На главную Младший школьный возраст Адаптация к школе Научное исследование «Дифференцированный подход к проблеме адаптации первоклассников в современной школе»
Научное исследование «Дифференцированный подход к проблеме адаптации первоклассников в современной школе»
Младший школьный возраст - Адаптация к школе

Анохина Евгения Алексеевна студентка Научный руководитель Романова Юлия Владимировна канд. пед. наук, доцент, преподаватель
ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского» г. Липецк, Липецкая область

Ключевые слова: адаптация, школьная адаптация, психологическая готовность, школьная мотивация, эффективность учебной деятельности, социализация, коммуникационные навыки.


Адаптация первоклассников к школьной жизни является одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогической наукой и практикой. Обращение к данной проблеме обусловлено ориентацией на личность школьника и фиксации потребности в социально адаптированных учащихся. Обучение и воспитание личности первоклассника в начальной школе является составной частью всей системы образования. Раннее начало обучения, интенсификация учебной программы, увеличение объема информации, повышение требований к образованию, развитие умственных способностей детей, их творческая активность в общеобразовательной практике не всегда сочетаются с возможностями сохранения и укрепления здоровья, налаживанию взаимоотношений со сверстниками и учителем. Это порождает противоречие на психолого-педагогическом уровне между потребностью в формировании всесторонне развитой личности, самостоятельной и творчески развитой, ценящей себя и других и необходимостью сохранения здоровья детей. Во многом от того насколько благополучно пройдет адаптационный период первоклассника зависит как он будет обучаться в дальнейшем [1; 2; 4; 7; 10].
Проблему адаптации и дезадаптации к школе, на современном этапе, изучают ведущие специалисты в области возрастной психофизиологии: М.М. Безруких, Р.В. Овчарова, И.В. Дубровина [7].
Психологический подход актуализирует понимание готовности первоклассника к обучению в школе. Исходя из видения его «зоны ближайшего развития», как главного показателя успешности или, наоборот, неуспешности в обучении и воспитании младшего школьника [1].
Этот подход всколыхнул возникновение определения «школьная зрелость», которое отражает не только личностную (выражается в присутствии познавательного интереса, ориентированности на взаимодействие, самоконтроля), но, а также и умственную (проявляется в выражении когнитивных возможностей, сопоставлении и классификации предметов, выделять суть проблемы, определять причинно-следственные связи, делать выводы) стремление младшего школьника к систематическому обучению в условиях школы (Л.С. Выготский, Л.И. Божович) [2; 5].
Важно понимать, что успешная адаптация первоклассника к школе зависит не только от работы учителя, психолога, администрации, но и родителей. Данный процесс довольно сложный и трудоемкий, и у каждого младшего школьника протекает по-разному. Для того чтобы разобраться в данном вопросе, нужно более детально рассмотреть и изучить, что же такое адаптация?
Адаптация - это не только один из механизмов взаимодействия индивида с обществом, но, а также включение его в систему новых отношений и общественных связей.
И.В. Дубровина определяет адаптацию, как процесс привыкания ребенка к школьным требованиям и порядкам, к новому для него окружению, новым условиям жизни.
По мнению психологов Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько; В.С. Мухина; И.В. Дубровина, школьная адаптация определяется в психологии и педагогике как процесс и результат активного приспособления младшего школьника к условиям новой среды, связанный со сменой ведущей деятельности и социального окружения [6; 9].
Проблема школьной адаптации первоклассников, сложна и многогранна, и по сей день является актуальной и важной для образовательных учреждений и общества. Именно поэтому, стоит застроить внимание на данной проблеме, не в коем случае её не упускать
В нашем научном исследовании «Исследование адаптации первоклассников в современной школе (дифференцированный подход)», на констатирующем этапе эксперимента, были использованы: методика В.И. Чиркова, О.Л. Соколовой, О.В. Сорокиной «Экспертная оценка адаптированности ребёнка к школе» и методика «Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой» направленная на выявление уровня школьной мотивации и адаптации испытуемых к процессу обучения.
На основании полученных результатов исследования следует отметить, что особенности протекания адаптации на начальном этапе школьного обучения во многом определяют успешность и результативность учебной деятельности в целом. Адаптация у младших школьников экспериментальной группы, обучающиеся по программе «Гармония», осуществляющая на основании ФГОС начального общего образования, соответствует среднему уровню.
При среднем уровне школьной адаптации, у младших школьников экспериментальной группы заметно снижение эмоционального благополучия. В их поведении наблюдались такие проявления, как:
- неустойчивое эмоциональное отношение оценки самого себя, собственных знаний и умений, так же к сверстникам, учителям и в целом к школе;
- наличие противоречий между учащимся и учениками класса, учителем, родителями;
- несамостоятельность в социальной и познавательной деятельности;
- установление адекватных взаимоотношений с учителями в процессе учебных занятий, и во внеурочной деятельности;
- установление эффективных взаимоотношений с одноклассниками, основанных на дружеском отношении друг к другу;
- отсутствие навыков работы в коллектив, стремления к получению новых знаний, понимание их значимости для собственного личностного развития.
У девочек и у мальчиков в период адаптации наблюдается значительное изменение эмоционального фона, которое проявлялось в эпизодическом понижении настроения, вследствие чего появлялась тревожность. В экспериментальной группе заметно, снижено межличностное взаимодействие с одноклассниками.
Следует выделить гендерные особенности в экспериментальной группе: мальчики - 56% и девочки - 44%. Родители и учителя отмечают деятельность мальчиков в учебной деятельности наиболее активной, но при этом достаточно импульсивной и не сдержанной, в отличие от девочек. Это отражается на установлении конструктивного межличностном взаимоотношениями с одноклассниками, а так же на снижении эмоционального фона экспериментальной группы. В данном классе количество мальчиков преобладает, что также создает трудности при организации учебного процесса на начальном этапе адаптации.
В период адаптации младших школьников между родителями испытуемых и учителями существенно выделялись полярные взгляды. Согласно данным, которые получены от учителей, адаптационный период у испытуемых проходил на среднем уровне, девочки и мальчики чаще обращаются к учителю за помощью. В классе они ведут себя более организованно, заинтересованно. Однако, родители, напротив, выделяют более низкий уровень адаптации у детей, который проявляется при самоорганизации режимных моментов.
У испытуемых экспериментальной группы выявлен также средний уровень школьной учебной мотивации. Это проявляется в преобладании игрового мотива, что, непосредственно, отражалось на учебной деятельности младших школьников. Их внимание привлекали на уроках игровые ситуации, которые создает учитель. При организации учебной деятельности заметно снижении работоспособности на уроке, которое проявляется в нежелании высказывать свое мнение, делиться своими наблюдениями, участвовать в общественной деятельности класса и школы. При выполнении заданий, они нуждаются в присутствии и частичной помощи взрослого в учебном процессе.
На основании полученных результатов исследования мы разработали и внедрили коррекционноразвивающую программу «Адаптация младших школьников в современной школе», которая составлена на основе показателей, полученных в ходе констатирующего эксперимента, и включавшая в себя систему различных направлений работы.
Цель программы: помощь в адаптации первоклассников к обучению в школе. Данная программа ориентирована на развитие у первоклассников учебной мотивации, уверенности в себе и своих учебных возможностях, снижение школьной тревожности и снятии эмоционального напряжения, повышение коммуникативной культуры.
Теоретико-методологическую основу разработанной программы составляют положения отечественной и зарубежной педагогической и возрастной психологии А.В. Петровского, Д. Б. Эльконина, Л.И. Божович, А. Л. Венгер, Л. А. Венгер, И.В. Дубровиной, М.Р. Битяновой, М.М. Безруких [1; 2; 4; 7; 10].
На первом этапе программы - знакомство первоклассника с нормами школьной жизни. У нас получилось создать атмосферу психологического комфорта, сотрудничества в классе, содействовать осознанию позиции школьника у первоклассников, осознать новые требования. Все обучающиеся старались во время занятий, активно взаимодействовали друг с другом.
В ходе второго этапа - развитие положительной учебной мотивации у первоклассников. У нас получилось создать условия для позитивного отношения к школе и стимулирования положительных эмоций, под средством творческой активности первоклассников. Нам удалось настроить первоклассников на положительное отношение к учебному процессу.
Третий этап был посвящен развитию эмоционально-волевой сферы у первоклассников. В течение этого этапа первоклассники учились распознавать свои эмоции и эмоции других, также как им управлять своим настроением, дети стали лучше понимать друг друга.
На четвертом этапе - снижение уровня школьной тревожности у первоклассников. В процессе занятий, с помощью упражнений нам удалось: вербализировать, проработать и тревожность у первоклассников, снизить уровень негативных эмоций, связанных со школой. В течение работы, обучающиеся активно взаимодействовали друг с другом. Каждая встреча отличалась позитивным эмоциональным зарядом участников.
Пятый этап был заключительным. При проведении занятий дети стали более открытыми, позитивными, сплоченными. По словам первоклассников, все занятия им понравились, помогли лучше узнать себя и своих одноклассников.
По окончании формирующего этапа исследования, произошли значительные изменения во всех показателях адаптации к школьному обучению, что свидетельствует о необходимой и целесообразной работе с младшими школьниками с первых дней их обучения.
На контрольном этапе исследования с целью выявления эффективности проведенной развивающей работы была использована та же батарея методик, которая была представлена на констатирующем этапе. Данные, полученные в ходе повторного исследования, анализировались и сравнивались с результатами констатирующего этапа, формулировались заключительные выводы о результативности программы.
Результаты контрольного этапа показали, что уровни эмоционального благополучия и успешность социальных контактов стали значительно выше. Младшие школьники стали наиболее эмоционально устойчивы, самостоятельны в социальной и познавательной сферах деятельности. В общении со сверстниками проявляют более дружеские взаимоотношения, появились навыки совместной деятельности с классом, возникли мотивы достижения высоких результатов и новых знаний. Следует отметить, что уровень учебной мотивации по окончанию развивающей программы в ЭГ2 повысился, а также обучающиеся младшие школьники со сниженным уровнем перешли на достаточно высокий уровень учебной мотивации.
Таким образом, адаптация первоклассников к обучению в школе является актуальной проблемой в наше время. Особое значение она должна представлять для учителей, специалистов и родителей, на которых ложится вся ответственность за их воспитанников и детей, будущих подростков. Только успешная адаптация в младшем возрасте способствует дальнейшему развитию ребенка как личности в будущем.


Список литературы

1. Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка [Текст] / М.Р. Битя- нова. - Минск, 1997. - С. 145.
2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Педагогика, 1968. - С. 214.
3. Варламова А.Я. Школьная адаптации / А.Я. Варламова; Институт проблем личностно ориентированного образования. - ВолГУ, 2005. - С. 203.
4. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть первая / А.Л. Венгер. - М.: Генезис, 2004. - С. 160.
5. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - С. 1008.
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Детская психология / Л.С. Выготский; под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 2014. - С. 378.
7. Дубровина И.В. Практическая психология образования: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: ТЦ «Сфера», 2000. - С. 321.
8. Занков Л.В. Избранные педагогические труды / Л.В. Занков. - АПН СССР. - М.: Педагогика, 1990. - С. 418.
9. Коломинский Я. Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. - М., 1988. - С. 265.
10. Кравцова Е. Готовность к школе / Е. Кравцова, Г. Кравцов // Дошкольное воспитание. - 1991. - №7. - С. 81-84.
11. Кравцова Е.Е. Готовность к школе / Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов // Дошкольное воспитание. - 1991. - №7. - С. 81-84.
12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет / И.Ю. Кулагина. - М.: УРАО, 1998. - С. 176.
13. Маркова А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Л.М. Фридман. - М.: Педагогика, 1983. - С. 125.
14. Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1985. - С. 324.
15. Новикова Л.И. Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения [Текст] / Л.И. Новикова // Начальная школа. - 2002. - С. 325.
16. Сеченов И.М. Физиология высшей нервной системы / И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.Е. Введенский // Избранные труды. - М.: Медгиз, 1952. - С. 149.
17. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения [Текст] / И.Э. Унт. - М.: Просвещение, 1990. - С. 243.
18. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - С. 255.
19. Яковлева В.В. Организация дифференцированного подхода в процессе усвоения знаний младшими школьниками [Текст] / В.В. Яковлева // Начальная школа. - 2004. - С. 145.
Источник: Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых : сборник материалов II Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием (Тула, 7 апреля 2022 г.) / науч. ред. С.Г. Лещенко; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. - Чебоксары: Среда, 2022. - 304 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.