На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика пед.коллектива Мотивирующим и демотивирующим стиль педагогического общения: методика «Ситуации в школе» Т.О. Гордеевой, О.А. Сычева
Мотивирующим и демотивирующим стиль педагогического общения: методика «Ситуации в школе» Т.О. Гордеевой, О.А. Сычева
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика пед.коллектива

Инструкция

Ниже перечислены различные ситуации, которые возникают во время занятий в классе. Для каждой ситуации представлены четыре варианта ответов, которые Вам могут в той или иной степени подходить или не подходить. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Просим Вас отметить, насколько каждый способ разрешения учебной ситуации описывает или не описывает то, что Вы делали в прошлом в подобных ситуациях. Этот опросник поможет Вам лучше понять Ваш стиль преподавания. Используйте следующую 7-балльную шкалу: 1 2 3 4 5 6 7. Если данный способ обучения очень хорошо (полностью) описывает то, что Вы делали в данной ситуации, пожалуйста, обведите цифру 7 для этого ответа. Если предложенный вариант поведения совсем не описывает то, что Вы делали в прошлом, обведите цифру 1. Если предложенный вариант лишь немного описывает Ваш способ обучения, обведите цифру 4. Выбирайте также другие баллы, близкие к полному согласию или несогласию (2,3,5,6).

Благодарим Вас за участие!

 

Описание ситуаций

1. Пол-ностью не согла-сен

2

 

3

 

4. В какой то сте-пени это я

5

 

6

 

7. Пол-ностью сог-ласен

Ситуация 1.
Правила поведения в классе. Вы думаете о правилах поведения в классе. Вы:

1. Сообщаете о своих ожиданиях и нормах поведения для успешного взаимодействия.

1

2

3

4

5

6

7

2. Не сильно беспокоитесь о правилах и нормах

1

2

3

4

5

6

7

3. Сообщаете свои правила. Говорите учащимся, что они должны соблюдать все правила и предупреждаете о последствиях в случае их нарушения.

1

2

3

4

5

6

7

4. Предлагаете учащимся самим предложить набор правил, которые помогут им чувствовать себя комфортно в классе.

1

2

3

4

5

6

7

Ситуация 2. План урока. Вы планируете урок. Вашими основными приоритетами будут:

5. Сообщить учащимся, какие учебные цели должны быть достигнуты ими к концу урока.

1

2

3

4

5

6

7

6. Не планировать и не организовывать слишком много. Урок пойдет своим чередом

1

2

3

4

5

6

7

7. Предложить очень интересный, увлекательный урок.

1

2

3

4

5

6

7

8. Настаивать, чтобы ученики завершили всю необходимую работу - без исключений и оправданий.

1

2

3

4

5

6

7

Ситуация 3. Начало урока. Урок начинается. Вы:

9. Предоставите четкий пошаговый план урока.

1

2

3

4

5

6

7

10. Не планируете слишком много. Вместо этого позволяете уроку идти своим чередом

1

2

3

4

5

6

7

11. Твердо настаиваете на том, чтобы учащиеся учились тому, чему их учат; Ваша обязанность - учить, а их - учиться.

1

2

3

4

5

6

7

12. Спросите учащихся, что им интересно узнать, чтобы учесть это при изложении темы.

1

2

3

4

5

6

7

Ситуация 4. Мотивация учеников. Вы хотите побудить учащихся выполнить какое-то новое задание. Вы решаете:

13. Минимизировать запланированное; пусть то, что происходит - происходит.

1

2

3

4

5

6

7

14.Твердо и громко произнести: «А сейчас - все внимание!»

1

2

3

4

5

6

7

15.Предложить помощь и руководство

1

2

3

4

5

6

7

16.Объяснить личную пользу учебного материала для повседневной жизни учащихся.

1

2

3

4

5

6

7

Ситуация 5. Не откликающиеся ученики. Вы задаете ученикам трудный, но решаемый вопрос, чтобы вовлечь их в урок. Однако, как и на предыдущем уроке, Вы получаете только молчание, так как ни один ученик не отвечает на Ваш вопрос. Вы...

17.Называете фамилию ученика и требуете от него ответа на поставленный вопрос/задачу.

1

2

3

4

5

6

7

18.Уточните и переформулируете вопрос, чтобы ученики могли на него ответить.

1

2

3

4

5

6

7

19.Попросите учеников обсудить вопрос со своим соседом и затем предлагаете им поделиться своим ответом в своих группах.

1

2

3

4

5

6

7

20.Вздохнете, сами ответите на вопрос и продолжите урок.

1

2

3

4

5

6

7

Ситуация 6. В трудный момент урока ученики начинают жаловаться. В ответ Вы:

21.Посочувствуете им. Скажете, что Вы открыты для их предложений и пожеланий.

1

2

3

4

5

6

7

22.Настаиваете, чтобы они сконцентрировались. Они должны выучить этот материал для их же пользы.

1

2

3

4

5

6

7

23.Научите их полезной стратегии решения проблемы разбиением задачи на части и решения ее «шаг за шагом».

1

2

3

4

5

6

7

24.Просто проигнорируете нытье и жалобы. Им нужно научиться самим преодолевать трудности.

1

2

3

4

5

6

7

Ситуация 7. Необходимость дополнительных усилий. Вы даете трудный урок, который требует от учащихся больших усилий. Вы:

25.Не беспокоитесь, так как ученики сами должны понять, что им нужно приложить много усилий.

1

2

3

4

5

6

7

26.Попробуете найти способы сделать урок более интересным, понятным и приятным для учеников

1

2

3

4

5

6

7

27.Твердо настаиваете на том, что «сейчас настало время для серьезной работы!»

1

2

3

4

5

6

7

28.Скажете «Поскольку эта тема очень сложная, я готов(а) вам максимально помочь, если это необходимо»

1

2

3

4

5

6

7

Ситуация 8. Проявление тревожности. Во время занятия Вы замечаете, что у некоторых учеников появляются признаки беспокойства. Чувствуя это, Вы:

29.Признаете, что они выглядят обеспокоенными и напряженными. Попросите учеников рассказать, что их беспокоит.

1

2

3

4

5

6

7

30.Скажете, что они уже взрослые и должны вести себя соответственно.

1

2

3

4

5

6

7

31 .Разделите задание на части, чтобы ученики почувствовали, что они могут с ним справиться.

1

2

3

4

5

6

7

32.Не беспокоитесь об этом - пусть это пройдет само по себе.

1

2

3

4

5

6

7

Ситуация 9. Смена деятельности. Одна часть урока закончилась и Вам пора перейти к следующей. Вы:

33. Даете учащимся команду поторопиться и закончить последнее задание.

1

2

3

4

5

6

7

34.Проверяете (отслеживаете), насколько каждый ученик готов и способен перейти к новой деятельности.

1

2

3

4

5

6

7

35.Просто начинаете новое задание (тему, задачу) - возможно, кто-то готов его начать.

1

2

3

4

5

6

7

36.Будете терпеливы; подтвердите, что у тех, кто все еще усердно работает, будет достаточно времени, чтобы завершить предыдущую работу.

1

2

3

4

5

6

7

Ситуация 10. Плохое поведение учащихся. Несколько учеников вели себя грубо и мешали проводить урок. Чтобы справиться с ситуацией, Вы:

37.Скажете, что они должны вернуться к заданию, иначе будут плохие последствия.

1

2

3

4

5

6

7

38.Объясните причины, по которым Вы хотите, чтобы они вели себя правильно. Позже поговорите с ними индивидуально, внимательно выслушав их точку зрения.

1

2

3

4

5

6

7

39.Сообщите классу, каковы Ваши ожидания относительно поведения и норм общения.

1

2

3

4

5

6

7

40.Пустите ситуацию на самотек, потому что вмешиваться - сплошная морока.

1

2

3

4

5

6

7

Ситуация 11. Время упражнений. Настало время для учеников применить на практике то, что они узнали. Вы...

41.Спросите учеников, над какими упражнениями они хотят проработать больше всего.

1

2

3

4

5

6

7

42.Потребуете, чтобы они начали работать, нравится им это или нет. Скажете им, что им иногда не

1

2

3

4

5

6

7

обходимо научиться делать что-то, даже если нет желания.

 

 

 

 

 

 

 

43.Не будете планировать слишком много и посмотрите, как все будет развиваться.

1

2

3

4

5

6

7

44.Пошагово объясните решение одной за- дачи/проблемы, а затем будете сопровождать их в решении дальнейших задач.

1

2

3

4

5

6

7

Ситуация 12. Споры и столкновения учащихся. Когда урок заканчивается, Вы обнаруживаете, что два ученика ругаются и оскорбляют друг друга. Когда остальные ученики покидают класс, Вы просите двух учеников остаться, чтобы Вы могли:

45.Отвести спорящих в сторону, кратко описать, что Вы видели, и спросить их мнение и предложения о том, что делать.

1

2

3

4

5

6

7

46.Четко определить, каковы правила и ожидания в классе. Укажете, что представляет собой полезное сотрудничество и конструктивное поведение.

1

2

3

4

5

6

7

47.Не вмешиваетесь, просто позволите ученикам самим решать проблемы.

1

2

3

4

5

6

7

48.Скажете им, что им должно быть стыдно за свое поведение и что, если они продолжат, последуют санкции (наказания).

1

2

3

4

5

6

7

Ситуация 13. Результаты контрольной. Вы закончили проверку контрольной работы. Несколько учеников снова набрали низкие баллы (показали плохой результат), хотя на прошлой неделе Вы уделяли этому материалу дополнительное внимание. Вы...

49.Настаиваете на том, что такие низкие результаты для Вас неприемлемы. Скажете ученикам, что они должны улучшить результат для их же блага.

1

2

3

4

5

6

7

50.Поможете ученикам разобрать свои неправильные ответы, чтобы они поняли, что они сделали не так, и как это улучшить

1

2

3

4

5

6

7

51.Выслушаете с терпением и пониманием, что ученики говорят о выполнении контрольной.

1

2

3

4

5

6

7

52.Не будете тратить время в классе на плохо успевающих учеников

1

2

3

4

5

6

7

Ситуация 14. Повторное обучение. Один или несколько учащихся нуждаются в восполнении пробелов в знаниях, так как они неоднократно не справлялись с заданиями по Вашему предмету. Вы.

53.Настаиваете: «Постарайся делать все правильно и как следует. Серьезнее. В противном случае, у тебя будут проблемы».

1

2

3

4

5

6

7

54.Повторно и более подробно будете объяснять учебный материал, пока они не поймут его лучше.

1

2

3

4

5

6

7

55.Скажете: «Хорошо, с чего начнем, какие есть предложения?».

1

2

3

4

5

6

7

56.Не будете вмешиваться и подождете, пока они сами не попросят дополнительной помощи.

1

2

3

4

5

6

7

Ситуация 15. Домашнее задание. Вы задаете домашнее задание и :

57.Даете понять, что домашнее задание должно быть выполнено хорошо, иначе будут плохие оценки.

1

2

3

4

5

6

7

58.Сообщите, что нужно, чтобы правильно выполнить домашнее задание. Убедитесь, что все понимают, что требуется для успешного выполнения домашней работы.

1

2

3

4

5

6

7

59.Предложите несколько различных домашних заданий (например, три) и попросите учеников выбрать несколько из них (например, два).

1

2

3

4

5

6

7

60.Полагаете, что домашнее задание говорит само за себя и нет нужды все без конца объяснять

1

2

3

4

5

6

7

 

Ключ к методике

Основные шкалы

Пункты

1. Поддержка автономии

4, 7, 12, 16, 19, 21, 26, 29, 36, 38, 41, 45, 51, 55, 59

2. Структурирующий стиль

1, 5, 9, 15, 18, 23, 28, 31, 34, 39, 44, 46, 50, 54, 58

3. Контролирующий стиль

3, 8, 11, 14, 17, 22, 27, 30, 33, 37, 42, 48, 49, 53, 57

4. Хаотический стиль

2, 6, 10, 13, 20, 24, 25, 32, 35, 40, 43, 47, 52, 56, 60

Субшкалы

 

1.1. Вовлеченный стиль

4, 19, 41, 55, 59 (5 пунктов)

1.2. Подстраивающийся стиль

7, 12, 16, 21, 26, 29, 36, 38, 45, 51 (10 пунктов)

2.1. Направляющий стиль

15, 18, 23, 28, 31, 34, 50, 54 (8 пунктов)

2.2. Объясняющий стиль

1, 5, 9, 39, 44, 46, 58 (7 пунктов)

3.1. Требовательный стиль

3, 8, 11, 17, 22, 37, 49, 57 (8 пунктов)

3.2. Доминирующий стиль

14, 27, 30, 33, 42, 48, 53 (7 пунктов)

4.1. Отстраняющийся стиль

20, 24, 25, 32, 35, 40, 47, 52, 56, 60 (10 пунктов)

4.2. Ожидающий стиль

2, 6, 10, 13, 43 (5 пунктов)



При обработке результатов для каждой из субшкал вычисляется среднее значение по входящим в нее пунктам. Все пункты прямые.


Краткая характеристика шкал и субшкал опросника


1. Поддерживающий автономию стиль.

Цель учителя на уроке и межличностный тон общения - понимание. Учитель стремится максимально понять, учесть и способствовать развитию интересов, предпочтений и отношений учащихся, чтобы поддержать их добровольную включенность в учебный процесс.
1.1. Вовлеченный стиль - предполагает совместное участие в учебном процессе. Учитель определяет интересы и предпочтения детей, вступая с ними в диалог и предлагая им внести свой вклад в учебный процесс, учитывает их предложения. По возможности учитель стремится предлагать ученикам выбор способа деятельности на уроке и отслеживает их темп работы.
1.2. Подстраивающийся стиль - учитель заботится об интересах и предпочтениях учеников, стремясь найти способы сделать задания интереснее, пытается понять происходящее с позиции обучающихся; дает необходимые пояснения, позволяет ученикам работать в их собственном темпе.


2. Структурирующий стиль.

Цель учителя и межличностный тон общения - осуществление руководства. Оценив возможности и способности учеников, учитель предлагает им стратегии, помощь и поддержку, чтобы они могли ощущать себя компетентными в освоении учебного предмета.
2.1. Направляющий стиль - учитель выступает как наставник, заботится о прогрессе учеников, предоставляя соответствующую помощь и поддержку, когда они необходимы; следует по этапам, необходимым для решения задач, чтобы учащиеся их впоследствии усвоили, проводит совместную рефлексию сделанных ошибок.
2.2. Объясняющий стиль - учитель объясняет, сообщает свои ожидания ученикам ясным и понятным образом; знакомит учеников с тем, что они могут ожидать от урока, и отслеживает их прогресс в достижении заранее поставленных целей.


3. Контролирующий стиль.

Учебная цель учителя и межличностный тон общения - давление и доминирование. Учитель стремится добиться того, чтобы ученики вели себя, думали и относились к ситуациям строго так, как он им предписывает, навязывая им свою собственную повестку и выдвигая требования независимо от того, что они думают.


3.1. Требовательный стиль - учитель требует дисциплины от учеников, используя активный командный язык общения, указания, не терпит возражений, угрожает санкциями, если те не подчиняются.
3.2. Доминирующий стиль - учитель демонстрирует ученикам свою власть, чтобы заставить их подчиняться его указаниям; подавляет учеников, вызывая у них чувства вины и стыда.


4. Хаотичный стиль.

Учебная цель учителя и межличностный тон общения - попустительский. Учитель отстраняется от учеников, что дезориентирует их, поскольку им важно понять, что нужно делать и как развивать свои умения и навыки.


4.1. Отстраняющийся стиль - учитель, по сути, отказывается от учеников, позволяя им все делать самостоятельно, ссылаясь на то, что, в конечном счете, им все равно придется научиться брать на себя ответственность.
4.2. Ожидающий стиль - учитель предлагает «свободное» обучение, поддерживая климат, в котором инициатива полностью принадлежит ученикам; склонен ждать, предполагая увидеть, как спонтанно будет развиваться ситуация, не планируя многого и позволяя всему идти своим чередом.

Источник: Плаксина, И. В. Психолого-педагогическая диагностика в образовательной практике : учеб.-метод. пособие / И. В. Плаксина, К. В. Дрозд ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2022. - 388 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.