НД — недоверие к людям, вещам, ситуациям Недоверие ведет к тому, что достижение любого успеха стоит ребенку огромных усилий. От 1 до 11 — менее явные симптомы; от 12 до 16 - симптомы явного нарушения.
- Разговаривает с учителем только тогда, когда находится с ним наедине.
- Плачет, когда ему делают замечание.
- Никогда сам не предлагает никому никакой помощи, но охотно оказывает ее, если его об этом попросят.
- Ребенок «подчиненный» (соглашается на «невыигрышные» роли, например, во время игры бегает за мячом, в то время как другие на это спокойно смотрят).
- Слишком тревожен, чтобы быть непослушным.
- Лжет из боязни.
- Любит, если к нему проявляют симпатию, но не просит о ней.
- Никогда не приносит учителю цветов или других подарков, хотя его товарищи часто это делают.
- Никогда не приносит и не показывает учителю найденных им вещей или каких-нибудь моделей, хотя его товарищи часто это делают.
- Имеет только одного хорошего друга и, как правило, игнорирует остальных мальчиков и девочек в классе.
- Здоровается с учителем только тогда, когда тот обратит на него внимание. Хочет быть замеченным.
- Не подходит к учителю по собственной инициативе.
- Слишком застенчив, чтобы попросить о чем-то (например, о помощи).
- Легко становится «нервным», плачет, краснеет, если ему задают вопрос.
- Легко устраняется от активного участия в игре.
- Говорит невыразительно, бормочет, особенно когда с ним здороваются.
Д — депрессия (угнетенность) В более легкой форме (симптомы 1—6) время от времени наблюдаются разного рода перепады активности, смена настроения. Наличие симптомов 7 и 8 свидетельствует о склонности к раздражению и физиологическому истощению. Симптомы 9—20 отражают более острую форму депрессии. 1. Во время ответа на уроке иногда старателен, иногда ни о чем не заботится.
- В зависимости от самочувствия либо просит о помощи в выполнении школьных заданий, либо нет.
- Ведет себя по-разному. Старательность в учебной работе меняется почти ежедневно.
- В играх иногда активен, иногда апатичен.
- В свободное время иногда проявляет полное отсутствие интереса к чему бы то ни было.
- Выполняя ручную работу, иногда очень старателен, иногда нет.
- Теряет интерес к работе по мере ее выполнения.
- Рассерженный, впадает в «бешенство».
- Может работать в одиночестве, но быстро устает.
- Для ручной работы не хватает физических сил.
- Вял, безынициативен (в классе).
- Апатичен, пассивен, невнимателен.
- Часто наблюдаются внезапные и резкие спады энергичности.
- Движения замедленны.
- Слишком апатичен, чтобы из-за чего-нибудь расстраиваться (и, следовательно, ни к кому не обращается за помощью).
- Взгляд тупой и равнодушный.
- Всегда ленив и апатичен в играх.
- Часто грезит наяву.
- Говорит невыразительно, бормочет.
- Вызывает жалость (угнетенный, несчастный, редко смеется).
У — уход в себя Избегание контактов с людьми, самоустранение. Защитная установка по отношению к любым контактам с людьми, неприятие проявляемого к нему чувства любви.
- Никогда ни с кем не здоровается.
- Не реагирует на приветствие.
- Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим людям.
- Избегает разговоров («замкнут в себе»).
- Мечтает и занимается чем-то иным вместо школьных занятий (живет в другом мире).
- Совершенно не проявляет интереса к ручной работе.
- Не проявляет интереса к коллективным играм.
- Избегает других людей.
- Держится вдали от взрослых, даже тогда, когда чем-то задет или в чем-то подозревается.
- Совершенно изолируется от других детей (к нему невозможно приблизиться).
- Производит такое впечатление, как будто совершенно не замечает других людей.
- В разговоре беспокоен, сбивается с темы разговора.
- Ведет себя подобно настороженному животному.
ТВ — тревожность по отношению к взрослым Беспокойство и неуверенность в том, интересуются ли им взрослые, любят ли его. Симптомы 1—6 — ребенок старается убедиться, «принимают» ли и любят ли его взрослые. Симптомы 7—10 — обращает на себя внимание и преувеличенно добивается любви взрослого. Симптомы 11—16 — проявляет большое беспокойство о том, «принимают» ли его взрослые.
- Очень охотно выполняет свои обязанности.
- Проявляет чрезмерное желание здороваться с учителем.
- Слишком разговорчив (докучает своей болтовней).
- Очень охотно приносит цветы и другие подарки учителю.
- Очень часто приносит и показывает учителю найденные им предметы, рисунки, модели и т.п.
- Чрезмерно дружелюбен по отношению к учителю.
- Преувеличенно много рассказывает учителю о своих занятиях в семье.
- «Подлизывается», старается понравиться учителю.
- Всегда находит предлог занять учителя своей особой.
- Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны учителя.
- Добивается симпатии учителя. Приходит к нему с различными мелкими делами и жалобами на товарищей.
- Пытается «монополизировать» учителя (занимать его исключительно собственной особой).
- Рассказывает фантастические, вымышленные истории.
- Пытается заинтересовать взрослых своей особой, но не прилагает со своей стороны никаких стараний в этом направлении.
- Чрезмерно озабочен тем, чтобы заинтересовать собой взрослых и приобрести их симпатии.
- Полностью устраняется, если его усилия не увенчаются успехом.
ВВ — враждебность по отношению к взрослым Симптомы 1—4 — ребенок проявляет различные формы неприятия взрослых, которые могут быть началом враждебности или депрессии. Симптомы 5—9 — относится к взрослым то враждебно, то старается добиться их хорошего отношения. Симптомы 7—10 — открытая враждебность, проявляющаяся в асоциальном поведении. Симптомы 18—24 — полная неуправляемая привычная враждебность.
- Переменчив в настроениях.
- Исключительно нетерпелив, кроме тех случаев, когда находится в хорошем настроении.
- Проявляет упорство и настойчивость в ручной работе.
- Часто бывает в плохом настроении.
- При соответствующем настроении предлагает свою помощь и услуги.
- Когда о чем-то просит учителя, то бывает очень сердечным, то равнодушным.
- Иногда стремится, а иногда избегает здороваться с учителем.
- В ответ на приветствие может проявить злость или подозрительность.
- Временами дружелюбен, временами в плохом настроении.
- Очень переменчив в поведении. Иногда создает впечатление, что он умышленно плохо выполняет работу.
- Портит общественную и личную собственность (в домах, садах, общественном транспорте).
- Вульгарный язык, рассказы, рисунки.
- Неприятен, в особенности когда защищается от предъявленных ему обвинений.
- Бормочет под нос, если чем-то недоволен.
- Негативно относится к замечаниям.
- Временами говорит неправду без какого-либо повода и без затруднений.
- Раз или два был замечен в воровстве денег, сладостей, ценных предметов и т.п.
- Всегда на что-то претендует и не всегда считает, что справедливо наказан.
- «Дикий» взгляд. Смотрит исподлобья.
- Непослушный, не соблюдает дисциплину.
- Агрессивен (кричит, угрожает, употребляет силу).
- Охотнее всего дружит с так называемыми подозрительными типами.
- Часто ворует деньги, сладости, ценные предметы.
- Ведет себя непристойно.
ТД — тревожность по отношению к детям Тревога ребенка за принятие себя другими детьми. Временами она принимает форму открытой враждебности. Все симптомы одинаково важны.
- «Играет героя», особенно когда ему делают замечание.
- Не может удержаться, чтобы не «играть» перед окружающими.
- Склонен прикидываться дурачком.
- Слишком смел (рискует без надобности).
- Заботится о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством. Навязывается другим; им легко управлять.
- Любит быть в центре внимания.
- Играет исключительно (или стремится играть) с детьми старше себя.
- Старается занять ответственный пост, но боится, что не справится.
- Хвастает перед другими детьми.
- Паясничает (строит из себя шута).
- Шумно ведет себя, когда учителя нет в классе.
- Одевается вызывающе (брюки, прическа — мальчики; преувеличенность в одежде, косметика — девочки).
- Со страстью портит общественное имущество.
- Дурацкие выходки в группе.
- Подражает хулиганским проделкам других.
А — недостаток социальной нормативности (асоциальность) Неуверенность в одобрении взрослых, которая выражается в различных формах негативизма. Симптомы 1—5 — отсутствие стараний понравиться взрослым. Безразличие и отсутствие заинтересованности в хороших отношениях с ними. Симптомы 5—9 — у более старших детей они могут указывать на определенную степень независимости. Симптомы 10— 16 — отсутствие щепетильности в мелочах. 16 — считает, что взрослые недружелюбны, вмешиваются, не имея на это права.
- Не заинтересован в учебе.
- Работает в школе только тогда, когда над ним «стоят» или когда его заставляют работать.
- Работает вне школы только тогда, когда его контролируют или заставляют работать.
- Не застенчив, но проявляет безразличие при ответе на вопросы учителя.
- Не застенчив, но никогда не просит помощи.
- Никогда добровольно не берется за работу.
- Не заинтересован в одобрении или неодобрении взрослых.
- Сводит к минимуму контакты с учителем, но нормально общается с другими людьми.
- Избегает учителя, но разговаривает с другими людьми.
- Списывает домашнее задание.
- Берет чужие книги без разрешения.
- Эгоистичен, любит интриги, портит другим детям игры.
- В играх с другими детьми проявляет хитрость и непорядочность.
- «Нечестный игрок» (играет только для личной выгоды, обманывает в играх).
- Не может смотреть прямо в глаза другому.
- Скрытен и недоверчив.
ВД — враждебность по отношению к другим детям Враждебное отношение к другим детям — от ревнивого соперничества до открытой враждебности.
- Мешает другим детям в играх, подсмеивается над ними, любит их пугать.
- Временами очень недоброжелателен по отношению к тем детям, которые не принадлежат к тесному кругу его общения.
- Надоедает другим детям, пристает к ним.
- Ссорится, обижает других детей.
- Пытается своими замечаниями создать определенные трудности у других детей.
- Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям.
- Находится по преимуществу в плохих отношениях с другими детьми.
- Пристает к более слабым детям.
- Другие дети его не любят или даже не терпят.
10. Дерется не соответствующим образом (кусается, царапается и пр.). Н — неугомонность Неугомонность, нетерпеливость, неспособность к работе, требующей усидчивости, концентрации внимания и размышления. Склонность к кратковременным и легким усилиям. Избегание долговременных усилий.
- Очень неряшлив. \
- Отказывается от контактов с другими детьми таким образом, что это для них неприятно.
- Легко примиряется с неудачами в ручном труде.
- В играх совершенно не владеет собой.
- Непунктуален, нестарателен. Часто забывает или теряет карандаши, книги или другие предметы.
- Неровный, безответственный в ручном труде.
- Нестарателен в школьных занятиях.
- Слишком беспокоен, чтобы работать в одиночку.
- В классе не может быть внимателен или длительно на чем-то сосредоточиться.
- Не знает, что с собой поделать. Ни на чем не может остановиться, хотя бы на относительно длительный срок.
- Слишком беспокоен, чтобы запомнить замечания или указания взрослых.
ЭН — эмоциональное напряжение Симптомы 1—5 свидетельствуют об эмоциональной незрелости. 6—7 — о серьезных страхах. 8—10 — говорят о прогулах и непунктуальности.
- Играет игрушками, слишком детскими для его возраста.
- Любит игры, но быстро теряет интерес к ним.
- Слишком инфантилен в речи.
- Слишком незрел, чтобы прислушиваться и следовать указаниям.
- Играет исключительно (преимущественно) с более младшими детьми. I
- Слишком тревожен, чтобы решиться на что-то.
- Другие дети пристают к нему (он является «козлом отпущения»).
- Его часто подозревают в том, что он прогуливает уроки, хотя на самом деле он пытался это сделать раз или два.
- Часто опаздывает.
- Уходит с отдельных уроков.
- Ведет себя в группе (в классе) как посторонний.
НС — невротические симптомы Различные невротические симптомы. Острота их может зависеть от возраста ребенка; они также могут быть последствиями существовавшего прежде нарушения.
- Заикается, запинается. Трудно вытянуть из него слово.
- Говорит беспорядочно.
- Часто моргает.
- Бесцельно двигает руками. Разнообразные тики.
- Грызет ногти.
- Ходит подпрыгивая.
- Сосет палец (старше 10 лет).
С — неблагоприятные условия среды
- Часто отсутствует в школе.
- Не бывает в школе по нескольку дней.
- Родители сознательно лгут, оправдывая отсутствие ребенка в школе.
- Вынужден оставаться дома, чтобы помогать родителям.
- Неряшлив, грязнуля.
- Выглядит так, как будто очень плохо питается.
- Значительно некрасивее других детей.
СР — сексуальное развитие
- Очень раннее развитие, интерес к противоположному полу.
- Задержки полового развития.
- Проявляет извращенные склонности.
УО — умственная отсталость
- Сильно отстает в учебе.
- «Туп» для своего возраста.
- Совершенно не умеет читать.
- Огромные недостатки в знании элементарной математики.
- Другие дети относятся к нему, как к дурачку.
- Попросту глуп.
Б — болезни и органические нарушения
- Неправильное дыхание.
- Частые простуды.
- Частые кровотечения из носа.
- Дышит через рот.
- Склонность к ушным заболеваниям.
- Склонность к кожным заболеваниям.
- Жалуется на частые боли в желудке и тошноту.
- Частые головные боли.
- Склонность чрезмерно бледнеть и краснеть.
- Болезненные, покрасневшие веки.
- Очень холодные руки.
- Косоглазие.
- Плохая координация движений.
- Неестественные позы тела.
Ф — физические недостатки
- Плохое зрение.
- Слабый слух.
- Слишком маленький рост.
- Чрезмерная полнота.
- Другие ненормальные особенности телосложения.
Заполняется Карта по результатам анкеты наблюдений.
КАРТА
Имя, фамилия ______________________________________ Возраст _____ Дата ____________________________________ Класс______________________
|
Нарушения
|
Неприспособленность
|
нд
|
1,2,3,4,5,6,7,8,9, 10, 11
|
12, 13, 14, 15, 16
|
Д
|
1,2,3,4,5,6,7,9, 10
|
8, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19,20
|
У
|
1,2,3,4,5,6,7
|
8,9, 10, 11, 12, 13
|
ТВ
|
1,2,3,4,5,6,7,9, 11, 13, 15
|
8, 10, 12, 14, 16
|
вв
|
1,2,3,4,5,6,7,8,9, 10
|
11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24
|
тд
|
2,3,4,5,6,7,8,9, 10
|
1, 11, 12, 13, 14, 15
|
А
|
1,2,3,4,5,6,8,9,10, 11
|
7, 12, 13, 14, 15, 16
|
н
|
1,3,4,5,6,7,8,9,10,11
|
2
|
вд
|
1,2,3,4,5
|
6, 7, 8, 9, 10
|
эн
|
1,2,3,4,5,9, 10
|
6,7,8, 11, 12
|
НС
|
2,3,4
|
1, 5, 6, 7
|
с
|
1,2,3,4,5,6,7
|
|
СР
|
1,2
|
3
|
УО
|
1,2,3,4,5
|
6,7
|
Б
|
1,2,3,4,5,6,7,8,9, 10,11,12
|
13
|
ф
|
1,2,4,5
|
3
|
|