На главную Младший школьный возраст Готовность к школе Карты наблюдения для оценки уровня психологической готовности ребенка к школе: проект для апробации
Карты наблюдения для оценки уровня психологической готовности ребенка к школе: проект для апробации
Младший школьный возраст - Готовность к школе

ВВЕДЕНИЕ
Переход ребёнка к школьному обучению чрезвычайно важный этап его развития, изменяющий социальную позицию ребёнка - он становится учеником. В силу различий в темпе психического развития, порождающих расхождение между паспортным и психологическим возрастом, возможны риски недостаточной зрелости ребёнка к этим изменениям.
Вопросы определения уровня готовности к школе на этапе перехода от дошкольного к начальному общему образованию остаются актуальными для всех участников образовательного процесса: педагогов дошкольного образования, родителей будущих первоклассников, учителей в начальной школе.


Достижения современной практической психологии образования позволяют утверждать, что успешность вхождения дошкольника в новую для него образовательную систему школы определяется, прежде всего, психологической готовностью ребёнка к школьному обучению, безусловно учитывающей его возрастные и индивидуальные особенности.
В данном пособии раскрывается понятие психологической готовности, описывается её структура, представлен первый вариант разработанных карт развития для оценки уровня психологической готовности ребенка к школе.
Данные карты проходят апробацию в дошкольных образовательных организациях Московской области, Екатеринбурга, Перми и Ленинградской области.


I. Психологическая готовность ребёнка к школе


Психологическая готовность к школьному обучению - тот уровень личностной и умственной зрелости ребёнка, позволяющий ему принять новую социальную позицию и роль ученика; в учебном сотрудничестве с педагогом включиться в учебную деятельность и успешно её реализовывать.


Структура психологической готовности включает:
1) личностную готовность;
2) умственную зрелость (готовность к реализации познавательной деятельности и сформированность когнитивных способностей);
3) сформированность произвольности и основ волевого поведения.


1. Личностная готовность включает мотивационную, коммуникативную готовность, сформированность представлений о себе и самооценку, эмоциональную зрелость.
1.1. Мотивационная готовность выражается в сформированности следующего:
• мотива, реализующего потребность ребёнка в социально -значимой и со- циально-оцениваемой деятельности («хочу быть взрослым!», «хочу быть школьником!»);
• познавательных мотивов и в проявлении познавательной инициативы («Почему?» «Зачем»);
• учебных мотивов («Хочу научиться», «Хочу уметь, знать!»);
• мотивации достижения, гордости за достижения («хочу быть хорошим учеником!», «хочу хорошо учиться!»).


1.2. Коммуникативная готовность включает:
• осведомлённость о школе, нормах и правилах школьной жизни (осведомлённость об учебных предметах (чему учат в школе), уроках, переменах и правилах поведения, школьных звонках, системе оценок, об основных ролевых позициях участников в школьной жизни (кто работает в школе, какие функции выполняет в школьной жизни учитель, директор, охранник, работник школьной столовой и пр.);
• готовность к учебному сотрудничеству - способность адекватно принимать задачу, инструкцию, оценку и помощь педагога;
• готовность к произвольно-контекстному общению - умение строить коммуникацию в соответствии с учебной ситуацией, правилами школьной жизни и ролевыми позициями: учитель - ученик - одноклассник.


1.3. Сформированность представлений о себе (образ «я») и самооценки:
• адекватные представления о своих качествах, способностях и особенностях, возможностях, возрасте, половой принадлежности, социальной и семейной роли, этнокультурной принадлежности, представление о том, каким он хочет стать, и о том, каким его видят другие (родители и сверстники);
• позитивная адекватная самооценка, положительное самоотношение и самоуважение.


1.4. Эмоциональная зрелость:
• способность различать эмоции распознавать их по лицевой экспрессии;
• умение выражать эмоции в речи и в поведении в социокультурной форме;
• понимание причин возникновения эмоций, их связи с различными жизненными ситуациями;
• способность к эмпатии, сопереживанию;
• моральные чувства, возникающие в соответствии с объективной ситуацией (чувство стыда, вины при нарушении моральных норм; гордости за оказание помощи, правдивость);
• эстетические чувства («красиво - не красиво», «нравится - не нравится» в отношении искусства, литературных произведений, музыки и пр.);
• чувство радости познания;
• начальные формы эмоциональной регуляции (умение сдерживать выражение негативных чувств, агрессии, обиды, гнева, страха, плача и пр., переключаться на другие виды деятельности).


2. Умственная зрелость как готовность к реализации познавательной деятельности и сформированность когнитивных способностей включает интеллектуальную, речевую, сенсомоторную готовность, необходимый для обучения уровень развития памяти и внимания.


2.1. Интеллектуальная готовность включает следующие когнитивные способности:
• преодоление познавательного эгоцентризма и формирование способности координировать различные точки зрения на основе понимания того, что существуют различные мнения, взгляды, позиции;
• наглядно-образное мышление и способность оперировать образами, воображение;
• знаково-символические мышление как способность моделировать объекты с помощью замещения символами и знаками;
• логические операции - сравнение, идентификация, установление сходства и различий, установление аналогий, причинно-следственных связей, классификация;
• предпосылки понятийного мышления (умение выделять существенные характеристики объекта, способность к образованию понятий).


2.2. Речевая готовность, включающая следующее:
• овладение фонематической, семантической, грамматической и синтаксической сторонами речи;
• сформированность номинативной, коммуникативной, констатирующей (описательной) и обобщающей функций речи;
• сформированность планирующей функции речи, направленной на организацию и управление деятельностью и поведением;
• начальные формы монологической и контекстной речи (связной речи, в которой последовательно излагается сообщение, понятной без опоры на ситуацию);
• отношение к речи как особой действительности, имеющей свои законы и правила функционирования, что находит выражение в проявлении интереса к значению слов, словотворчеству, образованию новых слов; понимание того, что предметная реальность отражается в речи, переход от практической (использование речи и понимание речевого высказывания) к теоретической позиции в отношении речи (речь - не просто «стекло», через которое мы видим предмет, не просто атрибут предмета, а самостоятельная реальность, имеющая свои законы).


2.3. Сенсомоторная готовность предполагает следующее:
• усвоение сенсорных эталонов цвета, формы, протяжённости, перцептивных действий, направленных на обследование и идентификацию сенсорных свойств объектов, и способность к их речевому обозначению;
• константность (устойчивость, стабильность) восприятия сенсорных свойств объекта в различных условиях (например, восприятие цвета при различном освещении);
• ориентировка в пространственных отношениях в двухмерном пространстве, правильное использование предлогов, речевое обозначение пространственных отношений (выше - ниже, слева - справа, далеко - близко и пр.);
• сформированность тонкой моторики на основе координации «глаз - рука»;
• координация локомоций (бег, прыжки и др.).


2.4. Память и внимание:
• сформированность предпосылок произвольной памяти: принимает задачу запоминания и способен использовать внешние средства для произвольного запоминания и последующего воспроизведения;
• сформированность предпосылок произвольного внимания: принимает задачу «быть внимательным», проявляет избирательность к стимульным воздействиям и может концентрировать усилия на задаче, объекте; может контролировать свои действия по полученному результату.
3. Сформированность произвольности и основ волевого поведения
Произвольность, составляющая важный компонент психологической готовности, включает способность действовать в соответствии с поставленной целью, инструкцией, образцом и правилом, контролировать и оценивать своё действие.
Воля выступает как способность прилагать усилия и преодолевать помехи на пути к достижению цели.


II. КАРТЫ РАЗВИТИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ


Инструкция по заполнению карт


Уважаемый воспитатель!


Ниже приведены карты развития для оценки уровня психологической готовности ребёнка к школе в трёх сферах - личностной готовности, умственной зрелости, готовности в сфере управления и регуляции своим поведением. Карты даны в виде таблиц.
Представленные таблицы заполняются на основе проведённого педагогического наблюдения.
Для каждого из видов готовности в левом столбце представлены показатели готовности в форме описания поведения ребёнка. Просим Вас оценить выраженность такого поведения у ребёнка в 4-балльной шкале - либо по частоте проявления такого поведения:
4 балла - такое поведение встречается очень часто;
3 балла - часто;
2 балла - редко;
1 балл - почти никогда;
либо по тому насколько это поведение свойственно ребёнку:
4 балла - такое поведение типично для ребёнка;
3 балла - такое поведение свойственно ребёнку;
2 балла - такое поведение не свойственно ребёнку;
1 балл - такое поведение трудно отнести к ребёнку.
Для этого необходимо отметить знаком Х соответствующую выбранному баллу шкалу.
В настоящее время МЭО проводит апробацию данных карт развития. Просим Вас помочь нам в этой апробации. Пожалуйста, отметьте те показатели, описание которых вызвало у Вас затруднения, было непонятным, трудным для оценки поведения ребёнка. Если Вы сомневаетесь в оценке какого-то показателя, не заполняйте его, указав причину (непонятен показатель, есть сомнения в оценке у данного ребёнка и др.).
Будем благодарны за комментарии и за предложения своей версии описания показателя готовности.


Большое спасибо за сотрудничество!

Далее Карты личностной готовности ребёнка к школе

Источник: Карабанова, О. А. Карты наблюдения для оценки уровня психологической готовности ребенка к школе: проект для апробации [Электронный ресурс] / О. А. Карабанова. - Электрон. текст. дан. (1,2 Мб). - Киров: Изд-во МЦИТО, 2022. - 1 электрон. опт. диск (CD-R). - Систем. требования: PC, Intel 1 ГГц, 512 Мб RAM, 1,2 Мб свобод. диск. пространства; CD-привод; ОС Windows XP и выше, ПО для чтения pdf-файлов. - Загл. с экрана.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.