На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика семейных взаимоотношений Влияние распределения супружеских обязанностей в современных семьях на удовлетворенность браком супругов
Влияние распределения супружеских обязанностей в современных семьях на удовлетворенность браком супругов
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика семейных взаимоотношений
Индекс материала
Влияние распределения супружеских обязанностей в современных семьях на удовлетворенность браком супругов
Глава 3. Эмпирическое изучение влияния распределения семейных ролей между супругами на уровень удовлетворенности браком.
Все страницы

Министерство образования Республики Беларусь
Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина
Кафедра психологии
Влияние распределения супружеских обязанностей в современных семьях на удовлетворенность браком супругов.
Потоцкая Марина Михайловна

Научный руководитель
Горегляд И. В.
Брест, 2012
Содержание:
Введение………………………………………………………………………………………
Глава 1. Брак как форма межличностных гендерных отношений.…………………
1.1 Брак и семья…………………………………….………………………………………
1.2 Супружеские отношения ……………………………………………………………
1.3 Гендерные стереотипы как основа функционально-ролевой структуры семьи…
1.3.1 Гендерные стереотипы…………………………………………………
1.3.2 Ролевая структура семьи и типы семей.…………………………………………
Глава 2. Удовлетворенность браком как индикатор функционирования семейных отношений……………………………………………………………………………………
2.1 Определение понятия «удовлетворенность браком » и ее роль в успешности брака……………………………………………………………………………………………
2.2 Факторы, влияющие на степень удовлетворенности браком……………………
Глава 3. Эмпирическое изучение влияния распределения семейных ролей между супругами на уровень удовлетворенности браком……………………………………
3.1 Организация и методология исследования…………………………………………
3.2 Описание методик……………………………………………………………………
3.3 Анализ результатов методик…………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Список источников…………………………………………………………………
Приложение А Методика определения особенностей распределения ролей в семье (Ю. Е. Алешина, Л.Я. Гозман) ………………….…………………………………
Приложение Б Тест на удовлетворенность браком (Авторы опросника — В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко)…………………………………………………

Введение.

В реалиях XXI века особо остро стоят вопросы изучения специфики супружеского взаимодействия, отношения супругов к различным сторонам семейной жизни, представлений супругов о желаемом распределении ролей в семье, а также их представлений о своей семье в целом. Основанием для постановки данной проблемы является, отмечаемый многими учеными и исследователями, кризис современной семьи. Многие молодые люди боятся вступать в брак из-за противоречивых представлений о семейной жизни и отношениях между супругами; у семейных пар часто отмечается искажение образа семьи и образа супруга, в результате чего формируются "семейные мифы", что отрицательным образом сказывается на характере супружеского взаимодействия и жизнедеятельности семьи в целом. В современной семье супружеские, родительские и другие социально важные роли с поразительной быстротой меняются, наполняясь новым содержанием, что актуализирует исследовательский интерес к их изучению. Таким образом, на сегодняшний день в условиях трансформации общества назрела объективная необходимость изучения семьи и семейных отношений как теоретической базы для оказания психологической помощи семье.
Цель работы: проанализировать степень удовлетворенности браком в семьях разного типа.
Гипотеза: наибольшая удовлетворенность браком складывается в эгалитарных семьях.
Объект исследования: семья и ее внутрисемейные отношения.
Предмет: удовлетворенность браком супругов в семьях разного типа.
Задачи исследования:

  1. изучение и анализ специальной психолого-педагогической литературы по проблеме;
  2. рассмотреть брак как форму межличностных гендерных отношений;
  3. определить место гендерных стереотипов в функционально-ролевой структуре семьи и рассмотреть типы семей;
  4. рассмотреть значение удовлетворенности браком супругов в функционировании семейных отношений;
  5. осуществить качественный и количественный анализ данных.

База исследования: в данной работе исследовались 20 семейных пар.
Методы исследования:

  1. Изучение и анализ специальной литературы.
  2. Методика определения особенностей распределения ролей в семье (Ю. Е. Алешина, Л.Я. Гозман) – для определения типа семьи.
  3. Тест на удовлетворенность браком (Авторы опросника — В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко) - для определения психологического благополучия в семье.

Глава 1. Брак как форма межличностных гендерных отношений

1.1 Брак и семья.

В житейских представлениях, да и в специальной литературе по­нятие «семья» часто отождествляется с понятием «брак». На самом деле эти понятия, по сути, имеющие общее «бытовое» значение, не являются синонима­ми.
Брак – это исторически сложившиеся разнообразные механизмы социального регулирования (табу, обычай, религия, право, мораль) сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленного на поддержание непрерывности жизни (С.И.Голод, А.А.Клецин).
Цель брака заключается в создании семьи и рождении детей, поэтому брак устанавливает супружеские и родительские права и обязанности.
Из выше изложенного нам становиться ясным, если мужчина и женщина желают жить вместе, вступать в половые отношения, иметь и воспитывать детей, владеть имуществом, то они должны вступить в брак, который регистрируется соответствующими государственными органами и в дальнейшем охраняется государством. 
Итак, брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.
Вступившие в брак мужчина и женщина уже образуют семью. Такая семья называется малосемейная. Только когда появятся дети, эту семью считают «нормальной», ибо потенциальная возможность мужчины и женщина иметь детей, продолжать род реализовалась.
В современной науке нет единого определения семьи, хотя по­пытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад ( Платон, Аристотель. Кант, Гегель и др.). Наиболее часто о семье говорят как об основной ячейке общества, которая непосредственно участвует в биологиче­ском и социальном воспроизводстве общества. В последние годы все чаще семью называют специфической малой социально-психологической группой, подчеркивая тем самым, что для нее ха­рактерна особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами, нравствен­ными нормами, традициями.
Итак, семья - это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общно­стью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Из этого определения следует, что внутри семьи различаются два основных вида отношений: супружество (брачные отношения между мужем и женой) и родство (родственные отношения родите­лей и детей, между детьми, родственниками).
Семья как своеобразная общность людей, как социальный ин­ститут влияет на все стороны общественной жизни, с ней прямо или косвенно связаны все социальные процессы. В то же время семья имеет относительную автономность от общественно-экономических отношений, выступая одним из самых традиционных и устой­чивых социальных институтов. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей (А.Г.Харчев).

1.2 Супружеские отношения

Для того чтобы вернуть супружество и все его коллизии в проблемное поле психологии необходимо выявить именно психологические его основания. Мы склонны рассматривать брак как форму гендерных межличностных взаимоотношений, обладающую свойствами системы и являющуюся способом удовлетворения человеком группы брачных потребностей. Соответственно к категории брачных потребностей мы относим: потребность в продолжении рода; потребность в любви; потребность в сексуальном удовлетворении; потребность в самоактуализации; потребность в материальном благополучии; потребность в присоединении; потребность одного супруга в подтверждении собственной уникальности со стороны другого. Анализируя брак как систему взаимоотношений, мы начинаем оперировать психологическими понятиями. Осмысливая хитросплетения супружества, мы становимся перед необходимостью исследовать в нераздельном единстве все элементы отношений: состояние каждого из супругов, а также состояние объединяющих их системообразующих связей, то есть особенности брачных потребностей и содержание общения. [1;31-34]
Супружеские отношения возникают в результате официального оформления отношений любви, по крайней мере, в норме. Это подтверждает современная статистика мотивов вступления в брак. Под супружеством как формой межличностных взаимоотношений будем понимать совокупность социально регламентированных отношений между брачными партнерами. В странах с моногамной формой брака в супружеские отношения включены лишь два партнера, мужчина и женщина, причем их отношения предполагаются пожизненными, хотя не всегда дело обстоит именно так. Супружеские отношения являются частью семейных отношений, поэтому по содержанию, функциям, способам регулирования они значительно отличаются от отношений любви. С точки зрения общества функция супружества заключается в обеспечении общественного контроля над воспроизводством населения и сексуальным поведением. С точки зрения индивида брак является межличностным отношением, позволяющим удовлетворить потребность в эмоциональной привязанности, индивидуальной половой любви, потребности в продолжении рода, организации быта и досуга, моральной и эмоциональной поддержке. Поэтому есть основания рассматривать хозяйственно-бытовой эмоционально-сексуальный психологический и родительский союз мужчины и женщины. Причем значение супружества не в том, что лишь в его рамках возможно удовлетворение указанных потребностей, — они могут быть удовлетворены и вне брака. Значение супружества в том, что оно организует, стабилизирует, социально санкционирует удовлетворение этих потребностей. Исторические преобразования брака, в частности, выражаются в смене акцентов на тех или иных функциях брака. Так, для современного супружества наиболее важно удовлетворение психологических потребностей партнеров: потребностей в привязанности, любви, поддержке, эмоционально-сексуальном общении.
Полифункциональность супружеских отношений требует всестороннего включения личности, создает предпосылки для высокой избирательности при выборе партнера, придает супружеским отношениям исключительную глубину и интимность.
Уживаемость супругов зачастую облегчается за счет компенсирования несовместимости в одной сфере — другой, в которой есть совместимость. Как уже говорилось, функций семейно-брачных отношений несколько. Несовместимость в хозяйственно-бытовой сфере (область физического комфорта) может компенсироваться совместимостью сексуальной. В молодом возрасте так чаще всего и происходит, когда молодожены настолько подходят друг другу в эротических играх, в половом акте, что происходит сильное «зацикливание» на важности именно этой сферы совместной жизни. Другие сферы дают о себе знать позже, и тогда возможен разлад в отношениях. Отсутствие детей и неудовлетворенность детородных и воспитательных функций, духовная разобщенность, хозяйственно-бытовая неустроенность могут разрушить союз, основанный только на сексуальной совместимости. [2]
Таким образом супружеские отношения довольно таки многогранны, причем каждая грань имеет исключительное значение для благополучного функционирования семьи, для ровного и гармоничного взаимоотношения супругов.

1.3 Гендерные стереотипы как основа функционально-ролевой структуры семьи.

1.3.1 Гендерные стереотипы

Первичная гендерная социализация связана с процессом формирования первичной гендерной идентичности, т. е. в нашей культуре она связана с представлением о себе как личности определенного биологического пола. Эта социализация в большей степени связана с усвоением нормативных образцов гендерного проявления личности. С этими нормативными образцами часто связаны так называемые гендерные стереотипы. Гендерные стереотипы – это устойчивые, повторяющиеся, общепринятые представления (мнения) о месте и исполняемых ролях того или иного гендера в обществе, а также о личности людей той или иной гендерной идентичности.
Как и любые другие социальные стереотипы, они определяют процесс восприятия окружающих людей и оказывают влияние на активное конструирование социальной реальности с использованием заложенной в них информации.
Гендерные стереотипы можно объединить в три группы (И. С. Клёцина, 1998):
1. Стереотипы маскулинности/фемининности, предписывающие людям определенные мнения о соматических, психических и поведенческих качествах, характерных для мужчин и женщин.
2. Стереотипы семейных и профессиональных ролей, связанных с гендером.
3. Стереотипы, связанные с содержанием деятельности мужчин и женщин. [3;30]
Гендерные стереотипы выступают в качестве социальных норм – основных правил, определяющих допустимые гендерные репрезентации. Зачастую то, что мы называем гендерными ролями, есть не что иное как стереотипы – обобщенная информация о качествах, присущих тому или иному гендеру. Подчиняться этим стереотипам нас заставляют социально-психологические механизмы нормативного и информационного давления. Нормативное давление заключается в том, что мы стараемся соответствовать гендерным стереотипам, чтобы получить социальное одобрение и избежать социального неодобрения. Информационное давление заключается в том, что расширение наших знаний о себе и о мире часто связано не с собственным опытом, а с информацией, предоставляемой окружающими. Правильным мы часто считаем то, что считают правильным другие, и свое поведение мы склонны считать правильным, пока наблюдаем его у других членов референтной для нас группы.[4;54]

1.3.2 Ролевая структура семьи и типы семей.

Трансформация ролевых отношений в семье является важнейшей стороной современной перестройки брачно-семейных отношений. Неопределенность норм, регулирующих в настоящее время брачно-семейные, в том числе ролевые, отношения, ставит перед современной семьей ряд социально-психологических проблем. Важнейшими из них являются проблемы «выбора» каждой семьей способа ролевого взаимодействия и формирования отношения членов семьи к разным сторонам ролевого поведения в семье.
Процесс возникновения ролевой структуры семьи является одной из главных сторон ее становления как социальной и психологической общности, адаптации супругов друг к другу и выработки стиля семейной жизни. В условиях существования разных норм и образцов ролевого поведения этот процесс тесно связан с межличностными отношениями супругов и их установками. В настоящее время качество межличностных отношений супругов определяется прежде всего тем, как воспринимают их сами супруги, насколько благополучными и успешными они их считают. Однако до настоящего времени остается мало изученным вопрос, как воспринимают молодые люди свой создавшийся брак, и какое место занимают в этом их ролевые отношения.[5]. Каких-либо строгих правил или теоретического обоснования того, как необходимо выделять семейные роли, фактически не существует, скорее, есть определенная наиболее распространенная традиция выделения и описания следующих внутрисемейных ролей:
– материальное обеспечение семьи;
– хозяйка – хозяин;
– уход за маленькими детьми, воспитание детей более
старшего возраста;
– сексуальный партнер;
– организатор развлечений;
– обеспечение психологического комфорта;
– организация родственных связей.
Если раньше большинство семейных ролей связывалось с полом, то в последние десятилетия связь эта теряется, основанием для распределения ролей всё больше служат не социальные нормы и стереотипы, а интересы и предпочтения супругов. Разумеется, то, как идёт этот процесс, во многом зависит от социальных норм и стереотипов, которые сложились и поддерживаются различными традициями и установлениями.
Распределение ролей между супругами – далеко не единственная характеристика ролевой структуры семьи. Существует ряд других параметров, учёт которых может в принципе способствовать более полному описанию внутрисемейных отношений. Назовём и коротко опишем некоторые из них. Это степень идентификации человека с ролью, то есть насколько он считает, что за реализацию данной роли действительно несёт ответственность именно он (она); ролевая компетентность – то, насколько человек в принципе способен эффективно реализовать данную семейную роль; конфликтность роли, которая подразумевает противоречивость различных поведенческих паттернов, необходимых для эффективного исполнения роли, по крайней мере в сознании данного человека, феномен ролевой власти и т.д. [6;18].
Таким образом одной из важнейших характеристик современной семьи является её ролевая структура, отражающая, какие обязанности в семье выполняет каждый из супругов, насколько жёстко они связаны с полом, в какой степени определяются волей и желанием супругов, а в какой – традициями и другими внешними факторами. В зависимости от распределения ролей в семье между супругами различают несколько типов семей.
Так, традиционная семья – это семья, где за супругами в соответствии с их полом закреплены определённые роли – жена играет роль матери и хозяйки, муж в основном ответственен за материальное обеспечение семьи и сексуальные отношения.
Нетрадиционная — семья, в которой исключительное право на домашний труд закреплено за женщиной, хотя сохраняются традици­онные установки на мужское лидерство.
Эгалитарная семья - это семья равных. Для такой семьи характерно: а) занятие мужем и женой в рав­ной степени и домашним хозяйством, и профессиональной деятель­ностью, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем; б) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений; в) ролевая структура в семье не предполагает жесткого распределения ролей по половому признаку. Оба супруга в равной степени могут быть лидерами.
Надо сразу оговориться, что нельзя однозначно утверждать, что эгалитарная семья – «хорошо», а традиционная – «плохо», поскольку каждый данный тип семейных отношений характерен для определенного общества, рассматриваемой социальной группы и т.д. Так, с ростом среднего уровня образования возрастает и доля эгалитарных браков, но мощным фактором успешности супружеских отношений они становятся, прежде всего, для интеллигенции, людей с более высоким образовательным цензом. [7;5].
Проблема выбора, принятие семьей того или иного ролевого образца неотделима от формирования отношения членов семьи к этому образцу, к своей роли в семье и к выполнению ролей другими членами семьи. Как отечественные психологи, так и зарубежные исследователи указывают, что правила ролевого поведения и ролевого отношения в семье устанавливаются в процессе жизнедеятельности семьи, в тесной взаимосвязи с межличностными отношениями и общением членов семей.
Семейные роли должны создавать систему, которая приближалась бы к непротиворечивой и могла удовлетворить многие психологические потребности. Важно определить, насколько противоречивость семейных ролей разрушительна и в какой мере сама семья её регулирует, насколько мнение члена семьи о своей роли совпадает с представлением о ней других. [7;54].

Глава 2. Удовлетворенность браком как индикатор функционирования семейных отношений

2.1 Определение понятия «удовлетворенность браком » и ее роль в успешности брака.

Существуют различные показатели успешности брака; одним из них является субъективная удовлетворенность супругов браком, которая отражает отношение человека к собственному браку и является индикатором потребностей семейной системы [8].
Большинство специалистов определяют ее как внутреннюю субъективную оценку, отношение супругов к собственному браку. Наиболее полное определение именно удовлетворенности браком дает С. И. Голод: «Удовлетворенность браком, очевидно, складывается как результат адекватной реализации представления (образа) о семье, сложившегося в сознании человека под влиянием встреч с различными событиями, составляющими его опыт (действительный или символический) в данной сфере деятельности» (Голод С. И., 1984).
Нам так же известна следующая интерпретация понятия "удовлетворенность браком", отмеченная в исследовательской работе Шавлова А. В.: "супружеская удовлетворенность браком есть не что иное, как субъективное восприятие супругами сквозь призму социокультурных норм эффективности функционирования семьи в плане удовлетворения их индивидуальных потребностей".
Субъективная удовлетворенность браком, являясь эмоционально-оценочным отношением супругов к семье, далеко не всегда соответствует объективному уровню эффективности ее функционирования. Ее можно представить по аналогии с известной формулой У. Джемса, раскрывающей содержание самооценки личности как отношение реальных достижений к ожидаемым. Тогда субъективная удовлетворенность браком будет определяться как отношение реальности выполнения партнером своих обязательств к ожидаемым, а причинами низкого уровня субъективной удовлетворенности браком будут либо неудовлетворенность адекватных потребностей супругов, либо нереалистические, чрезмерно завышенные ожидания в отношении брака и партнера. В случае низкой субъективной удовлетворенности браком корректировать надо либо реальное ролевое поведение и межличностную коммуникацию, либо ожидания супругов, особенно если они неадекватно завышены.
Низкая субъективная удовлетворенность браком характеризуется разной степенью ее осознания. В случае осознанной неудовлетворенности браком супруг открыто заявляет о своем желании что-то изменить в супружеских отношениях, семейном укладе, распределении ролей, переживании чувства ненужности, обиды, несправедливости. Если неудовлетворенность браком недостаточно осознанна, существует в форме «тлеющей» неудовлетворенности, то жалобы выражаются в форме переживаний страхов, тревоги, неуверенности, чувства фрустрации.
Субъективная удовлетворенность браком может быть полной, когда супругов полностью устраивает сложившаяся модель семейной жизни и отсутствует желание что-либо изменить, и частичной, когда есть направленность на изменение каких-либо аспектов семейной ситуации. [9;109]
Удовлетворенность браком представляет собой стойкое эмоциональное явление — чувство, которое может проявляться как непосредственно в эмоциях, возникающих в различных ситуациях, так и в разнообразных мнениях, оценках, сравнениях [10].
Переживание чувства удовлетворенности/неудовлетворенности браком генерализуется на отношение к большинству сфер семейной жизни, формирует оценки тех или иных сфер жизни, приводя их к «общему знаменателю»: человек, не удовлетворенный браком, даже очевидно успешные аспекты семейной жизни может воспринимать как эмоционально негативные. И наоборот, удовлетворенный браком в целом человек сможет и в недостатках увидеть достоинства.
Удовлетворенность браком непосредственно влияет на устойчивость супружества — низкая удовлетворенность браком при незначительном влиянии других важных факторов приводит к распаду семьи [11].
Если рассматривать семью с позиций представлений о малой группе, можно применить к ней результаты исследований, полученных в социальной психологии: наиболее эффективно функционирующие группы возникают только при наличии удовлетворенности совместной деятельностью. Следовательно, наиболее эффективно осуществлять свои функции будут семьи, члены которых удовлетворены своими отношениями и выполняемой ими совместно деятельностью.
Таким образом, удовлетворенность браком играет большую роль в поддержании стабильности семьи, благоприятного эмоционального фона внутри семьи, влияет на построение детско-родительских отношений.

2.2 Факторы, влияющие на степень удовлетворенности браком.

К факторам, влияющим на степень субъективной удовлетворенности браком, относятся:
1. стадия жизненного цикла семьи. Существует связь между стадией жизненного цикла семьи и степенью субъективной удовлетворенности браком: минимальная удовлетворенность браком наблюдается в семьях с детьми младенческого возраста, максимальная — до рождения детей. Субъективная удовлетворенность браком снижается в переходные периоды жизненного цикла семьи и в семьях с маленькими детьми.
2. супружеский стаж. Изучение зависимости субъективной удовлетворенности браком от стажа супружеской жизни обнаружило сложную нелинейную зависимость. По данным исследования X. Фелдман, Г. Спаниел и др., динамика изменения степени субъективной удовлетворенности браком может быть отображена с помощью U-образной кривой. На начальных стадиях супружества удовлетворенность достаточно высока, на средних — резко падает, а на стадии 18—20 лет вновь растет. Возможными причинами возрастания удовлетворенности браком на поздних стадиях супружества являются «когортный эффект», возрастно-психологические особенности супругов, расширение сфер самовыражения родителей после завершения выполнения функции воспитания детей, проявлящееся в реализации внесемейных карьер — в профессиональной, социальной деятельности, увлечениях, хобби, — на что раньше времени у супругов просто не хватало. «Когортный эффект», в частности, состоит в том, что к моменту изучения степени удовлетворенности браком выборка пожилых пар качественно изменяется — дисгармоничные семьи распадаются, удельный вес гармоничных в выборке увеличивается. Такие возрастно-психологические особенности пожилых людей, как социальная конформность и стремление к социально-желательным оценкам своей жизни («жизнь прожили хорошо»), актуализация защитных механизмов (рационализация — «если мы прожили столько лет, значит, мы были хорошей семьей», вытеснение, отрицание и др.), отрицание самой возможности развода в преклонном возрасте, обусловливают тенденцию восприятия пожилыми людьми своего брака успешным. Кроме того, страх одиночества в пожилом возрасте заставляет более внимательно и терпимо относиться к партнеру, ориентироваться на него, что объясняет большую близость и умение разрешать возникающие проблемы более эффективно, чем раньше.
3. сходство ценностей у супругов. Ценностное единство оказывается значимым фактором для субъективной удовлетворенности браком лишь при условии длительного семейного стажа — более 25 лет.
4. пол. Тендерные различия проявляются в более высокой степени удовлетворенности браком у мужчин, чем у женщин.
5. наличие в семье детей. Наличие детей в семье положительно влияет на степень субъективной удовлетворенности браком. Исследование влияния ухода взрослых детей из семьи на удовлетворенность браком показало, что «синдром пустых гнезд», проявляющийся в эмоционально-негативном паттерне переживания «утраты смысла жизни», наблюдается лишь в том случае, когда прекращение выполнения воспитательной функции порождает жизненную пустоту (родители не работают, нет значимых интересов, низкий уровень образования), супруги давно далеки друг от друга и не имеют общих «точек соприкосновения» и интересов, а отношения взрослых детей и родителей дистантны или конфликтны. Известно также, что исполнение матерями ролей бабушек в семьях взрослых детей значительно повышает уровень их субъективной удовлетворенности браком. Родительство уменьшает вероятность возникновения депрессии и ее выраженность, снижает уровень заболеваемости и смертности.
6. трудовая занятость. Важным фактором субъективной удовлетворенности браком является трудовая занятость жены. Обнаружено, что работающие женщины в том случае, когда мотивация профессиональной деятельности выходит за пределы чисто утилитарно-прагматической, обнаруживают более высокий уровень субъективной удовлетворенности браком, чем неработающие жены-домохозяйки. Причины этого феномена исследователи усматривают в удовлетворении мотива самореализации в профессиональной деятельности, повышающей уровень самоуважения и самопринятия женщин, и в возможности получить эмоциональную поддержку у коллег по работе, развернуть широкую сеть социальной поддержки и помощи.
7. стратегии совладающего поведения (копинга), используемые супругами при решении семейных проблем. Было показано, что позитивный подход, направленный на конструктивное разрешение проблем, и переговоры повышают уровень субъективной удовлетворенности браком, в то время как другие формы копинга — конфронтация, уход, избегание, настаивание на своих интересах, конфликт, подчинение и селективное игнорирование — приводят к снижению степени удовлетворенности браком.
8. характер профессиональной деятельности женщины, обеспечивающий для нее «независимую» от семьи сферу самовыражения и дружеского общения, повышает уровень удовлетворенности браком у обоих супругов. [12;109]
9. удовлетворенность работой. В исследовании, проведенном под руководством Н. Г. Юркевич, была обнаружена зависимость между удовлетворенностью браком и удовлетворенностью работой. В выборке женщин, оценивающих свои браки как счастливые, 44% считают, что работа их вполне устраивает, и только 14% — что их «работа не устраивает совершенно» или «скорее не устраивает, чем устраивает». Наблюдения Г. Навайтиса показали, что у мужчин существуют до­статочно сложные взаимосвязи между успехами на работе и семейны­ми отношениями: нестабильность последних появляется как при их профессиональных (и, соответственно, финансовых) неудачах, так и при резком улучшении финансового состояния (Навайтис Г., 1999).
10. мотивы вступления в брак. Обнаружена связь между удовлетворенностью браком и мотивами вступления в брак: в счастливых браках основным мотивом замужества у 75% женщин и женитьбы у 63% мужчин была любовь, у 14% и 18 % мужчин — симпатия; одним из мотивов вступления в брак отме­чалось также стремление избавиться от одиночества.
11. срок предбрачного ухаживания. Удовлетворенность браком некоторые исследователи связывают также со сроком предбрачного ухаживания. Так, Г. Навайтис указывает на проблемные брачные союзы, сформи­ровавшиеся как при кратковременном знакомстве, так и при длитель­ном (около пяти лет).
12. сексуальная удовлетворенность супругов. С. И. Голод указывает на взаимосвязь удовлетворенности браком и мерой сексуальной удовлетворенности супругов: среди супругов, от­мечавших безразличие или неудовлетворенность сексуальными отно­шениями, лишь 8,2% были максимально удовлетворены браком. [13;87]
13. формирование образа счастливого замужества. По результатам исследования О.А.Добрыниной, образ счастливого брака у мужчин формируется в первую очередь через призму психологических, сексуальных компонентов супружества, у женщин — через бытовую, рекреативную, сексуальную и психологическую подструктуры супружества.
14.  комплементарность супругов — максимальная удовлетворенность браком в комплементарных и частично комплементарных браках.
15. Существует определенная зависимость между удовлетворенностью браком и разделением домашнего труда. С того момента, когда внедомашний оплачиваемый труд женщины превратился из вынужденной необходимости в массовое общественно одобряемое явление, стали изменяться традиционные внутрисемейные отношения. Предполагалось, что если женщина взяла на себя выполнение функций по материальному обеспечению семьи, то мужчина возьмет на себя функции, связанные с домашним хозяйством. То есть и мужские, и женские обязанности не будут жестко привязаны к полу, а будут выполняться супругами поровну. В реальности же ситуация сложилась такая, что помимо работы все домашние обязанности так и остались на плечах женщин, возникла ситуация так называемой «двойной загруженности» и как результат «синдром хронической усталости». У мужчин же ситуация сложилась следующим образом: в связи с тем, что все более возрастает лидерство женщин в семье, мужчины не соответствуют навязываемому гендерными стереотипами «главе семьи», что неизбежно ведет к снижению самооценки и возрастанию неудовлетворенности браком.
Одной из попыток систематизировать полученные в разных исследованиях факторы удовлетворенности браком можно назвать работу Т.А.Гурко, где были выделены четыре группы таких факторов, как:
1) характеристики внесемейной сферы жизнедеятельности супругов — профессиональная сфера, взаимоотношения супругов с ближайшим социальным окружением и т.д.;
2) установки и поведение супругов в основных сферах семейной жизнедеятельности — распределение хозяйственно-бытовых обязанностей и совпадение установок в этой сфере семейной жизни, организация досуга;
3) характеристики межсупружеских отношений — эмоционально-нравственные ценности (чувство любви и уважения к партнеру, общие взгляды и интересы, супружеская верность и т.д.).
4) социально-демографические и экономические характеристики семьи. Жилищные условия (размер и комфортность жилища), семейный бюджет (размер и способ распределения), возраст супругов и разница в возрасте, образование и род занятий супругов, количество и возраст детей. Конечно, можно предположить положительное влияние на брак: хороших материальных условий, примерного равенства возрастов супругов, высшего образования супругов и т.п. Однако влияние обратных значений этих характеристик не столь определенно, так как социальные особенности семьи обусловливают ее благополучие не прямо, а, преломляясь, через внутренние условия, и компенсируются за счет супружеской совместимости и согласия, силы супружеских чувств, высокой культуры отношений и т.п.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.