобы все выбросили одинаковое число пальцев. Договариваться нельзя.
|
|
4
|
Развитие общения в группе, развитие наблюдательности, внимания, памяти, мыслительных процессов
|
- Игра-разминка «Животные»
Изобразить при помощи мимики и жестов любого животного.
- Игра «Конспиратор»
Водящий на ощупь должен определить, к кому он подошел.
- Игра «Переходы»
Ведущий без стула, просит поменяться местами тех, у кого темные волосы, светлые волосы, кто любит мороженое и т.д. Ведущий занимает в это время любое место. Кому не хватило стула – водит.
- Игра «Кто есть кто. Что есть что»
Ведущий называет группу, а дети – слова, которые к ней относятся: - домашние животные - деревья и т.д.
- Игра «Гомеостат»
По команде все выбрасывают пальцы. Группа должна стремиться к тому, чтобы все выбросили одинаковое число пальцев. Договариваться нельзя.
|
|
5
|
Развитие наблюдательности, внимания, памяти, мыслительных процессов, произвольности движений
|
- Игра-разминка «Буквы алфавита»
Детям присваивается буква алфавита. Ведущий называет любую букву. Тот, кому она принадлежит, делает хлопок.
- Игра «Переходы»
Ведущий без стула, просит поменяться местами тех, у кого темные волосы, светлые волосы, кто любит мороженое и т.д. Ведущий занимает в это время любое место. Кому не хватило стула – водит.
- Игра «Кто есть кто. Что есть что»
Ведущий называет группу, а дети – слова, которые к ней относятся: - домашние животные - деревья и т.д.
- Игра «Запретное движение»
Дети повторяют за ведущим все движения, кроме запретного. Кто ошибся – выбывает.
- Игра «Гомеостат»
По команде все выбрасывают пальцы. Группа должна стремиться к тому, чтобы все выбросили одинаковое число пальцев. Договариваться нельзя.
|
|
6
|
Развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления, произвольности движений, расширение словарного запаса.
|
- Игра-разминка «Передай предмет»
Дети передают предмет подбородком, без использования рук. Если вещь падает, все начинают сначала.
- Игра «Запретное движение»
Дети повторяют за ведущим все движения, кроме запретного. Кто ошибся – выбывает.
- Игра «Запомни порядок»
6 человек становятся в шеренгу. 1 из детей запоминает порядок в течение 5 – 10 сек., затем отворачивается и перечисляет детей по порядку. После этого поворачивается и называет, кто из детей поменялся местами.
- Игра «Угадай группу»
Ведущий называет слово, а дети – группу, к которой оно относится: яблоко – фрукт и т.д.
- Игра «Составим сказку»
Каждый из присутствующих говорит по одному предложению из известной сказки так, чтобы получилась общая сказка.
|
|
7
|
Расширение словарного запаса детей, развитие навыков логического и творческого мышления, произвольного внимания, памяти, воображения
|
- Игра-разминка «Исходное положение»
Дети сидят на стульях. По команде «Встать» все одновременно встают, по команде «Сесть» - одновременно садятся.
- Игра «Составим сказку»
Каждый из присутствующих говорит по одному предложению из известной сказки так, чтобы получилась общая сказка. Все предложения должны начинаться на букву «П»
- Игра «Слушай хлопки»
1 хлопок – стоять на одной ноге, 2 хлопка – присесть, 3 хлопка – идти по кругу.
- Игра «Тактильный образ»
Дети работают в паре. Один пальцем рисует на спине другому какой-либо предмет. Тот отгадывает. Затем меняются местами.
- Игра «Монолог картошки»
Представь, что ты – ожившая картошка. Что ты хочешь нам сказать? Придумать историю за 6 минут.
|
|
8
|
Развитие произвольного внимания, умения логически мыслить, развитие мыслительных ассоциативных связей, пространственной ориентации, расширение словарного запаса
|
- Игра-разминка «Обыгрывание предмета»
Ведущий пускает по кругу любой предмет. Этот предмет может исполнять любую роль, только не свою собственную. Обыграть эту роль (ручка – градусник и т.д.)
- Игра «Слушай хлопки»
1 хлопок – стоять на одной ноге, 2 хлопка – присесть, 3 хлопка – идти по кругу.
- Игра «Рассказ наоборот»
Сочинить рассказ с конца по одному предложению. «И жили они долго и счастливо. Наконец они помирились. …» и т.д.
- Игра «Футболист»
Футболисту завязывают глаза. Один из игроков говорит, что нужно сделать футболисту, чтобы подойти к мячу и взять его в руки.
- Игра «Определения»
Ведущий называет два несогласованных слова. Ребенок составляет предложение из этих слов: собака – гулять, дерево - расти, дождь – лить, книга – читать, голова – болеть, мышка – шуршать, краски – рисовать.
|
|
9
|
Развитие мыслительных ассоциативных связей, пространственной ориентации, наблюдательности, памяти, восприятия.
|
- Игра-разминка «На одну букву»
Дети сидят в кругу и называют предметы, находящиеся в комнате, названия которых начинаются на букву «А»
- Игра «Футболист»
Футболисту завязывают глаза. Один из игроков говорит, что нужно сделать футболисту, чтобы подойти к мячу и взять его в руки.
- Игра «Определения»
Ведущий называет два несогласованных слова. Ребенок составляет предложение из этих слов: собака – гулять, дерево - расти, дождь – лить, книга – читать, голова – болеть, мышка – шуршать, краски – рисовать.
- Игра «Кто что сделал»
4 человека показывают свои позы. Один из зрителей повторяет их в той последовательности, в которой увидел.
- Игра «Невидимые слова»
Ведущий пишет слова в воздухе, а дети называют их или записывают себе в тетрадь.
|
|
10
|
Развитие зрительного восприятия, внимания, воображения, самоконтроля. Укрепление навыков счета, развитие различных видов памяти.
|
- Игра-разминка «Четыре стихии»
Дети идут по кругу и слушают команды: «земля» - руки вниз «воздух» - руки вверх «вода» - руки вперед «огонь» - махи руками.
- Игра «Невидимые слова»
Ведущий пишет слова в воздухе, а дети называют их или записывают себе в тетрадь.
- Игра «Запретный номер»
Выбирается запретная цифра (например, 4). Вместо нее и чисел, содержащих ее, делается хлопок. Счет ведется по кругу. 1,2,3,хлопок,5,6, 7,8,9,10,11,12,13,хлопок…
- Игра «Запомни свое место»
Дети выбирают себе место в комнате. По сигналу – 1 хлопок – дети бегут по комнате, 2 хлопка – бегут на свои места. Местоположение меняется несколько раз.
- Игра «Монолог портрета»
Дети рассматривают портрет и за 5-7 минут придумывают, что этот портрет хочет нам сказать.
|
|
11
|
Развитие произвольного внимания, памяти, волевой сферы, формирование выразительных движений, развитие коммуникативных способностей.
|
- Игра-разминка «Хлопки»
Дети встают в круг. Ведущий делает хлопок. Стоящий справа от него ребенок хлопок повторяет, следующие тоже хлопают по одному разу. Водящий подходит в любое место круга и после его хлопка, распространение хлопков начинается с этого места. Местоположение выбирает сам водящий.
- Игра «Запретный номер»
Выбирается запретная цифра (например, 4). Вместо нее и чисел, содержащих ее, делается хлопок. Счет ведется по кругу. 1,2,3,хлопок,5,6, 7,8,9,10,11,12,13,хлопок…
- Игра «Заколдованные»
Дети ходят по комнате. По команде «Стоп» все замирают. Водящий старается рассмешить кого-то из заколдованных. Если ему это удается, оба становятся водящими.
- Игра «Пасьянс»
Ведущий показывает любую пиктограмму. Дети подбирают соответствующие ей картинки.
- Игра «Я не знаю»
Выбираю «Незнайку». Что бы у него не спросили, он жестами показывает «Я не знаю», «Я не видел» и т.д.
|
|
12
|
Развитие самоконтроля, внимания, умения распознавать и изображать чувства и настроения других.
|
- Игра-разминка «Песня»
Дети выбирают хорошо знакомую песню. По хлопку ведущего все начинают петь. По второму хлопку все замолкают и поют про себя. По хлопку опять все продолжают петь вслух.
- Игра «Пасьянс»
Ведущий показывает любую пиктограмму. Дети подбирают соответствующие ей картинки.
- Игра «Заколдованные»
Дети ходят по комнате. По команде «Стоп» все замирают. Водящий старается рассмешить кого-то из заколдованных. Если ему это удается, оба становятся водящими.
- Игра «Имитация»
Из набора найти одному игроку всех веселых, второму – недовольных и т.д.
- Игра в мяч
Дети двигаются под музыку. У кого мяч, выкрикивает имя любого участника и кидает мяч. Игрок, чье имя назвали должен поймать мяч. Кто не поймал, становится зрителем.
|
|
13
|
Развитие восприятия, внимания, умения определять чувства и настроения других; снятие агрессии и страхов
|
- Игра-разминка «Иноходец»
Дети идут, занося правую ногу как можно дальше за левую. Кто упал, выходит.
- Игра «Имитация»
Из набора найти одному игроку всех веселых, второму – недовольных и т.д.
- Игра «Цвета»
Ведущий называет любой цвет. Дети за 1 минуту должны назвать 5 предметов этого цвета.
- Игра «Кляксы»
Сделать на листе кляксу, сложив его пополам. И придумать, на что похожа клякса.
- Игра «Кто быстрее»
Ведущий называет любое настроение, а дети должны как можно быстрее найти карточку с этим настроением.
|
|
14
|
Развитие активного внимания, памяти, сообразительности, логического мышления, умения распознавать и изображать чувства и настроения; работа по снятию страхов перед школой
|
- Игра-разминка «Угадай чувства»
Изобразить при помощи мимики и жестов названное ведущим чувство.
- Игра «Кто быстрее»
Ведущий называет любое настроение, а дети должны как можно быстрее найти карточку с этим настроением.
- Игра «Инсценировка»
Придумать разные ситуации, приводящие к тому или иному настроению. Затем разбить детей на группы, каждая из которых обыгрывает одну из названных ситуаций.
- Игра «Сочиним рассказ»
Ведущий начинает рассказ, назвав первое предложение. Дети по очереди придумывают свои предложения так, чтобы получился общий рассказ.
|
|
15
|
Развитие воображения, памяти, внимания, способности к сосредоточению, умения изображать чувства и настроения; снятие напряженности, страхов, боязни школы.
|
- Игра-разминка «Мячик»
Дети передают мяч друг другу из рук в руки. Если кто-то уронил мяч или передал его по воздуху, он выбывает.
- Игра «Инсценировка»
Придумать разные ситуации, приводящие к тому или иному настроению. Затем разбить детей на группы, каждая из которых обыгрывает одну из названных ситуаций.
- Игра «Сочиним рассказ»
Ведущий начинает рассказ, назвав первое предложение. Дети по очереди придумывают свои предложения так, чтобы получился общий рассказ.
- Игра «Дракон кусает свой хвост»
Дети встают друг за другом. Первой – голова, а последний – хвост дракона. «Голова» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от нее. Рассоединять руки команде нельзя.
- Игра «Слушай команду»
Дети ходят под музыку, которая внезапно обрывается, и ведущий шепотом произносит команду (сесть на стул, поднять руки и т.д.).
|
|
16
|
Обучение детей расслаблению, раскованности; снятие страхов агрессии; развитие воображения, восприятия, наблюдательности
|
- Игра-разминка «Игра в мяч»
Дети двигаются под музыку. У кого мяч, выкрикивает имя любого участника и кидает мяч. Игрок, чье имя назвали должен поймать мяч. Кто не поймал, становится зрителем.
- Игра «Слушай команду»
Дети ходят под музыку, которая внезапно обрывается, и ведущий шепотом произносит команду (сесть на стул, поднять руки и т.д.).
- Игра «Кляксы»
Сделать на листе кляксу, сложив его пополам. И придумать, на что похожа клякса.
- Игра «Скучно, скучно так сидеть»
Дети стоят у стены. У противоположной стены стоят стулья на 1 меньше, чем детей. Ведущий произносит: «Скучно, скучно так сидеть, друг на друга все глядеть, не пора ли пробежаться и местами поменяться?». После этих слов дети бегут на стулья. Кому не досталось стула – выбывает.
- Игра «Определи игрушку»
Один из детей показывает жестами, движениями любую игрушку. Остальные угадывают ее.
|
|
17
|
Развитие воображения, творческого мышления, наблюдательности; развитие произвольного внимания, самоорганизации
|
- Игра-разминка «Закорючка»
Первый ребенок рисует на листе какую-либо закорючку и передает его дальше. Второй ребенок дополняет закорючку до любого предмета и рисует новую закорючку и т.д.
- Игра «Скучно, скучно так сидеть»
Дети стоят у стены. У противоположной стены стоят стулья на 1 меньше, чем детей. Ведущий произносит: «Скучно, скучно так сидеть, друг на друга все глядеть, не пора ли пробежаться и местами поменяться?». После этих слов дети бегут на стулья. Кому не досталось стула – выбывает.
- Игра «Определение игрушки»
Один из детей показывает жестами, движениями любую игрушку. Остальные угадывают
- Игра «Разговор обезьяны и крокодила»
Дети в парах играют роль обезьяны и крокодила. За 3-5 минут придумать диалог, который может произойти между этими животными.
- Игра «Дракон кусает свой хвост»
Дети встают друг за другом. Первой – голова, а последний – хвост дракона. «Голова» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от нее. Рассоединять руки команде нельзя.
|
|
18
|
Развитие внимания, памяти, воображения, наблюдательности; формирование внутреннего плана действий; развитие координации
|
- Игра-разминка «Танец»
Дети под музыку повторяют все движения за водящим.
- Игра «Слушай и исполняй»
Ведущий называет несколько действий, но не показывает их. Дети показывают их в названной последовательности. - повернуть голову направо, повернуть прямо, опустить вниз, повернуть прямо. - поднять правую руку, поднять левую руку, опустить руки. - повернуться налево, присесть, встать. - поднять правую ногу, стоять на левой ноге, поставить правую ногу.
- Игра «Возьми и передай»
Дети передают друг другу воображаемый предмет, называя его. Например «тяжелый чемодан» еле-еле поднять, демонстрируя его тяжесть.
- Игра «Снежный ком»
Ведущий выкладывает на стол предметы. Дети запоминают, что и в какой последовательности он выкладывал.
- Игра «Тактильный образ»
Дети работают в паре. Один пальцем рисует на спине другому какой-либо предмет. Тот отгадывает. Затем меняются местами.
|
|
19
|
Развитие мышления, зрительной памяти, воображения, внимания, расширение словарного запаса; формирование внутреннего плана действий
|
- Игра-разминка «Хлопки»
Дети встают в круг. Ведущий делает хлопок. Стоящий справа от него ребенок хлопок повторяет, следующие тоже хлопают по одному разу. Водящий подходит в любое место круга и после его хлопка, распространение хлопков начинается с этого места. Местоположение выбирает сам водящий.
- Игра «Слушай и исполняй»
Ведущий называет несколько действий, но не показывает их. Дети показывают их в названной последовательности. - повернуть голову направо, повернуть прямо, опустить вниз, повернуть прямо. - поднять правую руку, поднять левую руку, опустить руки. - повернуться налево, присесть, встать. - поднять правую ногу, стоять на левой ноге, поставить правую ногу.
- Игра «Испорченный телефон»
Дети становятся спиной к водящему. Ведущий показывает позу, которую водящий показывает первому игроку. Тот демонстрирует позу второму и т.д. Когда все позы показаны, дети поворачиваются и встают в эту позу. Сравнивается первая и последняя позы.
- Игра «Части тела»
По команде игрок поворачивается к своему соседу и показывает какую-то часть тела, например нас. Сосед говорит: «Это мой нос», а автор вопроса подтверждает: «Правильно!» и т.д.
- Игра «Снежный ком»
Ведущий выкладывает на стол предметы. Дети запоминают, что и в какой последовательности он выкладывал.
|
|
20
|
Развитие памяти, внимания, умения устанавливать логические связи между словами, расширение словарного запаса
|
- Игра-разминка «Игра в мяч»
Дети двигаются под музыку. У кого мяч, выкрикивает имя любого участника и кидает мяч. Игрок, чье имя назвали должен поймать мяч. Кто не поймал, становится зрителем.
- Игра «Поиск аналогий»
Называется предмет. Нужно найти как можно больше предметов, сходных с ним по различным признакам. Кукла – погремушка, мишка (игрушки), телефон, футляр (пластмасса), чашка, тарелка (фарфор). Вертолет… Земля…
- Игра «Определи игрушку»
Один из детей показывает жестами, движениями любую игрушку. Остальные угадывают ее.
- Игра «Повтори за мной»
Ведущий постукивает определенный ритм. Дети повторяют за ним.
- Игра «Кляксы»
Сделать на листе кляксу, сложив его пополам. И придумать, на что похожа клякса.
|
|
Волгоград, 2010 г. |