Методика «Выкладывание узора из кубиков»
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Цель: выявление развития регулятивных действий.
Оцениваемые универсальные учебные действия: умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать свое действие в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату и по процессу, оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение; познавательные действия — умение осуществлять пространственный анализ и синтез.

Порядок выполнения.

Ребенку предлагается выложить фигуру из 4 и 9 конструктивных элементов по образцу. Для этого ему даются 16 квадратов. Каждая сторона квадрата может быть раскрашена в красный, белый и красно-белый (по диагонали квадрата) цвета. (Конструктивный элемент не совпадает с перцептивным элементом.) Критерии и уровни оценивания: функциональный анализ направлен на оценивание ориентировочной, контрольной и исполнительной частей действия.

• Ориентировочная часть.

Наличие ориентировки (анализирует ли ребенок образец, получаемый продукт, соотносит ли его с образцом):
1. Отсутствует ориентация на образец.
2. Соотнесение носит неорганизованный эпизодический характер, нет систематического соотнесения.
3. Началу выполнения действия предшествует тщательный анализ, и соотнесение осуществляется на протяжении выполнения задания.
Характер ориентировки:
1. Развернутая с опорой на предмет - хаотическая. 2. В отдельных частях развернута, в отдельных - свернута; ребенку не всегда удается организовать ориентировку.
3. Свернутая ориентировка - организованная.
Размер шага ориентировки:
1 - мелкий; 2 - пооперационный; 3 - блоками.
Предвосхищение: промежуточный результат:
1 - предвосхищения нет; 2 - в отдельных операциях; 3 - предвосхищение есть;
конечный результат:
1 - нет; 2 -возникает к концу действия; 3 - есть.
Характер сотрудничества (сорегуляция действия в сотрудничестве со взрослым или самостоятельная ориентировка и планирование действия):
1 -сотрудничества нет;
2 - сорегуляция со взрослым;
3 - самостоятельная ориентировка и планирование.

• Исполнительная часть.

Степень произвольности:
1 - хаотичные пробы и ошибки без учета и анализа результата и соотнесения с условиями выполнения действия;
2 - опора на план и средства, но не всегда адекватная, есть импульсивные реакции;
3 -произвольное выполнение действия в соответствии с планом.

• Контрольная часть.

Степень произвольности контроля:
1 - хаотичный;
2 - эпизодический;
3 - в соответствии с планом контроля.
Наличие средств контроля и характер их использования:
1 - средств контроля нет;
2 - средства есть, но неэффективные;
3 - средства есть, применяются адекватно.
Характер контроля:
1 - нет, отсутствует; 2 - развернутый, констатирующий; 3 -свернутый, предвосхищающий.
Структурный анализ основан на следующих критериях:
Принятие задачи (адекватность принятия задачи как цели, данной в определенных условиях, сохранение задачи и отношение к ней):
1 - задача не принята, принята неадекватно; не сохранена;
2 - задача принята, сохранена, нет адекватной мотивации (интереса к заданию, желания выполнить), после безуспешных попыток ребенок теряет к ней интерес;
3 - задача принята, сохранена, вызывает интерес, мотивационно обеспечена.
План выполнения, регламентирующий пооперациональное выполнение действия в соотнесении с определенными условиями:
1 - нет планирования;
2 - план есть, но не совсем адекватный или неадекватно используется;
3 - план есть, адекватно используется.
Контроль и коррекция:
1 - нет контроля и коррекции, контроль только по результату и ошибочен;
2 - есть адекватный контроль по результату, эпизодический предвосхищающий, коррекция запаздывающая, не всегда адекватная;
3 - адекватный контроль по результату, эпизодический по способу, коррекция иногда запаздывающая, но адекватная. Оценка (констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудачи, отношение к успеху и неудаче):
1 - оценка либо отсутствует, либо ошибочна;
2 - оценивается только достижение/недостижение результата, причины не всегда называются, часто называются неадекватно;
3 - адекватная оценка результата, эпизодически - меры приближения к цели, называются причины, но не всегда адекватно.

Отношение к успеху и неудаче:
1 - парадоксальная реакция либо реакция отсутствует;
2 - адекватная – на успех, неадекватная - на неудачу;
3 - адекватная – на успех и неудачу.
Другим важным критерием сформированности регулятивной структуры деятельности и уровня ее произвольности является вид помощи, необходимой учащемуся для успешного выполнения действия.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.