ВВЕДЕНИЕ Переход ребёнка к школьному обучению чрезвычайно важный этап его развития, изменяющий социальную позицию ребёнка - он становится учеником. В силу различий в темпе психического развития, порождающих расхождение между паспортным и психологическим возрастом, возможны риски недостаточной зрелости ребёнка к этим изменениям. Вопросы определения уровня готовности к школе на этапе перехода от дошкольного к начальному общему образованию остаются актуальными для всех участников образовательного процесса: педагогов дошкольного образования, родителей будущих первоклассников, учителей в начальной школе.
Достижения современной практической психологии образования позволяют утверждать, что успешность вхождения дошкольника в новую для него образовательную систему школы определяется, прежде всего, психологической готовностью ребёнка к школьному обучению, безусловно учитывающей его возрастные и индивидуальные особенности. В данном пособии раскрывается понятие психологической готовности, описывается её структура, представлен первый вариант разработанных карт развития для оценки уровня психологической готовности ребенка к школе. Данные карты проходят апробацию в дошкольных образовательных организациях Московской области, Екатеринбурга, Перми и Ленинградской области.
I. Психологическая готовность ребёнка к школе
Психологическая готовность к школьному обучению - тот уровень личностной и умственной зрелости ребёнка, позволяющий ему принять новую социальную позицию и роль ученика; в учебном сотрудничестве с педагогом включиться в учебную деятельность и успешно её реализовывать.
Структура психологической готовности включает: 1) личностную готовность; 2) умственную зрелость (готовность к реализации познавательной деятельности и сформированность когнитивных способностей); 3) сформированность произвольности и основ волевого поведения.
1. Личностная готовность включает мотивационную, коммуникативную готовность, сформированность представлений о себе и самооценку, эмоциональную зрелость. 1.1. Мотивационная готовность выражается в сформированности следующего: • мотива, реализующего потребность ребёнка в социально -значимой и со- циально-оцениваемой деятельности («хочу быть взрослым!», «хочу быть школьником!»); • познавательных мотивов и в проявлении познавательной инициативы («Почему?» «Зачем»); • учебных мотивов («Хочу научиться», «Хочу уметь, знать!»); • мотивации достижения, гордости за достижения («хочу быть хорошим учеником!», «хочу хорошо учиться!»).
1.2. Коммуникативная готовность включает: • осведомлённость о школе, нормах и правилах школьной жизни (осведомлённость об учебных предметах (чему учат в школе), уроках, переменах и правилах поведения, школьных звонках, системе оценок, об основных ролевых позициях участников в школьной жизни (кто работает в школе, какие функции выполняет в школьной жизни учитель, директор, охранник, работник школьной столовой и пр.); • готовность к учебному сотрудничеству - способность адекватно принимать задачу, инструкцию, оценку и помощь педагога; • готовность к произвольно-контекстному общению - умение строить коммуникацию в соответствии с учебной ситуацией, правилами школьной жизни и ролевыми позициями: учитель - ученик - одноклассник.
1.3. Сформированность представлений о себе (образ «я») и самооценки: • адекватные представления о своих качествах, способностях и особенностях, возможностях, возрасте, половой принадлежности, социальной и семейной роли, этнокультурной принадлежности, представление о том, каким он хочет стать, и о том, каким его видят другие (родители и сверстники); • позитивная адекватная самооценка, положительное самоотношение и самоуважение.
1.4. Эмоциональная зрелость: • способность различать эмоции распознавать их по лицевой экспрессии; • умение выражать эмоции в речи и в поведении в социокультурной форме; • понимание причин возникновения эмоций, их связи с различными жизненными ситуациями; • способность к эмпатии, сопереживанию; • моральные чувства, возникающие в соответствии с объективной ситуацией (чувство стыда, вины при нарушении моральных норм; гордости за оказание помощи, правдивость); • эстетические чувства («красиво - не красиво», «нравится - не нравится» в отношении искусства, литературных произведений, музыки и пр.); • чувство радости познания; • начальные формы эмоциональной регуляции (умение сдерживать выражение негативных чувств, агрессии, обиды, гнева, страха, плача и пр., переключаться на другие виды деятельности).
2. Умственная зрелость как готовность к реализации познавательной деятельности и сформированность когнитивных способностей включает интеллектуальную, речевую, сенсомоторную готовность, необходимый для обучения уровень развития памяти и внимания.
2.1. Интеллектуальная готовность включает следующие когнитивные способности: • преодоление познавательного эгоцентризма и формирование способности координировать различные точки зрения на основе понимания того, что существуют различные мнения, взгляды, позиции; • наглядно-образное мышление и способность оперировать образами, воображение; • знаково-символические мышление как способность моделировать объекты с помощью замещения символами и знаками; • логические операции - сравнение, идентификация, установление сходства и различий, установление аналогий, причинно-следственных связей, классификация; • предпосылки понятийного мышления (умение выделять существенные характеристики объекта, способность к образованию понятий).
2.2. Речевая готовность, включающая следующее: • овладение фонематической, семантической, грамматической и синтаксической сторонами речи; • сформированность номинативной, коммуникативной, констатирующей (описательной) и обобщающей функций речи; • сформированность планирующей функции речи, направленной на организацию и управление деятельностью и поведением; • начальные формы монологической и контекстной речи (связной речи, в которой последовательно излагается сообщение, понятной без опоры на ситуацию); • отношение к речи как особой действительности, имеющей свои законы и правила функционирования, что находит выражение в проявлении интереса к значению слов, словотворчеству, образованию новых слов; понимание того, что предметная реальность отражается в речи, переход от практической (использование речи и понимание речевого высказывания) к теоретической позиции в отношении речи (речь - не просто «стекло», через которое мы видим предмет, не просто атрибут предмета, а самостоятельная реальность, имеющая свои законы).
2.3. Сенсомоторная готовность предполагает следующее: • усвоение сенсорных эталонов цвета, формы, протяжённости, перцептивных действий, направленных на обследование и идентификацию сенсорных свойств объектов, и способность к их речевому обозначению; • константность (устойчивость, стабильность) восприятия сенсорных свойств объекта в различных условиях (например, восприятие цвета при различном освещении); • ориентировка в пространственных отношениях в двухмерном пространстве, правильное использование предлогов, речевое обозначение пространственных отношений (выше - ниже, слева - справа, далеко - близко и пр.); • сформированность тонкой моторики на основе координации «глаз - рука»; • координация локомоций (бег, прыжки и др.).
2.4. Память и внимание: • сформированность предпосылок произвольной памяти: принимает задачу запоминания и способен использовать внешние средства для произвольного запоминания и последующего воспроизведения; • сформированность предпосылок произвольного внимания: принимает задачу «быть внимательным», проявляет избирательность к стимульным воздействиям и может концентрировать усилия на задаче, объекте; может контролировать свои действия по полученному результату. 3. Сформированность произвольности и основ волевого поведения Произвольность, составляющая важный компонент психологической готовности, включает способность действовать в соответствии с поставленной целью, инструкцией, образцом и правилом, контролировать и оценивать своё действие. Воля выступает как способность прилагать усилия и преодолевать помехи на пути к достижению цели.
II. КАРТЫ РАЗВИТИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ
Инструкция по заполнению карт
Уважаемый воспитатель!
Ниже приведены карты развития для оценки уровня психологической готовности ребёнка к школе в трёх сферах - личностной готовности, умственной зрелости, готовности в сфере управления и регуляции своим поведением. Карты даны в виде таблиц. Представленные таблицы заполняются на основе проведённого педагогического наблюдения. Для каждого из видов готовности в левом столбце представлены показатели готовности в форме описания поведения ребёнка. Просим Вас оценить выраженность такого поведения у ребёнка в 4-балльной шкале - либо по частоте проявления такого поведения: 4 балла - такое поведение встречается очень часто; 3 балла - часто; 2 балла - редко; 1 балл - почти никогда; либо по тому насколько это поведение свойственно ребёнку: 4 балла - такое поведение типично для ребёнка; 3 балла - такое поведение свойственно ребёнку; 2 балла - такое поведение не свойственно ребёнку; 1 балл - такое поведение трудно отнести к ребёнку. Для этого необходимо отметить знаком Х соответствующую выбранному баллу шкалу. В настоящее время МЭО проводит апробацию данных карт развития. Просим Вас помочь нам в этой апробации. Пожалуйста, отметьте те показатели, описание которых вызвало у Вас затруднения, было непонятным, трудным для оценки поведения ребёнка. Если Вы сомневаетесь в оценке какого-то показателя, не заполняйте его, указав причину (непонятен показатель, есть сомнения в оценке у данного ребёнка и др.). Будем благодарны за комментарии и за предложения своей версии описания показателя готовности.
Большое спасибо за сотрудничество!
Далее Карты личностной готовности ребёнка к школе
Источник: Карабанова, О. А. Карты наблюдения для оценки уровня психологической готовности ребенка к школе: проект для апробации [Электронный ресурс] / О. А. Карабанова. - Электрон. текст. дан. (1,2 Мб). - Киров: Изд-во МЦИТО, 2022. - 1 электрон. опт. диск (CD-R). - Систем. требования: PC, Intel 1 ГГц, 512 Мб RAM, 1,2 Мб свобод. диск. пространства; CD-привод; ОС Windows XP и выше, ПО для чтения pdf-файлов. - Загл. с экрана. |