Автор: В. В. Либин
Цель: исследование индивидуально-типологических различий.
Индивидуальное тестирование является наиболее эффективным способом предъявления стимульного материала теста.
Подготовка к исследованию: 1. Приготовьте шариковую авторучку предпочтительно чёрного цвета или простой карандаш средней мягкости. 2. Возьмите стандартный лист бумаги формата А4 и сложите его вчетверо. 3. Каждое из полученных для рисования четырёх полей пронумеруйте в правом верхнем углу. 4. Для рисунка №5 можно воспользоваться одним из четырёх полей на оборотной стороне листа. 5. Вместо стандартного листа бумаги формата А4 можно также использовать пять отдельных листов бумаги размером 10 х 10 см, пронумерованных в правом верхнем углу. 6. Откройте первую четверть листа с №1 для выполнения первого рисунка. Условия проведения теста: 1. Надёжность данных: В целях получения надёжных результатов каждый новый рисунок должен быть выполнен без попытки вспомнить или посмотреть на предыдущие изображения. По завершении каждой инструкции открывается следующая четверть листа таким образом, чтобы предыдущий рисунок был закрыт. Если используются пять листов бумаги, то после выполнения каждого задания предыдущий лист следует отложить в сторону изображением вниз. 2. Последовательность процедуры тестирования: А) Предъявление общей инструкции — «Вам предлагается пройти несложную процедуру тестирования с помощью теста „Конструктивный рисунок человека из геометрических форм. Вся процедура тестирования займёт всего несколько минут. В ходе тестирования необходимо нарисовать фигуру человека, используя треугольники, круги и квадраты». После выполнения первого рисунка тестируемого просят указать свои данные: 1. ФАМИЛИЮ и ИМЯ 2. ДАТУ РОЖДЕНИЯ (число, месяц и год) 3. ДАТУ ТЕСТИРОВАНИЯ (число, месяц и год) Личные данные лучше всего приводить внизу листа под рисунком.
 |
В ходе тестирования испытуемые могут задавать вопросы. Несколько примеров ответов приведено ниже. Основное условие ответов — дать человеку возможность выполнить рисунок самостоятельно, по своему желанию. С этой целью следует избегать наводящих ответов или невольно создавать у тестируемого ту или иную установку. Ответы психолога на вопросы испытуемого: Вопрос тестируемого: А если я не могу рисовать? Ответ: Тест не требует особых художественных способностей. Рисуйте так, как сможете. Вопрос тестируемого: Можно мне немного подумать? Ответ: Лучше рисовать без особых раздумий. Как получится, так и получится. Рука сама будет вас вести за собой. Вопрос тестируемого: Какого именно человека нужно рисовать? Ответ: Вы можете рисовать любого человека по своему усмотрению. Вопрос тестируемого: Допускается ли изменение размера форм? Ответ: Изменение размера форм допускается. В) Последовательность предъявления инструкций — Последовательное предъявление инструкций теста возможно как в устной, так и в письменной форме. В обоих случаях предлагается воспользоваться стандартной инструкцией проведения теста. Г) Манера выполнения теста — у каждого человека может быть своя личная манера выполнения теста. Участник исследования в процессе выполнения задания теста может закрывать рисунок рукой, отворачиваться от инструктора, закрывать рисунок собой, смеяться. Любая индивидуальная манера выполнения теста является приемлемой. Тем не менее, в протоколе теста особенности рисования необходимо отметить, сделав соответствующую заметку в графе «Манера выполнения заданий теста». В каждом рисунке проверьте соблюдение инструкции, подсчитав количество элементов и удостоверившись в наличии каждого из них. Если при подсчёте количества использованных геометрических форм обнаружится, что в рисунках 1, 2, 3 или 5 было использовано неверное количество элементов, то необходимо попросить тестируемого собственноручно внести в каждый рисунок соответствующие исправления.
Количество исправлений: • Если количество элементов больше десяти, одной линией аккуратно зачеркните лишние, по своему усмотрению, части фигуры человека, чтобы общая сумма оставшихся элементов равнялась десяти. • Если использованных элементов оказалось меньше десяти, дорисуйте недостающие элементы фигуры, увеличив общее количество геометрических форм в каждом рисунке до десяти. • Если при проверке использованных форм обнаружится, что в рисунках не был использован один из элементов, то необходимо внести в каждый рисунок соответствующие исправления. Для этого попросите испытуемого по своему усмотрению: а) одной линией зачеркнуть любую часть изображения человека и дорисовать недостающую геометрическую форму, б) аккуратно изменить какую-либо часть изображения на недостающую форму. После внесения изменений сделайте соответствующую исправлению запись на поле рядом с рисунком или в протоколе тестирования. Производить изменения по ходу изображения фигуры человека в случае, когда все три элемента в рисунке присутствуют, нежелательно. Изменения допускаются лишь в исключительных случаях, когда испытуемый категорически на них настаивает. При этом все спонтанные высказывания, комментарии и исправления фиксируются в регистрационном листе тестирования.
Обработка данных осуществляется отдельно по каждому рисунку в следующем порядке: 1. Отдельно по каждому рисунку подсчитайте количество использованных треугольников, кругов и квадратов. 2. Запишите формулу рисунка в виде трёхзначных цифр рядом с каждым изображением. 3. С целью дальнейшего анализа изображения сохраняйте все сделанные испытуемым исправления, зачёркивания и добавления. Перерисовывание изображения нежелательно. 4. После исправлений сделайте заметку о том, что именно было изменено. В протоколе тестирования также отмечается последовательность выполнения рисунка и манера рисования. Помимо протоколирования манеры рисования и последовательности выполнения изображения фигуры человека ведётся запись трактовок сделанного рисунка испытуемым (- Какой-то человек получился у меня нескладный..— Мне больше всего понравился последний рисунок!).
Инструкция к проведению тестирования в группе
Подготовка: 1. Приготовьте достаточное количество шариковых авторучек предпочтительно чёрного цвета или простых карандашей средней мягкости. 2. Заготовьте соответствующее количеству участников исследования сложенных вчетверо стандартных листов бумаги формата А4, пронумерованных в правом верхнем углу. 3. Подготовьте соответствующее число стандартных инструкций для индивидуального выполнения последовательных заданий теста. Специфические особенности группового тестирования: •Во время выполнения теста желательно, чтобы каждый участник исследования сидел отдельно или на расстоянии, исключающем вероятность невольного или намеренного подсматривания рисунка соседа. В шутливой форме можно сказать, что поскольку тест направлен на выявление уникальности и неповторимости каждого человека, то «срисовывать» рисунок соседа не рекомендуется. •Во избежание создания нежелательной установки на тестирование на вопросы участников инструктор отвечает индивидуально. В общей инструкции необходимо указать, что в случае возникновения вопросов экспериментатор подойдёт к тестируемому и ответит на все его вопросы в индивидуальном порядке. •Количество участников зависит от количества инструкторов. На каждого инструктора должно приходиться от 12 до 16 человек. Желательно, чтобы общее количество участников не превышало 32 человека. •Время выполнения теста определяется самим тестируемым. Тест должен выполняться в свободном режиме, без давления со стороны инструктора. Общая инструкция может предъявляться как в письменной, так и в устной форме. Инструкция о последовательности выполнения заданий теста более предпочтительна в письменном виде. В этом случае можно воспользоваться стандартной инструкцией проведения теста. Стандартная инструкция даётся каждому участнику. Общая инструкция тестирования в группе отличается лишь дополнительным упоминанием о самостоятельном рисовании и о соблюдении конфиденциальности в случае возникновения вопросов: «Вам предлагается пройти несложную процедуру тестирования. В ходе тестирования необходимо нарисовать фигуру человека, используя треугольники, круги и квадраты. Вся процедура тестирования займёт всего несколько минут. Старайтесь рисовать быстро и без изменений. Если по ходу выполнения заданий возникнут вопросы, поднимите руку. Инструктор подойдёт к вам и ответит на все вопросы».
Обработка данных осуществляется каждым тестируемым отдельно по каждому рисунку в том же порядке, что и при индивидуальном тестировании. Инструкция для обработки данных в группе обычно предъявляется в устной форме. Обработка данных тестирования в группе осуществляется по следующей стандартной инструкции: Отдельно по каждому рисунку подсчитайте количество использованных треугольников, кругов и квадратов. После подсчёта запишите формулу рисунка, обозначающую количество использованных элементов в следующем порядке: вначале количество треугольников, снизу под ним количество кругов, затем ниже количество квадратов. Проверьте соблюдение инструкции, попросив испытуемых подсчитать общее количество элементов и наличие каждого из них. •Если при подсчёте количества использованных форм обнаружится, что в рисунках 1, 2, 3 или 5 было использовано неверное количество элементов, попросите испытуемых внести в каждый рисунок соответствующие исправления. •Если количество элементов больше десяти, попросите испытуемых одной линией аккуратно зачеркнуть лишние части фигуры по своему усмотрению, чтобы общая сумма оставшихся элементов равнялась десяти. •Если использованных элементов оказалось меньше десяти, попросите дорисовать недостающие элементы фигуры, увеличив общее количество геометрических форм в каждом рисунке до десяти. Для внесения исправлений при работе с группой можно воспользоваться следующей стандартной инструкцией: «Отдельно по каждому рисунку подсчитайте количество использованных треугольников, кругов и квадратов. Сумма всех элементов изображения должна равняться десяти. Если в вашем рисунке количество элементов больше десяти, аккуратно одной линией зачеркните любую по своему усмотрению часть фигуры. Общая сумма оставшихся элементов должна равняться десяти. Если использованных вами элементов оказалось меньше десяти, дорисуйте недостающие части фигуры, увеличив общее количество геометрических форм до десяти». Каждое изменение должно быть отмечено либо инструктором, либо самим испытуемым. Отметку о произведённых изменениях необходимо сделать на полях рядом с рисунком или занести в протокол теста. Если при проверке использованных геометрических форм обнаружится, что в рисунках не был использован один из элементов, необходимо внести в каждый рисунок соответствующее исправление. Для внесения исправлений при работе с группой можно воспользоваться следующей стандартной инструкцией: «В каждом рисунке проверьте наличие всех трёх геометрических форм — треугольника, круга и квадрата. Каждая из них должна быть использована хотя бы один раз. Если какая-то из форм не была использована, необходимо одной линией аккуратно зачеркнуть любую часть фигуры человека и дорисовать недостающую геометрическую форму или же аккуратно изменить на недостающую геометрическую форму одну из частей изображения». Определение типов и подтипов по формуле рисунка: предпочтение геометрических форм является базовым основанием для выделения типов и подтипов, определяемых в соответствии с формулой рисунка (количество используемых форм). В качестве формулы рисунка служат трёхзначные цифры изображения. Согласно формулам первого, второго и третьего рисунка выявляются три основных подтипа. Формула первого рисунка указывает на ведущий подтип, определяющий принадлежность человека к определённому психологическому типу, определяет устойчивое или доминирующее состояние. Формула второго рисунка обозначает актуальный подтип, характеризующий актуальное состояние человека. Формула третьего рисунка указывает на потенциальный подтип, который характеризует осознаваемое или неосознаваемое стремление к изменениям, указывающее направление от нежелательного состояния к желаемому. Следует специально отметить, что первые три рисунка должны обязательно иметь все геометрические формы, составляющие в сумме десять элементов. Только полные изображения фигуры человека, имеющие в сумме десять элементов, классифицируются как тип или подтип. Тенденция к незавершённости или к избыточности в любом из первых трёх рисунков отражает специфику состояния реакции и интерпретируется как дополнительная характеристика человека. Формула четвёртого рисунка, выполненного в свободной манере без ограничения количества элементов в изображении человека, не характеризует тип или подтип, а символически описывает подавляемое в самовосприятия и восприятия других людей. Формула четвёртого рисунка анализируется в сопоставлении с тремя первичными формулами и даёт представление о глубинном Я личности. Формула пятого рисунка, в котором испытуемый рисует одно лицо, используя ограниченное количество элементов с обязательным включением каждой из геометрических форм, не характеризует тип или подтип аналогично свободному рисунку. Изображение лица позволяет, словно через увеличительное стекло, выявить особенности самовосприятия и проекцию социального Я тестируемого. Формула пятого рисунка анализируется в сопоставлении с предыдущими четырьмя изображениями. Преимущественное предпочтение той или иной геометрической формы, проявляющееся в устойчивом соотношении количества элементов, в конструктивном рисунке человека, позволяет выделить 8 основных типов и 36 дополнительных подтипов. Основания для выделения типов и подтипов по периодической системе элементов индивидуальности, которая осуществляется на основе предпочтения основных геометрических форм классификация типов и подтипов позволила создать своеобразную систему индивидуально-типологических различий (см. схему 1). Разработанная система позволяет определить логику выявления типологических оснований.
811
|
712
|
613
|
514
|
415
|
316
|
217
|
118
|
|
721
|
622
|
523
|
424
|
325
|
226
|
127
|
|
631
|
532
|
433
|
334
|
235
|
136
|
|
|
541
|
442
|
343
|
244
|
145
|
|
|
|
451
|
352
|
253
|
154
|
|
|
|
|
361
|
262
|
163
|
|
|
|
|
|
271
|
172
|
|
|
|
|
|
|
181
|
Схема 1. Периодическая система элементов индивидуальности.
Поскольку основным параметром выделяемой классификации психографического теста является предпочтение геометрических форм, определение типов осуществляется по принципу нарастания базового признака (см. схему 2).
ТИП
|
подтип
|
1
|
811
|
721
|
712
|
631
|
622
|
613
|
|
|
|
|
|
|
|
II
|
541
|
532
|
523
|
514
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
III
|
433
|
343
|
334
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
IV
|
181
|
271
|
172
|
361
|
262
|
163
|
|
|
|
|
|
|
|
V
|
451
|
352
|
253
|
154
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
VI
|
442
|
424
|
244
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
VII
|
415
|
325
|
235
|
145
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
VIII
|
118
|
127
|
217
|
136
|
226
|
316
|
Схема 2. Соотношение типов и подтипов.
(Ливии А. В., Ливии В. В., Особенности предпочтения геометрических форм в конструктивных рисунках. Психографический тест предпочтений ТиГр. Москва: Институт психологии Российской академии наук, 1994). Для I, IV и VIII типов таким признаком является подавляющее преобладание (8, 7, 6) в рисунке элементов одного вида по сравнению с остальными двумя. Так, в подтипах 811, 181, 361 или 136 одна из геометрических фигур преобладает над всеми остальными. В подтипе 811 (8 треугольников, 1 круг и 1 квадрат) треугольники явно преобладают над кругами и квадратами, а в подтипе 361 (3 треугольника, 6 кругов и 1 квадрат) круги преобладают над треугольниками и кругами. Для II, V и VII типов характерным признаком является предпочтение преобладающей геометрической формы в количестве, равном 5, при этом сумма двух оставшихся форм также равняется пяти. Так, в подтипе 541 (5 треугольников, 4 круга и 1 квадрат) сумма треугольников равняется пяти, так же как и сумма оставшихся двух фигур — четырёх кругов и одного квадрата. Тип III образован за счёт комбинаций предпочитаемых форм, основанных на числовом соотношении, равном n +1, т. Е. количество любой из форм больше на единицу по сравнению с двумя другими. К примеру, в подтипе 433 (4 треугольника, 3 круга и 3 квадрата) количество треугольников на единицу больше по сравнению с тремя кругами и тремя квадратами. Тип VI характеризуется числовым соотношением элементов, при котором количество геометрических форм двух видов в два раза превышает количество геометрических форм третьего вида. Так, в подтипе 442 (4 треугольника, 4 круга и 2 квадрата) четыре треугольника и четыре круга в два раза превышают количество оставшихся двух квадратов. Следует подчеркнуть, что одним из основных параметров, которые позволяют выявить устойчивые сочетания индивидуально-психологических признаков, является устойчивое соотношение числа элементов — геометрических форм в рисунке фигуры человека.
Интерпретация показателей теста осуществляется по 7 уровням, от самого простого к самому сложному, от определения значения геометрических форм к глубинному психологическому анализу всего изображения в сопоставлении с результатами других психодиагностических тестов и данных индивидуальной консультации. На первом уровне осуществляется анализ основных показателей теста по преобладающей в изображении геометрической форме. На втором уровне по первому рисунку определяется, к какому из восьми типов относится человек. По ведущему типу приводится обобщённая характеристика индивидуального психологического портрета. На третьем уровне даётся более детальный анализ индивидуально-психологических особенностей человека по всем четырём рисункам. По первому рисунку определяется ведущий подтип из тридцати восьми возможных. Второй рисунок даёт возможность выявить актуальное состояние человека. Выявление стремления к изменению осуществляется по третьему рисунку. По четвёртому рисунку определяются подавляемые тенденции и компенсаторное поведение. По пятому рисунку выявляются особенности социального Я тестируемого. На четвёртом уровне анализируются общие параметры изображения, включая расположение рисунка на листе, размеры рисунка, наклон рисунка и его динамика, полнота и законченность рисунка, пропорции изображения и последовательность его выполнения. На пятом уровне проводится психологическая интерпретация изображения фигуры человека по отдельным параметрам рисунка. Основной, первый рисунок, а также все три рисунка вместе анализируются по наличию или отсутствию отдельных изображений лица, рук, ног, шеи и прочих компонентов изображения. На шестом уровне осуществляется анализ всех пяти рисунков, включая свободный рисунок и изображение лица. На седьмом уровне сопоставляются полученные с помощью теста данные с результатами других психодиагностических методик и данными индивидуальной консультации. Как видно из перечисленных семи этапов или уровней, интерпретация осуществляется от анализа семантики геометрических форм к деталям изображения, от перечисления значений геометрических форм к сложному синтезу и выявлению глубинных психологических механизмов поведения.
|