Определение особенностей понятийного мышления. Методика "Исключение лишнего" |
Психодиагностика психолога в школе - Психодиагностика познавательных особенностей детей |
Теоретическое обоснование. Одним из наиболее распространенных в практике исследования всех видов мышления является метод "Исключение лишнего". С помощью этого метода можно убедительно показать особенности аналитической и синтезирующей деятельности мозга. Так, если испытуемым предъявить несколько названий рек России: Волга, Лена, Ангара, Иртыш, Обь — и попросить "выбросить" одно лишнее название, то чаще всего испытуемые исключают слово "Волга", поскольку все остальные реки находятся на территории Сибири. Иногда появляется ответ "Иртыш" (все остальные названия женского рода), иногда — "Ангара" (является притоком). По степени обобщенности признаков ответ "Волга" наиболее правилен. Аналогично оцениваются результаты и при использовании картинок с четырьмя нарисованными предметами, где один предмет надо исключить. Например, на карточке нарисованы керосиновая лампа, электрическая лампочка, свеча и солнце. Правильный ответ — "солнце". Рассуждения вроде того, что надо удалить свечу, так как она быстро сгорает и невыгодна, свидетельствуют о снижении и даже искажении уровня обобщений. Правильно выбранные слова: сражение, солдаты; глаза, слово; растения, земля; крыша, стены; берег, вода; здание, улица; углы, сторона; делимое, делитель; игроки, правила; диаметр, округлость; текст, редактор; бумага, текст; голос, мелодия; колебание, почва; книги, читатели; лист, дерево; состязание, победа; врач, больные; чувство, человек; родина, человек; стулья, стол (или сервант), шкаф; декан, студент; танки, пушки; свекла, морковь.
|
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |