Анкета «Волевые привычки»
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика психологической культуры

АНКЕТА «ВОЛЕВЫЕ ПРИВЫЧКИ» (Юркевич В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек. М., 1986.)
Цель: определение на основе оценки родителей сформированности волевых привычек, навыков самоорганизации у учащихся.
Инструкция: «В предлагаемой анкете вам нужно по каждому пункту выбрать подходящий вариант ответа».
Анкета
1. В какой мере сформированы у подростка основные бытовые навыки (уборка постели, поддержание порядка в комнате, соблюдение основных требований к внешнему виду)?

а) в основном сформированы достаточно устойчиво;
б) сформированы, но недостаточно устойчиво;
в) не сформированы.
2. Умеет ли подросток организовать свое время самостоятельно?
а) в основном умеет;
б) умеет, но не всегда это делает;
в) практически не умеет.
3. Способен ли сам без внешнего принуждения организовать свое время?
а) в основном способен;
б) делает это нерегулярно;
в) практически никогда этого не делает.
4. Садится ли без всякого напоминания за приготовление домашних заданий?
а) практически всегда;
б) только иногда;
в) практически никогда.
5. Способен ли подросток длительно (в течение нескольких недель или даже месяцев) заниматься каким-либо делом?
а) в основном способен;
б) способен лишь в редких случаях;
в) не способен.
6. Проявляется ли у подростка интерес к самовоспитанию?
а) достаточно отчетливо проявляется;
б) проявляется, но от случая к случаю;
в) не проявляется.
7. Если проявляется интерес к самовоспитанию, то в какой мере этот интерес носит действенный характер?
а) регулярно предпринимает попытки самовоспитания;
б) попытки самовоспитания предпринимаются от случая к случаю;
в) никаких определенных попыток не предпринимает.
8. Имеется ли у подростка какая-либо программа самовоспитания?
а) такая программа имеется;
б) определенной программы нет, но есть некоторые наметки;
в) никакой программы нет.
9. Свойственна ли подростку привычка доводить свои дела до конца?
а) свойственна в достаточной мере;
б) не все дела доводит до конца;
в) очень редко доводит дело до конца.
10. Планирует свое свободное время (особенно на воскресенье, в каникулы) или действует как придется?
а) в основном планирует;
б) планирует только иногда;
в) практически никогда не планирует.
11. Достаточно ли внимателен при выполнении интеллектуальной деятельности?
а) достаточно;
б) не всегда достаточно;
в) как правило, очень невнимателен.
12. Умеет ли сдерживаться в эмоциональных ситуациях?
а) в основном, умеет;
б) иногда не сдерживается;
в) как правило, не сдерживается.
13. Умеет ли серьезно и ответственно выполнить задание, которое считает важным?
а) как правило, умеет;
б) не всегда умеет;
в) не умеет.
14. Обнаруживаются ли попытки определить для себя серьезную жизненную цель (выбор профессии, овладение внешкольными, но важными навыками)?
а) обнаруживает достаточно определенно;
б) обнаруживает, но только от случая к случаю;
в) не обнаруживает.
15. Если имеется какая-либо серьезная цель, делается ли что-либо для ее осуществления?
а) кое-что делается;
б) делается очень мало;
в) ничего не делается.
Обработка и оценка результата производится по следующему ключу: если ответов «а» набралось не менее 2/3, то подросток имеет хороший уровень волевого воспитания; если ответов «б» набралось около 2/3, то уровень волевого развития подростка посредственный; если ответов «в» набралось 2/3, то имеется низкий уровень самоорганизации, необходима коррекция воспитания.
Можно выделить три основных уровня сформированности волевых привычек у подростков.

1. Высокий уровень волевых привычек:
а) ребенок владеет всем необходимым набором гигиенических и бытовых волевых привычек, необходимых в его возрасте;
б) имеются достаточно развитые навыки произвольного внимания, произвольного запоминания — навыки сосредоточенной умственной деятельности в целом, соответствующие возрасту;
в) большинство целей деятельности, поставленных как извне, так и самим подростком, реализуется, доводится до конца.
2. Средний уровень — подросток недостаточно владеет своим поведением в какой-либо из указанных сфер волевого развития. Чаще всего это относится к интеллектуальной сфере как наиболее трудной в содержательном отношении.
3. Низкий уровень — подросток не может достаточно управлять своим поведением, даже когда он этого очень хочет.

Источник: Колмогорова Л.С.
Диагностика психологической культуры школьников:
Практ. пособие для шк. психологов. — Изд-во ВЛАДОСПРЕСС, 2002. — 360 с.: ил. — (Б-ка школьного психолога).

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.