Данная методика позволяет изучать рассогласование между различными ценностями. Исследование данного типа внутриличностных противоречий выявляет причины недостижимости отдельных ценностей, основные зоны рассогласованности системы ценностей в целом. Метод был предложен Р. Эммонсом в 1986 году [ Метла, Е.В. Исследование особенностей внутриличностного конфликта у больных неврозами и алкоголизмом [Текст] / Е.В. Метла: Дисс… канд. психол. наук. – СПб., 2002., с. 21]. В оригинальном варианте он предлагает измерение конфликтов, возникающих между желаниями и стремлениями личности. В основе метода лежит «Инструментальная матрица побуждений», представляющая собой матрицу 15х15, строки и столбцы которой заполняются 15-ю важнейшими стремлениями испытуемого. Испытуемый сопоставляет между собой все стремления, отвечая на вопрос: «Если бы у меня была возможность успешно реализовать это стремление, способствовало или препятствовало бы это реализации каждого из остальных стремлений?» Свои ответы испытуемые вносят в матрицу, оценивая их по шкале от –2 («очень препятствует») до +2 («очень способствует»). По сумме в строках и столбцах определяется уровень конфликтности (низкие оценки) или инструментальности (высокие оценки) каждого из стремлений.
Р. Эммонсом и Л. Кингом (1988) был проведен ряд исследований с использованием данного метода, подтвердивших его валидность. В частности, в исследованиях влияния различных стремлений на самочувствие была выявлена значимая отрицательная связь коэффициента стремлений с жизненной удовлетворенностью (r = -34, p < 0,1) и положительная его связь с отрицательным эффектом (r = 33, p < 0,1).
К достоинствам метода можно отнести простоту проведения и обработки результатов. Существуют, однако, и некоторые ограничения в его использовании при исследовании внутренних конфликтов:
- метод не включает анализ активных отношений личности к окружающему, а раскрывает лишь некоторые из аспектов внутренних конфликтов (конфликт между стремлениями);
- список стремлений определяет сам испытуемый, что делает метод зависимым от многих второстепенных факторов (например: социальная желательность, актуальная жизненная ситуация, способность к самоанализу и др.);
- метод не имеет достаточно проработанной теоретической основы.
В процедуру исследования нами были внесены изменения:
- стремления были заменены нами на понятия-ценности (что позволило нам обеспечить взаимодополняемость с результатами других методик);
- был определен единый для всех испытуемых список ценностей, включающий 17 понятий-ценностей из рассмотренных ранее методик (что позволило устранить второе из описанных нами ограничений метода).
Таким образом, в модифицированном варианте методика позволяет измерить конфликт между ценностями, то есть какие ценности способствуют, а какие препятствуют реализации остальных. Так, имея информацию о том, какие ценности являются значимыми, но малодостижимыми, мы можем определить, в чем видит испытуемый причину их недостижимости, а также каковы, по его мнению, пути разрешения данного противоречия. На наш взгляд, данная модификация не только не ущемила достоинства методики, но и позволила расширить её возможности, поскольку уровень ценностей в большей мере раскрывает ценностно-смысловую сферу личности. В соответствии с введенными изменениями, на наш взгляд, правомерно называть данный вариант методики «Инструментальная матрица ценностей» (ИМЦ). Следует отметить, что в список ценностей вошли ценности, отражающие личностный и профессиональный аспекты формирования студента, что, на наш взгляд, является диагностически очень перспективным, поскольку позволяет ответить на вопрос о соотношении и взаимовлиянии двух линий развития студента (личностного и профессионального) на различных этапах обучения. Процедура проведения. Испытуемым предлагается заполнить матрицу, последовательно соотнося между собой все 17 ценностей. (Приложение 4) В нашем варианте методики инструкция сводится к следующему: «Оцените каждое понятие, отвечая на вопрос: «Если бы у меня была возможность в полной мере реализовать данную ценность в жизни, способствовало или препятствовало бы это реализации каждой из остальных ценностей?» Свои ответы внесите в матрицу, оценивая их по шкале от –2 («очень препятствовало бы») до +2 («очень способствовало бы»)». Обработка результатов. Процедура обработки включает:
- Определение уровня инструментальности (конфликтности) каждой ценности (по сумме баллов) в строках;
- Определение уровня благоприятности условий для реализации данной ценности (по сумме баллов в столбцах);
- Исследование отношений между каждой парой ценностей.
Бланк методики «Инструментальная матрица ценностей».
Инструкция: Данная методика направлена на изучение взаимного влияния ценностей друг на друга. Строки и столбцы матрицы содержат названия 17-ти понятий-ценностей. Вам необходимо оценить как влияют ценности, записанные по горизонтали на каждую из остальных ценностей (записанных по вертикали). Работая с каждой ценностью, отвечайте на вопрос: «Если бы у меня была возможность в полной мере реализовать данную ценность в жизни, способствовало или препятствовало это реализации каждой из остальных ценностей?» Свои ответы внесите в матрицу, оценивая их по шкале от –2 («очень препятствует») до +2 («очень способствует»). (пример: Если в клетке на пересечении «активная деятельная жизнь» и «здоровье» Вы поставили +1 балл, это значит, что если бы Вы могли в полной мере жить активной жизнью, это способствовало бы сохранению и укреплению Вашего здоровья).
Крайний правый столбец и нижняя строка – итоговые, заполняются экспериментатором.
|
Активная, деятельная жизнь
|
Достижение высокого уровня профессионального мастерства
|
Здоровье
|
Интересная профессиональная учёба.
|
Интересная работа
|
Красота природы и искусства
|
Любовь
|
Материально обеспеченная жизнь
|
Наличие хороших и верных друзей.
|
Познание
|
Профессиональное общение
|
Профессиональное развитие
|
Свобода как независимость поступках и действиях
|
Счастливая семейная жизнь
|
Творческий, сплочённый коллектив
|
Творчество
|
Уверенность в себе
|
Уровень инстру-ментльности
|
- Активная, деятельная жизнь.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Достижение высокого уровня профессионального мастерства.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Интересная профессиональная учёба.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Красота природы и искусства
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Материально обеспеченная жизнь
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Наличие хороших и верных друзей.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Профессиональное развитие
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Свобода как независимость в поступках и действиях
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Счастливая семейная жизнь
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Творческий, сплочённый коллектив
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уровень благоприятности условий для реализации ценности
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Источник: Кузнецова Л.Б. Внутриличностные противоречия студентов вуза (монография) – М.: Изд-во СГУ, 2009. – 196 с. |