Авторы: М.М. Кашапов, А,В. Лейбина. Данная методика причисляется нами к конструкторской-проективной. По результатам методики фиксируется ряд показателей. Показатель оригинальности (О), который определяется как отношение суммы индексов оригинальности каждой идеи, данной испытуемым, к общему количеству идей, высчитывался по формуле:
0 = Σ Z1/X * 10. Индекс оригинальности каждого ответа равен 1 / частота встречаемости конкретного ответа по всей выборке: Zi = 1 /r где Zi — индекс оригинальности каждого ответа; г — частота встречаемости конкретного ответа; X— общее количество идей. Оригинальность предложенных идей Если предложенная идея не встречается ни в атласе, ни в выборке, такой ответ признается уникальным и его индекс — 1,0. Индексы оригинальности, полученные по нашей выборке, указаны в следующей табл. 10П.
Таблица 10П
Предмет
|
Идея
|
Индекс оригинальности
|
1. Пластиковая
|
Погремушка
|
0,42
|
бутылка
|
Человек
|
0,62
|
|
Здание
|
0,58
|
|
Указатель
|
0,84
|
|
Ловушка для шариков (обрезанная бутылка)
|
0,32
|
|
Ваза (обрезанная бутылка)
|
0,1
|
|
Фонарик (гирлянда)
|
0,15
|
|
Вагон поезда
|
0,89
|
|
Лифт
|
0,87
|
|
Скворечник
|
0,43
|
|
Помещение
|
0,69
|
|
Вышка
|
0,85
|
|
Тара
|
0,22
|
2. Кубики и брусочки
|
Основа для классификации
|
0,13
|
|
Люди
|
0,72
|
|
Дом
|
0,23
|
|
Животные
|
0,84
|
|
Сказочные персонажи
|
0,65
|
|
Вагон
|
0,18
|
|
Кузов
|
0,2
|
|
Ограда
|
0,16
|
|
Держатель для бумаги
|
0,63
|
|
Игральные кости
|
0,74
|
|
Грани для изучения букв
|
0,23
|
|
Для погремушки
|
0,4
|
|
Мебель
|
0,57
|
|
Лестница
|
0,42
|
3. Старые фломастеры
|
Счетные палочки
|
0,1
|
|
Рельсы
|
0,72
|
|
Зонирование
|
0,44
|
|
Палочки для флажков
|
0,28
|
|
Для классификации (цвет)
|
0,13
|
|
Наполнители для погремушки
|
0,83
|
|
Лестница
|
0,83
|
|
Бусинки
|
0,72
|
|
Рамка для фотографий
|
0,83
|
4. Кусок обоев
|
Основа (пол или ограничение игры)
|
0,31
|
|
Вертикальная основа (плакат)
|
0,21
|
|
Основа для аппликации
|
0,13
|
|
Дополнительные листы бумаги
|
0,1
|
|
Листы для оригами
|
0,21
|
|
Листы для рисования
|
0,1
|
Скатерть
|
0,23
|
Расстриженные кусочки для «салюта»
|
0,42
|
Для вырезания плотных форм
|
0,36
|
Заделывание дыр
|
0,12
|
Колпак (кокошник)
|
0,54
|
Маска
|
0,23
|
Календарь
|
0,45
|
Книжки для кукол
|
0,54
|
Абажур
|
0,49
|
Цветы
|
0,38
|
Рамка для фотографий
|
0,32
|
5. Кусочки разноцветной бумаги
|
«Салют»
|
0,44
|
Оформление других идей методики
|
0,1
|
«Маркеры» (цветовое обозначение различных предметов)
|
0,54
|
Стрелки, указатели
|
0,34
|
Для изготовления аппликации
|
0,1
|
Набор для изучения цветов
|
0,13
|
Заклеивание дыр
|
0,11
|
Денежки
|
0,79
|
Конфеты
|
0,81
|
Ноготки (клеить на пальчики)
|
0,76
|
6. Газета
|
Основа (вертикальная) для наклеек
|
0,18
|
Основа (горизонтальная)
|
0,21
|
Вырезанные буквы
|
0,43
|
Игра «шпионы» (для зачеркивания заданных букв)
|
0,58
|
Шарик для игры (мячик)
|
0,90
|
|
Обучение основам деления (разрывать газету на части при детях)
|
0,34
|
Разрезанная газета для «салюта»
|
0,34
|
Ритуал вымещения гнева
|
0,21
|
Формы для вырезания
|
0,12
|
Папье-маше
|
0,19
|
Маска
|
0,13
|
Материал для оригами
|
0,16
|
Шляпа
|
0,17
|
Деньги
|
0,65
|
Книжки для кукол
|
0,54
|
Ответы, оригинальность которых равняется нулю: — отдам детям (родителям, коллегам), пусть придумают, может, кому-то пригодится; — выброшу; — спрошу у методиста или коллеги, что можно придумать с этими предметами; — прочитаю книгу или журнал про поделки, и тогда что-нибудь придумаю. Показатель беглости (Б), который определяется как количество идей, предложенных в заданный промежуток времени, вычисляется по формуле: Б =X/Nmin * 10, где X — общее количество идей; Nmin — количество минут, отведенных для изготовления продукта. Показатель сложности идей (С) в некоторой степени соотносится с беглостью и отражает, сколько идей придумано из всего объема предложенных объектов. Высчитывался по формуле: С = n/Nоб * 10, где n — количество использованных при выполнении задания предметов, Nоб — количество предложенных для работы объектов (в случае использования указанных материалов Nоб = 26). Показатель гибкости (Г), рассматривается как разнообразие идей по отношению к их количеству и вычислялся по формуле: Г = Хо / Гai * 10, где Гai — количество видов идей, Хо — количество видов идей, предложенных испытуемым. В ходе нашего исследования были предложены следующие виды идей (типы конструкций): декорации (элементы декора); вспомогательный материал; одежда; мебель; игрушки; методический материал; синтетический материал (объединяющий в себе несколько функций) В разработке методики принимали участие 152 воспитателя дошкольных образовательных организаций. Надежность: сравнивались итоговые баллы, набранные по методике исходя из сохранения ранговых мест среди испытуемых в выборке.
Коэффициенты ретестовой надежности методики «Простые предметы» (ранговая корреляция Спирмена)
Коэффициент надежности рассматривался как коэффициент корреляции между результатами первого и второго тестирования, высчитывался с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена (табл. 11П).
Оригинальность (О)
|
Гибкость (Г)
|
Беглость (Б)
|
Сложность (С)
|
Итоговые баллы по методике
|
R = 0,621*
|
R = 0,577*
|
R = 0,513*
|
R = 0,649*
|
R = 0,874*
|
* Значимость на уровне Р < 0,05; ** значимость на уровне Р < 0,01
Валидность
При сопоставлении результатов методик Е.П. Торренса и С. Медник и «Простые предметы» (с помощью коэффициента ранговой корреляции Сирмена) коэффициент корреляции R = 0,66 на уровне значимости (Р < 0,01). Коэффициент ранговой корреляции Спирмена при сопоставлении методик С. Медник и методики «Простые предметы» R = 0,4 на уровне значимости (Р > 0,01). Перевод сырых баллов в стены: 37—40 — максимально высокий уровень творческого педагогического мышления; 34—36—9; 28— 33-8; 25-27-7; 21-24-6; 18-20-5; 14-17-4; 11-13-3; 5-10-2; 0—5 — минимальный уровень творческого педагогического мышления.
Инструкция
Перед вами ряд обычных предметов, но воспитатели способны любым простым предметам найти оригинальное предназначение. Вам предлагается придумать им применение в группе детского сада, например, изготовить игрушку, украшение или пособие и т.п. Конечно, есть такой вариант, что с предложенным набором делать совершенно нечего, и все ваши усилия придумать хоть что-то полезное увенчаются неудачей, но постарайтесь, пожалуйста, создать из предложенных вещей что-то максимально новое, оригинальное, интересное, что понравилось бы детям, а может и взрослым. Набор предметов включает в себя: пластиковая бутылка, набор из 10 кубиков и 5 брусочков, 5 старых фломастеров, кусок обоев 1 м • 1 м, набор кусочков цветной бумаги, 3 листа старой газеты. Дополнительный набор, который используется в помощь к изготовлению поделок и не используется в изделии: ножницы, клей, скотч, 3 листа А4, набор фломастеров. Время выполнения задания: от 5 до 30 мин. Рекомендуемое ограничение: 15 мин. По окончании выполнения воспитателям необходимо рассказать о том, что они изготовили (с целью категоризации продукта). |