На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика успеваемости Диагностика учебной самостоятельности младшего школьника
Диагностика учебной самостоятельности младшего школьника
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика успеваемости

Предлагаемую методику может использовать как педагог-психолог, так и учителя начальных классов для проведения на предметном (математическом) материале системной диагностики учащихся 4-го класса. По аналогии с методикой могут быть созданы тесты по другим предметам.

Диагностика учебной самостоятельности младшего школьника
С.Ю. Прохорова,
доцент кафедры начального образования ОГБОУ ДПО УИПКПРО,
г. Ульяновск


Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на становление личностных характеристик младшего школьника: владение основами умения учиться, готовность к самостоятельной деятельности, способность организовать собственную деятельность и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом и др.
Учебная самостоятельность школьника - одна из сторон его личностного развития, показатель зрелости как ученика. Ее можно определить как умение расширять свои знания, способности по собственной инициативе, т. е. как умение учить себя.
Учебная самостоятельность включает два основных вида действий и операций: 1) рефлексивные; 2) продуктивные


Рефлексивные действия и операции необходимы для того, чтобы опознать новую задачу, для решения которой чего- то не хватает, и ответить на первый вопрос самообучения - "Чему учиться?", а также:

  • Почему имеющихся средств и способов действия недостаточно для решения этой задачи?
  • Чего именно я не знаю, не могу, не умею в данной ситуации?
    Отделение известного от неизвестного, знание о собственном незнании обеспечиваются определяющей рефлексией - центральным новообразованием учебной деятельности младших школьников.
    Главное условие умения учиться у младших школьников - это целенаправленное, систематическое формирование учебной деятельности.
    Продуктивные действия и операции необходимы для приобретения недостающих знаний, умений, способностей для решения второго вопроса самообучения - «Как выучиться?».
    Для человека, умеющего учиться, всякая новая задача - это задача с недостающими условиями. «Это мне известно, а вот это неизвестно. Вот чего мне недостает для решения задачи...» - так в общем виде выглядит ответ на вопрос «Чему учиться?», так формулируется «диагноз» самообучения. «Лечение» своего незнания начинается с вопроса о том, как найти неизвестное, как выйти за пределы наличной ситуации действия, зашедшего в тупик незнания.
    Известны три способа выхода за пределы задачи с недостающими данными, т. е. три способа ответить на вопрос «Как выучиться решению таких задач?»:
    1) самостоятельно изобрести, сотворить недостающие для решения средства и способы, т. е. перевести учебную задачу в творческую;
    2) самостоятельно найти недостающие условия в любом «хранилище информации», и прежде всего - в учебнике, справочнике, книге;
    3) запросить недостающие данные у учителя, поставившего эту задачу.
    Приведенные далее тесты позволят диагностировать развитие учебной самостоятельности у младших школьников (приложение).
    Учебная самостоятельность рассматривается по следующим показателям: способность к обнаружению учебой задачи, выбору, планированию, обобщению, самоконтролю и рефлексии; речевые умения.

    Кроме того, методика способствует формированию учебной самостоятельности, поскольку при изучении тем на уроках математики школьники обговаривают затруднения и допущенные 
    ошибки, определяют пути решения, отрабатывают внутренний план действий, алгоритмы.
    Тестирование проводится на уроках математики и занимает от 3 до 20 мин.
    После проведения тестирования педагог сводит полученную информацию, заполняя таблицу, и делает письменный анализ.

Сводная таблица показателей тестирования

Список учащихся

Показатели пройденных тестов

Общее количество баллов

Общий уровень выполнения

 

1

2

3

4

5

6

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В письменном анализе необходимо отразить:

сравнительные данные результатов по предмету; положительные результаты в развитии учащихся по предмету; сформированность каждого показателя (в динамике);
проблемы в сформированности показателей учебной самостоятельности (например, при выполнении заданий на рефлексию можно определить, на каком этапе происходит ошибка и почему: незнание конкретного правила или незнание компонентов действий, и т. д.);
динамику развития каждого учащегося по овладению компонентами учебной самостоятельности.


Приложение


Тесты на диагностику развития учебной самостоятельности


ТЕСТ 1


Показатель учебной самостоятельности: способность к обнаружению учебной задачи. Цель: проверить умение понимать учебную задачу.
Тема урока: «Умножение на трехзначные числа, в записи которых есть нули».

Рекомендации по проведению: тест проводится в начале урока в течение 3-6 мин. У каждого учащегося на парте - текст теста, ручка, линейка.

Задания теста
1. Выбери из предлагаемых вариантов вопрос, на который отвечает учебная задача, и отметь его галочкой:
а) Как будем делать?
б) Что будем делать?
в) Зачем будем делать?
2. Прочитай текст и выдели формулировку учебной задачи, подчеркнув ее:
«Ребята! Мы продолжаем изучение темы «Умножение многозначных чисел». Вы уже умеете умножать многозначное число на двузначные и трехзначные числа. На этом уроке мы будем учиться умножать многозначные числа на трехзначное число, в записи которого есть нули».
3. Посмотри на предложенные математические выражения. Сформулируй и запиши учебную задачу одного из ближайших уроков.
854 : 4 5485 : 5 1654 : 2



Ответы: 1) вариант «б» - «Что будем делать?». 2) «На этом уроке мы будем учиться умножать многозначные числа на трехзначное число, в записи которого есть нули», 3) «Мы будем учиться делить многозначные числа на однозначное число». Интерпретация результатов
Максимальное количество баллов - 3. За каждое правильно выполненное задание ставится 1 балл:
• 3 балла - высокий уровень; 2-1 балл - средний уровень;
• 0 баллов - низкий уровень.


ТЕСТ 2


Показатель учебной самостоятельности: способность к выбору
Цель: проверить умение выбирать действия по выполнению учебной задачи. Тема урока: «Порядок действий е выражениях. Повторение».

Рекомендации по проведению: на тест отводится 2-4 мин в зависимости от степени


Примечание. Чтобы понять, выработан ли навык, усвоил ли ребенок порядок действий в выражениях со скобками, нужно предложить задание не с конкретными числами, а с абстрактными значками.

Задания теста
1. Расставь порядок действий в выражении:

порядок действий

2. Выбери и отметь правильные действия при выполнении предыдущего задания:
1} Выполняю все действия по порядку.
2) Проверяю, есть ли в выражении скобки. Если они есть, сначала выполняю действия в скобках.
3) Выполняю сначала действия сложения, затем вычитания.
4) Выполняю по порядку слева направо действия умножения и сложения.
5) Выполняю по порядку слева направо действия умножения и деления,
6) Затем выполняю по порядку слева направо действия сложения и вычитания.
7) Записываю результат.

ответы

Интерпретация результатов


Максимальное количество баллов - 4. За правильно выполненное первое задание ставится 1 балл, если есть ошибка - 0 баллов. За второе задание ставится по I баллу за каждое правильно выбранное действие. Таким образом: • 4 балла - высокий уровень; 3 балла - средний уровень; 2 балла и ниже - низкий уровень.


ТЕСТ 3

Показатель учебной самостоятельности: планирование.
Цель; проверить умение планировать свои действия.
Тема: «Решение разнообразных текстовых задач».

Рекомендации по проведению: тест проводится в начале урока в течение 5-7 мин.

Задание теста
Вспомни алгоритм решения задачи, дополни его недостающими шагами:
1. Прочитай текст,
2, Докажи, что это задача (условие, вопрос).
3. ...
4. ...
5. Подумай, что означает каждое число.
6. ...
7. Прочитай еще раз вопрос.
8. ...
9. Запиши решение.
10. ...
у
11. Ответь на вопрос задачи.

Ответы:
1) 3 - Выясни, о ком или о чем говорится в задаче.
2) А - Найди главные слова.
3) 6 - Составь схему (чертеж), если она (он) тебе нужна.
4) 8 - Составь план решения.
5) 10 - Проверь решение.
Интерпретация результатов

Максимальное количество баллов - 5.

Время проведения: 15-18 мин.

ТЕСТ 4

Показатель учебной самостоятельности: речевые умения.
Цель: проверить умение учащихся письменно излагать мысли.
Тема урока: «Измерение площади прямоугольника. Повторение»
Рекомендации по проведению: тест проводится в начале урока.
За каждый правильно указанный шаг алгоритма ставится 1 балл: • 5 баллов высокий уровень; • 4 балла - выше среднего; • 3-2 балла - средний уровень; • 1 балл - низкий уровень.

Задания теста

1. Запиши выражение словами: (28 - 9) х 7.
2. Как можно прочитать выражение 36 х 2? Запиши все возможные варианты ответа.
3. Прочитай задачу и рассмотри несколько ее решений. Обведи кружочком номер правильного решения этой задачи. Обоснуй свой выбор.
Условие задачи: площадь прямоугольника равна 45 м2, его длина —
15 м. Нему равна ширина прямоугольника? (45 - 15) ; 2 = 15 м 45 - 15 - 30 м 45 : 15 - 3 м

Ответы:
1) Разность чисел 28 и 9 умножить на 7.
2) Варианты ответа: а) 36 умножить на 2; б) по 36 взять 2 раза; е) произведение чисел 36 и 2; г) первый множитель 36, второй множитель 2; д) 36 увеличить в 2 раза.
3) 45:15 - 3 м. Площадь прямоугольника вычисляется умножением длины прямоугольника на его ширину. Чтобы найти ширину прямоугольника, надо его площадь разделить на длину, Площадь прямоугольника равна 45 м2, а длина - 15 м. Ширину нахожу так: 45 :15 = 3 м. Значит, мой выбор решения верный.
Интерпретация результатов Максимальное количество баллов - 11.
За правильно выполненное первое задание ставится 1 балл. Во втором задании по 1 баллу
ставится за каждый правильный вариант.
За правильно выполненное третье задание ставится 5 баллов.

Таким образом:

11-10 баллов - высокий уровень;
9-5 баллов - средний уровень;
4 балла и ниже - низкий уровень.


ТЕСТ 5
Показатель учебной самостоятельности: обобщение.
Цель: проверить умение учащихся обобщать, делать выводы.
Тема урока: «Уравнение».
Рекомендации по проведению: проводится в начале урока. Время проведения: 5-7 мин.

Задание
Рассмотри предложенные примеры и выполни задания к ним.

примеры

Из данных примеров выпиши уравнения,

Обоснуй, что задание выполнено верно. Для этого используй определение уравнения, дополнив его недостающими словами;
Уравнение - эго... содержащее... величину.
Доказательство.

Ответы: 1) х + 7 = 18; 15 - а = б; 27: р = 9.2) Уравнение - это равенство, содержащее неизвестную величину. 3) х + 7 - 18; 15 - а - 6; 27 : р - 9 - это равенства, и в каждом равенстве содержится неизвестная величина. Значит, это уравнения. Интерпретация результатов
Максимальное количество баллов - 10. В первом задании ставится по 1 баллу за каждое верно указанное уравнение.
Во втором задании ставится по I баллу за каждое верно указанное слово. За третье задание ставится 5 баллов. Таким образом: 10 баллов - высокий уровень;
• 9-5 баллов - средний уровень;
• 4 балла - низкий уровень.


ТЕСТ 6

Показатель учебной самостоятельности: самоконтроль и рефлексия. Цель: проверить способность учащихся к самоконтролю и рефлексии. Тема урока: «Решение уравнений».
Рекомендации по проведению теста: оптимально материал представить на листе, сложенном втрое. На лицевой стороне записаны уравнения, на второй - алгоритм решения, на третьей - таблица.
После того, как уравнения решены, каждому ребенку учитель разрешает открыть вторую сторону, где написан алгоритм, потом - таблицу Таким образом, перед ребенком открываются и решение, и алгоритм, и таблица.
Вопросы по рефлексии учитель задает каждому ученику после проверки первой части работы.
Время на выполнение задания - 2-4 мин.

Содержание теста
1. Реши уравнения:
х + 8 - 17 58 - е = 9 с - 20 = 18
2. Алгоритм решения
1) Определяю, каким компонентом действия является неизвестная величина.
2) Вспоминаю правило нахождения неизвестного компонента.
3) Выполняю действия по его нахождению.

3. Таблица «Нахождение неизвестного компонента»

Неизвестный компонент

Как найти неизвестный компонент

Слагаемое

Из значения суммы вычесть известное слагаемое

Уменьшаемое

К значению разности прибавить вычитаемое

Вычитаемое

Из уменьшаемого вычесть значение разности

Ответы:

ответы на тест


Интерпретация результата выполнения задания 1
Максимальное количество баллов - 3, За каждое правильно решенное уравнение - 1 балл: 3 балла - высокий уровень; 2 балла - средний уровень; 1 балл - низкий уровень. Вопросы при оценивании рефлексии: 1. Что вызвало трудности в работе? 2. Помог ли тебе алгоритм? Объясни, как? 3. Помогла ли тебе таблица? Объясни, как? Выведение и интерпретация общего результата

За ответы на 2-й и 3-й вопросы ставится по 1 баллу. Бывает, что учащийся решил, но не смог объяснить решение, он получает 3 балла Если ученик сделал ошибку, но при ее исправлении пользовался алгоритмом или таблицей, то за каждое из этих действий ставится 1 балл. Баллы суммируются с набранными ранее за решение уравнений. Таким образом, общая оценка: 5 баллов - высокий уровень; 4 балла - выше среднего; 3 балла - средний уровень; 2 балла - низкий уровень.
Источник: Справочник педагога-психолога. Школа №7, 2016г

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.