На главную Младший школьный возраст Готовность к школе Комплексная методика диагностики психологической готовности к обучению в школе «School» Е. С. Бахуриной
Комплексная методика диагностики психологической готовности к обучению в школе «School» Е. С. Бахуриной
Младший школьный возраст - Готовность к школе
Индекс материала
Комплексная методика диагностики психологической готовности к обучению в школе «School» Е. С. Бахуриной
Количественная обработка результатов
Все страницы

Данная методика проходила апробацию в 1993-2001 г.г. (предположительный год создания) в пяти школах Москвы и в комплексе «Детский сад - школа» г. Коломны, школах и школе-интернате г. Балашихи. Автор: Е. С. Бахурина. В комплекс School входят модификации методик Я. Иирасека, А. Л. Венгера, а также ряд авторских методик. Методика разработана в целях повышения эффективности работы психолога в рамках проблемы «школьной зрелости». Благодаря School один специалист может обследовать 15-20 человек. Уровень различительной чувствительности методики таков, что ее можно с успехом применять и для целей психологического отбора (по типу и/или уровню развития).


Общая организация обследования


Процедура группового обследования занимает два урока. Еще один урок отводится на индивидуальное обследование (57 минут на каждого ребенка). При проведении обследования важно соблюдать последовательность предъявления методик, поскольку это связано с получением дополнительных данных о работоспособности ребенка, а также позволяет учитывать необходимость адаптации детей к обследованию и период оптимальной работоспособности для предъявления «интеллектуальных» методик.
Каждому ребенку необходимо иметь набор цветных карандашей или фломастеров, два простых карандаша или карандаш и ручку, а также 2-3 листа нелинованной стандартной машинописной бумаги. Для проведения одной из методик понадобится также «заготовка» - нарисованная «нитка» для бус в виде подковы, а также - в виде буквы S. Такую заготовку, если детей немного, можно сделать по ходу проведения обследования.
Ассистент (если он есть) должен быть как можно более незаметным во время обследования. В его задачу входит помощь в решении возникших проблем у детей в ходе исследования. Если в качестве ассистента выступает квалифицированный психолог, то он становится, фактически, наблюдателем за детьми, собирающим независимый и существенный блок информации о детях.
Для первичной активизации внимания (после того, как дети осмотрелись в новом помещении, мы использовали прием «Хотите ли вы учиться в школе?») Психолог просит ребят показать, как «сильно» они хотят учиться: отмерить рукой внизу или вверху. Можно, впрочем, использовать любые известные в педагогике начальной школы методы организации внимания детей. Поскольку работоспособность и темп деятельности у детей значительно варьируется, можно использовать некоторые приемы, направленные на дополнительную активизацию внимания при переходе к следующей методике, а также для выяснения времени окончания большинством детей предыдущего задания. Для этого мы использовали прием «поднимите руку, кто уже закончил». Не стоит торопить ребят, но стоит эмоционально поддержать «копуш»: «Все люди разные: одни работают быстро, а другие - медленно и тщательно, что тоже хорошо». Тем не менее ждать двух-трех человек всем не стоит - лучше перейти к следующему заданию, отметив особо медлительных. «Медленным» нужно будет уделить больше времени при индивидуальном обследовании, в том числе проверить выполнение ими групповых заданий.


Структура обследования


Комплексная методика School сделана таким образом, что все методики привязаны к урокам. Ниже предлагается перечень методик с примерными нормами времени на каждую методику:


1 занятие
Задание «Напиши свое имя» - 2-3 минуты;
Методика «Бусы» по Венгеру - 5-7 минут;
Методика «4-ый лишний» - 10-15 минут;
Методика «Фраза Винни-Пуха» - 5-7 минут.
Отдых 10 минут.


2 занятие
Методика «Зеркало» - 7-10 минут;
Методика «Хороший, плохой ребенок и я» - 10-15 минут;
«Волшебная палочка» - 5-7 минут;
Методика «Бусы-2» - время относительно не ограничено.
Отдых 10 минут.


3 занятие
Проведение индивидуального обследования по инструкции, которая будет описана ниже.


Описание методик


1. Задание «Напиши свое имя». Это нехитрое задание, помимо утилитарных целей, многое дает для ориентировочного выявления общей педагогической готовности ребенка к школе: выявляется знание ребенком букв, развитие тонкой моторики, «зеркальность письма», развитие пространственных представлений, умение переводить речевую инструкцию в деятельность, развитие зрительно-моторной координации, сфор- мированность понятий «вверху-внизу» и «слева-справа». Однако основной целью задания является адаптация к процессу обследования.
Инструкция: «Ребята, напишите, пожалуйста, свое имя в нижней части листа. Напишите свое имя и первую букву фамилии, а кто может - фамилию целиком. Все запомнили? Свое имя и первую букву фамилии в нижней части листа». И далее: «Может быть, кто-то из вас не умеет писать. В этом нет ничего страшного: ведь вы для того, чтобы научиться писать, и пришли в школу» - и написать имя и фамилию ребенка за него.


2. Методика «Бусы» (по А. Л. Венгеру). Эта известная методика позволит психологу укрепиться в своем предположении об уровне развития таких качеств, как внимание, умение слушать взрослого, умение переводить речевую команду в план деятельности, умение удерживать инструкцию (сформирован- ность внутреннего плана деятельности), развития произвольности или преобладания импульсивности, развитие тонкой моторики у ребенка.
Инструкция: «Сейчас я расскажу вам сказку. Жила-была принцесса. У нее были волшебные бусы. Стоило принцессе надеть их, как она становилась невидимой. Но однажды эти бусы порвались. Принцесса долго плакала, но вдруг появилась добрая волшебница и сказала: «Не плачь, принцесса! Если ты нарисуешь свои бусы такими, какими они были, они опять станут целыми!» Ребята, давайте поможем принцессе нарисовать ее волшебные бусы!
Послушайте меня внимательно: всего бусинок было пять. В середине была синяя бусинка, и рядом не было ни одной бусинки одинакового цвета. Будьте внимательны: если вы нарисуете неправильно, бусы не будут волшебными! Запомните: всего бусинок было пять, посередине была синяя бусинка, и рядом не было бусинок одинакового цвета». Более трех раз инструкцию повторять нельзя. После того, как выяснится, что большинство малышей закончили выполнение задания, можно предложить им внимательно проверить, правильно ли они нарисовали, не повторяя при этом условий.


3. Методика «4-ый лишний». Мы разработали свою версию этой известной методики, с помощью которой можно выявить весь комплекс проблем, связанных с развитием вербального мышления. Это особенно важно для прогноза учебных успехов ребенка, поскольку обучение у нас ведется преимущественно через речевой канал. Наша модификация методики позволяет выявить не только сформированность способности к обобщению, но и развитие речевой памяти, осмысленности запоминания, развитие произвольности, способности выделить главное, связи «образ-слово», задатки преобладающего типа мышления - вербального или образного, развитие тонкой моторики; сделать предположении об общем недоразвитии речи (ОНР), и даже фонетико-фонематической недостаточности у ребенка, органических изменениях.
Полученный эмпирический материал подтверждает известные теоретические основания о существовании своеобразного «порога» формирования речевого мышления: если в возрасте 5 лет большинство детей не способны спонтанно к операции речевого обобщения, то в возрастном промежутке 6-8 лет количество детей, справившихся с условиями задания, лавинообразно возрастает, достигая максимума к 8-10 годам. В качестве промежуточного этапа эмпирически выделяется фаза «понимаю, что «лишнее», но объяснить не могу».
Инструкция: «Ребята, сейчас мы с вами будем разгадывать загадки. Я назову вам четыре слова, а вы выберите из этих слов одно - лишнее, которое не подходит ко всем остальным, и нарисуйте его или напишите. Ничего, кроме лишнего слова, рисовать или писать не надо. Нарисуйте только одно лишнее. Потом, позже, каждому из вас нужно будет объяснить мне на ушко, почему вы выбрали именно это слово. Слушайте меня внимательно!».
Далее психолог отчетливо и ясно два-три раза подряд повторяет набор из четырех слов. Всего мы предлагали детям четыре таких набора так, что у детей получались четыре рисунка.
Очевидно, что само слово и картинка, которую оно обозначает - не одно и то же. Дети в возрасте 6-7 лет не видят еще этого противоречия и выполняют инструкцию, как правило, адекватно, в меру своего речевого развития. По окончании первой серии слов через активизацию внимания называется следующая серия слов и т. п. (таблица 7).


Таблица 7 - Стимульный материал по методике «4-й лишний»

Номер серии

Слово

предъявления

 

1 серия

Автобус, дом, самолет, корабль

2 серия

Картошка, капуста, кастрюля, яблоко

3 серия

Мальчик, девочка, мама, бабушка

4 серия

Нога, ботинки, валенки, тапочки


Каждая из серий несет также дополнительную информационную нагрузку.


4. Методика «Фраза Винни-Пуха». Представляет собой модификацию известной методики Керна-Иирасека «Фраза». Особенностью модификации является представление фразы на иностранном языке (письменные английские буквы) и использование доски в групповом обследовании. Дело в том, что некоторые дети недостаточно «ловят» инструкцию в группе и, пользуясь своими навыками письма и чтения письменных букв на русском языке, просто переписывают эту фразу, ориентируясь на смысл. Этот факт, безусловно, диагностически ценен, однако мы постарались уменьшить фактор педагогической подготовки детей и «уравнять» их возможности. Развитие зрительных представлений, умение вычленить и удержать образ знака (буквы), развитие мелкой моторики руки - вот неполный перечень качеств, выявляемых с помощью данной методики.
Инструкция: «Ребята, сейчас я напишу фразу на доске. Эта фраза написана на английском языке. Попробуйте догадаться, что здесь написано? Эту фразу говорит Винни-Пух». Здесь можно немного отвлечься и дать детям немного отдохнуть, рассказав что-нибудь про Винни-Пуха и предоставив им возможность отгадать смысл фразы. И далее: «Вы еще не знаете английского, но постарайтесь переписать эту фразу у себя на листочках как можно точнее». Следует всячески стимулировать выполнение задания: «Перерисуйте хотя бы одну букву, это уже будет прекрасно. Но чем больше букв вы скопируете, тем лучше». Предлагаемая фраза пишется письменными буквами на доске: «I like sweets».


5. Методика «Зеркало». Это упрощенная модификация одноименной методики, разработанной в школе А. Л. Венгера. Данная модификация аналогична известной методике П. Я. Кеэса. Она направлена на выявление способности к пространственным операциям, конструктивной активности мышления, наблюдательности, «зеркальности» восприятия, внимания, способности ориентироваться на образец.
Психолог на доске рисует равнобедренный треугольником основанием вниз, а ниже - квадрат и окружность.
Инструкция: «Ребята, посмотрите, что здесь нарисовано? А теперь нарисуйте этот рисунок вверх ногами, не переворачивая листа».


6. Методика «Хороший, плохой и я». Эта методика также представляет собой модификацию и синтез известных методик «Нарисуй человека» Керна-Иирасека (Ф. Гудинаф), Люшер- теста. Направлена на выявление особенностей личностного развития, тревожности, прогноза социально-психологической адаптации к школе, особенностей семейных отношений, возможных невротических проблем у ребенка, ориентировочной направленности личности ребенка, его ценностей, зрительного восприятия и представлений (перцептивной зрелости), тонкой моторики, энергетических характеристик и т. п.
Инструкция: «Ребята, сейчас мы будем с вами рисовать. Посмотрите внимательно на свои цветные карандаши и выберите два самых лучших, самых красивых. Покажите мне, какие карандаши вы выбрали?» (психологу стоит продемонстрировать детям требуемое от них действие). «А теперь переверните свой листок бумаги на чистую сторону или возьмите новый. Нарисуйте в верхней части листа два кружка: один кружок - одним красивым карандашом, другой кружок - другим красивым карандашом.
А теперь нарисуйте только этими двумя карандашами: мальчики самого хорошего мальчика, девочки - самую хорошую девочку. Рисовать надо только двумя красивыми карандашами. Другие карандаши брать не надо!»
После того, как дети закончили выполнение этого задания, дается новая инструкция: «Отложите в сторону ваши красивые карандаши. А теперь опять загляните в коробку и выберите два самых противных карандаша. Покажите мне свой выбор. А теперь нарисуйте два кружка этими плохими карандашами внизу своего листа. Один кружок нарисуйте одним плохим карандашом, а другой кружок - другим плохим карандашом. Эти кружки надо нарисовать внизу.
А теперь нарисуйте этими «плохими» карандашами: мальчики - самого плохого мальчика, девочки - самую плохую девочку. Рисовать надо только двумя плохими карандашами».
«Ребята, а теперь возьмите два самых красивых и два самых некрасивых карандаша. Покажите мне свой выбор. А теперь - здесь можно сделать паузу - нарисуйте только этими четырьмя карандашами самого себя».
Некоторые дети еще в самом начале могут отказаться от рисования: «Я не умею!». Количество таких детей возрастает на последнем этапе. В этом случае желательно поддержать таких детей: «У тебя очень хорошо получается, у тебя обязательно получится! Рисуй, как сможешь!».
Наконец, следует окончательная инструкция: «Поставьте крестик рядом со своим самым хорошим мальчиком (девочкой), а рядом со своим портретом - букву «Я».
Дети могут рисовать не только карандашами, но и фломастерами. Нужно заранее позаботься о том, чтобы у детей был набор цветных карандашей (фломастеров). Не следует ужесточать инструкцию: пусть дети рисуют так, как считают нужным. Тем самым мы достигаем условий, при которых рисунок становится проективным.


7. Проективная проба «Волшебная палочка» (модификация Р. Заззо). Является вспомогательным средством для определения возможных эмоциональных проблем ребенка. Также можно рассматривать как дополнительный адаптационный прием.
Инструкция: «Ребята, сейчас мы с вами поиграем. У меня в руках волшебная палочка, и она будет превращать вас в различных животных. Но как только на болото прилетит аист, всем лягушатам нужно сесть на свои места-домики, иначе аист кого-нибудь поймает!».
После этого детям предлагается встать и по команде «превращаться»: сейчас мальчики - жуки, девочки - бабочки; а теперь - мальчики - зайчики, девочки - белочки; наконец, все становятся веселыми лягушатами. На «превращения» стоит отвести не более трех минут, пусть это будет небольшая разрядка и установка к выполнению эмоционально-напряженному заданию. Когда дети усвоят суть игры, можно предложить нарисовать того, в кого они хотели бы превратиться.


8. Методика «Бусы-2» (методика Е. С. Бахуриной). Ее основное предназначение - выяснение энергетических и структурных особенности деятельности ребенка, творческую активность и т.п. Психолог получает тем больше информации, чем больше он сможет пронаблюдать выполнение этого задания каждым ребенком. Перед началом работы психолог должен убедиться, что у всех детей есть лист бумаги с нарисованной «ниткой» в виде буквы S во весь лист.
Инструкция: «Ребята, вот еще одна нитка бус. Нарисуйте на ней столько бусинок, сколько захотите! Можно рисовать любые бусы, как вам понравится!»
Во время выполнения задания психолог и ассистент должны внимательно следить за работой детей и отмечать:
- направление рисования;
- смену направления рисования;
- индивидуальные особенности рисования;
- скорость выполнения работы;
- наличие стратегии при выполнении задания;
- творческие компоненты.
В дополнение следует сказать, что в процессе группового тестирования психологу необходимо внимательно отмечать все особенности поведения детей («левшество», эмоциональные реакции, скорость выполнения отдельных заданий - при этом достаточно отметить только «самых-самых»).
Удобно делать свои отметки прямо на листках, на которых работает ребенок. Однако некоторые дети могут выразить недоумение или настороженность, поэтому стоит предупредить их: «Я тоже люблю рисовать. Я иногда буду рисовать что- нибудь на ваших листочках, хорошо?»
Этап индивидуального обследования
Этап индивидуального обследования позволяет получить существенные и иногда решающие сведения о психологии ребенка. Тревожность, боязливость, размеренность или торопливость, особенности устной речи, общая осведомленность, особенности взаимоотношений с родителем - вот далеко не полный перечень получаемой психологом информации, дающей возможность получить целостное впечатление о ребенке.
На этом этапе психолог может восполнить пробел информации, получаемой с помощью наблюдения на групповом этапе, если ему приходится работать одному или с недостаточно квалифицированным ассистентом. Яркие особенности поведения ребенка - например, слезы и отказ от работы - должны быть зафиксированы. Этап индивидуального обследования составляет в среднем 5-7 минут на каждого ребенка.


Индивидуальное обследование состоит из трех этапов:
1 этап - установление личного контакта с ребенком и выявление эмоционально-личностных особенностей при помощи беседы и проективных заданий;
2 этап - индивидуальное дообследование ребенка по методике «4-ый лишний»;
3 этап - организационный - включает в себя индивидуальное дообследование по тем методикам, которые ребенок не смог выполнить; проверку записи фамилии на каждом листке.
Замечание: первоначальная версия методики «School» включала заимствованную пробу на учебную мотивацию (по Н. И. Гуткиной). В дальнейшем оказалось очевидным, что сами особенности выполнения ребенком заданий достаточны для определения мотивационной готовности.


1 этап. Контактный. Ребенок заходит в класс с сопровождающим его взрослым, с которым он чувствует себя привычно. Здесь можно пронаблюдать характерные черты общения между родителем и ребенком. Малыша просят принести его листочки, оставленные на столе при выполнении группового задания. Затем психолог спрашивает имя, возраст у ребенка. И далее: «Покажи мне, где ты нарисовал (а) самого лучшего мальчика (девочку). А почему он (а) лучший (ая)?» Так же спрашивается мнение ребенка о «самом плохом (плохой)». Затем стоит выяснить, в кого хотел бы он «превратиться» и почему. В случае затруднений можно задать наводящий вопрос: «Что ты будешь делать, когда превратишься...?» Беседа с ребенком на этом этапе позволяет сделать выводы относительно общего речевого развития, а также эмоционально-личностных особенностях (стеснительность, торопливость речи, медлительность, признаки тревожности или даже невротические реакции).


2 этап. Основной. Инструкция: «Помнишь, мы разгадывали загадки? Сейчас я хочу, чтобы ты объяснил мне, как ты выбирал «лишнее». Что у тебя здесь нарисовано?» - показать на первую картинку, если она есть. Ребенок может и неправильно назвать то, что нарисовал. Все ответы и особенности поведения ребенка обязательно протоколировать!
Далее следует ряд последовательных вопросов, порядок которых не стоит нарушать и которых тем больше, чем хуже отвечает ребенок:
- Почему это лишнее?
- Из каких слов ты выбирал лишнее?
- А какие слова вообще ты запомнил?
Последний вопрос является дополнительным и задается только тем детям, которые затрудняются с ответом на два предыдущих вопроса.


3 этап. Организационно-поддерживающий. Психолог проверяет наличие всех протоколов и подписей и хвалит детей. Уместно еще раз пригласить родителей на индивидуальную консультацию по результатам обследования (без ребенка).
Интерпретация результатов
Основными принципами при интерпретации данных являются:
- опора на форму и содержание заключения (которое разрабатывается, исходя из определения психологической готовности к школе);
- гипотетический принцип: психолог проверяет гипотезу, возникшую при анализе данных по одной методике, с помощью других методик. Если по другим методикам гипотеза подтверждается, значит, гипотеза приобретает статус факта с высокой степенью вероятности. Вероятностный подход: психолог может ручаться за свои выводы примерно на 70-80%, даже после получения сведений от педагогов и родителей. 70-80% - говорят о высокой надежности методик;
- использование эмпатии и вчувствования (особенно на проективных методиках), поскольку этот метод вовсе не противоречит принципу вероятностного подхода.

Этот метод начинает работать тем лучше, чем больший опыт по работе с методикой у психолога.


А. Проба «Напиши свое имя»


Тонкая моторика, навыки письма, «зеркальность» письма, общая педагогическая подготовка, скорость врабатываемости.
При медленной врабатываемости, низкой стрессоустойчивости ребенок может отказаться от выполнения этого задания. Но, поскольку ребенку, как правило, приходится подписывать несколько листов на протяжении всего обследования, можно выявить, с чем связан такой отказ: с незнанием букв или с растерянностью в первый момент.
Нам представляется, что интерпретация данных по этой пробе достаточно очевидна для любого педагога и наблюдательного человека вообще.
Хочется только еще раз напомнить, что то, как напишет ребенок свое имя, иногда может оказаться единственным явным источником информации о том, «зеркалит» ребенок или нет. То же можно сказать о развитии навыков письма и тонкой моторики.


Б. Методика «Бусы» (по А. Л. Венгеру)


Скорость врабатываемости, темп деятельности, концентрация внимания, сформированность внутреннего плана деятельности, речевое развитие, умение слушать взрослого и переводить речевую инструкцию в план практических действий, тревожность, развитие тонкой моторики, иногда - общая осведомленность.


Требования к выполнению: ребенок точно выполняет требуемое задание. Допускается рисование бусинок левее или правее центра.


1. Скорость врабатываемости: сравнивается точность следованию инструкции в «Бусах» и «Хороший, плохой и Я», «4-ый лишний»: правильное выполнение задания «Бусы» говорит о достаточной скорости врабатываемости. Недостаточно точное выполнение задания по методике «Бусы» (ребенок не выполняет хотя бы одно из условий) и точно выполняет задание «ХПиЯ», успешно (см. ниже) справляется с заданием «4ый лишний» - медленная врабатываемость. Может быть обусловлена низкой стрессоустойчивостью (робость, отказ от работы «Я не умею», плаксивость, стирание нарисованного, расположение бус в левой части от центра, отказ от раскрашивания бус), медленным темпом деятельности (медлительность при выполнении других заданий). О медленном темпе врабатываемости свидетельствует также отказ от работы по первым заданиям.


2. Темп деятельности: ребенок выполняет большинство заданий медленно. Следует проанализировать, какого именно рода задания выполняются в низком темпе: медлительность может быть связана с моторной неловкостью, отсутствием навыков рисования, копирования, анализа и обобщения понятий и т. п.


3. Концентрация внимания: неточное выполнение инструкции по методике «Бусы» сочетается с периодическими «провалами» точности выполнения заданий по другим методикам, пропуском заданий и т. п. При этом ребенок достаточно успешно справляется хотя бы с некоторыми заданиями «4-ый лишний», хотя бы при индивидуальном устном тестировании.


4. Сформированность внутреннего плана деятельности: тесно связана с речевым развитием и свидетельствует о способности ребенка удерживать в памяти несколько условий одновременно. О сформированности внутреннего плана деятельности свидетельствует успешное выполнение задания по «Бусам», а также по методике «ХПиЯ», «4-й лишний» и др.


5. Речевое развитие: успешное выполнение вышеназванных методик говорит о достаточном речевом развитии. Дополнительные сведения о развитии речи ребенка можно получить на индивидуальном этапе обследования.


6. Умение слушать и переводить речевую инструкцию в план практических действий: если ребенок затрудняется в точном выполнении методики «Бусы», его можно тут же попросить повторить условия задачи: бывает, что при неправильном выполнении задания ребенок вербально точно воспроизводит условия задания. Такой феномен встречается у детей «дошкольного» типа или у «несадовских», педагогически запущенных детей.


7. Развитие тонкой моторики руки: ребенок рисует и раскрашивает «бусы» неряшливо, крупными движениями. Такие же особенности имеют место и при выполнении других заданий.


8. Общая осведомленность: может встречаться у педагогически запущенных детей. Ребенок может испытывать затруднения в рисовании бус, поскольку их никогда не видел. Тогда бусы могут заменяться, например, тонкими цветными линиями. Безусловно, мы не можем привести здесь все варианты рисования, которые могут встретиться. Тем не менее хотелось бы обратить внимание, что даже такая простая методика, как «Бусы» может работать как проективная.
9.Эмоционально-личностные особенности: сдвиг бусин относительно центра левее свидетельствует в пользу повышенной тревожности и социальных страхов; правее - в пользу высокой импульсивности.


В. «4-й лишний»:


Речевое развитие, способность к анализу и синтезу вербальной информации, умение обобщать на уровне конкретных понятий, непроизвольное запоминание, недостаточность зрительных представлений, недостаточность концентрации внимания, недостаточность произвольности речи, недостаточная селективность при запоминании, сформированность способности организовывать информацию при ее усвоении, формирование типа мышления, интеллектуальные персеверации и т. п.


Эмпирически были выделены следующие степени выполнения задания:
1. Ребенок начинает рисовать любую картинку, обозначающую одно из слов первой же серии («Потому что мне понравилось»), игнорируя учебную ситуацию - чаще всего такое поведение характерно для педагогически запущенных, «дошкольников», а также при нарушениях психического развития.
2. Ребенок рисует одну или несколько картинок для каждой серии слов, формально придерживаясь инструкции. Объяснения не дает или дает формальные. При попытке воспроизвести «слова, из которых выбирал», испытывает значительные затруднения:
- называет только то, что нарисовано, путает с другими рисунками;
- называет два-три слова, часто из других серий; называет более шести слов, не привязывая их к конкретной картинке, воспроизводя механически;
- называет много слов подряд («кашу») с повторами и ложными словами.
При этом ребенок может нарисовать и «правильную» картинку. Интерпретируется либо как случайность, либо как результат списывания.
Такая картина должна настораживать в плане общего недоразвития речи, и ребенок должен быть осмотрен дефектологом или логопедом.
3. Ребенок правильно выбирает слова в большинстве случаев, может назвать большинство из «латентных» слов, привязывая их к выбранному слову; «ложные» слова, если и встречаются, относятся к тому же классу предметов, что и остальные (например, вместо слова «ботинок» ребенок может сказать «кроссовки», вместе с «капустой» назвать ложное слово «морковка» и т. д.). Однако при попытке объяснить свой выбор ребенок испытывает затруднения. Помимо личностных особенностей, определенную роль здесь может играть некоторая недостаточность произвольной речи, а также уровень общего речевого развития: ребенок находится «в зоне ближайшего развития» своей способности к обобщению на уровне конкретных понятий. Такой уровень является нормой для детей 6-7 лет.
4. Ребенок правильно выбирает слова хотя бы в половине случаев, воспроизводит «латентные» слова (не менее 9), группируя их вокруг выбранного «лишнего» слова, может логично объяснить свой выбор, даже если объективно выбранный признак сравнения не является основным в ряде случаев, например, «Лишний - самолет, потому что он в воздухе, а остальное - на земле»; «Лишнее - яблоко, потому что из картошки и капусты варят суп в кастрюле». Преобладание таких ответов также говорит о достаточном речевом развитии и скорее свидетельствует об отсутствии навыков обобщения понятий.
5. Ребенок правильно выбирает слова в большинстве случаев, сравнение проводит по основному признаку, воспроизводит не менее 9 «латентных» слов, может дать объяснение своего выбора, может сам или при небольшой помощи найти обобщающее понятие: «транспорт», «обувь», посуда». При индивидуальном обследовании речь таких детей обращает на себя внимание своей полнотой, богатством, использованием «взрослых» выражений. Именно у таких детей чаще всего в третьей серии слов «лишним» оказывается не «бабушка» (старая), а «мальчик», «Потому что остальные женского рода». Такой уровень речевого развития является высоким.
Сочетание этого уровня речевого развития с хорошими способностями к изобразительной деятельности (рисование) скорее всего говорит об общей одаренности ребенка. В соответствии со степенью речевого развития приписывается балл (о количественной обработке данных см. ниже).
Помимо вышеперечисленных, наиболее часто встречающихся вариантов ответов, следует иметь в виду, что могут быть и весьма необычные результаты. В нашей практике имеются случаи, когда ребенок при групповом обследовании на первый взгляд производил впечатление весьма развитого: ребенок много и охотно говорил, использовал богатые речевые обороты, первым вслух отвечал (правда, неверно) на вопросы. Задания при этом выполнял формально, был расторможенным, часто отвлекался, вскакивал. На вопросы о выборе слова по методике «4-ый лишний» отвечал речевыми штампами, при этом создавалось впечатление, что он не вполне понимает, чего от него хотят. Психолог, безусловно, некомпетентен в решении вопроса о характере нарушений у такого ребенка, и должен рекомендовать направить ребенка к дефектологу или психоневрологу. Во время консультации родителей в подобном случае психолог ходит «по лезвию бритвы»: необходимость специального обследования не всегда воспринимается родителями благожелательно. В таких случаях лучше всего осторожно начать издалека: спросить родителей перед началом содержательной консультации как бы в рамках формального опроса, наблюдался ли когда-нибудь ребенок у невропатолога, были ли трудности в родах, случались ли эпизоды поведения, которые врачи называют «невропатией»: высокая утомляемость, реагирование на изменение погоды, повышенная возбудимость, раздражительность, тики, трудности с засыпанием и т.д. В частности, описанное выше поведение может иногда встречаться у детей с повышенным внутричерепным давлением. В некоторых случаях именно психолог оказывается первым специалистом, который помогает ребенку попасть под необходимое ему медицинское наблюдение. В противном случае проблемы ребенка выйдут наружу низкой успеваемостью к середине года, когда время будет упущено.


Г. Фраза «Винни-Пуха»


Распределение внимания, работа по образцу, концентрация внимания, зеркальность письма, развитие тонкой моторики, работоспособность инертность нервно-психических процессов, критичность, иногда - личностные особенности, общее развитие.
В основе лежит традиционная интерпретация подобного теста Я. Иирасека с использованием соответствующей системы баллов.
Для качественного анализа уместна упрощенная оценка: достаточно-недостаточно: если ребенок копирует фразу так, что она состоит из трех слов и эту фразу можно, пусть с искажениями, прочитать - достаточный уровень развития способности к распределению внимания. Копирование близкое к оригиналу говорит о хороших результатах. Недописанная фраза, отказ от выполнения задания (если остальные ребенок выполняет), каракули и т.п. - недостаточность развития способности к распределению внимания, работы по образцу. Также (как условие затруднения усвоения информации) может проявиться инертность нервно-психических процессов. Это достаточно надежный прогноз того, что ребенок будет игнорировать строку при письме, что рука не будет «слушаться» и т.п. Затруднения могут испытывать и «зеркалящие» дети: при этом ребенок, который «зеркалит», может успешно копировать рисунок.
Концентрация внимания - отсутствие точки над «i», палочки над «t», если нет физиологического нарушения зрения, а также присутствие исправлений (в том числе по другим методикам). Эти же особенности могут свидетельствовать в пользу недостаточной критичности, особенно, если исправления не встречаются.
Развитие моторики - рассматривается общая «красивость» почерка, величина букв. Равномерно большие буквы (размером более 1 см) могут говорить о недостаточности моторных навыков; увеличение размеров букв к концу - о преобладании истощения по возбудимому типу. Личностные особенности: в некоторых случаях этот трудный для ребят «орешек» показывает, как они реагируют в стрессовой ситуации, какой является доминирующая мотивация: «достижения успеха» или «избегания неудачи». В ряде случаев это просто проективная методика.


Д. «Зеркало»


Зрительно-пространственные представления, пространственные операции, концентрация внимания, понимание речевой инструкции, критичность, целостность зрительных представлений, зрительно-моторная координация.
В норме ребенок успешно справляется со всеми тремя заданиями. Успешным выполнением задания «Переверни треугольник» считается такое, при котором ребенок не только переворачивает треугольник, но и перемещает наверх круг и квадрат. Треугольник явно является треугольником, задание выполняется сразу, без дополнительных проб и зачеркиваний). Творческий ребенок с богатым воображением может при этом заявить: «Получилась ворона» или что-то в этом духе.
Для простоты обработки можно ввести баллы. В вышеописанном случае за правильное выполнение задания ребенок получает максимальные 5 баллов.
Повторные пробы, искаженное изображение треугольника, неполная ротация этой комплексной фигуры может свидетельствовать о недостаточно сформированной способности к пространственным операциям, а также зрительно-пространственным нарушениям (особенно, если это подтверждается наклонным рисованием человека).
Недостаточная целостность зрительного восприятия может проявиться в частично-правильном выполнении задания: ребенок переворачивает только треугольник, а круг и квадрат остаются на месте. Такой способ выполнения задания может также свидетельствовать о недостаточности концентрации и распределения внимания, а также недостаточном речевом развитии (если это подтверждается по другим пробам).
Такому выполнению задания соответствует 4 балла.
Треугольник «лежит на боку», пропорции искажены или имеет место одна или несколько проб - 3 балла;
Наконец, ребенок может просто перерисовать фигуру, не выполнив ротации - 2 балла;
Или вообще не выполнить задание - 1 балл.
В основе такого неудовлетворительного выполнения могут лежать не только трудности зрительно-пространственных представлений, но и проблемы внимания, речевого развития; наконец, особенности личности ребенка, ориентированного, как уже говорилось ранее, на «избегание неудачи». Выявить конкретную причину неуспеха возможно только при сопоставлении результатов по методике «Зеркало» с другими результатами.


Е. Интерпретация методики «Хороший, плохой и Я»


Концентрация внимания, работоспособность, задержка речевого развития, сформированность внутреннего плана деятельности, готовность к позиции ученика: анализируется способность ребенка точно следовать заданной инструкции; зрительнопространственные представления, органические нарушения головного мозга, эмоционально-личностное развитие, невротические реакции, социально-психологическая адаптированность.
Медленная врабатываемость: неточное выполнение методики «Бусы» по А. Л. Венгеру и точное выполнение инструкции методики «Хороший, плохой и Я» (соблюдение требований к размеру «хорошего» и «плохого», отсутствие других, кроме изначально выбранных, цветов для рисования, наличие 4-х цветных «кружков»: двух - «хорошими» карандашами в верхней части листа и двух - «плохими» карандашами в нижней части листа, при этом «кружки» могут быть нарисованы на разных листах, что может свидетельствовать об активности, импульсивности, возбудимости).
Низкая работоспособность: точное выполнение методики «Бусы» по А. Л. Венгеру и неточное выполнение «Хороший, плохой и Я».
Недостаточная концентрация внимания: неточное выполнение одной из двух выше названных методик.
Задержка речевого развития: помимо данных по методикам, интерпретация которых будет представлена ниже - неточное выполнение обеих методик (при отсутствии явно «дошкольного поведения»).
Сформированность внутреннего плана деятельности: точное выполнение обеих методик.
В пользу креативности свидетельствует выбор более двух карандашей (если при этом ребенок спрашивает об этом у психолога).
Перцептивная зрелость: оценивается качество рисунка «хорошего» мальчика или девочки по стандартной шкале Кер- на-Иирасека.
Развитие тонкой моторики: исследуется нажим, отсутствие дрожащих линий, наличие мелких деталей в рисунке, «ровность», уверенность линии и т. п. (рассматривается наряду с другим графическим материалом).
Выбор «хороших» и «плохих» цветов интерпретируется стандартно, по М. Люшеру. При этом допускается, что два «самых хороших цвета» соответствуют двум первым позициям цветового ряда, а два «самых плохих» - двум последним позициям.
Особенности личности: помимо цветовых предпочтений исследуются все три изображения.
Часто неосознаваемая тревога, связанная с формирующимся образом «Я» - отказ от изображения самого себя, а также формальное, иногда механистическое изображение.
Достаточная сформированность образа «Я» - автопортрет приближается к реалистичному: ребенок изображает себя в собственной одежде, цветом волос (даже при запрете использовать другие цвета), рисунок более четкий, «выписанный», чем даже изображение «хорошего».
Социально-ориентированное (на общение, социальные нормы) поведение - подчеркивание внимания к лицу; кстати, изображение лица с закрытыми глазами, отсутствие или стертые черты лица могут свидетельствовать о страхах перед общением, перед людьми, тем больших, чем чаще встречается.
Изображение автопортрета без рта - тревоги, связанные с речью: встречается у детей с артикуляционными трудностями, заиканием, в ситуации запрета взрослыми на спонтанную громкую речь, - скажем, в коммунальной квартире.
Тревоги, связанные с моторной неловкостью: навязчивое изображение рук с растопыренными пальцами, изображение рук «плохим» цветом, отделение рук от туловища, двойные линии и/или двойное изображение рук: встречается у «заводных», возбудимых детей, которые часто в качестве предпочитаемых выбирают красный и желтый цвет; руки, спрятанные за спину - чаще встречаются у более робких, «тормозных» детей, особенно у девочек. В ряде случаев это показатель гиперопеки в семье: например, при авторитарной бабушке.
Следует обратить внимание на «одежду» «хорошего» ребенка и изображения себя. Изображение «хорошей» девочки в брюках, «хорошего» мальчика в одежде, напоминающей женскую может свидетельствовать о поло-ролевых конфликтах, сложных отношениях с противоположными по полу братьями или сестрами.
При анализе самооценки рассматривается соотношение «хороших» и «плохих» цветов в автопортрете. В норме (при положительной самооценке) явно преобладают «хорошие» цвета.
Изображение частей тела «плохими» цветами позволяет говорить об определенных проблемах личности: лица - социальных контактов, рук - практической деятельности, туловища - соматические проблемы: болезни, излишний (по мнению окружающих, в первую очередь родителей) вес или рост ребенка, «некрасивая» одежда и т. п.
Следует обратить внимание на порядок рисования фигуры: то, что рисуется в первую очередь, символизирует наибольшую важность и приемлемость ценностей для личности. В норме рисунок начинается с изображения лица. Пример: один мальчик 6 лет скрупулезно изобразил штаны с карманами, к которым затем пририсовал ноги, руки и, наконец, голову. В процессе консультирования выяснилось, что до обследования мама научила его рисовать человека, хотя прежде он никогда не рисовал людей. Мальчик крайне ригидный, избегает общения со сверстниками, чем его мама была весьма довольна, при этом находится в симбиотической связи с матерью, которая проводила с сыном все свободное время, хорошо его интеллектуально подготовив. Однако при индивидуальном обследовании на любой неожиданный для ребенка вопрос он отвечал стандартно: «Нет ответа». Рисунок же «штанов с карманами» оказался результатом сложной маминой проекции: она ожидала рождения другого ребенка.
Тревога также может выявляться при изображении той или иной части тела двойной линией: скажем, акцентированное изображение шеи может говорить о проблемах самоконтроля: у одной живой девочки, хорошей ученицы, изобразившей себя подобным образом, выяснился конфликт между потребностью отвлекаться (вокруг столько интересного!) и желанием отлично учиться, при этом приходилось напрягать всю волю! Выяснилось, что у девочки действительно часто болела шея.
Следует также обратить внимание на расположение рисунков на листе: изображение себя в нижней части листа может говорить об испытываемом ребенком авторитарной давлении со стороны родителей, особенно, если автопортрет небольшой по размеру; иногда потребность в свободе, напротив, может выражаться в импульсивном рисунке высоко в верхней части листа, так, что при рисовании с ног голова уже не помещается.
Интенсивное раскрашивание рисунка «плохим» цветом символизирует скованные эмоции по типу «парового котла».
Раскрашивание всего листа чаще встречается у возбудимых детей с органической симптоматикой. Об органике также свидетельствует часто встречающееся изображение под наклоном, обычно вправо, не менее, чем на 10-15 градусов; а также присутствие множества «лишних» линий и даже каракулей.
Особенно следует обратить внимание на «конфликтный» образ «хорошего» и «плохого»: когда в качестве «хороших» цветов выбираются «дополнительные» (по М. Люшеру) - черный, коричневый, а в качестве плохих - основные (синий, красный, зеленый, желтый). Иногда «хороший» мальчик иронически изображается «нюней-девчонкой», а «плохой» - «крутым суперменом». Такие изображения также свидетельствуют об инверсивном формировании ценностей у ребенка. Изображение различного оружия, системы защиты интерпретируется традиционно.
Иногда могут встречаться случаи, когда ребенок все время, отведенное на три рисунка, тратит на изображение «плохого». Это может свидетельствовать о навязчивых переживаниях страха, связанных с пережитым ранее эпизодом, где источником страха мог быть «плохой дядя». В этом случае, для подтверждения гипотезы, следует провести углубленное проективное обследование, если данных недостаточно.
Отказ от изображения «плохого», который сочетается с рисунком самого себя иными, нежели по инструкции, цветами, может свидетельствовать как о снижении концентрации внимания в процессе работы, недоразвитии речи, так и о страхе ребенка оказаться «плохим»: один мальчик, пришедший на обследование с авторитарным отцом, воспитывающим в сыне «самостоятельность» и оставившим его одного в незнакомой обстановке, сел на заднюю парту и плакал первое время от страха. Он отказался рисовать «плохого», так как «плохих нет».
Подчеркивание половых органов в рисунке чаще всего может свидетельствовать о вовлечении ребенка в область этих несвойственных ему переживаний: это может быть отголоском какого-то случая, который вызвал эмоциональную реакцию. Иногда такие рисунки могут быть у детей, чьи родители позволяют детям смотреть эротические фильмы, общение с более старшими детьми и т. п.
Хотелось бы лишний раз подчеркнуть, что описание качеств характера детей 6-10 лет в терминах «взрослой» личности вряд ли является допустимым: ребенок в 6-8 лет вряд ли может быть «надменным», «заносчивым», «жадным» и т.п.: использование психологом или педагогом подобных терминов лишь говорит о его некомпетентности. Поведение ребенка в младшем школьном возрасте (и чем он младше, тем это справедливее) чаще является сложным результатом влияния родительской матрицы поведения, истории его развития (скажем, факты психической депривации), воспитательного влияния педагогов (которые также влияют на ребенка еще и своей личностью, системой ценностей, эмоциональным состоянием, незначительных наслоений общения с другими детьми, теле- и видеопродукции (также определяемых родителями), а также особенностей развития нервной системы и мозга.
Мы считаем нецелесообразным более останавливаться на широко известных признаках интерпретации графического материала, поскольку по этому вопросу существует обширная литература. Предложенная выше интерпретация является дополнением, полученным в ходе собственной консультативной практики.


Ж. «Волшебная палочка»


Особенности эмоционально-личностного развития, возможные страхи, агрессия, особенности семейных отношений в понимании ребенка и т. п.
В норме ребенок предпочитает «превращаться» в положительных героев. Среди девочек часто встречаются «принцессы» и «добрые волшебницы», среди мальчиков - супергерои типа Бэтмена и т. п. О некоторой эмоциональной инертности (чаще в рамках нормы) или внушаемости свидетельствует произвольное превращение в одного из персонажей, которые только что были предложены детям в игре. «Превращения» в зайчиков, котиков и прочих позитивных персонажей также является вариантом нормы.
Изредка ребенок может нарисовать персонаж, значительно отличающийся от нормы. Например, одна девочка нарисовала себя в виде «невидимки». При беседе с родителями выяснилось, что она очень болезненно переживает соперничество со старшим братом, которого родители постоянно ставят ей в пример и с которым она перманентно дерется. Изображение себя в виде излишне механизированной (если не навеяно темами последних мультиков) или устрашающего персонажа может свидетельствовать о наличии эмоциональных нарушений у ребенка. Причем, характер изображения указывает на основную локализацию эмоциональных проблем.


З. Методика «Бусы-2»


Работоспособность, характеристика деятельности при утомлении, склонность к пресыщению, развитие творчества, общая осведомленность, общий рисунок деятельности, гибкость деятельности, способность к выполнению монотонной работы, произвольность и т. п. Эта методика предъявляется в конце работы, когда дети уже устали. Она является индикатором всех особенностей деятельности. В первую очередь следует обратить внимание на то, сумел ли ребенок выполнить работу до конца. Если да, то можно говорить о достаточной произвольности.
Снижение работоспособности - неполное выполнение работы, ухудшение качества рисунка к концу, появление не закрашенных или закрашенных одним цветом бусин, «редкие» бусы, явное увеличение размеров бусин к концу.
Утомление по «тормозному» типу - при неполном выполнении работы, появлении не закрашенных или закрашенных одним цветом бусин.
Утомление по «возбудимому» типу - «редкие» бусы, крупные бусы, увеличение бусин к концу.
Снижение гибкости деятельности, переключения внимания при утомлении - появление стереотипных бусин.
Творческое развитие - ребенок работает долго, рисунок бусин разнообразен по форме и цвету.
Хорошее развитие произвольности и внутреннего плана деятельности - следование определенному принципу при рисовании: например, вначале ребенок рисует все синие бусы, затем к каждой синей присоединяет красные и т. п.
Периодическое появление крупных бусин после серии мелких тенденция к сдерживанию своих импульсов, которые рано или поздно проявляются.
Все бусины выполнены одним цветом или не раскрашены вовсе значительное утомление и/или низкая мотивация выполнения. Чаще встречается у мальчиков.
Иногда рисунок бусин может стать индикатором недостаточной осведомленности или педагогической запущенности: один мальчик нарисовал вместо бусин тонкие разноцветные линии. Выяснилось, что его забрали из семьи, в которой мать лишили материнских прав за алкоголизм и плохое содержание ребенка. Мальчик никогда ранее не видел бус.
При подозрении на низкую общую осведомленность или педагогическую запущенность следует быть максимально корректным, особенно при консультировании родителей. В таких случаях показано углубленное психологическое обследование. Кстати, в пользу педагогической запущенности может говорить недостаточное речевое развитие при нормальной способности к восприятию устной речи (несформированность способности к обобщению слов, отсутствие навыков опосредованного запоминания и т. п.)

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.