На главную Психодиагностика психолога в школе Проективные тесты исследования личности Методика исследования эмоционального состояния посредством цветового выбора
Методика исследования эмоционального состояния посредством цветового выбора
Психодиагностика психолога в школе - Проективные тесты исследования личности

Автор: по Э. Т. Дорофеевой.
Цель: оценка эмоционального состояния.
Известно, что в зависимости от эмоционального состояния человека происходят специфические изменения цветовой чувствительности глаза. В исследовании Л. А. Шварц была показана связь положительных эмоций с увеличением чувствительности глаза к красно-жёлтой части цветового спектра и отрицательных эмоций с повышением чувствительности к сине-зелёной части. Более сложные отношения между знаком эмоции и цветовой чувствительностью глаза были установлены в работах М. Э. Бразман и соавт. И Э. Т. Дорофеевой. По их данным, каждому эмоциональному состоянию соответствует вполне определённое изменение чувствительности глаза к трём основным цветам спектра: красному, зелёному и синему.


В отношении выбора цвета детьми в условиях эмоциогенных ситуаций среди различных авторов нет единого мнения. Так, по данным Альтшулер и Хатвич, в условиях фрустрации испытуемые используют для рисования преимущественно красный и жёлтый цвета. Гезелл и соавт. Установили, что в зависимости от плохого или хорошего настроения ребёнок выбирает соответственно чёрный либо красный карандаш.
Стимульный материал: три карточки разного цвета (красная, синяя, зелёная) размером 7/7 см.


Ход обследования: выявляется изменение чувствительности по трём основным цветам, что связано с изменением эмоционального состояния. Процедура повторяется три раза. При первом предъявлении ребёнку говорят: «Посмотри внимательно. Перед тобой лежат три карточки разного цвета — красная, синяя и зелёная. Выбери из них ту, которая тебе больше нравится». Когда выбор сделан, ребёнка спрашивают: «А теперь какую ты выберешь по цвету?». Третья, последняя карточка, также фиксируется в протоколе. При втором и третьем предъявлении инструкция не изменяется: «Выбери из трёх предложенных тебе карточек ту, которая тебе больше всего нравится по цвету. А из этих двух оставшихся какая больше нравится?»


По результатам обследования заполняется протокол на каждого ребёнка.


Обработка данных. Оценка эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности.

Л*
п п

Порядок
расположения
цветов

Название
эмоционального
состояния

Характеристика эмоционального состояния

1

к-з-с

Активные аффекты Состояние аффективного возбуждения (АВ)

Диапазон изменений от переживания, чувства нетерпения, возмущения до состояния гнева. )фости В клинике у психически больных (дисфория)

2

к-з-с

Переживание состояния функционального возбуждения (ФВ)

Эмоции, связанные с удовлетворением потребности Диапазон - от переживания чувства удовлетворотя до восторга Доминирование положительных эмоций

3

 

з-к-с

Состояние функциональной расслабленности (ФР)

Отсутствие выраженных переживаний Оценивается человеком как спокойное состояние, устойчивое, самое оптимальное для реализации человеческих отношений, контактов, различных видов деятельности, где не требуется напряжения

4

з-с-к

Состояние функциональной напряженности, настороженности (ФН).

Ориентировочные реакции характеризуются повышением внимания, активностью, встречаются в тех ситуациях, где требуется проявление подобных качеств Оптимальный вариант функциональной системы

5

с-з-к

Состояние функционального торможения (ФТ)

Неудовлетворение потребностей (печаль, тоскливость, напряженность) от состояния грусти до подавленности, от озабоченности до тревоги Полярно ФВ Доминирование отрицательных эмоций Перенапряжение всех систем организма

6

с-к-з

Состояние аффективного торможения (АТ).

Встречается в основном в клинике при глубоких экзогенных депрессиях Диапазон от состояния растерянности, психического дискомфорта до страха Полярно АВ Доминирование сильных отрицательных эмоций

 

Соответствие эмоционального состояния типу сдвига цветовой чувствительности.

Сдвиги
цветов

Названия сдвигов

Характеристика эмоций

К-С-3
К-З-С

Аффективное возбуждение (АВ). Функциональное возбуждение (ФВ).

Положительные эмоциональные состояния (+)

3-К-С
3 - с - к

Функннонатьная расслабленность (ФР). Функциональная напряжённость, насторожённость (ФН).

Нейтральные эмоциональные состояния (♦)

с-з-к
с-к-з

Функциональное торможение (ФТ). Аффективное торможение (АТ).

Отрицательные эмоциональные состояния (-)



Индивидуальный протокол
Фамилия, имя ребёнка:
Возраст
Учреждение
Дата заполнения

Номер пробы

Основной
цветовой
сдвиг

Устойчивость

Лабильность

 

 

 

Порядок
расположения
цветов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(выбор осуществляется 3 раза, указывается в параметре «основной цветовой сдвиг» — изменение последующих выборов 2-го и 3-го с акцентом на другой цвет относительно выбранного в первом срезе; параметр «устойчивость» — выбор цвета не меняется; параметр «лабильность» — меняется выбор цвета каждый раз. Отметка ставится «галочкой» с пояснениями.)

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.