На главную Младший школьный возраст Адаптация к школе Особенности процесса адаптации к школе первоклассников с разным уровнем готовности к школьному обучению
Особенности процесса адаптации к школе первоклассников с разным уровнем готовности к школьному обучению
Младший школьный возраст - Адаптация к школе

Дергачева Валерия Олеговна бакалавр, студентка Научный руководитель Филиппова Светлана Анатольевна канд. психол. наук, доцент ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская область

Ключевые слова: адаптация к школе, уровень готовности к школьному обучению, психологическая готовность к школе, первоклассник.


С поступлением ребенка в школу изменяется его жизнь. Формирование готовности к обучению в школе является важной задачей специального дошкольного и школьного воспитания и обучения. В настоящее время все дети перед поступлением в школу проходят подготовку, где их обучают чтению, письму, счету. Психологическая готовность к школьному обучению помогает первоклассникам быстрее привыкнуть к новым условиям. Тем не менее далеко не все из них оказываются психологически готовы к обучению в школе.
Готовность к школе представляет собой систему взаимосвязанных качеств личности, желание и осознание необходимости учиться, достаточный уровень развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, сформированности механизмов волевой регуляции действий и т. д. Она возникает в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности (А.В. Запорожец, В. С. Мухина) [3; 5].
Принято выделять психологическую готовность к школьному обучению, которая представляет такой уровень психического развития ребенка, который соответствует высокому уровню развития мотивационной и интеллектуальной сфер, сферы произвольности, и который необходим для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников и обеспечивает адаптацию к новым условиям (Н.И. Гуткина) [2].
В свою очередь, внутри психологической готовности к школе выделяется три компонента - личностный, интеллектуальный и социально-психологический (Л.И. Божович, Л. А. Венгер, А.В. Запорожец, Н.В. Нижегородцева и др.).
Личностную готовность к обучению в школе характеризует появление у первоклассника «внутренней позиции школьника», формирование у него эмоционально-волевой сферы, адекватной самооценки, определенной мотивационной направленности и способности сознательно контролировать собственные деятельность и поведение. Сначала ребенок из объяснений взрослых понимает, что учиться в школе нужно и важно, затем у него появляется внутренняя потребность учиться, осознание и принятие важности обучения в школе. Складывается внеситуативно-личностное общение, возникает потребность в общении со взрослым, авторитет учителя. Н.И. Гуткина приводит данные, по которым внутренняя позиция школьника у детей, поступающих в школу, проявляется лишь в 41% случаев у 6-летних и 52% случаев у 7-летних детей [2]. Исходя из этого, примерно половина первоклассников психологически не готова к школе по данному параметру.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению представляет собой сформированность определенного кругозора, запаса знаний, стремление и интерес к получению новых знаний, дифференцированное восприятие, аналитическое мышление, позволяющее познавать связи между явлениями, умение рассуждать, находить причины явлений, делать выводы [1]. Сюда также входит развитие на достаточном уровне точных движений руки и зрительно-моторной координации, овладение на слух разговорной речью [2].
Социально-психологическая готовность к обучению в школе предполагает появление и развитие на достаточном уровне потребности в общении со сверстниками и взрослыми, умения подчинять свое поведение законам детских групп, принятие и исполнение роли ученика, соблюдая предъявляемые школой требования.
Также готовность к школе заключается в овладении необходимыми умениями и навыками, среди которых умение слушать и выполнять указания взрослого, следовать правилам и образцам при выполнении заданий, планировать свои действия, владение арифметическими операциями, готовность руки к овладению письмом. Сюда же относится адекватное отношение к собственным способностям и результатам деятельности.
Большинство детей положительно относится к обучению, которое им предстоит начать [2]. Нежелание посещать школу проявляют немногие. Однако желание ходить в школу чаще всего связано с интересом к красочным пеналам и рюкзакам, ношению школьной формы, общению с другими детьми, но не с самим процессом обучения и познания. Желание учиться возникает постепенно, появляется желание получать хорошие оценки, похвалу за успехи и старания. Вместе с появлением желания учиться, узнавать новое и овладевать способами получения знаний можно говорить о появлении учебной мотивации, которая способствует адаптации к обучению в школе.
Если представленные компоненты готовности к школьному обучению оказывают недостаточно сформированы, первоклассник начинает испытывать трудности с соблюдением дисциплины, в обучении, адаптации к школе. Данные Е.Е. и Г.Г. Кравцовых показывают, что около третьей части первоклассников 7-ми лет недостаточно готовы к школе. Среди первоклассников 6-ти лет зачастую еще меньше тех, кто готов к обучению в школе, что связано с доминированием игровой деятельности [4].
Становление психологической готовности к школе, особенно личностной готовности, принято соотносить с кризисом 7-и лет. Прохождение через этот кризисный возрастной период не зависит от возраста, в котором ребенок поступает в школу. Ее формирование происходит под воздействием развивающей педагогической и социальной среды, в целенаправленной работе воспитателей, педагогов и психолога в детском саду. Однако, принимая во внимание реализацию в детском саду работы по направлению подготовке к школе, можно говорить о том, что дети, не посещавшие детский сад, должны сталкиваться с большими трудностями с готовностью к школе и, соответственно, адаптацией.
Как правило, дети, не посещавшие детский сад, показывают уровень готовности к школе ниже, чем дети, которые ходили в детский сад, т. к. родители первых не всегда имеют возможность посоветоваться со специалистом и строят учебно-воспитательный процесс по своему усмотрению, в отличие от родителей, чьи дети посещают дошкольные учреждения, готовятся к школе на занятиях в детском саду.
В процессе подготовки в детском саду детей к последующему обучению в школе осуществляется их всестороннее воспитание и специальная подготовка к усвоению школьных предметов. Развиваются эмоционально-волевые качества, вырабатывается опыт деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам, представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний, формируются навыки организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива.
Своевременность и качество подготовки к школе влияет на последующую успешность обучения ребенка в школе, эффективность его адаптации к школе. И поскольку дети, не посещавшие детский сад, не участвовали в работе по формированию готовности к школе, у них к моменту поступлению в школу, как правило, не достигается нужный для эффективной адаптации к школе уровень готовности к школе и школьному обучению.
На основе этого можно предполагать, что уровень готовности к школе и школьному обучению, уровень, темпы и успешность последующей адаптации к школе значительно разнятся у детей, которые посещали дошкольные образовательные учреждения, и тех детей, которые их не посещали.
Подводя итог, можно заключить, что готовность к школьному обучению, по своей сути, является совокупностью компонентов, обеспечивающих ребенку возможность успешного овладения учебной деятельностью. Традиционно к ним относится личностный, интеллектуальный и социально-психологический компоненты. Под разным уровнем готовности к школе понимается различная степень сформированности у ребенка внутренней позиции школьника (наличие познавательной потребности и потребности в общении со взрослыми), владения умением слушать и выполнять правила, указания взрослого; владения арифметическими операциями; различный уровень развития умения планировать свои действия; степень умственного развития, готовность руки к овладению письмом и пр.
Достаточный уровень зрелости компонентов готовности к школе формируется под воздействием развивающей педагогической и социальной среды. Неготовность к школе зачастую связана с отсутствием участия ребенка в специальной работе по формированию готовности к школьному обучению, которая проводится в ДОУ, с несформированностью внутренней позиции школьника, недостаточным уровнем развития эмоционально-волевой, интеллектуальной сферы и пр. Достаточный уровень готовности к школьному обучению обеспечивает наибольшую эффективность и успешность процесса адаптации к школе.


Список литературы
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Владос, 2015.
2. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению / Н.И. Гуткина. - М.: МГППУ, 2012. - 68 с.
3. Запорожец А.В. Избранные психологические труды / А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 2016.
4. Кулагина И.Ю. Личность школьника / И.Ю. Кулагина. - М.: Сфера, 2014. - 193 с.
5. Мухина В.С. Что такое готовность к учению? / В.С. Мухина // Семья и школа. - 1987. - №4. - С. 21-23.

Источник: Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : сборник материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. / гл. науч. ред. И. Л. Федотенко, С.В. Пазухина; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (Тула, 12 октября 2022 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 416 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.