Диагностика учебной самостоятельности младшего школьника |
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика успеваемости | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предлагаемую методику может использовать как педагог-психолог, так и учителя начальных классов для проведения на предметном (математическом) материале системной диагностики учащихся 4-го класса. По аналогии с методикой могут быть созданы тесты по другим предметам. Диагностика учебной самостоятельности младшего школьника
Сводная таблица показателей тестирования
В письменном анализе необходимо отразить: сравнительные данные результатов по предмету; положительные результаты в развитии учащихся по предмету; сформированность каждого показателя (в динамике);
|
Задания теста |
Ответы: 1) вариант «б» - «Что будем делать?». 2) «На этом уроке мы будем учиться умножать многозначные числа на трехзначное число, в записи которого есть нули», 3) «Мы будем учиться делить многозначные числа на однозначное число». Интерпретация результатов
Максимальное количество баллов - 3. За каждое правильно выполненное задание ставится 1 балл:
• 3 балла - высокий уровень; 2-1 балл - средний уровень;
• 0 баллов - низкий уровень.
ТЕСТ 2
Показатель учебной самостоятельности: способность к выбору
Цель: проверить умение выбирать действия по выполнению учебной задачи. Тема урока: «Порядок действий е выражениях. Повторение».
Рекомендации по проведению: на тест отводится 2-4 мин в зависимости от степени
Примечание. Чтобы понять, выработан ли навык, усвоил ли ребенок порядок действий в выражениях со скобками, нужно предложить задание не с конкретными числами, а с абстрактными значками.
Задания теста 2. Выбери и отметь правильные действия при выполнении предыдущего задания: |
Интерпретация результатов
Максимальное количество баллов - 4. За правильно выполненное первое задание ставится 1 балл, если есть ошибка - 0 баллов. За второе задание ставится по I баллу за каждое правильно выбранное действие. Таким образом: • 4 балла - высокий уровень; 3 балла - средний уровень; 2 балла и ниже - низкий уровень.
ТЕСТ 3
Показатель учебной самостоятельности: планирование.
Цель; проверить умение планировать свои действия.
Тема: «Решение разнообразных текстовых задач».
Рекомендации по проведению: тест проводится в начале урока в течение 5-7 мин.
Задание теста |
Ответы:
1) 3 - Выясни, о ком или о чем говорится в задаче.
2) А - Найди главные слова.
3) 6 - Составь схему (чертеж), если она (он) тебе нужна.
4) 8 - Составь план решения.
5) 10 - Проверь решение.
Интерпретация результатов
Максимальное количество баллов - 5.
Время проведения: 15-18 мин.
ТЕСТ 4
Показатель учебной самостоятельности: речевые умения.
Цель: проверить умение учащихся письменно излагать мысли.
Тема урока: «Измерение площади прямоугольника. Повторение»
Рекомендации по проведению: тест проводится в начале урока.
За каждый правильно указанный шаг алгоритма ставится 1 балл: • 5 баллов высокий уровень; • 4 балла - выше среднего; • 3-2 балла - средний уровень; • 1 балл - низкий уровень.
Задания теста 1. Запиши выражение словами: (28 - 9) х 7. |
Ответы:
1) Разность чисел 28 и 9 умножить на 7.
2) Варианты ответа: а) 36 умножить на 2; б) по 36 взять 2 раза; е) произведение чисел 36 и 2; г) первый множитель 36, второй множитель 2; д) 36 увеличить в 2 раза.
3) 45:15 - 3 м. Площадь прямоугольника вычисляется умножением длины прямоугольника на его ширину. Чтобы найти ширину прямоугольника, надо его площадь разделить на длину, Площадь прямоугольника равна 45 м2, а длина - 15 м. Ширину нахожу так: 45 :15 = 3 м. Значит, мой выбор решения верный.
Интерпретация результатов Максимальное количество баллов - 11.
За правильно выполненное первое задание ставится 1 балл. Во втором задании по 1 баллу
ставится за каждый правильный вариант.
За правильно выполненное третье задание ставится 5 баллов.
Таким образом:
11-10 баллов - высокий уровень;
9-5 баллов - средний уровень;
4 балла и ниже - низкий уровень.
ТЕСТ 5
Показатель учебной самостоятельности: обобщение.
Цель: проверить умение учащихся обобщать, делать выводы.
Тема урока: «Уравнение».
Рекомендации по проведению: проводится в начале урока. Время проведения: 5-7 мин.
Задание Из данных примеров выпиши уравнения, Обоснуй, что задание выполнено верно. Для этого используй определение уравнения, дополнив его недостающими словами; |
Ответы: 1) х + 7 = 18; 15 - а = б; 27: р = 9.2) Уравнение - это равенство, содержащее неизвестную величину. 3) х + 7 - 18; 15 - а - 6; 27 : р - 9 - это равенства, и в каждом равенстве содержится неизвестная величина. Значит, это уравнения. Интерпретация результатов
Максимальное количество баллов - 10. В первом задании ставится по 1 баллу за каждое верно указанное уравнение.
Во втором задании ставится по I баллу за каждое верно указанное слово. За третье задание ставится 5 баллов. Таким образом: 10 баллов - высокий уровень;
• 9-5 баллов - средний уровень;
• 4 балла - низкий уровень.
ТЕСТ 6
Показатель учебной самостоятельности: самоконтроль и рефлексия. Цель: проверить способность учащихся к самоконтролю и рефлексии. Тема урока: «Решение уравнений».
Рекомендации по проведению теста: оптимально материал представить на листе, сложенном втрое. На лицевой стороне записаны уравнения, на второй - алгоритм решения, на третьей - таблица.
После того, как уравнения решены, каждому ребенку учитель разрешает открыть вторую сторону, где написан алгоритм, потом - таблицу Таким образом, перед ребенком открываются и решение, и алгоритм, и таблица.
Вопросы по рефлексии учитель задает каждому ученику после проверки первой части работы.
Время на выполнение задания - 2-4 мин.
Содержание теста 3. Таблица «Нахождение неизвестного компонента»
|
Ответы:
Интерпретация результата выполнения задания 1
Максимальное количество баллов - 3, За каждое правильно решенное уравнение - 1 балл: 3 балла - высокий уровень; 2 балла - средний уровень; 1 балл - низкий уровень. Вопросы при оценивании рефлексии: 1. Что вызвало трудности в работе? 2. Помог ли тебе алгоритм? Объясни, как? 3. Помогла ли тебе таблица? Объясни, как? Выведение и интерпретация общего результата
За ответы на 2-й и 3-й вопросы ставится по 1 баллу. Бывает, что учащийся решил, но не смог объяснить решение, он получает 3 балла Если ученик сделал ошибку, но при ее исправлении пользовался алгоритмом или таблицей, то за каждое из этих действий ставится 1 балл. Баллы суммируются с набранными ранее за решение уравнений. Таким образом, общая оценка: 5 баллов - высокий уровень; 4 балла - выше среднего; 3 балла - средний уровень; 2 балла - низкий уровень.
Источник: Справочник педагога-психолога. Школа №7, 2016г
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |