На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Мотивация учебной деятельности. Методы диагностики мотивации
Мотивация учебной деятельности. Методы диагностики мотивации
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Вопросы для обсуждения

1. Понятие о мотивах учебной деятельности.
2. Стадии формирования мотивации.
3. Внешние подкрепления и мотивация.
4. Формирование мотивов учебной деятельности школьников. Пути формирования учебной мотивации.
5. Методы диагностики мотивации учебной деятельности на различных ступенях образования.


Список литературы
1. Бакшаева, Н. А. Психология мотивации студентов : учебное пособие для вузов / Н. А. Бакшаева, А. А. Вербицкий. - 2-е изд., стер. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 170 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-08576-1. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]
2. Курдюкова, Н. А. Психологические аспекты педагогического оценивания : учебное пособие для вузов / Н. А. Курдюкова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 120 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-13212-0. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]
3. Петухова, Л. П. Педагогическая психология с практикумом: курс лекций : учебное пособие для вузов / Л. П. Петухова, Н. В. Серегина. - Брянск: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2018. - 134 с. - ISBN 9785973403249.
4. Савенков, А. И. Педагогическая психология : учебник для академическо-гобакалавриата / А. И. Савенков. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2017. - 503 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-53401565-2. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт].
5. Сарычев, С. В. Педагогическая психология : учебное пособие для вузов /
С. В. Сарычев, И. Н. Логвинов. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 228 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-01697-0. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт].


Практические задания


Задание 1
Рассмотрите «Пирамиду потребностей» А. Маслоу, предложите по 2-3 конкретных варианта того, как именно потребности, расположенные на каждом из ее уровней, могут оказаться опредмеченными в учебной деятельности, став ее мотивами.

Уровень потребностей

Способы удовлетворения потребностей посредством учебной деятельности

1. Физиологические потребности

 

2. Потребности в безопасности, защищенности

 

З.Потребности в принадлежности к общностям

 

4. Потребности в общественном признании, статусе, любви

 

5. Познавательные потребности

 

6. Потребность в самоактуализации

 

 


Уровень потребностей Способы удовлетворения потребностей посредством учебной деятельности
1. Физиологические потребности
2. Потребности в безопасности, защищенности
З.Потребности в принадлежности к общностям
4. Потребности в общественном признании, статусе, любви
5. Познавательные потребности
6. Потребность в самоактуализации

Задание 2
Распределите номера высказываний в соответствующие группы мотивов.

Группы мотивов

Внешние мотивы

Внутренние мотивы

 

 



Высказывания:
1. Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил.
2. Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился.
3. Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть.
4. Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким.
5. Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без ученья никакого дела не сделаешь, а выучишься - можешь стать кем захочешь.
6. Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки.


Задание 3
Распределите указанные ниже мотивы учебной деятельности на познавательные и социальные, заполнив следующую таблицу: 
Мотивы учебной деятельности:
1) желание быть настоящим школьником;
2) желание заслужить хорошее отношение учителя;
3) желание стать полноценным представителем общества;
4) интерес к анализу собственных ошибок, поиск нескольких способов решения задачи.
5) интерес к методам теоретического и творческого мышления;
6) интерес к самому учению, к знаниям;
7) ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком;
8) понимание социальной значимости учения;
9) интерес к тому, как можно получать знания самостоятельно;
10) обретения знаний;
11) ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на по-
12) ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов при-
13) рассмотрение учебной деятельности в связи с жизненными перспективами и выбором будущей профессии;
14) стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими; ориентация на овладение новыми значениями-фактами, явлениями, закономерностями;
15) стремление к успеху, самоутверждению;
16) стремление получить одобрение сверстников;
17) строение специальной программы самосовершенствования.


Задание 4
На основе анализа теоретического материала о классификации учебной мотивации аргументируйте какие виды мотивов являются наиболее эффективными у учащихся разного школьного возраста?
Составьте пирамиды учебной мотивации учащихся разных возрастных категорий (младшие школьники, подростки, старшие школьники) по следующему принципу: наиболее значимые мотивы составляют основание пирамиды (занимают больший процент), наименее значимые - вершину

мотивы

Задание 5
Руководствуясь теоретическими материалами по теме «Учебная деятельность», составьте включающую 10-12 вопросов анкету, направленную на выяснение преобладающих мотивов учебной деятельности (возраст учащихся, которым адресована данная анкета, выберите самостоятельно).


Задание 6
Рассмотрите представленные ниже ситуации. На основе их анализа, обоснуйте роль педагога в формировании и развитии учебной мотивации.
Ситуация 1. Решая некую задачу, восемь детей прибегли к одному способу, двадцать - к другому, четверо пошли оптимальным путем. Педагог, однако, не спешит ставить точки над «и». Самым сильным предлагается преобразовать задачу на новый лад, терпеливо выслушивается объяснение слабых ребят. Поощряется активность каждого. Учитель озабочен движением мысли каждого учащегося, поощрением новых самостоятельных поисков.
Ситуация 2. Володя, ученик 7 класса, не проявлял интереса к уроку географии. Учительница принимала всевозможные меры воздействия на него, но отношение к предмету осталось прежним. Был он неусидчив: минуты не мог просидеть спокойно, сосредоточившись на чём-то одном; ни к чему у него не было устойчивого интереса.
На замечания учительницы во время урока Володя без стеснения говорил:
- Не люблю я географию, скучно на неё, - и продолжал заниматься посторонними делами.
Перед учительницей встал вопрос: как привлечь Володю к активной работе на уроке. С этой целью она тщательно изучила характер и поведение нерадивого ученика, пошла к нему домой.
Из беседы с родителями учительница узнала, что у мальчика есть свои увлечения. Первое - собака. Часами он мог заниматься со своей собакой, дрессировать её. А второе - столярное дело. Бабушка пожаловалась учительнице, что Володя «перепортил» немало досок: всё время мастерит что-то. После этого учительница перевела в классе беседу о дикой собаке динго, о её родине - Австралии, а затем перевела речь служебных собак, на то, как их дрессируют, и здесь рассказала ученикам, как учит свою собаку Володя. И неусидчивый Володя на этой беседе как будто прирос к парте: глаза его впервые открыто и прямо смотрели на учительницу, и первый раз она увидела в них выражение интереса к своему рассказу.
А когда учительница рассказывала о Володе и его любимом деле, он, всегда бойкий и дерзкий, залился краской и очень смутился. Но вскоре Володя успокоился и с большим удовольствием стал отвечать на вопросы ребят, как он дрессирует собаку, кто его научил этому, что она умеет делать.
По поручению учительницы Володя охотно сделал из дерева много различных пособий. На уроках она давала ему дополнительную нагрузку - составить план по рассказу урока, выписать из него трудные слова, подобрать иллюстрации т. д. Володя стал неузнаваем. Он перестал скучать на уроках, прекратил неумные шутки и проделки, а к концу четверти заявил:
- Оказывается, география не такая уж скучная!..
Ситуация 3. Алла, тихая, замкнутая девочка, не умеющая свободно общаться с одноклассниками. Держалась особняком, отвечала неуверенно. Наблюдение за ученицей во время занятий также показало, что Алла обладает прекрасной памятью, любознательна и знания у нее не поверхностные. Но очень мешает робость. Как преодолеть ее? Психолог рекомендовала учителю поручить девочке подготовить доклад. Педагог помог Алле в поиске информации. В итоге Алла прекрасно справилась с заданием, класс даже ахнул от изумления: вот так тихоня! За докладом последовало новое задание, с которым девочка справилась уже самостоятельно. Медленно, но уверенно преодолевала она боязнь аудитории.


Задание 7
Рассмотрите психолого-педагогические ситуации. Как бы Вы поступили в каждом случае. Обоснуйте свой ответ на основе полученных знаний об учебной мотивации в обучении.
Ситуация 1. Учащийся разочарован своими учебными успехами, сомневается в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся как следует понять и усвоить материал, и говорит учителю: «Как вы думаете, удастся ли мне когда - нибудь учиться на отлично и не отставать от остальных ребят в классе?» - Что должен на это ему ответить учитель?
1. «Если честно сказать - сомневаюсь».
2. «О, да, конечно, в этом ты можешь не сомневаться».
3. «У тебя прекрасные способности, и я связываю с тобой большие надежды».
4. «Почему ты сомневаешься в себе?»
5. «Давай поговорим и выясним проблемы».
6. «Многое зависит от того, как мы с тобой будем работать».
Ситуация 2. «Я чувствую, что занятия, которые вы ведете, не помогают
мне», - говорит ученик учителю и добавляет: «Я вообще думаю бросить занятия». - Как на это должен отреагировать учитель?
1. «Перестань говорить глупости!»
2. «Ничего себе, додумался!»
3. «Может быть, тебе найти другого учителя?»
4. «Я хотел бы подробнее знать, почему у тебя возникло такое желание?»
5. «А что, если нам поработать вместе над решением твоей проблемы?»
6. «Может быть, твою проблему можно решить как-то иначе?»
Ситуация 3. В ответ на соответствующее замечание психолога учащийся
говорит, что для того, чтобы усвоить этот учебный предмет, ему не нужно работать: «Меня считают достаточно способным человеком». - Что должен ответить ему на это психолог?
1. «Это мнение, которому ты вряд ли соответствуешь».
2. «Те трудности, которые ты до сих пор испытывал, и твои знания отнюдь не говорят об этом».
3. «Многие люди считают себя достаточно способными, но далеко не все на деле таковыми являются».
4. «Я рад (а), что ты такого высокого мнения о себе».
5. «Это тем более должно заставить тебя прилагать больше усилий в учении».
6. «Это звучит так, как будто ты сам не очень веришь в свои способности»


Задание 8
Предложите примеры фраз, с которыми педагог может обращаться к аудиториям разного возраста, объясняя важность и значимость своего предмета, апеллируя при этом к различным мотивам учебной деятельности.
Составьте короткий (3-4 абзаца) рассказ, обращенный к ученикам, призванный повысить их внутренне организованную мотивацию к изучению вашего предмета. Следует показать, что его изучение является не самоцелью, а способом удовлетворения актуальных для них жизненных потребностей.


Задание 9
Приведите конкретные примеры подкреплений и наказаний, которые педагог может использовать в процессе урока для формирования мотивации школьников к изучению своего предмета:

Подкрепления

Наказания

 

 

 

 

 

 


Задание 10
Проведите самодиагностику с помощью следующих методик:
1. Методика диагностики учебной мотивации студентов (А. А. Реан и В. А. Якунин в модификации Н. Ц. Бадмаевой);
2. Методика изучения мотивации обучения в вузе Т. И. Ильиной.
Проанализируйте результаты. На основе полученных данных разработайте рекомендации для повышения собственной учебной мотивации.


1. Методика диагностики учебной мотивации студентов (А. А. Реан и В. А. Якунин в модификации Н. Ц. Бадмаевой)


Методика разработана на основе опросника А. А. Реана и В. А. Якунина. К 16 утверждениям вышеназванного опросника добавлены утверждения, характеризующие мотивы учения, выделенные А. Н. Леонтьевым, а также утверждения, характеризующие мотивы учения, полученные Н. Ц. Бадмаевой в результате опроса студентов и школьников. Это коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, широкие социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престижа.


Инструкция:
Оцените по 5-балльной системе приведенные мотивы учебной деятельности по значимости для Вас: 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов - максимальной.


Тест

1. Учусь, потому что мне нравится избранная профессия.
2. Чтобы обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.
3. Хочу стать специалистом.
4. Чтобы дать ответы на актуальные вопросы, относящиеся к сфере будущей профессиональной деятельности.
5. Хочу в полной мере использовать имеющиеся у меня задатки, способности и склонности к выбранной профессии.
6. Чтобы не отставать от друзей.
7. Чтобы работать с людьми, надо иметь глубокие и всесторонние знания.
8. Потому что хочу быть в числе лучших студентов.
9. Потому что хочу, чтобы наша учебная группа стала лучшей в институте.
10. Чтобы заводить знакомства и общаться с интересными людьми.
11. Потому что полученные знания позволят мне добиться всего необходимого.
12. Необходимо окончить институт, чтобы у знакомых не изменилось мнение обо мне, как способном, перспективном человеке.
13. Чтобы избежать осуждения и наказания за плохую учебу.
14. Хочу быть уважаемым человеком учебного коллектива.
15. Не хочу отставать от сокурсников, не желаю оказаться среди отстающих.
16. Потому что от успехов в учебе зависит уровень моей материальной обеспеченности в будущем.
17. Успешно учиться, сдавать экзамены на «4» и «5».
18. Просто нравится учиться.
19. Попав в институт, вынужден учиться, чтобы окончить его.
20. Быть постоянно готовым к очередным занятиям.
21. Успешно продолжить обучение на последующих курсах, чтобы дать ответы на конкретные учебные вопросы.
22. Чтобы приобрести глубокие и прочные знания.
23. Потому что в будущем думаю заняться научной деятельностью по специальности.
24. Любые знания пригодятся в будущей профессии.
25. Потому что хочу принести больше пользы обществу.
26. Стать высококвалифицированным специалистом.
27. Чтобы узнавать новое, заниматься творческой деятельностью.
28.Чтобы дать ответы на проблемы развития общества, жизнедеятельности людей.
29. Быть на хорошем счету у преподавателей.
30. Добиться одобрения родителей и окружающих.
31. Учусь ради исполнения долга перед родителями, школой.
32. Потому что знания придают мне уверенность в себе.
33. Потому что от успехов в учебе зависит мое будущее служебное положение.
34. Хочу получить диплом с хорошими оценками, чтобы иметь преимущество перед другими.


Обработка и интерпретация результатов теста

Шкала 1. Коммуникативные мотивы: 7, 10, 14, 32. У Шкала 2. Мотивы избегания: 6, 12, 13, 15, 19. У Шкала 3. Мотивы престижа: 8, 9, 29, 30, 34. У Шкала 4. Профессиональные мотивы: 1, 2, 3, 4, 5, 26. У Шкала 5. Мотивы творческой самореализации: 27, 28. У Шкала 6. Учебно-познавательные мотивы: 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24. У Шкала 7. Социальные мотивы: 11, 16, 25, 31, 33.
При обработке результатов тестирования необходимо подсчитать средний показатель по каждой шкале опросника.
Коммуникативные мотивы - связаны с потребностями в общении.
Мотивы избегания неудач - связаны с осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности.
Мотивы престижа - связаны со стремлением получить или поддержать высокий социальный статус.
Профессиональные мотивы - связаны с желанием получить необходимые знания и навыки в выбранной профессиональной области, стать квалифицированным специалистом.
Мотивы творческой самореализации - связаны со стремлением к более полному выявлению и развитию своих способностей и их реализации, творческим подходом к решению задач.
Учебно-познавательные мотивы - связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения; свидетельствуют об ориентации студента на овладение новыми знаниями, учебными навыками; определяются глубиной интереса к знаниям; также относятся мотивы, свидетельствующие об ориентации студентов на овладение способами добывания знаний: интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации собственного учебного труда; отражают стремление студентов к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
Социальные мотивы - связаны с различными видами социального взаимодействия студента с другими людьми; также к социальным мотивам относятся мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет.


2. Методика изучения мотивации обучения в вузе Т. И. Ильиной


Цель методики - выявить преобладающие мотивы обучения в вузе.
При создании данной методики автор использовала ряд других известных методик. В ней имеются три шкалы: «приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов). В опросник для маскировки автор методики включила ряд фоновых утверждений, которые в дальнейшем не обрабатываются. Ряд формулировок скорректирован автором книги без изменения их смысла.
Инструкция. Отметьте ваше согласие знаком «+» или несогласие - знаком «-» с нижеследующими утверждениями.
Текст опросника
1. Лучшая атмосфера на занятии - атмосфера свободных высказываний.
2. Обычно я работаю с большим напряжением.
3. У меня редко бывают головные боли после пережитых волнений и неприятностей.
4. Я самостоятельно изучаю ряд предметов, по моему мнению, необходимых для моей будущей профессии.
5. Какое из присущих вам качеств вы выше всего цените? Напишите ответ рядом.
6. Я считаю, что жизнь нужно посвятить выбранной профессии.
7. Я испытываю удовольствие от рассмотрения на занятии трудных проблем.
8. Я не вижу смысла в большинстве работ, которые мы делаем в вузе.
9. Большое удовлетворение мне дает рассказ знакомым о моей будущей профессии.
10. Я весьма средний студент, никогда не буду вполне хорошим, а поэтому нет смысла прилагать усилия, чтобы стать лучше.
11. Я считаю, что в наше время не обязательно иметь высшее образование.
12. Я твердо уверен в правильности выбора профессии.
13. От каких из присущих вам качеств вы хотели бы избавиться? Напишите ответ рядом.
14. При удобном случае я использую на экзаменах подсобные материалы (конспекты, шпаргалки, записи, формулы).
15. Самое замечательное время жизни - студенческие годы.
16. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.
17. Я считаю, что для полного овладения профессией все учебные дисциплины нужно изучать одинаково глубоко.
18. При возможности я поступил бы в другой вуз.
19. Я обычно вначале берусь за более легкие задачи, а более трудные оставляю на конец.
20. Для меня было трудно при выборе профессии остановиться на одной из них.
21. Я могу спокойно спать после любых неприятностей.
22. Я твердо уверен, что моя профессия даст мне моральное удовлетворение и материальный достаток в жизни.
23. Мне кажется, что мои друзья способны учиться лучше, чем я.
24. Для меня очень важно иметь диплом о высшем образовании.
25. Из неких практических соображений для меня это самый удобный вуз.
26. У меня достаточно силы воли, чтобы учиться без напоминания администрации.
27. Жизнь для меня почти всегда связана с необычайным напряжением.
28. Экзамены нужно сдавать, тратя минимум усилий.
29. Есть много вузов, в которых я мог бы учиться с не меньшим интересом.
30. Какое из присущих вам качеств больше всего мешает учиться? Напишите ответ рядом.
31. Я очень увлекающийся человек, но все мои увлечения так или иначе связаны с будущей работой.
32. Беспокойство об экзамене или работе, которая не выполнена в срок, часто мешает мне спать.
33. Высокая зарплата после окончания вуза для меня не главное.
34. Мне нужно быть в хорошем расположении духа, чтобы поддержать общее решение группы.
35. Я вынужден был поступить в вуз, чтобы занять желаемое положение в обществе, избежать службы в армии.
36. Я учу материал, чтобы стать профессионалом, а не для экзамена.
37. Мои родители хорошие профессионалы, и я хочу быть на них похожим.
38. Для продвижения по службе мне необходимо иметь высшее образование.
39. Какое из ваших качеств помогает вам учиться? Напишите ответ рядом.
40. Мне очень трудно заставить себя изучать как следует дисциплины, прямо не относящиеся к моей будущей специальности.
41. Меня весьма тревожат возможные неудачи.
42. Лучше всего я занимаюсь, когда меня периодически стимулируют, подстегивают.
43. Мой выбор данного вуза окончателен.
44. Мои друзья имеют высшее образование, и я не хочу отстать от них.
45. Чтобы убедить в чем-либо группу, мне приходится самому работать очень интенсивно.
46. У меня обычно ровное и хорошее настроение.
47. Меня привлекает удобство, чистота, легкость будущей профессии.
48. До поступления в вуз я давно интересовался этой профессией, много читал о ней.
49. Профессия, которую я получаю, самая важная и перспективная.
50. Мои знания об этой профессии были достаточны для уверенного выбора данного вуза.


Обработка результатов.

Ключ к опроснику

Шкала.

За согласие («+») с утверждением проставляется

За несогласие («-») с утверждением проставляется

Мак
симум

«Приобретение знаний»

по п. 4 - 3,6 балла; по п. 17 - 3,6 балла; по п. 26 - 2,4 балла;

по п. 28 - 1,2 балла; по п. 42 - 1,8 балла.

12,6
баллов

«Овладение
профессией»

по п. 9 - 1 балл; по п. 31 - 2 балла; по п. 33 - 2 балла, по п. 43 - 3 балла; по п. 48 - 1 балл; по п. 49 - 1 балл.

-

10 баллов

«Получение
диплома»

по п. 24 - 2,5 балла; по п. 35 - 1,5 балла; по п. 38 - 1,5 балла; по п. 44 - 1 балл;

по п. 11 - 3,5 балла.

10 баллов



Вопросы п.п. 5, 13, 30, 39 являются нейтральными к целям опросника и в обработку не включаются.


Выводы


Преобладание мотивов по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею.


Источник: Мезенцева, И. А. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: практикум для вузов / И. А. Мезенцева, Л. П. Петухова, Н. В. Серегина. - Электрон. текст. дан. (2,0 Мб). - Киров: Изд-во МЦИТО, 2021. - 1 электрон. опт. диск (CD-R). - Систем. требования: PC, Intel 1 ГГц, 512 Мб RAM, 2,0 Мб свобод. диск. пространства; CD-привод; ОС Windows XP и выше, ПО для чтения pdf-файлов.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.