Страница 2 из 2
Количественная обработка результатов
Количественная обработка дает реальную возможность использовать нормативы при объективной оценке уровня развития. Представление данных в количественном виде не может быть полным, поэтому при интерпретации необходимо помнить об издержках «балльной» обработки результатов и корректировать их с учетом данных качественного анализа. Ниже представлены способы количественной обработки ряда субтестов методики «School», а также их нормативные значения, накопленные эмпирически в течение 9 лет практического применения методики. Разработка количественных критериев опирается на принципы соответствия основным качественным критериям «готовности к школе» и «прозрачности» технологии количественной обработки данных.
Количественная оценка «школьной зрелости» складывается из следующих компонентов: - речевое развитие (умение слушать и слышать, умение обобщать существенное, умение излагать свои мысли и т. п.) - субтесты «Бусы» по А. Л. Венгеру, «4-ый лишний»; - развитие зрительных и зрительно-пространственных представлений (перцептивная зрелость, зрительнопространственная координация и т. п.) - «Рисунок человека», «Зеркало», «Напиши свое имя»; - развитие тонкой моторики (а также инертность нервнопсихических процессов, распределение внимания и т. п.) - «Фраза»; - утомляемость (работоспособность) - субтест «Бусы-2».
Особенности эмоционально-личностного развития и мотивационную готовность также возможно частично закодировать, но эти критерии рассматриваются отдельно. Диапазон используемых оценок, как правило, от 1 до 5 баллов. Речевое развитие. (+РР)
А) «Бусы» по А. Л. Венгеру: 5 баллов - точное выполнение задания. Допускается незначительное смещение бусин относительно центра. За каждое нарушение инструкции отнимается 1 балл. Зачеркивание «лишних» бусин, «подтирание» - даже при общем верном выполнении задания - отнимается 1 балл.
Б) «4-ый лишний». Количественная оценка состоит из двух слагаемых: первая оценка - уровень речевого развития (критерии приведены выше); вторая оценка - общее количество правильно выбранных «лишних» понятий, максимально - 4 балла. Итого, максимальный балл за выполнение задания «4ый лишний» - всего 9 баллов. Общее значение речевого развития складывается из результатов обоих субтестов, максимальное значение всего 14 баллов (общее речевое развитие). Перцептивная зрелость и зрительно-пространственные представления (+ЗП) Оценка также складывается из результатов выполнения двух субтестов, но дополнительно рассматриваются и некоторые другие пробы. «Перцептивная зрелость» - «Рисунок человека». Из всех изображений по методике «ХПиЯ» выбирается лучшее, интерпретация традиционная, по Я. Иирасеку. «Зрительно-пространственные представления» - «Зеркало». Способ количественного анализа приведен выше. Даже при идеальном выполнении задания, отнимается 1 балл за каждое «зеркальное» изображение букв в пробе «Напиши свое имя», но не более, чем на 2 балла. Максимальная совокупная оценка за перцептивную зрелость: всего 10 баллов.
«Тонкая моторика» (+М) Оценка по пробе «Фраза», интерпретируется по Я. Иирасеку: Фраза легко читается, написана не слишком большими буквами - 5 баллов; Буквы очень большие, есть мелкие ошибки, но прочитать фразу можно - 4 балла; Можно разобрать половину фразы - 3 балла; Написано или можно разобрать 2-4 буквы - 2 балла; Написано или можно разобрать не более 1 буквы - 1 балл. Максимальный балл - 5.
Утомляемость (-У) Оценивается преимущественно по последней пробе - «Бусы-2». Является количественным критерием с «обратным знаком»: чем утомляемость выше, тем хуже прогноз успеваемости.
Критерии: -1 - ребенок заполняет бусами всю «нитку», только размеры бусин несколько увеличиваются к концу; или качество раскрашивания ухудшается; или уменьшается количество используемых карандашей при раскрашивании; или остается незаполненный бусами конец «нитки» (не более 1/5); -2 - встречается 2-3 перечисленных признаков; либо ребенок не раскрашивает бусы вовсе, либо размеры бусин гораздо больше (чем в бусах по А. Л. Венгеру - первая проба) и раскрашены они очень неряшливо, либо остается более 2/3 незаполненной нитки; -3 - бусин очень мало, они не закрашены и нарисованы неряшливо; -4 - ребенок не выполнил задания вовсе.
Наличие творческих элементов (разная форма бусин, дополнительные детали), а также явное присутствие и удерживание стратегии (раскрашивание бусин более чем 3-мя цветами повторяющимся узором) свидетельствует в пользу большей работоспособности (+1 балл). Суммарная оценка уровня психического развития определяется по формуле: Сумма = РР+ ЗП+ М - У, где: Сумма - совокупный балл уровня психического развития ребенка; РР - суммарный балл речевого развития; ЗП - суммарный балл развития зрительнопространственных представлений; М - балл за развитие «тонкой» моторики; -У - балл за утомляемость.
Нормативы: РР - 10-11 баллов; ЗП - 8 баллов; М - 3,5 балла; -У - -1 балл; Сумма - 21-22 балла.
Общие принципы консультирования родителей и рекомендации для родителей
Этот этап работы психолога является наиболее ответственным и трудоемким. Наиболее подготовленными к работе с родителями являются психологи, имеющие опыт работы со взрослыми клиентами. Консультирующий психолог должен производить впечатление компетентного и культурного человека, имеющим респектабельную внешность и хорошую литературную речь; он должен быть уравновешенным, доброжелательным и открытым в общении. При этом психолог должен владеть навыками регулирования социальной дистанции: чрезмерная фамильярность или, наоборот, сдержанность могут произвести неблагоприятное впечатление. Наконец, психолог должен просто любить детей. Значительную помощь психологу в процессе консультирования оказывает предварительно разработанный план возврата данных. Лучше всего, если это будет соответствующая форма заключения. В этом случае любые отклонения от «стандартного» возврата данных не помешают вернуться в нужный момент к основной нити разговора. Индивидуальная консультация - всегда диалог. Несмотря на его неповторимость, всех родителей можно разделить на условные группы.
1. «Компетентные» родители
Наиболее конструктивно настроенная часть родителей, имеющих адекватное представление о работе психолога. Они настроены на положительный контакт с психологом и готовы конструктивно обсуждать особенности своего ребенка. Можно быть уверенным, что такие родители воспользуются рекомендациями психолога. Как правило, дети таких родителей хорошо адаптированы и подготовлены к школе.
2. «Компетентные скептики»
Интересуются психологией, считают себя (часто не без основания) осведомленными в педагогической практике людьми. При этом они могут испытывать «искус» проверить вашу профессиональную компетентность. Не бойтесь немного приоткрыть свою «кухню»: это позволит им убедиться, что перед ними хороший профессионал. Рассказывайте родителям, какие методики и почему вы используете при решении вопроса о тех или иных особенностях ребенка. Не бойтесь признать, что родители, безусловно, гораздо лучше знают своего малыша. Ваше преимущество - опыт сравнения со многими другими детьми, а также владение информацией о значении той или иной особенности продуктов деятельности ребенка. Вы можете организовать диалог с родителями примерно так: «Вы, безусловно, лучше меня знаете своего ребенка; тем не менее, данная особенность рисунка часто бывает у детей, имеющие такие-то проблемы. Это может быть случайностью, но стоит того, чтобы обсудить ее». Таким образом, вы не только получаете дополнительную информацию на ваш запрос, но и можете обезопасить себя от собственных прямолинейных выводов, которые, как правило, вызывают у родителей естественную защитную реакцию.
3. «Некомпетентные скептики»
Эта категория родителей вызывает максимальный дискомфорт у консультанта. Часто это люди, не отличающие психологию от психиатрии и видящие в психологе либо «болтуна и дармоеда», либо «жаждущего поставить клеймо». Они приходят со своей установкой и часто не хотят слышать то, что им говорит консультант. Именно у этой категории родителей особенно сильна психологическая защита. Рекомендуется начинать консультацию с успехов ребенка, а затем только осторожно перейти к проблемам. Нужно объяснить, для чего важны именно эти способности в плане «школьной зрелости» и показать, что выявленные проблемы можно скорректировать. Предоставьте родителям свободу выбора: прислушаться к Вашим рекомендациям или нет. Покажите, что Вы искренне верите в то, что родителями сделано все возможное для ребенка. Эмоционально «присоединитесь» к родителю (ведь это ваш клиент!). Если вам не удалось сделать из этого скептика своего союзника, помните, что вы сделали все возможное.
4. «Формальные представители»
Обычно это бабушки или другие родственники, которые просто «пришли за бумажкой». Будьте уверены, что они имеют свои непоколебимые представления о своем ребенке и в будущем будут винить в неудачах плохую наследственность, окружение и учителя. Это ортодоксальный социальный тип родителей, которые (и иногда справедливо) предпочитают ориентироваться на традиционное воспитание, считая, что из ребенка выйдет то, что из него должно выйти. Такие родственники также вряд ли будут внимательно слушать вас. Тем не менее, покажите и вы свою социальную «благонадежность»: отработайте эту бессмысленную консультацию по полному плану и не забудьте похвалить малыша и его родителей. Скажите им, что вы верите в их педагогическую компетентность и опыт. Иногда «формального представителя» вполне удается превратить в заинтересованное лицо.
5. «Родители «плохого» ребенка» («Жертвы обстоятельств»)
Это нечасто встречающаяся категория родителей, которые изначально считают ребенка «неудачником». Они как бы говорят: «Ну вот, я так и знала, что он хуже других!» Такие родители могут объяснять неудачи ребенка особыми обстоятельствами, которые часто являются результатами рационализации травмы, связанной с рождением или развитием ребенка. Именно этим родителям, несмотря даже на объективно низкие результаты, необходимо помочь поверить в своего ребенка, показать, что эмоциональное участие поможет малышу в его учебе, увидеть его достоинства и возможности. Именно эта категория родителей чаще нуждается в психотерапии. В данном случае уместен психотерапевтический вопрос: «Что хорошего в том, что ваш ребенок именно такой, какой он есть?»
6. «Бросающие» родители
Иногда это не только родители-маргиналы. На консультации гораздо чаще встречаются вполне добропорядочные родители, которые, с одной стороны, знают о проблемах своего ребенка, а с другой - надеются, что «все обойдется без них». Они могут прикладывать значительные усилия, чтобы обеспечить ребенка компетентной помощью специалистов, но сами предпочитают избегать целенаправленной работы со своим малышом. В этом случае особенно важно подчеркнуть значение содержательных контактов ребенка именно с родителями. Акцент на материальном обеспечении иногда может быть индикатором «реакции ухода» от проблем, связанных с ребенком.
7. «Симбиотичные родители»
Такие родители всегда в курсе эмоциональных и познавательных проблем своего малыша. Они упорно с ним занимаются, иногда даже оставив работу, оберегают от различных, с их точки зрения нежелательных, контактов. Они пытаются как бы вылепить из своего ребенка свой идеал. Ребенок растет в «оранжерейных» социальных условиях, тоскуя по детским играм со сверстниками. Иногда такие дети становятся настоящими деспотами для своих матерей. Те обычно жалуются на «неуправляемость» или «неудачливость» ребенка, причины которой для них оказываются настоящей жизненной проблемой. Можно восхищаться самопожертвованием таких родителей, но следует помнить, что в таких случаях ребенок оказывается жертвой проекции родительских проблем. Практически для всех родителей работает универсальная формула консультации: поддержка - анализ - диалог - рекомендации - поддержка. Недопустимо говорить только о недостатках ребенка, так же, как и начинать с недостатков. Нельзя просто перечислить родителю итоговые результаты тестирования ребенка. Нельзя выступать в роли «третейского судьи» в консультации. Диагностическая картина должна быть дополнена конкретными рекомендациями по развитию тех или иных способностей. Диагноз без лечения не имеет смысла. Родители должен уйти с оптимистичным настроем, несмотря на прогнозируемые проблемы. Общие принципы опосредованной коррекционной работы Далеко не всегда родители имеют желание или возможность пригласить для длительной коррекционной работы с их ребенком специалиста. Поэтому необходимо дать родителям некоторые теоретические представления о самостоятельной коррекционной работе с малышом. Воспитатели детского сада или родители на основании данных консультации могут более целенаправленно использовать предлагаемые в настоящее время различные коррекционно-развивающие упражнения и игры. Поэтому одной из главных задач психолога на консультации является объяснение «устройства» коррекционных заданий, чтобы родители могли самостоятельно и более целенаправленно подбирать игры и упражнения из предлагаемых в настоящее время книжным рынком. Поскольку «профиль» развития способностей у каждого ребенка достаточно индивидуальный, вашей задачей как консультанта является: - выявление проблемных зон развития; - выявление сохранных или опережающих зон развития; - подбор коррекционных упражнений в соответствии с выявленными проблемными зонами и с учетом возможностей сохранных или опережающих зон. Основными принципами подбора коррекционных упражнений являются следующие: - опора на сохранные зоны развития; - организация многоканального восприятия информации ребенком; - организация положительной мотивации к упражнениям ребенка и родителей; - постепенное усложнение упражнений. Выявить «проблемные» и «сохранные» зоны вам поможет «форма заключения». Введение количественных оценок также является эффективным методом анализа. Эмпирически выявлены следующие основные комплексы проблем у детей 6-8 лет: - недостаточность речевого развития, в т. ч. речевой памяти; - недостаточность зрительных и зрительнопространственных представлений; - недостаточность развития мелкой моторики руки; - недостаточность развития внимания; - недостаточное развитие произвольности; - недостаточность или нарушение формирования учебной мотивации; - проблемы эмоционально-личностного развития (страхи, агрессия) и проблемы поведения (гиперактивные дети, демонстративные дети и др.); - высокая утомляемость. Если первые четыре группы проблем можно отнести к преимущественно к компетенции логопеда, то остальные проблемы (кроме последней) - решаются преимущественно психологическими методами, иногда совместно с логопедом, дефектологом или психоневрологом. Иными словами, психолог может направлять самостоятельную коррекционноразвивающую работу воспитателей детского сада (или родителей) в той мере, в какой выявленные проблемные зоны развития ребенка соответствуют его компетенции. Источник: Гольцева, Юлия Валерьевна Диагностика психологической готовности ребёнка к обучению в школе : учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений / Ю. В. Гольцева, Н. А. Козлова ; Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. - [Челябинск] : Южно-Уральский научный центр РАО, 2023. - 186 с. : ил.
|