Возможные цели изучения: а) выявление степени готовности педагогов к осуществлению процесса воспитания и обучения на диагностической основе б) выявление потребности педагогов в повышении квалификации, связанной с навыками и умениями аналитической деятельности в) выявление качества методической работы с кадрами
Методы изучения:
- Анкетирование
- "Недописанный тезис"
- Ранжирование
- Тестирование
- Наблюдение
МЕТОД ОПРОСА
Анкета по выявлению степени готовности педагога к осуществлению педагогической диагностики в объединении детей по интересам
I Мотивационно-ценностный компонент
1. Что вызывает у вас потребность заниматься педагогической диагностикой? а) требование администрации школы; б) современные требования к построению воспитательной деятельности; в) интерес к проблемам взаимодействия в процессе воспитательного процесса; г) свой вариант. 2. Считаете ли вы своим профессиональным долгом педагога заниматься педагогической диагностикой? а) да; б) нет; в) скорее да, чем нет; г) скорее нет, чем да. 3. Убеждены ли вы в том, что педагогическая диагностика способствует решению воспитательных задач? а) да; б) не совсем; в) нет. 4. Что препятствует вам заниматься педагогической диагностикой? ________________________________________________________________ ________________________________________________________________
5. Считаете ли вы необходимым для себя систематически заниматься педагогической диагностикой? а) да; б) нет; в) по возможности надо заниматься; г) затрудняюсь ответить; д) свое мнение. 6. Проявляете ли вы интерес к педагогической диагностике? Если да, то в чем это выражается? ___________________________________________________________________________________ 7. Кто на ваш взгляд должен заниматься педагогической диагностикой? а) администрация; б) социально-психологическая служба; в) классный руководитель; г) сообща; д) свой вариант.
II Содержательно-информационный компонент
- В чем назначение педагогической диагностики?
__________________________________________________________________________
- Как вы понимаете цель педагогической диагностики?
а) получение информации об участниках воспитательного процесса; б) выявление состояния педагогической диагностики; в) повышение эффективности воспитательного процесса; г) свое мнение______________________________________________
3. Назовите несколько ведущих понятий, на ваш взгляд определяющих сущность педагогической диагностики? _____________________________________________________________________________ 4. Какие условия необходимо создавать педагогам для развития педагогической диагностики в учреждении? _____________________________________________________________________________
III Операционно-деятельностный компонент
- Какими методами педагогической диагностики вы пользуетесь? Отметьте в каждой строчке наиболее подходящий для вас один ответ.
№ |
Методы
|
Знаю и применяю всегда
|
Знаю, но применяю иногда
|
Знаю, но не применяю
|
Не знаю и не применяю
|
1
|
Наблюдение
|
|
|
|
|
2
|
Анкетирование
|
|
|
|
|
3
|
Тестирование
|
|
|
|
|
4
|
"Недописанный тезис"
|
|
|
|
|
5
|
Ранжирование
|
|
|
|
|
6
|
Уточняющее собеседование
|
|
|
|
|
7
|
Анализ результатов
|
|
|
|
|
8
|
"Сочинения"
|
|
|
|
|
9
|
Обобщение независимых характеристик
|
|
|
|
|
10
|
Социометрия
|
|
|
|
|
- Определите степень своей готовности к составлению программы педагогической диагностики детей, занимающихся в вашем кружке, клубе по интересам?
№
|
Умения и навыки
|
Не сос-тавляет трудностей
|
Затрудняюсь
|
Не готов
|
1
|
Определение объекта и предмета диагностики
|
|
|
|
2
|
Постановка цели
|
|
|
|
3
|
Определение критериев и показателей качества
|
|
|
|
4
|
Отбор методов изучения
|
|
|
|
5
|
Способы фиксации данных диагностики
|
|
|
|
6
|
Способы обработки результатов диагностики
|
|
|
|
7
|
Сделать анализ данных
|
|
|
|
8
|
Сделать выводы на основе анализа
|
|
|
|
МЕТОД "НЕДОПИСАННЫЙ ТЕЗИС"
Педагогам предлагается дописать фразу. Из нижеперечисленных вариантов можно выбрать один или скомбинировать нужный к конкретной ситуации.
I
- Педагогиеская дигностиа – это ...
- Целью дигностиской работы в школе является ...
- Диагностика в педагогическом процессе выполняет следующие функции ...
- Методами осуществления диагностики являются ...
- Готовность педагога к диагностике воспитания предполагает владения следующими умениями ...
II
- Метод ранжирования - это …
- Метод ранжирования - это …
- Мониторинг – это …
- Вербальный тест – это …
- Анкетирование – это …
III
- Я отношусь к педагогической диагностике как ...
- Диагноситка необходима в школе потому что ...
- Диагностическая деятельность дает мне ...
- Ценность диагностики для педагога состоит в ...
- При проведении диагностики мне нравится ...
МЕТОД "РАНЖИРОВАНИЕ"
I Проранжируйте последовательность процесса педагогической диагностики
- Определение объекта и предмета педагогической диагностики.
- Постановка целей педагогической диагностики.
- Определение критериев педагогической диагностики.
- Отбор методов, построения педагогической диагностики.
- Обработка результатов педагогической диагностики.
- Анализ результатов.
- Реализация диагностической программы.
- Фиксирование результатов диагностики.
- Осмысление результатов.
Проранжируйте методы диагностики по частоте использования Вами
- Наблюдение
- Социометрия
- Беседа
- Анкетирование
- Ранжирование
- "Недописанный тезис"
III Проранжируйте свои умения осуществлять педагогическую диагностику
- Ставить цели и задачи диагностики
- Анализировать и делать выводы
- Умение реализовывать диагностические методы
- Умение фиксировать результаты
- Умение обрабатывть результаты
IV Определите для себя наиболее значимые для себя источники повышения диагностической культуры во внешкольном учреждении
- Методическая литература
- Заседание методическое объединение педагогов
- Педсоветы
- Семинары-практикумы
- Взаимопосещение
- Консультации психолога
- Самоподготовка
МЕТОД ТЕСТА
на выявление уровня диагностической компетентности педагога (на основе методики С. С. Кашлева)
Запишите в столбик 15 терминов. Определите их значение.
- Психодиагностика –
- Критерии –
- Показатель –
- Социометрия –
- Ранжирование –
- Корреляция –
- Ингенкамп –
- Мониторинг –
- Вербальный тест –
- Закрытый вопрос –
- Диагностическая программа –
- Матрица выбора –
- Доминанта –
- Карта воспитанности –
- Рефлексия –
После того, как задание будет выполнено, зачитываются определения, зафиксированные в справочной литературе: словарях, энциклопедиях.
Результат: 13 – 15 правильных ответов – высокий уровень; 8 – 12 правильных ответов – средний уровень; 1- 7 правильных ответов – низкий уровень.
|