Методика «Узор» Л.И.Цеханской
Психодиагностика психолога в школе - Отношение к школе

Цель: определение уровня овладения элементами учения, умения подчинять свои действия правилу, слушать и последовательно выполнять указания взрослого.
Материалы и оборудование:
стимульный материал (геометрические фигурки, расположенные в три ряда. Верхний ряд состоит из треугольников, нижний - из квадратов, средний - из кружков. Квадраты находятся точно под треугольниками, кружки — в промежутке между ними. Треугольников и квадратов по 17 в ряду, кружков - 16. Все три ряда геометрических фигур в дальнейшем называются «полоской»), листы бумаги, карандаши.

Инструкция

Мы будем учиться рисовать узор. У вас на листочке нарисованы ряды треугольников, квадратов и кружков. Мы будем соединять треугольники и квадраты, чтобы получился узор. Надо внимательно слушать и делать то, что я буду говорить. У нас будут такие три правила:
1. два треугольника, два квадрата или квадрат с треугольником можно соединять только через кружок;
2. линия нашего узора должна идти только вперед (вправо);
3. каждое новое соединение надо начинать с той фигурки, на которой остановились, тогда линия будет непрерывной и в узоре не получится промежутков.
Посмотрите на «полоску» А, как можно соединять треугольники и квадраты (внимание детей обращается на образец, дается его анализ).
Теперь учитесь соединять сами. Соедините два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом.
Основное задание состоит из трех серий, отличающихся друг от друга конфигурацией узора.
Далее следует первая серия диктанта.
Взрослый говорит: «Теперь мы будем рисовать на «полоске» Б. Вы должны внимательно слушать и соединять те фигуры, которые я буду называть, но не забывайте, что их можно соединять только через кружок, что линия узора должна идти все время вперед и быть непрерывной, то есть начинать каждое новое соединение надо с той фигурки, на которой кончилась линия. Если ошибетесь, то не исправляйте ошибку, а начинайте со следующей фигурки».
Диктант для первой серии («полоска» Б). «Соедините треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, два треугольника, треугольник с квадратом».
Диктант для второй серии («полоска» В). «Соедините квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, еще раз два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником».
Диктант для третьей серии («полоска» Г). Соедините два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника».
Диктовать следует медленно, так, чтобы все дети успевали прочертить очередное соединение. Повторять одно и то же дважды нельзя, поскольку некоторых ребят это может натолкнуть на прочерчивание лишних соединений.
Никакой помощи испытуемым во время выполнения задания экспериментатор не оказывает. После того, как все дети окончат работу, листочки собирают.
На выполнение каждого узора дается полторы-две минуты. Общее время проведения методики обычно составляет около 15 минут. Данная методика может проводиться как индивидуально, так и в группе детей (лучше, если учащиеся будут сидеть по одному человеку за партой).
Оценка результатов. Каждое правильное соединение засчитывается за два очка. Правильными являются соединения, соответствующие диктанту.

Штрафные очки (по одному) начисляются:
1. За лишние соединения, не предусмотренные диктантом (кроме находящихся в конце и в начале узора, т.е. предваряющих диктант и следующих за ним);
2. За «разрывы» - пропуски «зон» соединения - между правильными соединениями.
Все остальные возможные виды ошибок не учитываются вовсе, т.к. их наличие автоматически снижает количество начисляемых очков. Окончательное количество набранных баллов вычисляется за счет разницы между количеством правильно набранных очков и количеством штрафных очков (из первых вычитают вторые).
Максимально возможное количество очков в каждой серии - 24 (0 штрафных очков).
Максимально возможное количество очков за выполнение всего задания (три серии) - 72.

Интерпретация полученных результатов.

62-72 очка - достаточно высокий уровень умения действовать по правилу. Может одновременно учитывать несколько правил в работе.
48-61 очков - умение действовать по правилу сформировано недостаточно.
Может удерживать при работе ориентацию только на одно правило. Средний уровень.
36-47 очков - низкий уровень умения действовать по правилу. Постоянно сбивается и нарушает правило, хотя и старается на него ориентироваться. Низкий уровень.
Менее 36 очков - умение действовать по правилу не сформировано. Очень низкий уровень.
Стимульный материал к заданию «Узор».

узор

Образцы правильного выполнения заданий (а – вводная серия, б – первая серия, в – вторая серия, г – третья серия)

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.