Примерный перечень используемых психодиагностических методов и методик
№ п/п |
Наблюдаемые параметры
|
Методики
|
1.
|
Общая осведомленность
|
Векслер, Слоусон, Керн-Йирасек, Замбявицене.
|
2.
|
Восприятие
|
|
2.1.
|
Зрительное восприятие
|
Фигуры Поппельрейтера, таблица цветов и геом. фигур; предметный гнозис – Семаго; узнавание контурных, недорисованных, разрезанных, «зашумленных» рисунков; сюжетные картинки (целостность, эмоц. контекст)
|
2.2.
|
Слуховое восприятие
|
Быстро и точно дифференцировать звуки, темп, ритм; понимание инструкции.
|
2.3
|
Восприятие пространства
|
Ориентировка в пространстве, таблицы, рисунки, разрезанные фигуры, Векслер (кубики Кооса); координация в системе «рука – глаз» - Бендер, копирование фраз (Керн-Йирасек), понимание предлогов (Семаго)
|
2.4.
|
Восприятие времени
|
Таблица времен года, частей суток, дней недели; часы или их изображения; последовательность изменений календарного времени.
|
3.
|
Работоспособность
|
Наблюдение; Тулуз-Пьерон
|
4.
|
Темповые характеристики
|
5.
|
Внимание
|
|
5.1.
|
Устойчивость
|
Наблюдение; Тулуз-Пьерон, корректурная проба, таблицы Шульте, Горбова
|
5.2.
|
Переключение
|
5.3.
|
Объем
|
«Точки»
|
6.
|
Память
|
|
6.1 .
|
Зрительная память
|
Узнавание фигур (Семаго), «10 картинок» (Ясюкова); наблюдение.
|
6.2.
|
Слуховая память
|
«10 слов», Лурия, тексты, группы слов и цифр, Слоссон
|
6.3.
|
Оперативная память
|
группы цифр; наблюдение.
|
6.4.
|
Долговременная память
|
«10 слов» Лурия
|
6.5.
|
Динамика запоминания
|
7.
|
Мышление
|
|
7.1.
|
Выделение существенного
|
ГИТ, ШТУР, Равен, Ясюкова, Семаго, Амтхауер, Кетелл, Равен, Замбявицене, сюжетные картинки, лабиринты; наблюдение.
|
7.2.
|
Классификация
|
7.3.
|
Аналогии
|
7.4.
|
Установление последовательности событий
|
8.
|
Речь
|
Экспрессивные и импрессивные характеристики речи, фонематический слух, понимание логико-грамматических конструкций – наблюдение, задания типа «Закончи предложения, слово…», «Восстанови предложения, текст..», сюжетные картинки, последовательность событий (Векслер, Виноградов, Семаго), упражнения Ясюковой.
|
9.
|
Эмоционально-волевая сфера
|
|
9.1.
|
Эмоциональная устойчивость
|
Наблюдение; Амен-Дорки, Люшер, «тест руки», Р. Жиль, рисуночные тесты: « Дом. Дерево. Человек», «Моя семья», «Мои одноклассники» и др. тематические рисунки; «Закончи предложения» Сакса-Леви; опросники: Филиппс, МОДТ, Басса-Дарки, шкала тревожности Рогова, Прихожан.
|
9.2.
|
Агрессивность
|
9.3.
|
Тревожность
|
9.4.
|
Критичность
|
Наблюдение, самооценка
|
9.5.
|
Адекватность
|
9.6.
|
Обучаемость
|
Наблюдение; методика Ивановой
|
9.7.
|
Произвольность
|
Наблюдение (игры); проба Тулуз-Пьерона
|
9.8
|
Мотивация
|
Наблюдение; анкеты Лускановой, Карповой; проектив. методики «Школа», «»Расписание».
|
10.
|
Межличностные отношения
|
Наблюдение. Проективные методики: Р.Жиля, рисуночные тесты по тематике; социометрия,
|
|