Карты личностной готовности ребёнка к школе |
Младший школьный возраст - Готовность к школе | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Личностная готовность включает мотивационную, коммуникативную готовность, сформированность представлений о себе и самооценку, эмоциональную зрелость.
|
Показатели мотивационной готовности |
Баллы |
|||
4 |
3 |
2 |
1 |
|
очень часто |
часто |
редко |
почти никогда |
|
Такое поведение типично для ребёнка |
Такое поведение свойственно ребёнку |
Такое поведение ребёнку не свойственно |
Такое поведение трудно отнести к ребёнку |
|
Говорит о школе по своей инициативе, задаёт вопросы о школе. |
|
|
|
|
С радостью говорит о том, что скоро пойдёт в школу, будет учеником. |
|
|
|
|
Часто говорит о том, какие оценки он будет получать в школе. |
|
|
|
|
Знает, какие уроки будут в школе, какие предметы будет изучать. |
|
|
|
|
В игре «в школу» предпочитает роль ученика. |
|
|
|
|
Говорит о том, что в детском саду интереснее, чем в школе, что предпочитает пока в школу не идти.* |
|
|
|
|
На занятиях по своей инициативе задаёт вопросы. |
|
|
|
|
Проявляет интерес ко всему новому. |
|
|
|
|
Здесь и далее звёздочкой (*) отмечены обратные утверждения, свидетельствующие о низкой готовности к школьному обучению.
Любит, когда читают книги, рассказывают |
|
|
|
|
Говоря о школе, утверждает, что будет хорошо учиться (получать пятёрки, быть хорошим учеником). |
|
|
|
|
Огорчается, если что-то не получается, но старается довести дело до конца. |
|
|
|
|
Бросает дело, если что- то не получается.* |
|
|
|
|
Сразу говорит «у меня не получится» и не пытается попробовать что- то сделать.* |
|
|
|
|
На занятиях всегда старается выполнить задание хорошо. |
|
|
|
|
Г оворит «хочу |
|
|
|
|
Прилагает усилия к тому, чтобы выполнить даже не очень привлекательное задание. |
|
|
|
|
Гордится, когда удаётся сделать то, что вначале не получается. |
|
|
|
|
Показывает воспита |
|
|
|
|
Радуется, когда хвалят за выполненное задание. |
|
|
|
|
Рассказывает в группе, что он умеет, чему научился. |
|
|
|
|
Выполняет задание |
|
|
|
|
1.2. Коммуникативная готовность |
||||
Говорит, что скоро пойдёт в школу, рассказывает о школе, называя место, где она находится, упоминает учителя, рассказывает о том, что в этой школе учатся братья, сёстры (если есть), знакомые ребята. |
|
|
|
|
Рассказывает о том, кто из сверстников из детского сада (студии, секции), соседей будет учиться с ним в одной школе. |
|
|
|
|
На занятиях принимает поставленную задачу и старается её выполнить. |
|
|
|
|
Если возникает проблема, обращается к воспитателю или другому взрослому и просит помочь. |
|
|
|
|
Проявляет страх или тревогу, когда взрослый обращается к нему.* |
|
|
|
|
Стесняется, когда воспитатель обращается к нему на занятиях. * |
|
|
|
|
Выдерживает адекватную дистанцию с воспитателем, не фамильярничает. |
|
|
|
|
Огорчается, плачет, |
|
|
|
|
Спокойно принимает |
|
|
|
|
Свободно переспрашивает, если ему что-то непонятно. |
|
|
|
|
Охотно отзывается на просьбу помочь, что-то сделать. |
|
|
|
|
В группе сторонится других ребят. * |
|
|
|
|
Предпочитает играть |
|
|
|
|
Предпочитает играть с девочками (для мальчиков), с мальчиками (для девочек).* |
|
|
|
|
На занятиях отвечает невпопад.* |
|
|
|
|
Охотно делает что-то вместе со сверстниками. |
|
|
|
|
Проявляет агрессию, |
|
|
|
|
Проявляет агрессию в отношениях со сверстниками, дразнит, может толкнуть, обидеть.* |
|
|
|
|
Не понимает словесную инструкцию.* |
|
|
|
|
Г оворит «не буду», если его о чём-то просят. * |
|
|
|
|
Оказывается жертвой - его обижают, не играют с ним, проявляют агрессию сверстники.* |
|
|
|
|
В конфликтной ситуации стремится решать проблему «миром». |
|
|
|
|
В конфликте настаивает на своём, хочет всегда быть «победителем».* |
|
|
|
|
В конфликте оказывается в проигрыше.* |
|
|
|
|
Предпочитает общение с младшими детьми.* |
|
|
|
|
Предпочитает общение со старшими. |
|
|
|
|
В группе много друзей. |
|
|
|
|
Заводила в играх, что-то предлагает, придумывает. |
|
|
|
|
Часто обижается, убегает, прячется, избегает контактов.* |
|
|
|
|
Если считает, что не прав, первым просит извинение. |
|
|
|
|
1.3. Сформированность представлений о себе (образа «я») |
||||
Рассказывает о себе - что нравится/не нравится, что любит/не любит делать, называет свои умения, качества. |
|
|
|
|
Рассказывает о том, кем хочет стать, каким хочет стать, чему хочет |
|
|
|
|
Сравнивает себя с тем, когда был маленький и какой сейчас. |
|
|
|
|
Говорит о том, как его воспринимает взрослый, что о нём думает взрослый «мама думает, что я испугался.. .мне нра |
|
|
|
|
Говорит о том, как его воспринимает сверстник, что о нём думает сверстник. |
|
|
|
|
Ругает себя, говорит, что ничего у него не получается.* |
|
|
|
|
Сохраняет спокойствие и уверенность, даже когда делает ошибку или не справляется с заданием. |
|
|
|
|
Преобладает хорошее настроение. |
|
|
|
|
Не обижается на сверстников, даже, если ему причинили ущерб (забрали игрушку, толкнули, ругали). |
|
|
|
|
Знает членов семьи по имени и может назвать степень родства. |
|
|
|
|
Охотно выступает (читает стихи, танцует) на праздничных утренниках. |
|
|
|
|
С удовольствием рассматривает свои фотографии и видео. |
|
|
|
|
Может назвать страну, город, населённый |
|
|
|
|
1.4. Эмоциональная зрелость |
||||
Знает речевые названия эмоций (страх, радость, удивление, злость, |
|
|
|
|
Понимает, когда у сверстника неприят |
|
|
|
|
Проявляет чувство |
|
|
|
|
Может сдержать слёзы, плач, крик, даже, если очень сильно обижен или разозлён, или проиграл. |
|
|
|
|
Проявляет страх и тревогу в общении с новыми людьми, в ситуации неуспеха и неудачи.* |
|
|
|
|
Даже, если испытывает страх, превозмогает его, не теряет способности действовать. |
|
|
|
|
Часто плачет по малейшему поводу. * |
|
|
|
|
Может рассказать, какие чувства возникают у человека в разных ситуациях. |
|
|
|
|
Проявляет эмоции и чувства, соответствующие музыкальному произведению. |
|
|
|
|
Имеет свои музыкальные предпочтения. |
|
|
|
|
Радуется, когда узнаёт что-то новое. |
|
|
|
|
Есть свои предпочтения мультфильмов, сказок, стихов, рассказов. |
|
|
|
|
Проявляет избирательность в отношении иллюстраций, рисунков - одни нравятся, другие нет. |
|
|
|
|
Переживает, портится настроение, когда кого- то обидел, обманул, не поделился. |
|
|
|
|
2. Карты умственной зрелости как готовности к реализации познавательной деятельности и сформированности когнитивных способностей
|
||||
Признаёт, что есть разные мнения, выслушивает других, не пытается навязать своё решение. |
|
|
|
|
Может привести доводы, обосновать своё мнение в споре. |
|
|
|
|
Может указать на сходство и различия объектов, предметов (ответить на вопрос, чем похожи и чем отличаются предметы). |
|
|
|
|
Может осуществить |
|
|
|
|
Может упорядочить картинки по временной последовательности и составить рассказ по картинкам. |
|
|
|
|
Успешно складывает |
|
|
|
|
Предпочитает искать |
|
|
|
|
Предпочитает изобретать способ действия самостоятельно, а не следовать инструкции. |
|
|
|
|
Задаёт вопросы «Почему», «Как?», «Зачем?». |
|
|
|
|
Может использовать |
|
|
|
|
Может сравнивать множества объектов, устанавливая отношение |
|
|
|
|
Использует в предложении сочетание «потому что», указывая на причины событий, действий. |
|
|
|
|
Создаёт рисунок, постройку, поделку по замыслу. |
|
|
|
|
Любит искать и предлагать новые решения (в рисовании, конструировании, игре). |
|
|
|
|
2.2. Речевая готовность |
||||
Правильное звукопроизношение |
|
|
|
|
Согласовывает слова в предложении по роду и падежу. |
|
|
|
|
Достаточный (для речевого общения, описания картинки, рассказа о значимых событиях - дне рождения, празднике и пр.) словарный запас - понимание речи ребёнка не вызывает трудностей. |
|
|
|
|
Использует сложносочинённые предложения. |
|
|
|
|
В речи использует прилагательные, наречия, числительные. |
|
|
|
|
Речь интонационно выразительна. |
|
|
|
|
Сопровождает действие речью, отражающей его содержание и результат. |
|
|
|
|
Планирует в речи свои действия - рассказывает о том, что будет делать. |
|
|
|
|
Когда сталкивается с трудностями в выполнении задания, начинает рассуждать вслух, что делать, как их преодолеть. |
|
|
|
|
Выслушивает собеседника не перебивая. |
|
|
|
|
Говорит понятно, развернуто. |
|
|
|
|
Использует в речи обобщающие слова. |
|
|
|
|
Отвечает невпопад, как будто не слушает собеседника. * |
|
|
|
|
Может повторить простое предложение и назвать первое, второе, третье слово, включая предлоги и союзы. |
|
|
|
|
Составляет рассказ по картинке. |
|
|
|
|
Составляет рассказ на заданную тему. |
|
|
|
|
Составляет рассказ по серии картинок. |
|
|
|
|
Изобретает новые слова. |
|
|
|
|
Проявляет интерес к значениям слов, задаёт вопросы. |
|
|
|
|
Любит, когда ему читают, рассказывают |
|
|
|
|
Может чётко ответить на поставленные вопросы. |
|
|
|
|
Может пересказать любимую сказку. |
|
|
|
|
2.3. Сенсомоторная готовность |
||||
Аккуратно закрашивает раскраски, не выходя за контур. |
|
|
|
|
Может соединить две точки ровной линией в любом направлении. |
|
|
|
|
Правильно держит карандаш. |
|
|
|
|
Справляется с рисованием основных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник и т. д.). |
|
|
|
|
Находит путь в лабиринте на бумаге, рисуя карандашом. |
|
|
|
|
Рисунок человека включает все основные части лица и тела. |
|
|
|
|
Рисует и лепит по своей инициативе. |
|
|
|
|
Правильно употребляет предлоги. |
|
|
|
|
Может правильно |
|
|
|
|
Может скопировать |
|
|
|
|
Ловит предмет руками с расстояния 2-3 метра |
|
|
|
|
Сохраняет равновесие, стоя на одной ноге. |
|
|
|
|
Правильно выполняет движения по показу (наклоны, приседания, поднятие рук, ног). |
|
|
|
|
Может повторить танцевальное движение (2 элемента) по показу. |
|
|
|
|
Успешно преодолевает незначительное препятствие прыжком. |
|
|
|
|
2.4. Память и внимание |
||||
Запоминает небольшое стихотворение (4 строки), песню и воспроизводит его. |
|
|
|
|
Может пересказать основной сюжет |
|
|
|
|
Запоминает и воспроизводит ряд из 6-10 слов |
|
|
|
|
Может запомнить и выполнить инструкцию, включающую последовательность из 3-4 действий. |
|
|
|
|
Может рассказать, как провёл выходные, как провёл лето. |
|
|
|
|
Может концентрировать внимание на выполнении задания до его завершения, не отвлекаясь на постороннее (звуки, разговоры, шум за окном, и т. д.). |
|
|
|
|
Не может довести действие до конца, отвлекается на другие стимулы.* |
|
|
|
|
||||
Может найти на картинке одинаковые объекты. |
|
|
|
|
||||
Находит различия при сравнении похожих изображений. |
|
|
|
|
||||
Находит недостающие детали в изображении предмета на рисунке. |
|
|
|
|
||||
Подолгу занимается тем, что ему интересно. |
|
|
|
|
||||
Трудно переключается с выполнения одного задания на другое.* |
|
|
|
|
||||
При конструировании (кубики, мозаика) может сравнить результат своей работы с образцом и найти ошибку (если ошибка сделана). |
|
|
|
|
||||
3. Карты сформированности произвольности и основ волевого поведения
|
||||||||
Если что-то не получается, проявляет настойчивость и добивается результата. |
|
|
|
|
||||
Если что-то не получается, прекращает попытки и зовёт на помощь взрослого.* |
|
|
|
|
||||
Любит задания посложнее. |
|
|
|
|
||||
Готов приложить усилия, но добиться цели. |
|
|
|
|
||||
Испытывает трудности и нерешительность, когда надо что-то выбрать.* |
|
|
|
|
||||
Готов прилагать усилия, если ожидает награду и поощрение за результат. |
|
|
|
|
Принимает задачу, поставленную взрослым, и пытается её выполнить. |
|
|
|
|
Быстро «теряет» задачу, поставленную взрослым, и начинает заниматься своими делами.* |
|
|
|
|
Внимательно слушает инструкцию, выполняет её (2-3 действия). |
|
|
|
|
Успешно подражает действиям взрослого. |
|
|
|
|
Возражает и отказывается, когда его просят что-либо сделать.* |
|
|
|
|
Исправляет ошибку, если ему указывает на неё взрослый. |
|
|
|
|
Самостоятельно исправляет ошибки. |
|
|
|
|
Соглашается с оценкой своей работы взрослым, не спорит, не обижается. |
|
|
|
|
Протестует и обижается, если оценка его работы взрослым ему не нравится.* |
|
|
|
|
Может рассказать, по какому правилу он действует. |
|
|
|
|
Планирует свои действия. |
|
|
|
|
Может сразу же прекратить свои действия, если замечает, что делает что-то не так. |
|
|
|
|
Если складывает кубики, пазл или мозаику постоянно сверяется с образцом. |
|
|
|
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленные карты наблюдения в настоящее время проходят апробацию в дошкольных образовательных организациях различных субъектов Российской Федерации в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образованиям и обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования.
Заполненные карты наблюдения, комментарии и замечания участников будут проанализированы группой экспертов, после чего карты будут доработаны и дополнены практическими рекомендациями по интерпретации результатов.
Начало Карты наблюдения для оценки уровня психологической готовности ребенка к школе: проект для апробации
Источник: Карабанова, О. А. Карты наблюдения для оценки уровня психологической готовности ребенка к школе: проект для апробации [Электронный ресурс] / О. А. Карабанова. - Электрон. текст. дан. (1,2 Мб). - Киров: Изд-во МЦИТО, 2022. - 1 электрон. опт. диск (CD-R). - Систем. требования: PC, Intel 1 ГГц, 512 Мб RAM, 1,2 Мб свобод. диск. пространства; CD-привод; ОС Windows XP и выше, ПО для чтения pdf-файлов. - Загл. с экрана.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |