На главную Психодиагностика психолога в школе Проективные тесты исследования личности Методика диагностики творческого педагогического мышления «Простые предметы»
Методика диагностики творческого педагогического мышления «Простые предметы»
Психодиагностика психолога в школе - Проективные тесты исследования личности

Авторы: М.М. Кашапов, А,В. Лейбина.
Данная методика причисляется нами к конструкторской-проективной. По результатам методики фиксируется ряд показателей.
Показатель оригинальности (О), который определяется как отношение суммы индексов оригинальности каждой идеи, данной испытуемым, к общему количеству идей, высчитывался по формуле:


0 = Σ Z1/X * 10.
Индекс оригинальности каждого ответа равен 1 / частота встречаемости конкретного ответа по всей выборке:
Zi = 1 /r
где Zi — индекс оригинальности каждого ответа; г — частота встречаемости конкретного ответа; X— общее количество идей.
Оригинальность предложенных идей
Если предложенная идея не встречается ни в атласе, ни в выборке, такой ответ признается уникальным и его индекс — 1,0. Индексы оригинальности, полученные по нашей выборке, указаны в следующей табл. 10П.

Таблица 10П

Предмет

Идея

Индекс оригинальности

1. Пластиковая

Погремушка

0,42

бутылка

Человек

0,62

 

Здание

0,58

 

Указатель

0,84

 

Ловушка для шариков (обрезанная бутылка)

0,32

 

Ваза (обрезанная бутылка)

0,1

 

Фонарик (гирлянда)

0,15

 

Вагон поезда

0,89

 

Лифт

0,87

 

Скворечник

0,43

 

Помещение

0,69

 

Вышка

0,85

 

Тара

0,22

2. Кубики и брусочки

Основа для классификации

0,13

 

Люди

0,72

 

Дом

0,23

 

Животные

0,84

 

Сказочные персонажи

0,65

 

Вагон

0,18

 

Кузов

0,2

 

Ограда

0,16

 

Держатель для бумаги

0,63

 

Игральные кости

0,74

 

Грани для изучения букв

0,23

 

Для погремушки

0,4

 

Мебель

0,57

 

Лестница

0,42

3. Старые фломастеры

Счетные палочки

0,1

 

Рельсы

0,72

 

Зонирование

0,44

 

Палочки для флажков

0,28

 

Для классификации (цвет)

0,13

 

Наполнители для погремушки

0,83

 

Лестница

0,83

 

Бусинки

0,72

 

Рамка для фотографий

0,83

4. Кусок обоев

Основа (пол или ограничение игры)

0,31

 

Вертикальная основа (плакат)

0,21

 

Основа для аппликации

0,13

 

Дополнительные листы бумаги

0,1

 

Листы для оригами

0,21

 

Листы для рисования

0,1

Скатерть

0,23

Расстриженные кусочки для
«салюта»

0,42

Для вырезания плотных форм

0,36

Заделывание дыр

0,12

Колпак (кокошник)

0,54

Маска

0,23

Календарь

0,45

Книжки для кукол

0,54

Абажур

0,49

Цветы

0,38

Рамка для фотографий

0,32

5. Кусочки разноцветной бумаги

«Салют»

0,44

Оформление других идей методики

0,1

«Маркеры» (цветовое обозначение различных предметов)

0,54

Стрелки, указатели

0,34

Для изготовления аппликации

0,1

Набор для изучения цветов

0,13

Заклеивание дыр

0,11

Денежки

0,79

Конфеты

0,81

Ноготки (клеить на пальчики)

0,76

6. Газета

Основа (вертикальная) для наклеек

0,18

Основа (горизонтальная)

0,21

Вырезанные буквы

0,43

Игра «шпионы» (для зачеркивания заданных букв)

0,58

Шарик для игры (мячик)

0,90

 

Обучение основам деления (разрывать газету на части при детях)

0,34

Разрезанная газета для «салюта»

0,34

Ритуал вымещения гнева

0,21

Формы для вырезания

0,12

Папье-маше

0,19

Маска

0,13

Материал для оригами

0,16

Шляпа

0,17

Деньги

0,65

Книжки для кукол

0,54

Ответы, оригинальность которых равняется нулю:
— отдам детям (родителям, коллегам), пусть придумают, может, кому-то пригодится;
— выброшу;
— спрошу у методиста или коллеги, что можно придумать с этими предметами;
— прочитаю книгу или журнал про поделки, и тогда что-нибудь придумаю.
Показатель беглости (Б), который определяется как количество идей, предложенных в заданный промежуток времени, вычисляется по формуле:
Б =X/Nmin * 10,
где X — общее количество идей; Nmin — количество минут, отведенных для изготовления продукта.
Показатель сложности идей (С) в некоторой степени соотносится с беглостью и отражает, сколько идей придумано из всего объема предложенных объектов. Высчитывался по формуле:
С = n/Nоб * 10,
где n — количество использованных при выполнении задания предметов, Nоб — количество предложенных для работы объектов (в случае использования указанных материалов Nоб = 26). 
Показатель гибкости (Г), рассматривается как разнообразие идей по отношению к их количеству и вычислялся по формуле:
Г = Хо / Гai * 10,
где Гai — количество видов идей, Хо — количество видов идей, предложенных испытуемым.
В ходе нашего исследования были предложены следующие виды идей (типы конструкций): декорации (элементы декора); вспомогательный материал; одежда; мебель; игрушки; методический материал; синтетический материал (объединяющий в себе несколько функций)
В разработке методики принимали участие 152 воспитателя дошкольных образовательных организаций.
Надежность: сравнивались итоговые баллы, набранные по методике исходя из сохранения ранговых мест среди испытуемых в выборке.

Коэффициенты ретестовой надежности методики «Простые предметы» (ранговая корреляция Спирмена)

Коэффициент надежности рассматривался как коэффициент корреляции между результатами первого и второго тестирования, высчитывался с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена (табл. 11П).

Оригинальность (О)

Гибкость (Г)

Беглость (Б)

Сложность (С)

Итоговые баллы по методике

R = 0,621*

R = 0,577*

R = 0,513*

R = 0,649*

R = 0,874*

* Значимость на уровне Р < 0,05; ** значимость на уровне Р < 0,01

Валидность

При сопоставлении результатов методик Е.П. Торренса и С. Медник и «Простые предметы» (с помощью коэффициента ранговой корреляции Сирмена) коэффициент корреляции R = 0,66 на уровне значимости (Р < 0,01).
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена при сопоставлении методик С. Медник и методики «Простые предметы» R = 0,4 на уровне значимости (Р > 0,01).
Перевод сырых баллов в стены: 37—40 — максимально высокий уровень творческого педагогического мышления; 34—36—9; 28— 33-8; 25-27-7; 21-24-6; 18-20-5; 14-17-4; 11-13-3; 5-10-2; 0—5 — минимальный уровень творческого педагогического мышления.

Инструкция

Перед вами ряд обычных предметов, но воспитатели способны любым простым предметам найти оригинальное предназначение. Вам предлагается придумать им применение в группе детского сада, например, изготовить игрушку, украшение или пособие и т.п. Конечно, есть такой вариант, что с предложенным набором делать совершенно нечего, и все ваши усилия придумать хоть что-то полезное увенчаются неудачей, но постарайтесь, пожалуйста, создать из предложенных вещей что-то максимально новое, оригинальное, интересное, что понравилось бы детям, а может и взрослым.
Набор предметов включает в себя: пластиковая бутылка, набор из 10 кубиков и 5 брусочков, 5 старых фломастеров, кусок обоев 1 м • 1 м, набор кусочков цветной бумаги, 3 листа старой газеты.
Дополнительный набор, который используется в помощь к изготовлению поделок и не используется в изделии: ножницы, клей, скотч, 3 листа А4, набор фломастеров.
Время выполнения задания: от 5 до 30 мин. Рекомендуемое ограничение: 15 мин. По окончании выполнения воспитателям необходимо рассказать о том, что они изготовили (с целью категоризации продукта).

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.