Тест-опросник на профориентацию. Методика Йовайши: Сфера профессиональных предпочтений учащихся.
Опросник профессиональных склонностей, разработанный Г.В. Резапкиной для профориентации школьников, является модификацией методики Иовайши, и также направлен на выявление склонностей, учащихся к различным сферам профессиональной деятельности: работе с людьми, практической, интеллектуальной, эстетической, планово-экономической или экстремальной. Достоинство методики заключается в применении косвенных вопросов, выявляющих скрытую мотивацию, в отличие от большинства методик, в которых задаются «лобовые», прямолинейные вопросы.
Склонность - это влечение к какому-либо занятию. Для того, чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов утверждений - «а», «б» или «в» - и обведите его в бланке.
После ответа на все утверждения, подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.
1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности, а) общаться с самыми разными людьми; б) снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене и т.д. в) заниматься расчетами; вести документацию.
2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает а) возможность следить за ходом мыслей автора; б) художественная форма, мастерство писателя или режиссера; в) сюжет, действия героев.
3. Меня больше обрадует Нобелевская премия а) за общественную деятельность; б) в области наук; в) в области искусства.
4. Я скорее соглашусь стать а) главным механиком; б) начальником экспедиции; в) главным бухгалтером.
5. Будущее людей определяют а) взаимопонимание между людьми; б) научные открытия; в) развитие производства.
6. Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь а) созданием дружного, сплоченного коллектива; б) разработкой новых технологий обучения; в) работой с документами.
7. На технической выставке меня больше привлечет а) внутреннее устройство экспонатов; б) их практическое применение; в) внешний вид экспонатов (цвет, форма).
8. В людях я ценю, прежде всего а) дружелюбие и отзывчивость; б) смелость и выносливость; в) обязательность и аккуратность.
9. В свободное время мне хотелось бы а) ставить различные опыты, эксперименты; б) писать стихи, сочинять музыку или рисовать; в) тренироваться.
10. В заграничных поездках меня скорее заинтересует а) возможность знакомства с историей и культурой другой страны; б) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи); в) деловое общение.
11. Мне интереснее беседовать о а) человеческих взаимоотношениях; б) новой научной гипотезе; в) технических характеристиках новой модели машины, компьютера.
12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал а) технический; б) музыкальный; в) спортивный.
13. В школе следует обратить особое внимание на а) улучшение взаимопонимания между учителями и учениками; б) поддержание здоровья учащихся, занятия спортом; в) укрепление дисциплины.
14. Я с большим удовольствием смотрю а) научно-популярные фильмы; б) программы о культуре и искусстве; в) спортивные программы.
15. Мне хотелось бы работать а) с детьми или сверстниками; б) с машинами, механизмами; в) с объектами природы.
16. Школа в первую очередь должна а) учить общению с другими людьми; б) давать знания; в) обучать навыкам работы.
17. Главное в жизни а) иметь возможность заниматься творчеством; б) вести здоровый образ жизни; в) тщательно планировать свои дела.
18. Государство должно в первую очередь заботиться о а) защите интересов и прав граждан; б) достижениях в области науки и техники; в) материальном благополучии граждан.
19. Мне больше всего нравятся уроки а) труда; б) физкультуры; в) математики.
20. Мне интереснее было бы а) заниматься сбытом товаров; б) изготавливать изделия; в) планировать производство товаров.
21. Я предпочитаю читать статьи о а) выдающихся ученых и их открытиях; б) интересных изобретениях; в) жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов.
22. Свободное время я люблю а) читать, думать, рассуждать; б) что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями; в) ходить на выставки, концерты.
23. Больший интерес у меня вызовет сообщение о а) научном открытии; б) художественной выставке; в) экономической ситуации.
24. Я предпочту работать а) в помещении, где много людей; б) в необычных условиях; в) в обычном кабинете.
Обработка результатов.
Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки. 10-12 баллов - ярко выраженная профессиональная склонность. 7-9 баллов - склонность к определенному виду деятельности. 4-6 баллов - слабо выраженная профессиональная склонность. 0-3 баллов - профессиональная склонность не выражена. Шесть столбцов - это шесть видов деятельности. Обратите внимание на те виды деятельности, которые набрали большее количество баллов. Совпадает ли ваш выбор профессии с полученными результатами? 1 - склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения. 2 - склонность к исследовательской (интеллектуальной) работе. Профессии, связанные с научной деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью суждений, аналитическим складом ума. Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.
Бланк ответов «Профессиональные склонности»
Класс:
Фамилия
Имя:
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
VI
|
1
|
а
|
|
|
б
|
|
в
|
2
|
|
а
|
|
б
|
в
|
|
3
|
а
|
б
|
|
в
|
|
|
4
|
|
|
а
|
|
б
|
в
|
5
|
а
|
б
|
в
|
|
|
|
6
|
а
|
б
|
|
|
|
в
|
7
|
|
а
|
б
|
в
|
|
|
8
|
а
|
|
|
|
б
|
в
|
9
|
|
а
|
|
б
|
в
|
|
10
|
|
|
|
а
|
б
|
в
|
11
|
а
|
б
|
в
|
|
|
|
12
|
|
|
а
|
б
|
в
|
|
13
|
а
|
|
|
|
б
|
в
|
14
|
|
а
|
|
б
|
в
|
|
15
|
а
|
|
б
|
|
в
|
|
16
|
а
|
|
б
|
|
|
в
|
17
|
|
|
|
а
|
б
|
в
|
18
|
а
|
б
|
в
|
|
|
|
19
|
|
|
а
|
|
б
|
в
|
20
|
а
|
|
б
|
|
|
в
|
21
|
|
а
|
б
|
в
|
|
|
22
|
|
а
|
б
|
в
|
|
|
23
|
|
а
|
|
б
|
|
в
|
24
|
а
|
|
|
|
б
|
в
|
Сумма баллов
|
|
|
|
|
|
|
В другой интерпретации Методика Йовайши
Источник: Долгова В., Гамова Е.М. Профессиональное самоопределение старшеклассников / монография. - М.: ПЕРО, 2021. - 161 с. |