На главную Психодиагностика психолога в школе Психодиагностика познавательных особенностей детей Исследование особенностей наглядно-действенного мышления при решении задач сложения фигур из спичек
Исследование особенностей наглядно-действенного мышления при решении задач сложения фигур из спичек
Психодиагностика психолога в школе - Психодиагностика познавательных особенностей детей

Теоретическое обоснование. Наглядно-действенное мышление относится в онтогенезе к допонятийному, наиболее раннему виду мышления, так как мысль выражается прежде всего в действии, в различных конкретных операциях, ведущих к достижению цели. Наглядно-действенное мышление обладает всеми общими признаками мышления: оно целенаправлено, планируемо, обладает собственной структурой действий, обусловлено различными мотивами. В онтогенезе этот вид мышления преобладает у ребенка до 2—3 лет, у взрослого человека сохраняет свое значение, но находится под мощным влиянием понятийного мышления, более абстрактного и знакового. Наглядно-действенное мышление называют также конструкторским, ручным, принимая во внимание его самый важный исполнительный орган — руки, прежде всего правую руку.

Методика "сложение фигур из спичек" очень удобна для оценки наглядно-действенного мышления в силу ее простоты, общедоступности, равноценности составляющих ее элементов, возможности количественного и вероятностного анализа.
Цель. Изучение особенностей наглядно-действенного мышления.
Инструкция. Каждому испытуемому необходимы 12 спичек и секундомер для регистрации скорости решения задач. Для последующего анализа полученных данных потребуется таблица, где фиксируются номера задач и основные критерии их решения. Используются три основных критерия: эффективность решения (ставятся знаки "плюс" и "минус" в зависимости от конечного результата), время решения (для сокращения потерь можно ограничить его тремя минутами на одну задачу) и количество использованных ходов, т. е. реальное количество ходов, включая и неправильные. Под ходом подразумевается любое перемещение спички в новую позицию.

 

Тестовый материал.

Исследование особенностей наглядно-действенного мышления при решении задач сложения фигур из спичек

Обработка результатов. Все результаты сводят в единую таблицу (см. табл. 7).
Интерпретация результатов. Чем больше количество ходов, использованных для выполнения задания, тем больше

Таблица 7
Критерии наглядно-действенного мышления при решении задач сложения фигур из спичек

Номер задачи

Эффективность
(+, -)

Время решения

Количество ходов

1

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

Средние, %

 

 

 

ошибочных проб и короче период рефлексии (предварительного обдумывания).

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.