На главную Младший школьный возраст Готовность к школе Практические основы формирования социально-коммуникативной готовности детей к обучению в школе
Практические основы формирования социально-коммуникативной готовности детей к обучению в школе
Младший школьный возраст - Готовность к школе
Индекс материала
Практические основы формирования социально-коммуникативной готовности детей к обучению в школе
Программа формирования социально-коммуникативной готовности детей к обучению в школе
Все страницы

2.1. Диагностический инструментарий определения социально-коммуникативной готовности детей к обучению в школе

Для определения степени социально-коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе были подобраны и проанализированы следующие методики:
1. Методика экспертных оценок (О.В. Вычегжанина, Е.Л. Никитина);
2. Методика «Изучение навыков культуры общения» (Г.А Урунтаева, Ю.А Афонькина);
3. Методика «Лесенка» (В.Г. Щур);

4. Диагностика «Братья и сестры» (Ж. Пиаже);
5. Методика «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже);
6. Методика «Неоконченные ситуации» (А.М. Щетинина, Л.В. Кирс);
7. Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу (А.М. Щетинина);
8. Методика «Изучение новой внутренней позиции» (А.Л. Венгер, Д.Б. Эльконин);
9. Методика «Картинки» (Е.О. Смирнова, Е.А. Калягина);
10. Анкета по социально-коммуникативной подготовке дошкольников к обучению в школе для воспитателей ДОО;
11. Анкета по социально-коммуникативной подготовке дошкольников к обучению в школе для родителей.

 

1. Методика экспертных оценок (О.В. Вычегжанина, Е.Л. Никитина)

На основе структуры социально-коммуникативной готовности у старших дошкольников, которая была выделена авторами О.В. Вычегжаниной и Е.Л. Никитиной была разработана анкета, включающая 8 вопросов. Вопросы были объединены в три группы:
- мотивационно-эмоциональный компонент (1-3 вопросы);
- интеллектуально-социальный компонент (4-6);
- деятельностно-практический компонент (7-8).
Мотивационно-эмоциональный компонент содержит сведения о степени включенности дошкольника во взаимодействие со школьниками (в том числе игровое), а также в социально-эмоциональной области общения детей. Показателем интеллектуально-социального компонента является: познание элементов поведения, как способность предвидеть его последствия в каких-либо ситуациях, понимать последовательность развития событий, определять значения поступков людей в различных ситуациях. Третий компонент - деятельностно-практический определяется умением взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками в ходе игровой деятельности. Экспертам предлагалось выразить свое мнение в трёхбалльной дискретной шкале.
Для оценки ответов была применена следующая шкала:
3 - очень высокий уровень развития данного качества личности, оно стало чертой характера, проявляется в различных видах деятельности;
2 - оцениваемое и противоположное качество личности выражены не рельефно и в целом уравновешивают друг друга;
1 - противоположное оцениваемому качество четко выражено и проявляется в различных видах деятельности, стало чертой характера личности.


Анкета для воспитателей по методике экспертной оценки


Ваше ФИО .
1. Принимают ли дети участие в коллективных делах, при этом умеют ли они уступать, договариваться?
2. Склонны ли дети принимать и оказывать помощь?
3. Можно ли сказать, что дети умеют спокойно реагировать в конфликтных ситуациях, не ссорится?
4. Могут ли дети понимать эмоциональное состояние сверстника или взрослого, умение рассказать о нём?
5. Умеют ли дети выслушать другого человека (собеседника), с уважением относиться к его интересам и мнению?
6. Можно ли сказать, что дети обладают умением соотносить свои желания и стремления с интересами других людей?
7. Умеют ли дети вести простой диалог со сверстниками и со взрослыми?
8. Умеют ли дети спокойно отстаивать своё мнение?


Методика «Изучение навыков культуры общения» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)


Цель: изучить сформированность навыков культуры общения.
Метод оценивания: наблюдение, анализ результатов.
Процедура исследования: за ребенком (5-7 лет) наблюдают в естественных условиях:
- в режимных моментах;
- в естественных условиях;
- на занятиях, прогулке, игровой деятельности и свободной деятельности.
Обработка результатов. Анализ протоколов проводят по схеме:
I. Общение с взрослыми.
1. Как обращается к взрослому: называет ли воспитателя, помощника воспитателя по имени, отчеству, может ли вежливо, спокойно выразить свое желание, просьбу, как реагирует на отказ взрослого выполнить требуемое, употребляет ли вежливые слова, какие и в каких ситуациях.
2. Умеет ли разговаривать с взрослыми спокойно, глядя ему в лицо; слушать взрослого, не перебивая; дожидаться своей очереди.
3. Насколько внимателен ребенок к взрослому. Как реагирует на просьбу взрослого, как выполняет его поручения. Проявляет ли заботу, внимание, сочувствие по отношению к взрослому.
II. Общение со сверстниками.
1. Насколько приветлив со сверстниками: сформирована ли привычка здороваться и прощаться; называет ли при обращении вежливые слова.
2. Насколько внимателен к сверстнику; замечает его настроение; старается помочь; умеет не отвлекать сверстника во время выполнения деятельности, не мешать; считается с его мнением или действует только в своих собственных интересах.
3. Как часто и по какой привычке возникают конфликты со сверстниками, каким образом ребенок их различает. Как себя
ведет в конфликтных ситуациях (уступает или кричит и дерется, обзывается), обращается за помощью к взрослому и т.д.
4. Какие взаимоотношения преобладают в общении со сверстниками: ровные доброжелательные по отношению ко всем детям равнодушные; скрыто негативные; открыто негативные; избирательные.
Для оценки каждого из семи перечисленных выше критериев (критерии общения со взрослыми и критерии общения со сверстниками) следует использовать баллы:
- 2 балла - положительный показатель;
- 1 балл - не устойчивый показатель;
- 0 баллов - отрицательный показатель.
Полученные баллы суммируются и соотносятся с характеристикой уровней сформированности навыков культуры общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками (см. Таблицу 3).


Таблица 2


Характеристика уровней сформированности навыков культуры общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и
сверстниками

Количество
баллов

Уровень

Характеристика

1

2

3

10-14

Высокий

Высокий уровень предполагает умение старших дошкольников вежливо обращаться к взрослым и сверстникам, а также спокойно выражать свое желание и просьбу. При этом, общаясь, дошкольник разговаривает спокойно и не перебивает говорящего. Прослеживается внимательное отношение

 

 

ко взрослому, которое проявляется в проявлении внимания, заботы и сочувствия. Дошкольник приветлив со сверстниками, называет их по имени. При встрече и прощании - здоровается и прощается. Внимателен, старается помочь другому. Ребенок считается с мнением других детей. В конфликты вступает редко. Имеет ровные и доброжелательные отношения со сверстниками. В конфликтных ситуациях умеет уступать, не кричит.

5-9

Средний

К этому уровню относятся те дети, которые знают правила культуры общения, но не всегда ими пользуются. Дошкольник употребляет вежливые слова по напоминанию окружающих. Умеет разговаривать с взрослыми спокойно, однако иногда перебивает говорящего. Выполнение поручений взрослого происходит у таких детей самостоятельно, но не сознательно, по просьбе. Старший дошкольник со средним уровнем сформированности навыков культуры общения не всегда помнит о правилах культуры общения, когда взрослый заходит в группу. Привычка здороваться и прощаться ежедневно не сформирована. Со сверстниками дошкольник приветлив. Иногда отвлекается во время выполнения деятельности. Взаимоотношения с детьми ровные, имеют избирательный характер. В конфликты

 

 

вступает периодически. В конфликтных ситуациях часто обращается за помощью взрослого.

0-4

Низкий

При низком уровне сформированности навыков культуры общения у дошкольников отсутствует умение здороваться и прощаться с взрослыми, называть по имени и отчеству. При этом дошкольник не употребляет вежливые слова, перебивает говорящего. Не внимателен к взрослому. На просьбу о помощи реагирует неадекватно. Со сверстниками не приветлив. Проявляет грубость. Во время выполнения совместной деятельности отвлекается, мешает другим. Провоцирует конфликты. В конфликтных ситуациях обзывается и дерется. Обидчив. Взаимоотношения со сверстниками часто негативные, избирательные.

3. Методика «Лесенка» (В.Г. Щур)


Цель: определение особенностей самооценки (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди.
Метод оценивания: беседа, анализ результата.
Оборудование: рисунок лестницы, состоящей из семи ступенек, фигурка мальчика или девочки из бумаги.
Процедура исследования: методика проводится индивидуально. Процедура исследования представляет собой беседу с
ребёнком с использованием определённой шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди.
Проведение теста: ребенку дают листок с нарисованной на нём лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребёнок ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.
Инструкция: «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) - хорошие, здесь (показать четвертую) - ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) - плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) - самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему». В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.
Обработка результатов и интерпретация: при анализе полученных данных исходите, из следующего:
Ступенька 1- завышенная самооценка Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).
Ступеньки 2,3- адекватная самооценка У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший,
потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», - и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.
Ступенька 4 - заниженная самооценка
Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».
Ступеньки 5, 6- низкая самооценка
Младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8-10%. Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, неудачно наклеенный домик и т.д. И в беседе ученик расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей», «Я плохая, потому что балуюсь», - и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой).
Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».
Психологу очень важно знать причину низкой самооценки ребенка - без этого нельзя помочь ребенку. «Я поставлю себя на нижнюю ступеньку (рисует кружок на пятой ступеньке), потому что мама говорит, что у меня ничего не получается на занятиях в саду». Здесь необходима работа с родителями школьника: беседы, в которых следует объяснить индивидуальные особенности ребенка. Например, если это ребенок, то необходимо рассказать, напомнить лишний раз родителям о том, что ребенок в этом возрасте еще не обладает ни устойчивым вниманием, ни произвольностью поведения, что у каждого ученика свой темп усвоения знаний, формирования учебных навыков. Крайне важна демонстрация родителями положительных качеств, каждого успеха их ребенка.
Ступенька 7- резко заниженная самооценка
Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на ребенка факторов.
Отсутствие своевременной квалифицированной помощи в преодолении причин трудностей в обучении и общении ребенка, несформированность положительных межличностных отношений с воспитателями, друзьями - наиболее частые причины резко заниженной самооценки. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность воспитателя, педагога- психолога.


4. Диагностика «Братья и сестры» (Ж. Пиаже)


Цель: выявление уровня сформированности коммуникативного действия, направленного на учет позиции собеседника (партнера).
Метод оценивания: беседа, анализ результата.
Описание задания: детям задают три вопроса, ответы фиксируют в протоколе.
Инструкция:
1. «В семье моих знакомых два брата - Саша и Володя. Сколько братьев у Саши? А у Володи?».
2. «У девочки Наташи есть две сестры - Оля и Маша. Сколько сестер у Оли? А у Маши?».
3. «Сколько сестер в этой семье?».
Обработка данных: ответы детей анализируется по нескольким позициям:
- понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной;
- координация разных точек зрения.
Оценка результатов: ребенок занимает эгоцентрическую позицию, неправильные ответы во всех трех пробах - низкий уровень.
Правильные ответы: в 1-й или 1-й и 2-й пробах; ребенок правильно учитывает отношения принадлежности, может стать на точку зрения одного из персонажей, но не координирует разные точки зрения - средний уровень.
Правильные ответы во всех трех пробах, ребенок учитывает позиции других людей и координирует их - высокий уровень.


5. Методика «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже)


Цель: выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).
Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком, анализ практических действий.
Описание задания: ребенку задают вопросы, на которые он должен ответить, или предлагают задания, на которые он должен отреагировать действиями.
Инструкция:
1. (Сидя или стоя лицом к лицу ребенка.) Покажи мне свою правую руку. Левую. Покажи мне правую ногу. Левую.
2. То же самое. Покажи мне мою левую руку. Правую. Покажи мне мою левую ногу. Правую.
Вариант. Дети стоят спиной друг к другу. Одному из детей предлагают, не оборачиваясь, показать левую руку стоящего за его спиной одноклассника. Правую. Дотронуться до его левой ноги. Правой.
3. На столе перед ребенком лежат монета, карандаш: монета с левой стороны от карандаша по отношению к ребенку. Карандаш слева или справа? А монета?
4. Ребенок сидит напротив взрослого, у которого в правой руке монета, а в левой руке карандаш. Монета в левой или в правой руке? А карандаш?
Критерии оценивания:
- понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной;
- соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.
Обработка данных и оценка результата:
1. Низкий уровень: ребенок отвечает неправильно во всех четырех заданиях;
2. Средний уровень: правильные ответы только в 1ом и 3ем заданиях; ребенок правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции партнера.
3. Высокий уровень: четыре задания ребенок выполняет правильно, т.е. учитывает отличия позиции другого человека.


6. Методика «Неоконченные ситуации» (А.М. Щетинина, Л.В. Кирс)


Цель: изучение особенностей принятия и осознания детьми нравственной нормы.
Материал: 9 неоконченных ситуаций, описывающих выполнение и нарушение нравственных черт с учетом возраста ребенка.
Проведение исследования: исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят: "Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи".
Ситуации.
1. Дети строили город. Оля не хотела играть. Она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: "Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать игрушки. Попросите Олю помочь вам". Тогда Оля ответила... Что ответила Оля? Почему?
2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут к ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: "Я тоже хочу поиграть с этой куклой". Тогда Катя ответила... Что ответила Катя? Почему?
3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша - зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. "Саша, - сказала Люба, - можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?" Саша ей ответила... Что ответила Саша? Почему?
4. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: "Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги
Свете закончить уборку". Маша ответила... Что ответила Маша? Почему?
5. Петя принес в детский сад игрушечный самосвал. Всем детям захотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя... Что сделал Петя? Почему?
6. Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера... Что сделала Вера? Почему?
7. Таня и Оля играли в "дочки-матери". К ним подошел маленький мальчик и попросил: "Я тоже хочу играть. "Мы тебя не возьмем, ты еще маленький," - ответила Оля. А Таня сказала... Что сказала Таня? Почему? 45
8. Коля играл в "лошадки". Он бегал и кричал: "Но, но, но!" В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: "Не шуми, пожалуйста, Света никак не может заснуть." Коля ей ответил... Что ответил Коля? Почему?
9. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша... Что сделал Саша? Почему? Помните, что в каждом случае нужно добиваться от ребенка мотивировки ответа.
Обработка данных. В процессе анализа результатов учитывается характер поступка и его аргументации. По особенностям придуманного ребенком поступка героя ситуации можно судить о степени принятия им нравственной нормы, а по характеру аргументации поступка - об осознании этой нормы.
Высокий уровень: ребенок придумывает поступок героя, адекватный социально принятой этической норме, умеет объяснить этот поступок с позиций нормы.
Средний уровень: ребенок домысливает поступок, соответствующий общепринятой норме, но не может аргументировать его.
Низкий уровень: ребенок придумывает окончание ситуации, в которой герой совершает поступок, не отвечающий социальной нравственной норме.


7. Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу (А.М. Щетинина)


В способности к партнерскому диалогу авторы выделяют три основных компонента:
1 - способность слушать партнера;
2 - способность договариваться с партнером;
3 - способность к эмоционально-экспрессивной пристройке, т.е. заражение чувствами партнера, эмоциональная настройка на его состояние, чувствительность к изменению состояний и переживаний партнера по общению и взаимодействию.
Психолог или педагог наблюдают в течение 2-3 недель за особенностями проявления детьми этих показателей в спонтанно возникающих ситуациях или специально смоделированных. Затем проводится анализ данных наблюдений, и его результаты вносятся в таблицу (или это могут быть три таблицы - по каждому из показателей - как удобнее).
На основании данных таблицы можно установить уровень развития у ребенка способности к партнерскому диалогу.
Высокий уровень - ребенок спокойно, терпеливо слушает партнера, легко с ним договаривается и адекватно эмоционально пристраивается.

Имя
фамилия
ребенка

Умение
слушать

Способность
договариваться

 

 

Спокойно терпеливо слушает партнера

Иногда перебивает

Не умеет слушать

Договаривается легко и спокойно

Иногда спорит не соглашается, раздражается

Не умеет договариваться

 

Способность к эмоционально-экспрессивной пристройке

Легко экспрессивно пристраивается к партнёру

Пристраивается с трудом с помощью взрослых

Совсем не может эмоционально-экспрессивно пристраиваться

Средний уровень - может характеризоваться рядом вариантов:
а) ребенок умеет слушать и договариваться, но не обнаруживает способности эмоционально пристраиваться к партнеру;
в) иногда (в некоторых ситуациях) проявляет недостаточно терпения при слушании партнера, не вполне адекватно понимает его экспрессию и затрудняется договориться с ним.
Низкий уровень - только иногда проявляется одно из указанных свойств.
Нулевой уровень - не проявляется ни одного из компонентов способности к партнерскому диалогу.


8. Методика «Изучение новой внутренней позиции» (АЛ. Венгер, Д.Б. Эльконин)


Цель: определить сформированность новой внутренней позиции.
Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком "Об отношении к школе и будущей учебе".
Проведение исследования: экспериментатор знакомится с ребенком и спрашивает, хочет ли он пойти в школу. В зависимости от ответа задают первый вопрос:
1. Что тебе в школе нравится больше всего? Что для тебя самое интересное и привлекательное в школе? Далее экспериментатор говорит: "Я буду рассказывать маленькие истории про тебя самого, но только не о том, что с тобой уже было, а что могло бы случиться. А ты будешь мне говорить, что бы ты сде- лал(а) или сказал(а), если бы такая история произошла с тобой".
2. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет: "Ты у меня маленький, тебе будет трудно ходить в школу. Не хочешь ли ты отложить поступление в школу? Что ответишь маме?
3. Представь себе, что мама так и сделала, не стала тебя отправлять в школу. Что бы ты стал делать в то время, когда другие ребята будут учиться в школе?
4. Представь себе, что ты вышел гулять и встретил мальчика. Ему тоже 6 лет, но он не ходит ни в детский сад, ни в первый класс. Он тебя спрашивает: "Что нужно делать, чтобы хорошо приготовиться к школе?" Что ты ему ответишь?
5. Представь себе две школы - школа "А" и школа "Б". В школе "А" расписание уроков в первом классе такое: каждый день бывают уроки математики, письма, чтения, а рисование, музыка и физкультура бывают редко. В школе "В" наоборот ежедневно физкультура, музыка и рисование, а 81 уроки математики, письма и чтения по одному разу в неделю. В какой школе тебе хотелось бы учиться?
6. Представь, что тебе предложат учиться не в школе со всеми, а учительница будет приходить к тебе каждый день. Ты бы согласился заниматься дома?
7. В школе "А" от первоклассников строго требуют внимательно слушать учительницу и делать все так, как она велит: не разговаривать на уроках, поднимать руку если надо что-то сказать или выйти. А в школе "Б" не сделают замечание, если ты встанешь во время урока поговорить с соседом или выйдешь из класса без спроса. В какой школе ты хотел бы учиться?
8. Представь себе, что в какой-то день ты хорошо и старательно работал на всех уроках, и учительница сказала тебе: "Сегодня ты учился хорошо, даже замечательно, и я хочу наградить тебя за такое хорошее учение. Выбирай: дать тебе шоколадку, игрушку или поставить в журнале хорошую отметку?".
9. Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в командировку на месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: "Мы можем пригласить другую учительницу на это время или попросить ваших мам, чтобы каждая из них по одному дню побывала у вас в классе учительницей". Как по- твоему будет лучше, чтобы пришла другая учительница или ее заменили мамы?
Обработка результатов: показателем новой внутренней позиции при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту являются:
- положительное отношение к поступлению в школу, пребыванию в ней как к необходимому событию в жизни;
- особый интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий;
- отказ от характерных для дошкольного детства ориентаций деятельности и поведения;
- признание авторитета учителя.
Каждый ответ ориентирован как школьный или дошкольный вариант.
Сформированность новой внутренней позиции определяют следующим образом:
I. Общее отношение к поступлению в школу и учению:
1. Положительное отношение к поступлению и пребыванию в школе.
2. Наличие школьно-учебных ориентаций в ситуации необязательного посещения школы, отказ от предполагаемого отпуска или отсрочки.
II. Ориентация на новое, собственно школьное содержание занятий:
1. Предпочтение занятий по математике, чтению занятиям по рисованию, труду и прочему времяпрепровождению вне школы.
2. Содержательное представление по подготовке к школе.
3. Отказ от школы, лишенной школьно-учебного содержания (школы, в которой занятия по грамоте и счету заменены уроками художественно-физкультурного цикла).
III. Ориентация на новые, собственно школьные формы организации деятельности:
1. Предпочтение коллективных занятий индивидуальной форме обучения.
2. Предпочтение школы, в которой соблюдение правил школьной дисциплины является обязательным.
3. Предпочтение отметки другим видам поощрения (сладостям, игрушкам).
IV. Признание авторитета учителя.
Количественные результаты оформляют в таблицу:

Имя, фамилия

Возраст

Элемент внутренней позиции I II III IV

 

 

 

12           12           3      12           3

 

9. Методика «Картинки» (Е.О. Смирнова, ЕА. Калягина)


Цель: изучение уровня коммуникативной компетентности ребенка в общении со сверстниками.
Материал: 4 сюжетные картинки с изображением знакомых ребенку конфликтных проблемных ситуаций.
Инструкция: "Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке"? Ответ фиксируется в протоколе. Если ребёнок понял, что на рисунке изображена конфликтная ситуация, следует вопрос: "Что бы ты сделал на месте этого обиженного мальчика (или обиженной девочки)?".
Здесь детям предлагается найти выход из понятной и знакомой им проблемной ситуации. Детям предлагаются четыре картинки со сценками из повседневной жизни детей в детском саду, изображающие следующие ситуации:
1. Группа детей не принимает своего сверстника в игру.
2. Девочка сломала у другой девочки ее куклу.
3. Мальчик взял без спроса игрушку девочки.
4. Мальчик рушит постройку из кубиков у детей.
Картинки изображают взаимодействие детей со сверстниками, и на каждой из них есть обиженный, страдающий персонаж. Ребенок должен понять изображенный на картинке конфликт между детьми и рассказать, что бы он стал делать на месте этого обиженного персонажа.
Таким образом, в данной методике ребенок должен решить определенную проблему, связанную с отношениями людей или с жизнью общества.
Помимо уровня развития социального интеллекта, методика «Картинки» может дать богатый материал для анализа качественного отношения ребенка к сверстнику. Этот материал может быть получен из анализа содержания ответов детей при решении конфликтных ситуаций. Решая конфликтную ситуацию, обычно дети дают следующие варианты ответов:
1. Уход от ситуации или жалоба взрослому (убегу, заплачу, пожалуюсь маме).
2. Агрессивное решение (побью, позову милиционера, дам по голове палкой и т. п.).
3. Вербальное решение (объясню, что так плохо, что так нельзя делать; попрошу его извиниться).
4. Продуктивное решение (подожду, пока другие доиграют; починю куклу и т. п.).
Наиболее благоприятным является последний тип ответа.
В тех случаях, когда из четырех ответов более половины являются агрессивными, можно говорить о том, что ребенок склонен к агрессивности. Если же большинство ответов детей имеют продуктивное или вербальное решение, можно говорить о благополучном, бесконфликтном характере отношения к сверстнику.
Если ребёнок даёт содержательную интерпретацию событиям, изображённым на картинках № 1, 2 ,3 ,4, варианты ответов квалифицируются и оцениваются следующим образом:
I тип - уход от ситуации - ответы типа «убегу», «не знаю», «пожалуюсь маме», «обижусь» - 1 балл;
II тип - агрессивный выход (всех прогоню, побью, покусаю и пр.) - 2 балла;
III тип - вербально-оценочное решение (скажу, что так не нельзя, скажу, что она плохо сделала, объясню, как надо) - 3 балла;
IV тип - конструктивное решение (найду других друзей, построю новый дом, починю куклу, подожду) - 4 балла.
Полученные результаты подвергаются качественной и количественной оценке. Если половина ответов ребёнка относятся ко второму типу, можно констатировать склонность ребёнка к агрессивным формам общения. В случае если преобладают ответы первого типа, свидетельствующие о коммуникативной беспомощности и несамостоятельности, фиксируется низкий уровень коммуникативной компетентности.
Уровень социальной компетентности оценивается как:
- низкий (8-12 баллов);
- средний (13-16 баллов);
- высокий (17-20 баллов).


10. Анкета по социально-коммуникативной подготовке дошкольников к обучению в школе для воспитателей ДОО


1. Знаете ли Вы что такое социально-коммуникативная подготовка к школе? (да/нет)
2. Как часто Вы разговариваете с детьми Вашей группы о школе? (часто/иногда/редко/никогда)
3. Высказывают ли дети Вашей группы боязнь общения с новыми друзьями в школе (да/нет)
4. Как часто дети Вашей группы задают вопросы о школе (часто/иногда/редко/никогда)
5. Есть ли у детей Вашей группы желание учиться вообще и в школе в том числе?
6. Любят ли дети Вашей группы общаться между собой?
7. Часто ли Вы играете с детьми Вашей группы в познавательно-развивающие игры?
8. Способны ли дети Вашей группы следовать инструкции, полученной от взрослого? (да/нет/иногда)
9. Способны ли дети Вашей группы уступать, избегать конфликта? (да/нет/иногда)
10. В чем заключается на Ваш взгляд, готовность ребенка к школе? (поставьте цифры по степени важности: 1-наиболее важно)
Умение читать и писать
Умение считать
Умение логически мыслить
Психологическая готовность
Ответственность и самостоятельность
Умение общаться в коллективе сверстников и со взрослыми
Физическое здоровье
11. Чему Вы больше уделяете внимание (поставьте цифры по степени важности: 1 -наиболее важно)
Покупке школьных принадлежностей Обучению чтению, письму Обучению счету Физическому развитию
Развитию памяти, воображении, внимания, речи Развитию волевых качеств личности (умению управлять своим поведением, быть организованным, понимать и выполнять требования учителя и т.д.)
Развитию умения общаться с окружающими людьми (сверстниками, учителями)
Умению элементарно рассуждать, делать выводы и умозаключения


11. Анкета по социально-коммуникативной подготовке дошкольников к обучению в школе для родителей


1.Знаете ли Вы что такое социально-коммуникативная подготовка к школе? (да/нет)
2. Как часто Вы разговариваете с ребенком о школе? (час- то/иногда/редко/никогда)
3. Высказывает ли Ваш ребенок боязнь общения с новыми друзьями в школе (да/нет)
4. Как часто Ваш ребенок задает вопросы о школе (час- то/иногда/редко/никогда)
5. Есть ли у Вашего ребенка желание учиться вообще и в школе в том числе?
6. Любит ли Ваш ребенок общаться с детьми?
7. Часто ли Вы играете с ребенком в познавательноразвивающие игры?
8. Способен ли Ваш ребенок следовать инструкции, полученной от взрослого? (да/нет/иногда)
9. Способен ли Ваш ребенок уступать, избегать конфликта? (да/нет/иногда)
10. В чем заключается на Ваш взгляд, готовность ребенка к школе? (поставьте цифры по степени важности: 1-наиболее важно)
Умение читать и писать
Умение считать
Умение логически мыслить
Психологическая готовность
Ответственность и самостоятельность
Умение общаться в коллективе сверстников и со взрослыми
Физическое здоровье
11. Чему Вы больше уделяете внимание (поставьте цифры по степени важности: 1-наиболее важно)
Покупке школьных принадлежностей Обучению чтению, письму Обучению счету Физическому развитию
Развитию памяти, воображении, внимания, речи Развитию волевых качеств личности (умению управлять своим поведением, быть организованным, понимать и выполнять требования учителя и т.д.)
Развитию умения общаться с окружающими людьми (сверстниками, учителями)
Умению элементарно рассуждать, делать выводы и умозаключения

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.