На главную Психодиагностика психолога в школе Проективные тесты исследования личности Проективная методика «Рисунок человека» Карен Маховер
Проективная методика «Рисунок человека» Карен Маховер
Психодиагностика психолога в школе - Проективные тесты исследования личности

Используйте методику «Рисунок человека» во время диагностики будущих первоклассников, чтобы определить их индивидуальные особенности. В статье – как проводить диагностику по методике и интерпретировать результаты.
«Рисунок человека» – проективная методика, которая отражает представления ребенка о себе и его отношение к окружающему миру. Методика поможет оценить уровень развития ребенка, определить его коммуникативные способности, выявить наличие агрессивности и наличие патологий.

Цель: определение особенностей личности, а именно уровня развития:
представлений о себе;
коммуникабельности;
тревожности;
агрессивности;
интеллекта;
выявление особенностей межличностных отношений и адекватность половой идентичности.

Материалы и оборудование: белый лист А4 и простой карандаш (не твёрдый).

Как провести диагностику

Для диагностики вам понадобятся простые карандаши средней твердости (М и 2М), листы формата А4, жесткий ластик на случай, если ребенку необходима коррекция рисунка. Благодаря такому ластику все стертые линии будут различимы, что пригодится при интерпретации результатов.
На индивидуальном занятии предложите школьнику нарисовать человека. Если возникнут уточняющие вопросы, например «Какого человека рисовать?», отвечайте уклончиво: «Любого, которого тебе захочется. Главное, чтобы было понятно, что это человек».
Если рисунок не подходит под требования, попросите взять другой лист бумаги и нарисовать человека еще раз: в полный рост, с головой, туловищем, руками и ногами. Инструкцию повторяйте до тех пор, пока ребенок не нарисует фигуру человека.
Во время диагностики фиксируйте все реплики ребенка, отмечайте особенности поведения и такие манипуляции, как стирание и дополнение. Наблюдайте, как учащийся относится к заданию, выражает ли сопротивление, задает ли дополнительные вопросы. Запишите, просит ли он, чтобы вы дали дальнейшие указания, и какие эмоции проявляет, выполняя задания.
Когда ребенок закончит рисовать, переходите к беседе по рисунку . Попросите его сочинить рассказ по изображению. Помогайте ему вопросами: «Кого ты нарисовал?», «Где он живет, чем занимается?», «Сколько ему лет?», «Есть ли у него друзья и как они проводят время?», «Какое у него сейчас настроение?», «Что вокруг него?», «В каких ситуациях он расстраивается, злится и радуется?», «Он тебе нравится?», «Что больше всего хочет этот человек?», «Если бы он был настоящий, на кого бы он был похож?».

Справка
Тест «Рисунок человека» разработал К. Маховер в 1946 году на основе теста Ф. Гудинаф

Вопросы для беседы:

1. Кто этот человек?
2. Где он живёт?
3. Есть ли у него друзья?
4. Чем он занимается?
5. Добрый он или злой?
6. На кого он смотрит?
7. Кто смотрит на него?


Если эмоциональное состояние нарисованного человека и другие важные моменты не будут понятны по рисунку, взрослый выясняет их, задавая соответствующие вопросы ребёнку
В процессе разговора взрослый может прояснить для себя некоторые непонятные детали рисунка, уточнить сомнительные элементы. Также стоит спросить ребёнка, как он сам оценивает своё произведение, какие штрихи получились лучше.

Как анализировать рисунок

Интерпретировать рисунок помогут бланк для тестирования и символические значения фигуры человека. Во время диагностики опирайтесь на целостный личностный анализ. Не делайте поспешных заключений. Переживания ребенка могут сменяться в зависимости от ситуации. Не ставьте диагноз на основе единичного знака. Обращайте внимание на контекст беседы, на позитивные и негативные аспекты.
Для рисунков детей семилетнего возраста характерно сочетание схематического и пластического изображение частей тела (плавный переход от одного к другому). Примерно с 10 лет пластические элементы начинают преобладать над схематическими. Начиная со старшего подросткового возраста в рисунке человека появляются признаки половой принадлежности фигуры: мускулистые, широкие плечи у мужчин, округлые, плавные формы у женщин.

Интерпретация полученного рисунка человека и проведённой беседы

Оценка работы испытуемого ведётся по целому ряду критериев. Основная практическая задача - начисление баллов. Экспериментатор, глядя на рисунок, должен отметить наличие или отсутствие следующих деталей:


1.У человека нарисована голова.
2.У него две ноги.
3.Две руки.
4.Туловище достаточно отделено от головы.
5.Длина и ширина туловища пропорциональны.
6.Плечи хорошо прорисованы.
7.Руки и ноги соединены с туловищем правильно.
8.Места соединения рук и ног с туловищем ясно выделены.
9.Шея ясно просматривается.
10.Длина шеи пропорциональна размерам тела и головы.
11.У человека нарисованы глаза.
12.У него нарисован нос.
13. Нос и рот имеют нормальные размеры.
14. Видны ноздри.
15.Нарисованы волосы.
16. Волосы прорисованы хорошо,
17. Волосы равномерно покрывают голову.
18.Человек нарисован в одежде.
19. По крайней мере, нарисованы основные части одежды (брюки и
пиджак/рубашка).
20. Вся одежда, изображённая помимо указанной выше, хорошо прорисована.
21. Одежда не содержит абсурдных и неуместных элементов.
22. На руках изображены пальцы.
23. На каждой руке пять пальцев.
24. Пальцы достаточно пропорциональны и не слишком растопырены.
25. Большой палец достаточно хорошо выделен.
26. Хорошо прорисованы запястья путём сужения и последующего расширения предплечья в области кисти.
27. Прорисован локтевой сустав.
28.Прорисован коленный сустав.
29.Голова имеет нормальные пропорции по отношению к телу.
30. Руки имеют такую же длину, что и туловище, или длиннее, но не более чем
в два раза.
31.Длина стоп равна примерно 1/3 длины ног.
32. Длина ног равна примерно длине туловища или длиннее, но не более чем вдвое.
33. Длина и ширина конечностей пропорциональны.
34. На ногах можно различить пятки.
35. Форма головы правильная.
36.Форма тела в целом правильная.
37.Очертания конечностей переданы точно.
38.Грубые ошибки в передаче остальных частей отсутствуют.
39.Уши хорошо различимы.
40. Уши находятся на своём месте и имеют нормальные размеры.
41.На лице прорисованы ресницы и брови.
42.Зрачки расположены правильно.
43. Глаза пропорциональны размерам лица.
44. Человек смотрит прямо перед собой, глаза не скошены в сторону. 45.Чётко различимы лоб и подбородок.
46. Подбородок отделён от нижней губы.

За каждое соответствие вышеуказанным 46 пунктам рисунок получает 1 балл.


В итоге экспериментатор может составить общее впечатление об уровне развития испытуемого.

Возрастные нормы: 5 лет - 10 баллов; 6 лет - 14 баллов; 7 лет - 18 баллов; 8 лет - 22 балла; 9 лет - 26 баллов; 10 лет - 30 баллов; 11 лет - 34 балла; 12 лет - 38 баллов; 13 лет - 42 балла; 14 лет - больше 42 баллов.

Также 1 баллом оценивается каждая уместная дополнительная деталь: зонт; портфель или рюкзак; ролики и так далее.
За уместные дополнительные детали также начисляются баллы
Чем выше оценка в сравнении с возрастной нормой, тем выше интеллект ребёнка.

Моменты, которые должны насторожить в первую очередь
Рисунок человека может свидетельствовать об определённых проблемах в психике испытуемого, если: глаза расположены в разных проекциях (анфас и профиль); отсутствует нос или обозначен в виде точки, чёрточки; рот символизирует горизонтальная черта; не нарисовано туловище; отсутствуют руки или пальцы; кисти рук представлены в виде рукавиц; не обозначены ступни; фигура без признаков пола; не нарисована одежда; нарушены пропорции тела. Это список грубых ошибок, каждая из которых считается признаком психического расстройства у ребёнка. Такая трактовка основывается на том, что изображённая фигура является образом собственного тела «художника», которое воспринимает разного рода раздражители внешнего мира. Испытуемый символически отображает то, что вызывает у него беспокойство. И чем больше подобных нарушений, тем серьёзнее проблемы у ребёнка.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.