Автор: по Э. Т. Дорофеевой. Цель: оценка эмоционального состояния. Известно, что в зависимости от эмоционального состояния человека происходят специфические изменения цветовой чувствительности глаза. В исследовании Л. А. Шварц была показана связь положительных эмоций с увеличением чувствительности глаза к красно-жёлтой части цветового спектра и отрицательных эмоций с повышением чувствительности к сине-зелёной части. Более сложные отношения между знаком эмоции и цветовой чувствительностью глаза были установлены в работах М. Э. Бразман и соавт. И Э. Т. Дорофеевой. По их данным, каждому эмоциональному состоянию соответствует вполне определённое изменение чувствительности глаза к трём основным цветам спектра: красному, зелёному и синему.
В отношении выбора цвета детьми в условиях эмоциогенных ситуаций среди различных авторов нет единого мнения. Так, по данным Альтшулер и Хатвич, в условиях фрустрации испытуемые используют для рисования преимущественно красный и жёлтый цвета. Гезелл и соавт. Установили, что в зависимости от плохого или хорошего настроения ребёнок выбирает соответственно чёрный либо красный карандаш. Стимульный материал: три карточки разного цвета (красная, синяя, зелёная) размером 7/7 см.
Ход обследования: выявляется изменение чувствительности по трём основным цветам, что связано с изменением эмоционального состояния. Процедура повторяется три раза. При первом предъявлении ребёнку говорят: «Посмотри внимательно. Перед тобой лежат три карточки разного цвета — красная, синяя и зелёная. Выбери из них ту, которая тебе больше нравится». Когда выбор сделан, ребёнка спрашивают: «А теперь какую ты выберешь по цвету?». Третья, последняя карточка, также фиксируется в протоколе. При втором и третьем предъявлении инструкция не изменяется: «Выбери из трёх предложенных тебе карточек ту, которая тебе больше всего нравится по цвету. А из этих двух оставшихся какая больше нравится?»
По результатам обследования заполняется протокол на каждого ребёнка.
Обработка данных. Оценка эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности.
Л* п п
|
Порядок расположения цветов
|
Название эмоционального состояния
|
Характеристика эмоционального состояния
|
1
|
к-з-с
|
Активные аффекты Состояние аффективного возбуждения (АВ)
|
Диапазон изменений от переживания, чувства нетерпения, возмущения до состояния гнева. )фости В клинике у психически больных (дисфория)
|
2
|
к-з-с
|
Переживание состояния функционального возбуждения (ФВ)
|
Эмоции, связанные с удовлетворением потребности Диапазон - от переживания чувства удовлетворотя до восторга Доминирование положительных эмоций
|
3
|
з-к-с
|
Состояние функциональной расслабленности (ФР)
|
Отсутствие выраженных переживаний Оценивается человеком как спокойное состояние, устойчивое, самое оптимальное для реализации человеческих отношений, контактов, различных видов деятельности, где не требуется напряжения
|
4
|
з-с-к
|
Состояние функциональной напряженности, настороженности (ФН).
|
Ориентировочные реакции характеризуются повышением внимания, активностью, встречаются в тех ситуациях, где требуется проявление подобных качеств Оптимальный вариант функциональной системы
|
5
|
с-з-к
|
Состояние функционального торможения (ФТ)
|
Неудовлетворение потребностей (печаль, тоскливость, напряженность) от состояния грусти до подавленности, от озабоченности до тревоги Полярно ФВ Доминирование отрицательных эмоций Перенапряжение всех систем организма
|
6
|
с-к-з
|
Состояние аффективного торможения (АТ).
|
Встречается в основном в клинике при глубоких экзогенных депрессиях Диапазон от состояния растерянности, психического дискомфорта до страха Полярно АВ Доминирование сильных отрицательных эмоций
|
Соответствие эмоционального состояния типу сдвига цветовой чувствительности.
Сдвиги цветов
|
Названия сдвигов
|
Характеристика эмоций
|
К-С-3 К-З-С
|
Аффективное возбуждение (АВ). Функциональное возбуждение (ФВ).
|
Положительные эмоциональные состояния (+)
|
3-К-С 3 - с - к
|
Функннонатьная расслабленность (ФР). Функциональная напряжённость, насторожённость (ФН).
|
Нейтральные эмоциональные состояния (♦)
|
с-з-к с-к-з
|
Функциональное торможение (ФТ). Аффективное торможение (АТ).
|
Отрицательные эмоциональные состояния (-)
|
Индивидуальный протокол Фамилия, имя ребёнка: Возраст Учреждение Дата заполнения
Номер пробы
|
Основной цветовой сдвиг
|
Устойчивость
|
Лабильность
|
|
|
|
Порядок расположения цветов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(выбор осуществляется 3 раза, указывается в параметре «основной цветовой сдвиг» — изменение последующих выборов 2-го и 3-го с акцентом на другой цвет относительно выбранного в первом срезе; параметр «устойчивость» — выбор цвета не меняется; параметр «лабильность» — меняется выбор цвета каждый раз. Отметка ставится «галочкой» с пояснениями.) |