Программа подготовки к школе
Младший школьный возраст - Готовность к школе

Цель: развитие социально-психологических условий для успешной адаптации детей к ситуации школьного обучения.

Задачи:

  • развитие когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе;
  • развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами;
  • формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.

Предмет психокоррекции: познавательные процессы, межличностное общение.

Объект психокоррекции: дети подготовительной группы детского сада и дети 1 класса с низким уровнем готовности  к школе.

Объем программы рассчитан на 20 занятий при частоте встреч один – два  раза в неделю. Продолжительность одного занятия 35 – 45 минут.

Диагностика проводится при помощи комплекта «Экспресс-диагностика готовности к школе» (Вахротова Е.К., Дятко Н.В., Сазоновой Е.В.)
В детском саду готовность к школе определяется в марте, в 1 классе – в сентябре.
Итоговая диагностика предполагает определение уровня развития познавательных процессов:
Детский сад:

 

  • «Части рисунков»
  • «Сериации»
  • «7 слов»
  • «Узнай фигуры»
  • «Найди отличия»
  • «Найди одинаковое»
  • «Четвертый лишний»
  • «Закономерности»
  • «Последовательные картинки»

 

Начальная школа:


  • «Расставь знаки»
  • «10 слов»
  • «10 картинок»
  • «Вопросы»
  • «Сравни предметы»
  • «Назови одним словом»

 

Дети детского сада, приходя в 1 класс, проходят повторную диагностику готовности к школе. Используется комплект  «Экспресс-диагностика готовности к школе» (Вахротова Е.К., Дятко Н.В., Сазоновой Е.В.)

Информация о полученном результате сообщается родителям и педагогам (воспитателю подготовительной группы и учителю 1 класса) в форме индивидуальных консультаций с предложением рекомендаций.
Администрация образовательного учреждения получает информацию о процентном соотношении уровней готовности детей к школе без оглашения  фамилий.

Каждое занятие включает:

  1. Вступительное слово психолога.

Цель: создание атмосферы группового доверия и принятия.

Дети сидят в кругу. Каждый по очереди говорит, какое у него настроение, что он рад всех видеть и т.д. (что хочет ребенок сказать группе).

  1. Разминка.

Цель: воздействие на эмоциональное состояние, настрой на продуктивную деятельность.

  1. Основное содержание.

Совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия.

  1. Рефлексия занятия. Ритуал прощания.

Оценка занятия проводится в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, что было хорошо – что плохо) и смысловом (почему это важно, для чего это делали).
При проведении ритуала прощания дети хвалят друг друга за что-то по кругу.

 


занятия

Задачи занятия

Содержание занятия

Примечания

1

Создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе, развитие наблюдательности, внимания, памяти, воображения.

  1. Игра-разминка «Кто летает»

Если ведущий называет предмет, который летает, все хором говорят: «Летает» и машут руками. Если предмет не летает - стоят молча.

  1. Игра «Мяч»

Кидать мяч любому участнику, называя его имя. Кто не успел поймать мяч, называет имена всех присутствующих.

  1. Игра «Тропинка»

Один ребенок ведет за собой все остальных, показывая определенные движения. Группа повторяет их. По хлопку первый становится в конец колонны и команду ведет второй участник.

  1. Игра «Штирлиц»

Все замирают в выбранных позах. Один ребенок запоминает их и выходит из комнаты. Ведущий делает 5 изменений. Ребенок называет, что изменилось. Выбирается новый «Штирлиц»

2

Стимулирование внутригруппового общения, развитие памяти, внимания, логического мышления, работа со словарным запасом детей.

  1. Игра-разминка «Исходное положение»

Дети сидят на стульях. По команде «Встать» все одновременно встают, по команде «Сесть» - одновременно садятся.

  1. Игра «Мяч»

Кидать мяч любому участнику, называя его имя. Кто не успел поймать мяч, называет имена всех присутствующих.

  1. Игра «Слово»

Ведущий предлагает первый слог и говорит: «Отгадайте и напишите, что я хочу сказать»:

  • по-                - ми-
  • на-                - му-
  • за-                - до-
  1. Игра «Штирлиц»

Все замирают в выбранных позах. Один ребенок запоминает их и выходит из комнаты. Ведущий делает 5 изменений. Ребенок называет, что изменилось. Выбирается новый «Штирлиц»

  1. Игра «Гомеостат»

По команде все выбрасывают пальцы. Группа должна стремиться к тому, чтобы все выбросили одинаковое число пальцев. Договариваться нельзя.

3

Развитие межличностного общения в группе, развитие тактильной памяти, внимания, пополнение словарного запаса.

  1. Игра-разминка «Танец»

Дети под музыку повторяют все движения за водящим.

  1. Игра «Конспиратор»

Водящий на ощупь должен определить, к кому он подошел.

  1. Игра «Закончи предложение»

Продолжить предложения: «Летом тепло, а осенью…», «Птицы летают, а змеи…», «Сахар сладкий, а лимон…» и т.д.

  1. Игра «Гомеостат»

По команде все выбрасывают пальцы. Группа должна стремиться к тому, чтобы все выбросили одинаковое число пальцев. Договариваться нельзя.

4

Развитие общения в группе, развитие наблюдательности, внимания, памяти, мыслительных процессов

  1. Игра-разминка «Животные»

Изобразить при помощи мимики и жестов любого животного.

  1. Игра «Конспиратор»

Водящий на ощупь должен определить, к кому он подошел.

  1. Игра «Переходы»

Ведущий без стула, просит поменяться местами тех, у кого темные волосы, светлые волосы, кто любит мороженое и т.д. Ведущий занимает в это время любое место. Кому не хватило стула – водит.

  1. Игра «Кто есть кто. Что есть что»

Ведущий называет группу, а дети – слова, которые к ней относятся:
- домашние животные
- деревья и т.д.

  1. Игра «Гомеостат»

По команде все выбрасывают пальцы. Группа должна стремиться к тому, чтобы все выбросили одинаковое число пальцев. Договариваться нельзя.

5

Развитие наблюдательности, внимания, памяти, мыслительных процессов, произвольности движений

  1. Игра-разминка «Буквы алфавита»

Детям присваивается буква алфавита. Ведущий называет любую букву. Тот, кому она принадлежит, делает хлопок.

  1. Игра «Переходы»

Ведущий без стула, просит поменяться местами тех, у кого темные волосы, светлые волосы, кто любит мороженое и т.д. Ведущий занимает в это время любое место. Кому не хватило стула – водит.

  1. Игра «Кто есть кто. Что есть что»

Ведущий называет группу, а дети – слова, которые к ней относятся:
- домашние животные
- деревья и т.д.

  1. Игра «Запретное движение»

Дети повторяют за ведущим все движения, кроме запретного. Кто ошибся – выбывает.

  1. Игра «Гомеостат»

По команде все выбрасывают пальцы. Группа должна стремиться к тому, чтобы все выбросили одинаковое число пальцев. Договариваться нельзя.

6

Развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления, произвольности движений, расширение словарного запаса.

  1. Игра-разминка «Передай предмет»

Дети передают предмет подбородком, без использования рук. Если вещь падает, все начинают сначала.

  1. Игра «Запретное движение»

Дети повторяют за ведущим все движения, кроме запретного. Кто ошибся – выбывает.

  1. Игра «Запомни порядок»

6 человек становятся в шеренгу. 1 из детей запоминает порядок в течение 5 – 10 сек., затем отворачивается и перечисляет детей по порядку. После этого поворачивается и называет, кто из детей поменялся местами.

  1. Игра «Угадай группу»

Ведущий называет слово, а дети – группу, к которой оно относится: яблоко – фрукт и т.д.

  1. Игра «Составим сказку»

Каждый из присутствующих говорит по одному предложению из известной сказки так, чтобы получилась общая сказка.

7

Расширение словарного запаса детей, развитие навыков логического и творческого мышления, произвольного внимания, памяти, воображения

  1. Игра-разминка «Исходное положение»

Дети сидят на стульях. По команде «Встать» все одновременно встают, по команде «Сесть» - одновременно садятся.

  1. Игра «Составим сказку»

Каждый из присутствующих говорит по одному предложению из известной сказки так, чтобы получилась общая сказка. Все предложения должны начинаться на букву «П»

  1. Игра «Слушай хлопки»

1 хлопок – стоять на одной ноге,
2 хлопка – присесть,
3 хлопка – идти по кругу.

  1. Игра «Тактильный образ»

Дети работают в паре. Один пальцем рисует на спине другому какой-либо предмет. Тот отгадывает. Затем меняются местами.

  1. Игра «Монолог картошки»

Представь, что ты – ожившая картошка. Что ты хочешь нам сказать? Придумать историю за 6 минут.

8

Развитие произвольного внимания, умения логически мыслить, развитие мыслительных ассоциативных связей, пространственной ориентации, расширение словарного запаса

  1. Игра-разминка «Обыгрывание предмета»

Ведущий пускает по кругу любой предмет. Этот предмет может исполнять любую роль, только не свою собственную. Обыграть эту роль (ручка – градусник и т.д.)

  1. Игра «Слушай хлопки»

1 хлопок – стоять на одной ноге,
2 хлопка – присесть,
3 хлопка – идти по кругу.

  1. Игра «Рассказ наоборот»

Сочинить рассказ с конца по одному предложению. «И жили они долго и счастливо. Наконец они помирились. …» и т.д.

  1. Игра «Футболист»

Футболисту завязывают глаза. Один из игроков говорит, что нужно сделать футболисту, чтобы подойти к мячу и взять его в руки.

  1. Игра «Определения»

Ведущий называет два несогласованных слова. Ребенок составляет предложение из этих слов: собака – гулять, дерево - расти, дождь – лить, книга – читать, голова – болеть, мышка – шуршать, краски – рисовать.

9

Развитие мыслительных ассоциативных связей, пространственной ориентации, наблюдательности, памяти, восприятия.

  1. Игра-разминка «На одну букву»

Дети сидят в кругу и называют предметы, находящиеся в комнате, названия которых начинаются на букву «А»

  1. Игра «Футболист»

Футболисту завязывают глаза. Один из игроков говорит, что нужно сделать футболисту, чтобы подойти к мячу и взять его в руки.

  1. Игра «Определения»

Ведущий называет два несогласованных слова. Ребенок составляет предложение из этих слов: собака – гулять, дерево - расти, дождь – лить, книга – читать, голова – болеть, мышка – шуршать, краски – рисовать.

  1. Игра «Кто что сделал»

4 человека показывают свои позы. Один из зрителей повторяет их в той последовательности, в которой увидел.

  1. Игра «Невидимые слова»

Ведущий пишет слова в воздухе, а дети называют их или записывают себе в тетрадь.

10

Развитие зрительного восприятия, внимания, воображения, самоконтроля. Укрепление навыков счета, развитие различных видов памяти.

  1. Игра-разминка «Четыре стихии»

Дети идут по кругу и слушают команды:
«земля» - руки вниз
«воздух» - руки вверх
«вода» - руки вперед
«огонь» - махи руками.

  1. Игра «Невидимые слова»

Ведущий пишет слова в воздухе, а дети называют их или записывают себе в тетрадь.

  1. Игра «Запретный номер»

Выбирается запретная цифра (например, 4). Вместо нее и чисел, содержащих ее, делается хлопок. Счет ведется по кругу. 1,2,3,хлопок,5,6, 7,8,9,10,11,12,13,хлопок…

  1. Игра «Запомни свое место»

Дети выбирают себе место в комнате. По сигналу – 1 хлопок – дети бегут по комнате, 2 хлопка – бегут на свои места. Местоположение меняется несколько раз.

  1. Игра «Монолог портрета»

Дети рассматривают портрет и за 5-7 минут придумывают, что этот портрет хочет нам сказать.

11

Развитие произвольного внимания, памяти, волевой сферы, формирование выразительных движений, развитие коммуникативных способностей.

  1. Игра-разминка «Хлопки»

Дети встают в круг. Ведущий делает хлопок. Стоящий справа от него ребенок хлопок повторяет, следующие тоже хлопают по одному разу. Водящий подходит в любое место круга и после его хлопка, распространение хлопков начинается с этого места. Местоположение выбирает сам водящий.

  1. Игра «Запретный номер»

Выбирается запретная цифра (например, 4). Вместо нее и чисел, содержащих ее, делается хлопок. Счет ведется по кругу. 1,2,3,хлопок,5,6, 7,8,9,10,11,12,13,хлопок…

  1. Игра «Заколдованные»

Дети ходят по комнате. По команде «Стоп» все замирают. Водящий старается рассмешить кого-то из заколдованных. Если ему это удается, оба становятся водящими.

  1. Игра «Пасьянс»

Ведущий показывает любую пиктограмму. Дети подбирают соответствующие ей картинки.

  1. Игра «Я не знаю»

Выбираю «Незнайку». Что бы у него не спросили, он жестами показывает «Я не знаю», «Я не видел» и т.д.

12

Развитие самоконтроля, внимания, умения распознавать и изображать чувства и настроения других.

  1. Игра-разминка «Песня»

Дети выбирают хорошо знакомую песню. По хлопку ведущего все начинают петь. По второму хлопку все замолкают и поют про себя. По хлопку опять все продолжают петь вслух.

  1. Игра «Пасьянс»

Ведущий показывает любую пиктограмму. Дети подбирают соответствующие ей картинки.

  1. Игра «Заколдованные»

Дети ходят по комнате. По команде «Стоп» все замирают. Водящий старается рассмешить кого-то из заколдованных. Если ему это удается, оба становятся водящими.

  1. Игра «Имитация»

Из набора найти одному игроку всех веселых, второму – недовольных и т.д.

  1. Игра в мяч

Дети двигаются под музыку. У кого мяч, выкрикивает имя любого участника и кидает мяч. Игрок, чье имя назвали должен поймать мяч. Кто не поймал, становится зрителем.

13

Развитие восприятия, внимания, умения определять чувства и настроения других; снятие агрессии и страхов

  1. Игра-разминка «Иноходец»

Дети идут, занося правую ногу как можно дальше за левую. Кто упал, выходит.

  1. Игра «Имитация»

Из набора найти одному игроку всех веселых, второму – недовольных и т.д.

  1. Игра «Цвета»

Ведущий называет любой цвет. Дети за 1 минуту должны назвать 5 предметов этого цвета.

  1. Игра «Кляксы»

Сделать на листе кляксу, сложив его пополам. И придумать, на что похожа клякса.

  1. Игра «Кто быстрее»

Ведущий называет любое настроение, а дети должны как можно быстрее найти карточку с этим настроением.

14

Развитие активного внимания, памяти, сообразительности, логического мышления, умения распознавать и изображать чувства и настроения; работа по снятию страхов перед школой

  1. Игра-разминка «Угадай чувства»

Изобразить при помощи мимики и жестов названное ведущим чувство.

  1. Игра «Кто быстрее»

Ведущий называет любое настроение, а дети должны как можно быстрее найти карточку с этим настроением.

  1. Игра «Инсценировка»

Придумать разные ситуации, приводящие к тому или иному настроению. Затем разбить детей на группы, каждая из которых обыгрывает одну из названных ситуаций.

  1. Игра «Сочиним  рассказ»

Ведущий начинает рассказ, назвав первое предложение. Дети по очереди придумывают свои предложения так, чтобы получился общий рассказ.

15

Развитие воображения, памяти, внимания, способности к сосредоточению, умения изображать чувства и настроения; снятие напряженности, страхов, боязни школы.

  1. Игра-разминка «Мячик»

Дети передают мяч друг другу из рук в руки. Если кто-то уронил мяч или передал его по воздуху, он выбывает.

  1. Игра «Инсценировка»

Придумать разные ситуации, приводящие к тому или иному настроению. Затем разбить детей на группы, каждая из которых обыгрывает одну из названных ситуаций.

  1. Игра «Сочиним рассказ»

Ведущий начинает рассказ, назвав первое предложение. Дети по очереди придумывают свои предложения так, чтобы получился общий рассказ.

  1. Игра «Дракон кусает свой хвост»

Дети встают друг за другом. Первой – голова, а последний – хвост дракона. «Голова» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от нее. Рассоединять руки команде нельзя.

  1. Игра «Слушай команду»

Дети ходят под музыку, которая внезапно обрывается,  и ведущий шепотом произносит команду (сесть на стул, поднять руки и т.д.).

16

Обучение детей расслаблению, раскованности; снятие страхов агрессии; развитие воображения, восприятия, наблюдательности

  1. Игра-разминка «Игра в мяч»

Дети двигаются под музыку. У кого мяч, выкрикивает имя любого участника и кидает мяч. Игрок, чье имя назвали должен поймать мяч. Кто не поймал, становится зрителем.

  1. Игра «Слушай команду»

Дети ходят под музыку, которая внезапно обрывается,  и ведущий шепотом произносит команду (сесть на стул, поднять руки и т.д.).

  1. Игра «Кляксы»

Сделать на листе кляксу, сложив его пополам. И придумать, на что похожа клякса.

  1. Игра «Скучно, скучно так сидеть»

Дети стоят у стены. У противоположной стены стоят стулья на 1 меньше, чем детей. Ведущий произносит: «Скучно, скучно так сидеть, друг на друга все глядеть, не пора ли пробежаться и местами поменяться?». После этих слов дети бегут на стулья. Кому не досталось стула – выбывает.

  1. Игра «Определи игрушку»

Один из детей показывает жестами, движениями любую игрушку. Остальные угадывают ее.

17

Развитие воображения, творческого мышления, наблюдательности; развитие произвольного внимания, самоорганизации

  1. Игра-разминка «Закорючка»

Первый ребенок рисует на листе какую-либо закорючку и передает его дальше. Второй ребенок дополняет закорючку до любого предмета и рисует новую закорючку и т.д.

  1. Игра «Скучно, скучно так сидеть»

Дети стоят у стены. У противоположной стены стоят стулья на 1 меньше, чем детей. Ведущий произносит: «Скучно, скучно так сидеть, друг на друга все глядеть, не пора ли пробежаться и местами поменяться?». После этих слов дети бегут на стулья. Кому не досталось стула – выбывает.

  1. Игра «Определение игрушки»

Один из детей показывает жестами, движениями любую игрушку. Остальные угадывают

  1. Игра «Разговор обезьяны и крокодила»

Дети в парах играют роль обезьяны и крокодила. За 3-5 минут придумать диалог, который может произойти между этими животными.

  1. Игра «Дракон кусает свой хвост»

Дети встают друг за другом. Первой – голова, а последний – хвост дракона. «Голова» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от нее. Рассоединять руки команде нельзя.

18

Развитие внимания, памяти, воображения, наблюдательности; формирование внутреннего плана действий; развитие координации

  1. Игра-разминка «Танец»

Дети под музыку повторяют все движения за водящим.

  1. Игра «Слушай и исполняй»

Ведущий называет несколько действий, но не показывает их. Дети показывают их в названной последовательности.
- повернуть голову направо, повернуть прямо, опустить вниз, повернуть прямо.
- поднять правую руку, поднять левую руку, опустить руки.
- повернуться налево, присесть, встать.
- поднять правую ногу, стоять на левой ноге, поставить правую ногу.

  1. Игра «Возьми и передай»

Дети передают друг другу воображаемый предмет, называя его. Например «тяжелый чемодан» еле-еле поднять, демонстрируя его тяжесть.

  1. Игра «Снежный ком»

Ведущий выкладывает на стол предметы. Дети запоминают, что и в какой последовательности он выкладывал.

  1. Игра «Тактильный образ»

Дети работают в паре. Один пальцем рисует на спине другому какой-либо предмет. Тот отгадывает. Затем меняются местами.

19

Развитие мышления, зрительной памяти, воображения, внимания, расширение словарного запаса; формирование внутреннего плана действий

  1. Игра-разминка «Хлопки»

Дети встают в круг. Ведущий делает хлопок. Стоящий справа от него ребенок хлопок повторяет, следующие тоже хлопают по одному разу. Водящий подходит в любое место круга и после его хлопка, распространение хлопков начинается с этого места. Местоположение выбирает сам водящий.

  1. Игра «Слушай и исполняй»

Ведущий называет несколько действий, но не показывает их. Дети показывают их в названной последовательности.
- повернуть голову направо, повернуть прямо, опустить вниз, повернуть прямо.
- поднять правую руку, поднять левую руку, опустить руки.
- повернуться налево, присесть, встать.
- поднять правую ногу, стоять на левой ноге, поставить правую ногу.

  1. Игра «Испорченный телефон»

Дети становятся спиной к водящему. Ведущий показывает позу, которую водящий показывает  первому игроку. Тот демонстрирует позу второму и т.д. Когда все позы показаны, дети поворачиваются и встают в эту позу. Сравнивается первая и последняя позы.

  1. Игра «Части тела»

По команде игрок поворачивается к своему соседу и показывает какую-то часть тела, например нас. Сосед говорит: «Это мой нос», а автор вопроса подтверждает: «Правильно!» и т.д.

  1. Игра «Снежный ком»

Ведущий выкладывает на стол предметы. Дети запоминают, что и в какой последовательности он выкладывал.

20

Развитие памяти, внимания, умения устанавливать логические связи между словами, расширение словарного запаса

  1. Игра-разминка «Игра в мяч»

Дети двигаются под музыку. У кого мяч, выкрикивает имя любого участника и кидает мяч. Игрок, чье имя назвали должен поймать мяч. Кто не поймал, становится зрителем.

  1. Игра «Поиск аналогий»

Называется предмет. Нужно найти как можно больше предметов, сходных с ним по различным признакам.  Кукла – погремушка, мишка (игрушки), телефон, футляр (пластмасса), чашка, тарелка (фарфор).
Вертолет…
Земля…

  1. Игра «Определи игрушку»

Один из детей показывает жестами, движениями любую игрушку. Остальные угадывают ее.

  1. Игра «Повтори за мной»

Ведущий постукивает определенный ритм. Дети повторяют за ним.

  1. Игра «Кляксы»

Сделать на листе кляксу, сложив его пополам. И придумать, на что похожа клякса.

Волгоград, 2010 г.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.