На главную Младший школьный возраст Готовность к школе Карты личностной готовности ребёнка к школе
Карты личностной готовности ребёнка к школе
Младший школьный возраст - Готовность к школе

Личностная готовность включает мотивационную, коммуникативную готовность, сформированность представлений о себе и самооценку, эмоциональную зрелость.


1.1. Мотивационная готовность

 

Показатели мотивационной готовности

Баллы

4

3

2

1

очень часто

часто

редко

почти никогда

Такое поведение типично для ребёнка

Такое поведение свойственно ребёнку

Такое поведение ребёнку не свойственно

Такое поведение трудно отнести к ребёнку

Говорит о школе по своей инициативе, задаёт вопросы о школе.

 

 

 

 

С радостью говорит о том, что скоро пойдёт в школу, будет учеником.

 

 

 

 

Часто говорит о том, какие оценки он будет получать в школе.

 

 

 

 

Знает, какие уроки будут в школе, какие предметы будет изучать.

 

 

 

 

В игре «в школу» предпочитает роль ученика.

 

 

 

 

Говорит о том, что в детском саду интереснее, чем в школе, что предпочитает пока в школу не идти.*

 

 

 

 

На занятиях по своей инициативе задаёт вопросы.

 

 

 

 

Проявляет интерес ко всему новому.

 

 

 

 

Здесь и далее звёздочкой (*) отмечены обратные утверждения, свидетельствующие о низкой готовности к школьному обучению.

Любит, когда читают книги,       рассказывают
сказки,        внимательно
слушает.

 

 

 

 

Говоря о школе, утверждает, что будет хорошо учиться (получать пятёрки, быть хорошим учеником).

 

 

 

 

Огорчается, если что-то не получается, но старается довести дело до конца.

 

 

 

 

Бросает дело, если что- то не получается.*

 

 

 

 

Сразу говорит «у меня не получится» и не пытается попробовать что- то сделать.*

 

 

 

 

На занятиях всегда старается выполнить задание хорошо.

 

 

 

 

Г оворит                 «хочу
научиться».

 

 

 

 

Прилагает усилия к тому, чтобы выполнить даже не очень привлекательное задание.

 

 

 

 

Гордится, когда удаётся сделать то, что вначале не получается.

 

 

 

 

Показывает        воспита
телю свой рисунок и ждёт, чтобы его оценили.

 

 

 

 

Радуется, когда хвалят за выполненное задание.

 

 

 

 

Рассказывает в группе, что он умеет, чему научился.

 

 

 

 

Выполняет          задание
только, если оно дано в игровой форме.*

 

 

 

 

1.2. Коммуникативная готовность

Говорит, что скоро пойдёт в школу, рассказывает о школе, называя место, где она находится, упоминает учителя, рассказывает о том, что в этой школе учатся братья, сёстры (если есть), знакомые ребята.

 

 

 

 

Рассказывает о том, кто из сверстников из детского сада (студии, секции), соседей будет учиться с ним в одной школе.

 

 

 

 

На занятиях принимает поставленную задачу и старается её выполнить.

 

 

 

 

Если возникает проблема, обращается к воспитателю или другому взрослому и просит помочь.

 

 

 

 

Проявляет страх или тревогу, когда взрослый обращается к нему.*

 

 

 

 

Стесняется, когда воспитатель обращается к нему на занятиях. *

 

 

 

 

Выдерживает адекватную дистанцию с воспитателем, не фамильярничает.

 

 

 

 

Огорчается,          плачет,
если ему делают замечание или ругают. *

 

 

 

 

Спокойно       принимает
оценку и старается исправить своё действие.

 

 

 

 

Свободно переспрашивает, если ему что-то непонятно.

 

 

 

 

Охотно отзывается на просьбу помочь, что-то сделать.

 

 

 

 

В группе сторонится других ребят. *

 

 

 

 

Предпочитает        играть
один.*

 

 

 

 

Предпочитает играть с девочками (для мальчиков), с мальчиками (для девочек).*

 

 

 

 

На занятиях отвечает невпопад.*

 

 

 

 

Охотно делает что-то вместе со сверстниками.

 

 

 

 

Проявляет        агрессию,
если что-то не нравится в отношениях с воспитателем, педагогом.*

 

 

 

 

Проявляет агрессию в отношениях со сверстниками, дразнит, может толкнуть, обидеть.*

 

 

 

 

Не понимает словесную инструкцию.*

 

 

 

 

Г оворит «не буду», если его о чём-то просят. *

 

 

 

 

Оказывается жертвой - его обижают, не играют с ним, проявляют агрессию сверстники.*

 

 

 

 

В конфликтной ситуации стремится решать проблему «миром».

 

 

 

 

В конфликте настаивает на своём, хочет всегда быть «победителем».*

 

 

 

 

В конфликте оказывается в проигрыше.*

 

 

 

 

Предпочитает общение с младшими детьми.*

 

 

 

 

Предпочитает общение со старшими.

 

 

 

 

В группе много друзей.

 

 

 

 

Заводила в играх, что-то предлагает, придумывает.

 

 

 

 

Часто обижается, убегает, прячется, избегает контактов.*

 

 

 

 

Если считает, что не прав, первым просит извинение.

 

 

 

 

1.3. Сформированность представлений о себе (образа «я»)
и самооценки

Рассказывает о себе - что нравится/не нравится, что любит/не любит делать, называет свои умения, качества.

 

 

 

 

Рассказывает о том, кем хочет стать, каким хочет стать,       чему       хочет
научиться.

 

 

 

 

Сравнивает себя с тем, когда был маленький и какой сейчас.

 

 

 

 

Говорит о том, как его воспринимает взрослый, что о нём думает взрослый «мама думает, что я испугался.. .мне        нра
вится.. .я не умею».

 

 

 

 

Говорит о том, как его воспринимает сверстник, что о нём думает сверстник.

 

 

 

 

Ругает себя, говорит, что ничего у него не получается.*

 

 

 

 

Сохраняет спокойствие и уверенность, даже когда делает ошибку или не справляется с заданием.

 

 

 

 

Преобладает хорошее настроение.

 

 

 

 

Не обижается на сверстников, даже, если ему причинили ущерб (забрали игрушку, толкнули, ругали).

 

 

 

 

Знает членов семьи по имени и может назвать степень родства.

 

 

 

 

Охотно выступает (читает стихи, танцует) на праздничных утренниках.

 

 

 

 

С удовольствием рассматривает свои фотографии и видео.

 

 

 

 

Может назвать страну, город,           населённый
пункт, где живёт.

 

 

 

 

1.4. Эмоциональная зрелость

Знает речевые названия эмоций (страх, радость, удивление,            злость,
обида, грусть или печаль) и использует их в речи или в пересказе содержания сказки, мультфильма.

 

 

 

 

Понимает, когда у сверстника        неприят
ность, и может ему посочувствовать.

 

 

 

 

Проявляет           чувство
стыда, когда поступил неправильно, сказал неправду, обманул, пожадничал.

 

 

 

 

Может сдержать слёзы, плач, крик, даже, если очень сильно обижен или разозлён, или проиграл.

 

 

 

 

Проявляет страх и тревогу в общении с новыми людьми, в ситуации неуспеха и неудачи.*

 

 

 

 

Даже, если испытывает страх, превозмогает его, не теряет способности действовать.

 

 

 

 

Часто плачет по малейшему поводу. *

 

 

 

 

Может рассказать, какие чувства возникают у человека в разных ситуациях.

 

 

 

 

Проявляет эмоции и чувства, соответствующие музыкальному произведению.

 

 

 

 

Имеет свои музыкальные предпочтения.

 

 

 

 

Радуется, когда узнаёт что-то новое.

 

 

 

 

Есть свои предпочтения мультфильмов, сказок, стихов, рассказов.

 

 

 

 

Проявляет избирательность в отношении иллюстраций, рисунков - одни нравятся, другие нет.

 

 

 

 

Переживает, портится настроение, когда кого- то обидел, обманул, не поделился.

 

 

 

 

 

2. Карты умственной зрелости как готовности к реализации познавательной деятельности и сформированности когнитивных способностей


Умственная зрелость как готовность к реализации познавательной деятельности и сформированность когнитивных способностей включает интеллектуальную, речевую, сенсомоторную готовность, необходимый для обучения уровень развития памяти и внимания.


2.1. Интеллектуальная зрелость

Признаёт, что есть разные мнения, выслушивает других, не пытается навязать своё решение.

 

 

 

 

Может привести доводы, обосновать своё мнение в споре.

 

 

 

 

Может указать на сходство и различия объектов, предметов (ответить на вопрос, чем похожи и чем отличаются предметы).

 

 

 

 

Может         осуществить
группировку объектов по объективному признаку (подобрать похожие, сходные объекты и назвать признак, который их объединяет).

 

 

 

 

Может упорядочить картинки по временной последовательности и составить рассказ по картинкам.

 

 

 

 

Успешно       складывает
кубики (6 элементов), разрезные        картинки,
пазлы, «Лего», мозаику по картинке, образцу.

 

 

 

 

Предпочитает        искать
новые решения, новый способ решения задачи, чем пользоваться уже известными.

 

 

 

 

Предпочитает изобретать способ действия самостоятельно, а не следовать инструкции.

 

 

 

 

Задаёт вопросы «Почему», «Как?», «Зачем?».

 

 

 

 

Может        использовать
карту или план для поиска предмета, прокладывания дороги.

 

 

 

 

Может сравнивать множества объектов, устанавливая  отношение
«больше - меньше».

 

 

 

 

Использует в предложении сочетание «потому что», указывая на причины событий, действий.

 

 

 

 

Создаёт рисунок, постройку, поделку по замыслу.

 

 

 

 

Любит искать и предлагать новые решения (в рисовании, конструировании, игре).

 

 

 

 

2.2. Речевая готовность

Правильное звукопроизношение

 

 

 

 

Согласовывает слова в предложении по роду и падежу.

 

 

 

 

Достаточный (для речевого общения, описания картинки, рассказа о значимых событиях - дне рождения, празднике и пр.) словарный запас - понимание речи ребёнка не вызывает трудностей.

 

 

 

 

Использует сложносочинённые предложения.

 

 

 

 

В речи использует прилагательные, наречия, числительные.

 

 

 

 

Речь интонационно выразительна.

 

 

 

 

Сопровождает действие речью, отражающей его содержание и результат.

 

 

 

 

Планирует в речи свои действия - рассказывает о том, что будет делать.

 

 

 

 

Когда сталкивается с трудностями в выполнении задания, начинает рассуждать вслух, что делать, как их преодолеть.

 

 

 

 

Выслушивает собеседника не перебивая.

 

 

 

 

Говорит понятно, развернуто.

 

 

 

 

Использует в речи обобщающие слова.

 

 

 

 

Отвечает невпопад, как будто не слушает собеседника. *

 

 

 

 

Может повторить простое предложение и назвать первое, второе, третье слово, включая предлоги и союзы.

 

 

 

 

Составляет рассказ по картинке.

 

 

 

 

Составляет рассказ на заданную тему.

 

 

 

 

Составляет рассказ по серии картинок.

 

 

 

 

Изобретает новые слова.

 

 

 

 

Проявляет интерес к значениям слов, задаёт вопросы.

 

 

 

 

Любит, когда ему читают,                  рассказывают
сказки.

 

 

 

 

Может чётко ответить на поставленные вопросы.

 

 

 

 

Может пересказать любимую сказку.

 

 

 

 

2.3. Сенсомоторная готовность

Аккуратно закрашивает раскраски, не выходя за контур.

 

 

 

 

Может соединить две точки ровной линией в любом направлении.

 

 

 

 

Правильно держит карандаш.

 

 

 

 

Справляется с рисованием основных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник и т. д.).

 

 

 

 

Находит путь в лабиринте на бумаге, рисуя карандашом.

 

 

 

 

Рисунок человека включает все основные части лица и тела.

 

 

 

 

Рисует и лепит по своей инициативе.

 

 

 

 

Правильно употребляет предлоги.

 

 

 

 

Может            правильно
назвать пространственное соотношение объектов по вертикальной оси (что выше, что ниже) и горизонтальной (слева - справа).

 

 

 

 

Может         скопировать
контурный          рисунок
(например, домик - стены, крыша, труба, дым из трубы, окно, дверь).

 

 

 

 

Ловит предмет руками с расстояния 2-3 метра

 

 

 

 

Сохраняет равновесие, стоя на одной ноге.

 

 

 

 

Правильно выполняет движения по показу (наклоны, приседания, поднятие рук, ног).

 

 

 

 

Может повторить танцевальное движение (2 элемента) по показу.

 

 

 

 

Успешно преодолевает незначительное препятствие прыжком.

 

 

 

 

2.4. Память и внимание

Запоминает небольшое стихотворение (4 строки), песню и воспроизводит его.

 

 

 

 

Может пересказать основной               сюжет
сказки/рассказа с опорой на иллюстрации.

 

 

 

 

Запоминает и воспроизводит ряд из 6-10 слов

 

 

 

 

Может запомнить и выполнить инструкцию, включающую последовательность из 3-4 действий.

 

 

 

 

Может рассказать, как провёл выходные, как провёл лето.

 

 

 

 

Может концентрировать внимание на выполнении задания до его завершения, не отвлекаясь на постороннее (звуки, разговоры, шум за окном, и т. д.).

 

 

 

 

Не может довести действие до конца, отвлекается на другие стимулы.*

 

 

 

 

Может найти на картинке одинаковые объекты.

 

 

 

 

Находит различия при сравнении похожих изображений.

 

 

 

 

Находит недостающие детали в изображении предмета на рисунке.

 

 

 

 

Подолгу занимается тем, что ему интересно.

 

 

 

 

Трудно переключается с выполнения одного задания на другое.*

 

 

 

 

При конструировании (кубики, мозаика) может сравнить результат своей работы с образцом и найти ошибку (если ошибка сделана).

 

 

 

 

 

3. Карты сформированности произвольности и основ волевого поведения

 

Если что-то не получается, проявляет настойчивость и добивается результата.

 

 

 

 

Если что-то не получается, прекращает попытки и зовёт на помощь взрослого.*

 

 

 

 

Любит задания посложнее.

 

 

 

 

Готов приложить усилия, но добиться цели.

 

 

 

 

Испытывает трудности и нерешительность, когда надо что-то выбрать.*

 

 

 

 

Готов прилагать усилия, если ожидает награду и поощрение за результат.

 

 

 

 

Принимает задачу, поставленную взрослым, и пытается её выполнить.

 

 

 

 

Быстро «теряет» задачу, поставленную взрослым, и начинает заниматься своими делами.*

 

 

 

 

Внимательно слушает инструкцию, выполняет её (2-3 действия).

 

 

 

 

Успешно подражает действиям взрослого.

 

 

 

 

Возражает и отказывается, когда его просят что-либо сделать.*

 

 

 

 

Исправляет ошибку, если ему указывает на неё взрослый.

 

 

 

 

Самостоятельно исправляет ошибки.

 

 

 

 

Соглашается с оценкой своей работы взрослым, не спорит, не обижается.

 

 

 

 

Протестует и обижается, если оценка его работы взрослым ему не нравится.*

 

 

 

 

Может рассказать, по какому правилу он действует.

 

 

 

 

Планирует свои действия.

 

 

 

 

Может сразу же прекратить свои действия, если замечает, что делает что-то не так.

 

 

 

 

Если складывает кубики, пазл или мозаику постоянно сверяется с образцом.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Представленные карты наблюдения в настоящее время проходят апробацию в дошкольных образовательных организациях различных субъектов Российской Федерации в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образованиям и обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования.
Заполненные карты наблюдения, комментарии и замечания участников будут проанализированы группой экспертов, после чего карты будут доработаны и дополнены практическими рекомендациями по интерпретации результатов.

Начало Карты наблюдения для оценки уровня психологической готовности ребенка к школе: проект для апробации

Источник: Карабанова, О. А. Карты наблюдения для оценки уровня психологической готовности ребенка к школе: проект для апробации [Электронный ресурс] / О. А. Карабанова. - Электрон. текст. дан. (1,2 Мб). - Киров: Изд-во МЦИТО, 2022. - 1 электрон. опт. диск (CD-R). - Систем. требования: PC, Intel 1 ГГц, 512 Мб RAM, 1,2 Мб свобод. диск. пространства; CD-привод; ОС Windows XP и выше, ПО для чтения pdf-файлов. - Загл. с экрана.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.