На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика семейных взаимоотношений Влияние распределения супружеских обязанностей в современных семьях на удовлетворенность браком супругов
Влияние распределения супружеских обязанностей в современных семьях на удовлетворенность браком супругов
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика семейных взаимоотношений
Индекс материала
Влияние распределения супружеских обязанностей в современных семьях на удовлетворенность браком супругов
Глава 3. Эмпирическое изучение влияния распределения семейных ролей между супругами на уровень удовлетворенности браком.
Все страницы

Министерство образования Республики Беларусь
Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина
Кафедра психологии
Влияние распределения супружеских обязанностей в современных семьях на удовлетворенность браком супругов.
Потоцкая Марина Михайловна

Научный руководитель
Горегляд И. В.
Брест, 2012
Содержание:
Введение………………………………………………………………………………………
Глава 1. Брак как форма межличностных гендерных отношений.…………………
1.1 Брак и семья…………………………………….………………………………………
1.2 Супружеские отношения ……………………………………………………………
1.3 Гендерные стереотипы как основа функционально-ролевой структуры семьи…
1.3.1 Гендерные стереотипы…………………………………………………
1.3.2 Ролевая структура семьи и типы семей.…………………………………………
Глава 2. Удовлетворенность браком как индикатор функционирования семейных отношений……………………………………………………………………………………
2.1 Определение понятия «удовлетворенность браком » и ее роль в успешности брака……………………………………………………………………………………………
2.2 Факторы, влияющие на степень удовлетворенности браком……………………
Глава 3. Эмпирическое изучение влияния распределения семейных ролей между супругами на уровень удовлетворенности браком……………………………………
3.1 Организация и методология исследования…………………………………………
3.2 Описание методик……………………………………………………………………
3.3 Анализ результатов методик…………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Список источников…………………………………………………………………
Приложение А Методика определения особенностей распределения ролей в семье (Ю. Е. Алешина, Л.Я. Гозман) ………………….…………………………………
Приложение Б Тест на удовлетворенность браком (Авторы опросника — В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко)…………………………………………………

Введение.

В реалиях XXI века особо остро стоят вопросы изучения специфики супружеского взаимодействия, отношения супругов к различным сторонам семейной жизни, представлений супругов о желаемом распределении ролей в семье, а также их представлений о своей семье в целом. Основанием для постановки данной проблемы является, отмечаемый многими учеными и исследователями, кризис современной семьи. Многие молодые люди боятся вступать в брак из-за противоречивых представлений о семейной жизни и отношениях между супругами; у семейных пар часто отмечается искажение образа семьи и образа супруга, в результате чего формируются "семейные мифы", что отрицательным образом сказывается на характере супружеского взаимодействия и жизнедеятельности семьи в целом. В современной семье супружеские, родительские и другие социально важные роли с поразительной быстротой меняются, наполняясь новым содержанием, что актуализирует исследовательский интерес к их изучению. Таким образом, на сегодняшний день в условиях трансформации общества назрела объективная необходимость изучения семьи и семейных отношений как теоретической базы для оказания психологической помощи семье.
Цель работы: проанализировать степень удовлетворенности браком в семьях разного типа.
Гипотеза: наибольшая удовлетворенность браком складывается в эгалитарных семьях.
Объект исследования: семья и ее внутрисемейные отношения.
Предмет: удовлетворенность браком супругов в семьях разного типа.
Задачи исследования:

  1. изучение и анализ специальной психолого-педагогической литературы по проблеме;
  2. рассмотреть брак как форму межличностных гендерных отношений;
  3. определить место гендерных стереотипов в функционально-ролевой структуре семьи и рассмотреть типы семей;
  4. рассмотреть значение удовлетворенности браком супругов в функционировании семейных отношений;
  5. осуществить качественный и количественный анализ данных.

База исследования: в данной работе исследовались 20 семейных пар.
Методы исследования:

  1. Изучение и анализ специальной литературы.
  2. Методика определения особенностей распределения ролей в семье (Ю. Е. Алешина, Л.Я. Гозман) – для определения типа семьи.
  3. Тест на удовлетворенность браком (Авторы опросника — В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко) - для определения психологического благополучия в семье.

Глава 1. Брак как форма межличностных гендерных отношений

1.1 Брак и семья.

В житейских представлениях, да и в специальной литературе по­нятие «семья» часто отождествляется с понятием «брак». На самом деле эти понятия, по сути, имеющие общее «бытовое» значение, не являются синонима­ми.
Брак – это исторически сложившиеся разнообразные механизмы социального регулирования (табу, обычай, религия, право, мораль) сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленного на поддержание непрерывности жизни (С.И.Голод, А.А.Клецин).
Цель брака заключается в создании семьи и рождении детей, поэтому брак устанавливает супружеские и родительские права и обязанности.
Из выше изложенного нам становиться ясным, если мужчина и женщина желают жить вместе, вступать в половые отношения, иметь и воспитывать детей, владеть имуществом, то они должны вступить в брак, который регистрируется соответствующими государственными органами и в дальнейшем охраняется государством. 
Итак, брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.
Вступившие в брак мужчина и женщина уже образуют семью. Такая семья называется малосемейная. Только когда появятся дети, эту семью считают «нормальной», ибо потенциальная возможность мужчины и женщина иметь детей, продолжать род реализовалась.
В современной науке нет единого определения семьи, хотя по­пытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад ( Платон, Аристотель. Кант, Гегель и др.). Наиболее часто о семье говорят как об основной ячейке общества, которая непосредственно участвует в биологиче­ском и социальном воспроизводстве общества. В последние годы все чаще семью называют специфической малой социально-психологической группой, подчеркивая тем самым, что для нее ха­рактерна особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами, нравствен­ными нормами, традициями.
Итак, семья - это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общно­стью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Из этого определения следует, что внутри семьи различаются два основных вида отношений: супружество (брачные отношения между мужем и женой) и родство (родственные отношения родите­лей и детей, между детьми, родственниками).
Семья как своеобразная общность людей, как социальный ин­ститут влияет на все стороны общественной жизни, с ней прямо или косвенно связаны все социальные процессы. В то же время семья имеет относительную автономность от общественно-экономических отношений, выступая одним из самых традиционных и устой­чивых социальных институтов. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей (А.Г.Харчев).

1.2 Супружеские отношения

Для того чтобы вернуть супружество и все его коллизии в проблемное поле психологии необходимо выявить именно психологические его основания. Мы склонны рассматривать брак как форму гендерных межличностных взаимоотношений, обладающую свойствами системы и являющуюся способом удовлетворения человеком группы брачных потребностей. Соответственно к категории брачных потребностей мы относим: потребность в продолжении рода; потребность в любви; потребность в сексуальном удовлетворении; потребность в самоактуализации; потребность в материальном благополучии; потребность в присоединении; потребность одного супруга в подтверждении собственной уникальности со стороны другого. Анализируя брак как систему взаимоотношений, мы начинаем оперировать психологическими понятиями. Осмысливая хитросплетения супружества, мы становимся перед необходимостью исследовать в нераздельном единстве все элементы отношений: состояние каждого из супругов, а также состояние объединяющих их системообразующих связей, то есть особенности брачных потребностей и содержание общения. [1;31-34]
Супружеские отношения возникают в результате официального оформления отношений любви, по крайней мере, в норме. Это подтверждает современная статистика мотивов вступления в брак. Под супружеством как формой межличностных взаимоотношений будем понимать совокупность социально регламентированных отношений между брачными партнерами. В странах с моногамной формой брака в супружеские отношения включены лишь два партнера, мужчина и женщина, причем их отношения предполагаются пожизненными, хотя не всегда дело обстоит именно так. Супружеские отношения являются частью семейных отношений, поэтому по содержанию, функциям, способам регулирования они значительно отличаются от отношений любви. С точки зрения общества функция супружества заключается в обеспечении общественного контроля над воспроизводством населения и сексуальным поведением. С точки зрения индивида брак является межличностным отношением, позволяющим удовлетворить потребность в эмоциональной привязанности, индивидуальной половой любви, потребности в продолжении рода, организации быта и досуга, моральной и эмоциональной поддержке. Поэтому есть основания рассматривать хозяйственно-бытовой эмоционально-сексуальный психологический и родительский союз мужчины и женщины. Причем значение супружества не в том, что лишь в его рамках возможно удовлетворение указанных потребностей, — они могут быть удовлетворены и вне брака. Значение супружества в том, что оно организует, стабилизирует, социально санкционирует удовлетворение этих потребностей. Исторические преобразования брака, в частности, выражаются в смене акцентов на тех или иных функциях брака. Так, для современного супружества наиболее важно удовлетворение психологических потребностей партнеров: потребностей в привязанности, любви, поддержке, эмоционально-сексуальном общении.
Полифункциональность супружеских отношений требует всестороннего включения личности, создает предпосылки для высокой избирательности при выборе партнера, придает супружеским отношениям исключительную глубину и интимность.
Уживаемость супругов зачастую облегчается за счет компенсирования несовместимости в одной сфере — другой, в которой есть совместимость. Как уже говорилось, функций семейно-брачных отношений несколько. Несовместимость в хозяйственно-бытовой сфере (область физического комфорта) может компенсироваться совместимостью сексуальной. В молодом возрасте так чаще всего и происходит, когда молодожены настолько подходят друг другу в эротических играх, в половом акте, что происходит сильное «зацикливание» на важности именно этой сферы совместной жизни. Другие сферы дают о себе знать позже, и тогда возможен разлад в отношениях. Отсутствие детей и неудовлетворенность детородных и воспитательных функций, духовная разобщенность, хозяйственно-бытовая неустроенность могут разрушить союз, основанный только на сексуальной совместимости. [2]
Таким образом супружеские отношения довольно таки многогранны, причем каждая грань имеет исключительное значение для благополучного функционирования семьи, для ровного и гармоничного взаимоотношения супругов.

1.3 Гендерные стереотипы как основа функционально-ролевой структуры семьи.

1.3.1 Гендерные стереотипы

Первичная гендерная социализация связана с процессом формирования первичной гендерной идентичности, т. е. в нашей культуре она связана с представлением о себе как личности определенного биологического пола. Эта социализация в большей степени связана с усвоением нормативных образцов гендерного проявления личности. С этими нормативными образцами часто связаны так называемые гендерные стереотипы. Гендерные стереотипы – это устойчивые, повторяющиеся, общепринятые представления (мнения) о месте и исполняемых ролях того или иного гендера в обществе, а также о личности людей той или иной гендерной идентичности.
Как и любые другие социальные стереотипы, они определяют процесс восприятия окружающих людей и оказывают влияние на активное конструирование социальной реальности с использованием заложенной в них информации.
Гендерные стереотипы можно объединить в три группы (И. С. Клёцина, 1998):
1. Стереотипы маскулинности/фемининности, предписывающие людям определенные мнения о соматических, психических и поведенческих качествах, характерных для мужчин и женщин.
2. Стереотипы семейных и профессиональных ролей, связанных с гендером.
3. Стереотипы, связанные с содержанием деятельности мужчин и женщин. [3;30]
Гендерные стереотипы выступают в качестве социальных норм – основных правил, определяющих допустимые гендерные репрезентации. Зачастую то, что мы называем гендерными ролями, есть не что иное как стереотипы – обобщенная информация о качествах, присущих тому или иному гендеру. Подчиняться этим стереотипам нас заставляют социально-психологические механизмы нормативного и информационного давления. Нормативное давление заключается в том, что мы стараемся соответствовать гендерным стереотипам, чтобы получить социальное одобрение и избежать социального неодобрения. Информационное давление заключается в том, что расширение наших знаний о себе и о мире часто связано не с собственным опытом, а с информацией, предоставляемой окружающими. Правильным мы часто считаем то, что считают правильным другие, и свое поведение мы склонны считать правильным, пока наблюдаем его у других членов референтной для нас группы.[4;54]

1.3.2 Ролевая структура семьи и типы семей.

Трансформация ролевых отношений в семье является важнейшей стороной современной перестройки брачно-семейных отношений. Неопределенность норм, регулирующих в настоящее время брачно-семейные, в том числе ролевые, отношения, ставит перед современной семьей ряд социально-психологических проблем. Важнейшими из них являются проблемы «выбора» каждой семьей способа ролевого взаимодействия и формирования отношения членов семьи к разным сторонам ролевого поведения в семье.
Процесс возникновения ролевой структуры семьи является одной из главных сторон ее становления как социальной и психологической общности, адаптации супругов друг к другу и выработки стиля семейной жизни. В условиях существования разных норм и образцов ролевого поведения этот процесс тесно связан с межличностными отношениями супругов и их установками. В настоящее время качество межличностных отношений супругов определяется прежде всего тем, как воспринимают их сами супруги, насколько благополучными и успешными они их считают. Однако до настоящего времени остается мало изученным вопрос, как воспринимают молодые люди свой создавшийся брак, и какое место занимают в этом их ролевые отношения.[5]. Каких-либо строгих правил или теоретического обоснования того, как необходимо выделять семейные роли, фактически не существует, скорее, есть определенная наиболее распространенная традиция выделения и описания следующих внутрисемейных ролей:
– материальное обеспечение семьи;
– хозяйка – хозяин;
– уход за маленькими детьми, воспитание детей более
старшего возраста;
– сексуальный партнер;
– организатор развлечений;
– обеспечение психологического комфорта;
– организация родственных связей.
Если раньше большинство семейных ролей связывалось с полом, то в последние десятилетия связь эта теряется, основанием для распределения ролей всё больше служат не социальные нормы и стереотипы, а интересы и предпочтения супругов. Разумеется, то, как идёт этот процесс, во многом зависит от социальных норм и стереотипов, которые сложились и поддерживаются различными традициями и установлениями.
Распределение ролей между супругами – далеко не единственная характеристика ролевой структуры семьи. Существует ряд других параметров, учёт которых может в принципе способствовать более полному описанию внутрисемейных отношений. Назовём и коротко опишем некоторые из них. Это степень идентификации человека с ролью, то есть насколько он считает, что за реализацию данной роли действительно несёт ответственность именно он (она); ролевая компетентность – то, насколько человек в принципе способен эффективно реализовать данную семейную роль; конфликтность роли, которая подразумевает противоречивость различных поведенческих паттернов, необходимых для эффективного исполнения роли, по крайней мере в сознании данного человека, феномен ролевой власти и т.д. [6;18].
Таким образом одной из важнейших характеристик современной семьи является её ролевая структура, отражающая, какие обязанности в семье выполняет каждый из супругов, насколько жёстко они связаны с полом, в какой степени определяются волей и желанием супругов, а в какой – традициями и другими внешними факторами. В зависимости от распределения ролей в семье между супругами различают несколько типов семей.
Так, традиционная семья – это семья, где за супругами в соответствии с их полом закреплены определённые роли – жена играет роль матери и хозяйки, муж в основном ответственен за материальное обеспечение семьи и сексуальные отношения.
Нетрадиционная — семья, в которой исключительное право на домашний труд закреплено за женщиной, хотя сохраняются традици­онные установки на мужское лидерство.
Эгалитарная семья - это семья равных. Для такой семьи характерно: а) занятие мужем и женой в рав­ной степени и домашним хозяйством, и профессиональной деятель­ностью, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем; б) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений; в) ролевая структура в семье не предполагает жесткого распределения ролей по половому признаку. Оба супруга в равной степени могут быть лидерами.
Надо сразу оговориться, что нельзя однозначно утверждать, что эгалитарная семья – «хорошо», а традиционная – «плохо», поскольку каждый данный тип семейных отношений характерен для определенного общества, рассматриваемой социальной группы и т.д. Так, с ростом среднего уровня образования возрастает и доля эгалитарных браков, но мощным фактором успешности супружеских отношений они становятся, прежде всего, для интеллигенции, людей с более высоким образовательным цензом. [7;5].
Проблема выбора, принятие семьей того или иного ролевого образца неотделима от формирования отношения членов семьи к этому образцу, к своей роли в семье и к выполнению ролей другими членами семьи. Как отечественные психологи, так и зарубежные исследователи указывают, что правила ролевого поведения и ролевого отношения в семье устанавливаются в процессе жизнедеятельности семьи, в тесной взаимосвязи с межличностными отношениями и общением членов семей.
Семейные роли должны создавать систему, которая приближалась бы к непротиворечивой и могла удовлетворить многие психологические потребности. Важно определить, насколько противоречивость семейных ролей разрушительна и в какой мере сама семья её регулирует, насколько мнение члена семьи о своей роли совпадает с представлением о ней других. [7;54].

Глава 2. Удовлетворенность браком как индикатор функционирования семейных отношений

2.1 Определение понятия «удовлетворенность браком » и ее роль в успешности брака.

Существуют различные показатели успешности брака; одним из них является субъективная удовлетворенность супругов браком, которая отражает отношение человека к собственному браку и является индикатором потребностей семейной системы [8].
Большинство специалистов определяют ее как внутреннюю субъективную оценку, отношение супругов к собственному браку. Наиболее полное определение именно удовлетворенности браком дает С. И. Голод: «Удовлетворенность браком, очевидно, складывается как результат адекватной реализации представления (образа) о семье, сложившегося в сознании человека под влиянием встреч с различными событиями, составляющими его опыт (действительный или символический) в данной сфере деятельности» (Голод С. И., 1984).
Нам так же известна следующая интерпретация понятия "удовлетворенность браком", отмеченная в исследовательской работе Шавлова А. В.: "супружеская удовлетворенность браком есть не что иное, как субъективное восприятие супругами сквозь призму социокультурных норм эффективности функционирования семьи в плане удовлетворения их индивидуальных потребностей".
Субъективная удовлетворенность браком, являясь эмоционально-оценочным отношением супругов к семье, далеко не всегда соответствует объективному уровню эффективности ее функционирования. Ее можно представить по аналогии с известной формулой У. Джемса, раскрывающей содержание самооценки личности как отношение реальных достижений к ожидаемым. Тогда субъективная удовлетворенность браком будет определяться как отношение реальности выполнения партнером своих обязательств к ожидаемым, а причинами низкого уровня субъективной удовлетворенности браком будут либо неудовлетворенность адекватных потребностей супругов, либо нереалистические, чрезмерно завышенные ожидания в отношении брака и партнера. В случае низкой субъективной удовлетворенности браком корректировать надо либо реальное ролевое поведение и межличностную коммуникацию, либо ожидания супругов, особенно если они неадекватно завышены.
Низкая субъективная удовлетворенность браком характеризуется разной степенью ее осознания. В случае осознанной неудовлетворенности браком супруг открыто заявляет о своем желании что-то изменить в супружеских отношениях, семейном укладе, распределении ролей, переживании чувства ненужности, обиды, несправедливости. Если неудовлетворенность браком недостаточно осознанна, существует в форме «тлеющей» неудовлетворенности, то жалобы выражаются в форме переживаний страхов, тревоги, неуверенности, чувства фрустрации.
Субъективная удовлетворенность браком может быть полной, когда супругов полностью устраивает сложившаяся модель семейной жизни и отсутствует желание что-либо изменить, и частичной, когда есть направленность на изменение каких-либо аспектов семейной ситуации. [9;109]
Удовлетворенность браком представляет собой стойкое эмоциональное явление — чувство, которое может проявляться как непосредственно в эмоциях, возникающих в различных ситуациях, так и в разнообразных мнениях, оценках, сравнениях [10].
Переживание чувства удовлетворенности/неудовлетворенности браком генерализуется на отношение к большинству сфер семейной жизни, формирует оценки тех или иных сфер жизни, приводя их к «общему знаменателю»: человек, не удовлетворенный браком, даже очевидно успешные аспекты семейной жизни может воспринимать как эмоционально негативные. И наоборот, удовлетворенный браком в целом человек сможет и в недостатках увидеть достоинства.
Удовлетворенность браком непосредственно влияет на устойчивость супружества — низкая удовлетворенность браком при незначительном влиянии других важных факторов приводит к распаду семьи [11].
Если рассматривать семью с позиций представлений о малой группе, можно применить к ней результаты исследований, полученных в социальной психологии: наиболее эффективно функционирующие группы возникают только при наличии удовлетворенности совместной деятельностью. Следовательно, наиболее эффективно осуществлять свои функции будут семьи, члены которых удовлетворены своими отношениями и выполняемой ими совместно деятельностью.
Таким образом, удовлетворенность браком играет большую роль в поддержании стабильности семьи, благоприятного эмоционального фона внутри семьи, влияет на построение детско-родительских отношений.

2.2 Факторы, влияющие на степень удовлетворенности браком.

К факторам, влияющим на степень субъективной удовлетворенности браком, относятся:
1. стадия жизненного цикла семьи. Существует связь между стадией жизненного цикла семьи и степенью субъективной удовлетворенности браком: минимальная удовлетворенность браком наблюдается в семьях с детьми младенческого возраста, максимальная — до рождения детей. Субъективная удовлетворенность браком снижается в переходные периоды жизненного цикла семьи и в семьях с маленькими детьми.
2. супружеский стаж. Изучение зависимости субъективной удовлетворенности браком от стажа супружеской жизни обнаружило сложную нелинейную зависимость. По данным исследования X. Фелдман, Г. Спаниел и др., динамика изменения степени субъективной удовлетворенности браком может быть отображена с помощью U-образной кривой. На начальных стадиях супружества удовлетворенность достаточно высока, на средних — резко падает, а на стадии 18—20 лет вновь растет. Возможными причинами возрастания удовлетворенности браком на поздних стадиях супружества являются «когортный эффект», возрастно-психологические особенности супругов, расширение сфер самовыражения родителей после завершения выполнения функции воспитания детей, проявлящееся в реализации внесемейных карьер — в профессиональной, социальной деятельности, увлечениях, хобби, — на что раньше времени у супругов просто не хватало. «Когортный эффект», в частности, состоит в том, что к моменту изучения степени удовлетворенности браком выборка пожилых пар качественно изменяется — дисгармоничные семьи распадаются, удельный вес гармоничных в выборке увеличивается. Такие возрастно-психологические особенности пожилых людей, как социальная конформность и стремление к социально-желательным оценкам своей жизни («жизнь прожили хорошо»), актуализация защитных механизмов (рационализация — «если мы прожили столько лет, значит, мы были хорошей семьей», вытеснение, отрицание и др.), отрицание самой возможности развода в преклонном возрасте, обусловливают тенденцию восприятия пожилыми людьми своего брака успешным. Кроме того, страх одиночества в пожилом возрасте заставляет более внимательно и терпимо относиться к партнеру, ориентироваться на него, что объясняет большую близость и умение разрешать возникающие проблемы более эффективно, чем раньше.
3. сходство ценностей у супругов. Ценностное единство оказывается значимым фактором для субъективной удовлетворенности браком лишь при условии длительного семейного стажа — более 25 лет.
4. пол. Тендерные различия проявляются в более высокой степени удовлетворенности браком у мужчин, чем у женщин.
5. наличие в семье детей. Наличие детей в семье положительно влияет на степень субъективной удовлетворенности браком. Исследование влияния ухода взрослых детей из семьи на удовлетворенность браком показало, что «синдром пустых гнезд», проявляющийся в эмоционально-негативном паттерне переживания «утраты смысла жизни», наблюдается лишь в том случае, когда прекращение выполнения воспитательной функции порождает жизненную пустоту (родители не работают, нет значимых интересов, низкий уровень образования), супруги давно далеки друг от друга и не имеют общих «точек соприкосновения» и интересов, а отношения взрослых детей и родителей дистантны или конфликтны. Известно также, что исполнение матерями ролей бабушек в семьях взрослых детей значительно повышает уровень их субъективной удовлетворенности браком. Родительство уменьшает вероятность возникновения депрессии и ее выраженность, снижает уровень заболеваемости и смертности.
6. трудовая занятость. Важным фактором субъективной удовлетворенности браком является трудовая занятость жены. Обнаружено, что работающие женщины в том случае, когда мотивация профессиональной деятельности выходит за пределы чисто утилитарно-прагматической, обнаруживают более высокий уровень субъективной удовлетворенности браком, чем неработающие жены-домохозяйки. Причины этого феномена исследователи усматривают в удовлетворении мотива самореализации в профессиональной деятельности, повышающей уровень самоуважения и самопринятия женщин, и в возможности получить эмоциональную поддержку у коллег по работе, развернуть широкую сеть социальной поддержки и помощи.
7. стратегии совладающего поведения (копинга), используемые супругами при решении семейных проблем. Было показано, что позитивный подход, направленный на конструктивное разрешение проблем, и переговоры повышают уровень субъективной удовлетворенности браком, в то время как другие формы копинга — конфронтация, уход, избегание, настаивание на своих интересах, конфликт, подчинение и селективное игнорирование — приводят к снижению степени удовлетворенности браком.
8. характер профессиональной деятельности женщины, обеспечивающий для нее «независимую» от семьи сферу самовыражения и дружеского общения, повышает уровень удовлетворенности браком у обоих супругов. [12;109]
9. удовлетворенность работой. В исследовании, проведенном под руководством Н. Г. Юркевич, была обнаружена зависимость между удовлетворенностью браком и удовлетворенностью работой. В выборке женщин, оценивающих свои браки как счастливые, 44% считают, что работа их вполне устраивает, и только 14% — что их «работа не устраивает совершенно» или «скорее не устраивает, чем устраивает». Наблюдения Г. Навайтиса показали, что у мужчин существуют до­статочно сложные взаимосвязи между успехами на работе и семейны­ми отношениями: нестабильность последних появляется как при их профессиональных (и, соответственно, финансовых) неудачах, так и при резком улучшении финансового состояния (Навайтис Г., 1999).
10. мотивы вступления в брак. Обнаружена связь между удовлетворенностью браком и мотивами вступления в брак: в счастливых браках основным мотивом замужества у 75% женщин и женитьбы у 63% мужчин была любовь, у 14% и 18 % мужчин — симпатия; одним из мотивов вступления в брак отме­чалось также стремление избавиться от одиночества.
11. срок предбрачного ухаживания. Удовлетворенность браком некоторые исследователи связывают также со сроком предбрачного ухаживания. Так, Г. Навайтис указывает на проблемные брачные союзы, сформи­ровавшиеся как при кратковременном знакомстве, так и при длитель­ном (около пяти лет).
12. сексуальная удовлетворенность супругов. С. И. Голод указывает на взаимосвязь удовлетворенности браком и мерой сексуальной удовлетворенности супругов: среди супругов, от­мечавших безразличие или неудовлетворенность сексуальными отно­шениями, лишь 8,2% были максимально удовлетворены браком. [13;87]
13. формирование образа счастливого замужества. По результатам исследования О.А.Добрыниной, образ счастливого брака у мужчин формируется в первую очередь через призму психологических, сексуальных компонентов супружества, у женщин — через бытовую, рекреативную, сексуальную и психологическую подструктуры супружества.
14.  комплементарность супругов — максимальная удовлетворенность браком в комплементарных и частично комплементарных браках.
15. Существует определенная зависимость между удовлетворенностью браком и разделением домашнего труда. С того момента, когда внедомашний оплачиваемый труд женщины превратился из вынужденной необходимости в массовое общественно одобряемое явление, стали изменяться традиционные внутрисемейные отношения. Предполагалось, что если женщина взяла на себя выполнение функций по материальному обеспечению семьи, то мужчина возьмет на себя функции, связанные с домашним хозяйством. То есть и мужские, и женские обязанности не будут жестко привязаны к полу, а будут выполняться супругами поровну. В реальности же ситуация сложилась такая, что помимо работы все домашние обязанности так и остались на плечах женщин, возникла ситуация так называемой «двойной загруженности» и как результат «синдром хронической усталости». У мужчин же ситуация сложилась следующим образом: в связи с тем, что все более возрастает лидерство женщин в семье, мужчины не соответствуют навязываемому гендерными стереотипами «главе семьи», что неизбежно ведет к снижению самооценки и возрастанию неудовлетворенности браком.
Одной из попыток систематизировать полученные в разных исследованиях факторы удовлетворенности браком можно назвать работу Т.А.Гурко, где были выделены четыре группы таких факторов, как:
1) характеристики внесемейной сферы жизнедеятельности супругов — профессиональная сфера, взаимоотношения супругов с ближайшим социальным окружением и т.д.;
2) установки и поведение супругов в основных сферах семейной жизнедеятельности — распределение хозяйственно-бытовых обязанностей и совпадение установок в этой сфере семейной жизни, организация досуга;
3) характеристики межсупружеских отношений — эмоционально-нравственные ценности (чувство любви и уважения к партнеру, общие взгляды и интересы, супружеская верность и т.д.).
4) социально-демографические и экономические характеристики семьи. Жилищные условия (размер и комфортность жилища), семейный бюджет (размер и способ распределения), возраст супругов и разница в возрасте, образование и род занятий супругов, количество и возраст детей. Конечно, можно предположить положительное влияние на брак: хороших материальных условий, примерного равенства возрастов супругов, высшего образования супругов и т.п. Однако влияние обратных значений этих характеристик не столь определенно, так как социальные особенности семьи обусловливают ее благополучие не прямо, а, преломляясь, через внутренние условия, и компенсируются за счет супружеской совместимости и согласия, силы супружеских чувств, высокой культуры отношений и т.п.


Глава 3. Эмпирическое изучение влияния распределения семейных ролей между супругами на уровень удовлетворенности браком.

3.1 Организация и методология исследования

Изучение социально-психологических аспектов семьи и брака, исследование взаимодействия супругов, их удовлетворенности супружеством, ролевых отношений в браке, стабильности и устойчивости отношений являются в настоящее время наиболее важными задачами психологии семьи. Основной составляющей социально-психологического климата семьи является удовлетворенность супругов взаимоотношениями и браком в целом. Исходя из этого, мы считаем важным и практически актуальным исследование распределения ролей в современной семье и его взаимосвязь с уровнем удовлетворенности браком супругов.
Цель исследования:
1. определить, существует ли взаимосвязь между распределением ролей в современной семье и удовлетворенностью браком супругов;
2. определить, какой тип семьи наиболее благоприятен для успешного функционирования семьи.
Задачи исследования:
1. Изучение распределения ролей в современной семье.
2. Выявление взаимосвязи между типом семьи и уровнем удовлетворенности супругов браком.
Методика: Для решения поставленных задач были использованы
1. методика на определение особенностей распределения ролей в семье (Ю.Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская)
2. тест на удовлетворенность браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко).
В исследовании приняли участие 20 семей.

3.2 Описание методик.

1. Методика на определение особенностей распределения ролей в семье (Ю.Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская) предназначена для диагностики особенностей распределения ролей в семье между супругами. Опрашиваемым предлагается ответить на ряд вопросов, касающихся некоторых моментов организации семейной жизни. Для каждого вопроса предлагается набор вариантов ответов, нужно выбрать тот ответ, который в большей мере отражает их идеальные представления о распределении ролей в семье. За каждый ответ начисляется определенный балл. Чем выше балл, тем в большей степени данная роль в опрашиваемой семье реализуется женой, чем ниже — реализуется мужем. Если величина близка к срединному значению, то, следовательно, данную роль оба супруга реализуют приблизительно в равной степени. Исходя из этого можно определить к семье какого типа относится семья опрашиваемых.
Традиционная семья – это семья, где за супругами в соответствии с их полом закреплены определённые роли – жена играет роль матери и хозяйки, муж в основном ответственен за материальное обеспечение семьи и сексуальные отношения.
Нетрадиционная — семья, в которой исключительное право на домашний труд закреплено за женщиной, хотя сохраняются традици­онные установки на мужское лидерство.
Эгалитарная семья - это семья равных. Для такой семьи характерно: а) занятие мужем и женой в рав­ной степени и домашним хозяйством, и профессиональной деятель­ностью, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем; б) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений; в) ролевая структура в семье не предполагает жесткого распределения ролей по половому признаку. Оба супруга в равной степени могут быть лидерами.
Методика содержит в себе следующие шкалы: воспитание детей, эмоциональный климат в семье («психотерапевтическая» функция), материальное обеспечение семьи, организация развлечений, роль «хозяина» («хозяйки»), сексуальный партнер, организация семейной субкультуры.
Наиболее полная информация может быть получена, если в опросе принимают участие оба супруга, тогда представляется возможность не только выяснить мнение каждого из них о распределении ролей в семье, но и сопоставить их ответы на предлагаемые вопросы. Рассогласование же позиций супругов при оценке распределения ролей в семье может стать показателем конфликтных моментов (явных или скрытых) в отношениях между ними.[14;427-431]
Методика на определение особенностей распределения ролей в семье (Ю.Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская) – см. Приложение А.
2. Тест на удовлетворенность браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко).
Результаты обследова­ния с помощью данного опросника позволяют судить о том, каково об­щее эмоциональное и морально-психологическое состояние взрослого человека.
В опроснике имеются 24 утверждения, и каждому из них со­ответствуют три возможных варианта ответов на них: а) верно, б) неверно, в) не знаю. В тексте опросника они могут даваться в несколько иных формулировках и в другом порядке. Испытуе­мый, читая опросник, должен с помощью данных суждений вы­разить свое согласие или несогласие с соответствующими утверж­дениями.
По сумме полученных баллов следующим образом оценива­ется удовлетворенность браком:
0-16 баллов — полная неудовлетворенность;
17-22 балла — значительная неудовлетворенность;
23-26 баллов — скорее неудовлетворенность, чем удов­летворенность.
27-28 баллов — частичная удовлетворенность, частичная (примерно в равной степени) неудовлетво­ренность.
29-32 балла — скорее удовлетворенность, чем неудов­летворенность.
33-38 баллов — значительная удовлетворенность.
39-48 баллов — практически полная удовлетворенность.
Тест на удовлетворенность браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко) – см. Приложение Б

3.3 Анализ результатов методик.

Проанализировав ответы испытуемых в предложенных методиках, результаты анализа можно представить в виде таблиц, представляющих распределение ролей в семье с точек зрения мужа и жены и их удовлетворенность браком.
В методике на определение особенностей распределения ролей в семье чем выше балл, тем в большей степени данная роль в опрашиваемой семье реализуется женой, чем ниже — реализуется мужем. Если величина близка к срединному значению, то, следовательно, данную роль оба супруга реализуют приблизительно в равной степени. Для более точного анализа будем рассматривать средний балл в пределах 1-1.9 – данная роль выполняется в основном мужем, в пределах 2-2.9 – выполняется обоими, 3-3.9 – в основном женой. На основании этого будем определять тип семьи, к которой относятся испытуемые.

Супруги №1 – Александра и Дмитрий


Ролевая сфера

муж

жена

Удовлетворенность браком - муж

Удовлетворенность браком - жена

Воспитание детей

3

3

32 – скорее удовлетворенность, чем неудовлетворенность

39 – практически полная удовлетворенность

Эмоциональный климат в семье («психотерапевтическая» функция)

2,3

2,7

Материальное обеспечение семьи

2,3

2,7

Организация развлечений

2,3

2,3

Роль «хозяина», «хозяйки»

3

3,3

Сексуальный партнер

2,7

2,3

Организация семейной субкультуры

2,3

2,7

Данная семья относится к эгалитарному типу.

Супруги №2 – Ольга и Александр


Ролевая сфера

муж

жена

Удовлетворенность браком - муж

Удовлетворенность браком - жена

Воспитание детей

3,3

3,3

30 – скорее удовлетворенность, чем неудовлетворенность

28 – удовлетворенность и неудовлетворенность в равной степени

Эмоциональный климат в семье («психотерапевтическая» функция)

3,6

3,6

Материальное обеспечение семьи

2,7

3

Организация развлечений

4

4

Роль «хозяина», «хозяйки»

3

3,6

Сексуальный партнер

1,7

1,7

Организация семейной субкультуры

3

3

Данная семья относится к нетрадиционному типу, но при этом ответственность за сексуальные отношения лежит на муже.

Супруги №3 – Наталья и Андрей


Ролевая сфера

муж

жена

Удовлетворенность браком - муж

Удовлетворенность браком - жена

Воспитание детей

3,3

2,7

39 – практически полная удовлетворенность

41 - практически полная удовлетворенность

Эмоциональный климат в семье («психотерапевтическая» функция)

2,3

3,3

Материальное обеспечение семьи

1,3

2,3

Организация развлечений

2

2,7

Роль «хозяина», «хозяйки»

3

3,3

Сексуальный партнер

2

2,3

Организация семейной субкультуры

2,7

2,3

Данная семья относится к эгалитарному типу, при этом у супругов расходятся мнения относительно ответственности за материальное обеспечение.

Супруги №4 – Евгения и Виталий


Ролевая сфера

муж

жена

Удовлетворенность браком - муж

Удовлетворенность браком - жена

Воспитание детей

2,7

2,3

42 - практически полная удовлетворенность

20 – значительная неудовлетворенность

Эмоциональный климат в семье («психотерапевтическая» функция)

2

3

Материальное обеспечение семьи

1,3

2,7

Организация развлечений

2,3

2

Роль «хозяина», «хозяйки»

3,7

3

Сексуальный партнер

1,3

1,7

Организация семейной субкультуры

1,7

3,3

Данная семья относится по результатам ответов мужа скорее к эгалитарному типу, хотя по результатам ответов жены семью скорее можно отнести к нетрадиционному типу.

Супруги №5 – Виктория и Владимир


Ролевая сфера

муж

жена

Удовлетворенность браком - муж

Удовлетворенность браком - жена

Воспитание детей

2,7

3

45 - практически полная удовлетворенность

46 - практически полная удовлетворенность

Эмоциональный климат в семье («психотерапевтическая» функция)

2,3

3,3

Материальное обеспечение семьи

1

1,3

Организация развлечений

3

3,3

Роль «хозяина», «хозяйки»

3

2,3

Сексуальный партнер

4

2,7

Организация семейной субкультуры

3,3

2,7

Данная семья относится к традиционному типу, но муж не совсем отстранен от домашних обязанностей и при необходимости их выполняет. При этом наблюдаются разногласия в сексуальной сфере, где муж лидирующую роль отводит жене, которая в свою очередь делит ответственность между обоими супругами.

Супруги №6 – Юлия и Илья


Ролевая сфера

муж

жена

Удовлетворенность браком - муж

Удовлетворенность браком - жена

Воспитание детей

4

4

26 – скорее неудовлетворенность, чем удовлетворенность

12 – полная неудовлетворенность

Эмоциональный климат в семье («психотерапевтическая» функция)

1,3

2,3

Материальное обеспечение семьи

1

3,3

Организация развлечений

1,7

3,7

Роль «хозяина», «хозяйки»

4

3,7

Сексуальный партнер

2,7

1,3

Организация семейной субкультуры

2

3,7

Данная семья относится по мнению мужа к эгалитарной семье, при этом на него накладывается значительная часть обязанностей. По мнению жены семья относится к нетрадиционному типу, лишь в сексуальной сфере она лидерство отводит мужу.

Супруги №7 – Светлана и Сергей (Л)


Ролевая сфера

муж

жена

Удовлетворенность браком - муж

Удовлетворенность браком - жена

Воспитание детей

3

3

28 – удовлетворенность и неудовлетворенность в равной степени

28 - удовлетворенность и неудовлетворенность в равной степени

Эмоциональный климат в семье («психотерапевтическая» функция)

1,7

3,1

Материальное обеспечение семьи

2

2

Организация развлечений

2,7

3,7

Роль «хозяина», «хозяйки»

2,3

3,7

Сексуальный партнер

1,7

2,7

Организация семейной субкультуры

3,7

2

Данная семья по мнению мужа относится к эгалитарному типу. Согласно ответов жены, семью можно отнести к нетрадиционному типу.

Супруги №8 – Светлана и Сергей (К)


Ролевая сфера

муж

жена

Удовлетворенность браком - муж

Удовлетворенность браком - жена

Воспитание детей

3

3

32 – скорее удовлетворенность, чем неудовлетворенность

31 – скорее удовлетворенность, чем неудовлетворенность

Эмоциональный климат в семье («психотерапевтическая» функция)

3,3

3,3

Материальное обеспечение семьи

1,3

1,7

Организация развлечений

2,3

2,3

Роль «хозяина», «хозяйки»

3,3

3,3

Сексуальный партнер

3,7

3,7

Организация семейной субкультуры

2,7

2,3

Данная семья относится скорее к нетрадиционному типу. При этом муж по мере необходимости выполняет определенные домашние обязанности.

Супруги №9 – Алеся и Максим


Ролевая сфера

муж

жена

Удовлетворенность браком - муж

Удовлетворенность браком - жена

Воспитание детей

2,3

3

37 – значительная удовлетворенность

29 – скорее удовлетворенность, чем неудовлетворенность

Эмоциональный климат в семье («психотерапевтическая» функция)

1,7

3,7

Материальное обеспечение семьи

2

2

Организация развлечений

2,3

2,3

Роль «хозяина», «хозяйки»

2,7

2,7

Сексуальный партнер

2,3

2,7

Организация семейной субкультуры

2,3

2,7

Данная семья относится к эгалитарному типу, лишь в «психотерапевтической функции» наблюдаются разногласия.

Супруги №10 – Юлия и Александр


Ролевая сфера

муж

жена

Удовлетворенность браком - муж

Удовлетворенность браком - жена

Воспитание детей

3,3

3,3

42 –практически полная удовлетворенность

34 – значительная удовлетворенность

Эмоциональный климат в семье («психотерапевтическая» функция)

3

2

Материальное обеспечение семьи

1,3

1,3

Организация развлечений

1,7

1,7

Роль «хозяина», «хозяйки»

2

2

Сексуальный партнер

2,7

2

Организация семейной субкультуры

3

2,3

Данная семья относится к эгалитарному типу.

Супруги №11 – Марина и Андрей


Ролевая сфера

муж

жена

Удовлетворенность браком - муж

Удовлетворенность браком - жена

Воспитание детей

3,3

3

29 – скорее удовлетворен, чем неудовлетворен

36 – значительная удовлетворенность

Эмоциональный климат в семье («психотерапевтическая» функция)

2,7

2,3

Материальное обеспечение семьи

1,3

1

Организация развлечений

2

2,7

Роль «хозяина», «хозяйки»

3

3

Сексуальный партнер

1,3

2,3

Организация семейной субкультуры

2,7

2,7

Данная семья относится к эгалитарному типу.

Супруги №12 – Валентина и Александр


Ролевая сфера

муж

жена

Удовлетворенность браком - муж

Удовлетворенность браком - жена

Воспитание детей

3

2,7

33 – значительная удовлетворенность

26 – скорее неудовлетворенность, чем удовлетворенность

Эмоциональный климат в семье («психотерапевтическая» функция)

2,3

3,3

Материальное обеспечение семьи

1,7

2

Организация развлечений

3

3,7

Роль «хозяина», «хозяйки»

3,3

4

Сексуальный партнер

2

2

Организация семейной субкультуры

2,7

3

Данная семья относится, скорее, к традиционному типу, но жена отчасти выполняет и функции «главы семьи».

Супруги №13 – Наташа и Сергей


Ролевая сфера

муж

жена

Удовлетворенность браком - муж

Удовлетворенность браком - жена

Воспитание детей

3,3

3,3

39 – практически полная удовлетворенность

34 – значительная удовлетворенность

Эмоциональный климат в семье («психотерапевтическая» функция)

2,3

2

Материальное обеспечение семьи

1,3

1,3

Организация развлечений

2

1,7

Роль «хозяина», «хозяйки»

3

2

Сексуальный партнер

2

2

Организация семейной субкультуры

2,7

2,7

Данная семья относится к эгалитарному типу.

Супруги №14 – Роман и Татьяна


Ролевая сфера

муж

жена

Удовлетворенность браком - муж

Удовлетворенность браком - жена

Воспитание детей

3

3

32 – скорее удовлетворенность, чем неудовлетворенность

39 – практически полная удовлетворенность

Эмоциональный климат в семье («психотерапевтическая» функция)

2,3

2,7

Материальное обеспечение семьи

2,3

2,7

Организация развлечений

2,3

2,3

Роль «хозяина», «хозяйки»

2,3

3,3

Сексуальный партнер

2,7

2,3

Организация семейной субкультуры

2,3

2,7

Данная семья относится к эгалитарному типу.

Супруги №15- Татьяна и Андрей


Ролевая сфера

муж

жена

Удовлетворенность браком - муж

Удовлетворенность браком - жена

Воспитание детей

3,3

3,3

30 – скорее удовлетворенность, чем неудовлетворенность

28 – удовлетворенность и неудовлетворенность в равной степени

Эмоциональный климат в семье («психотерапевтическая» функция)

3,6

3,6

Материальное обеспечение семьи

2,7

3

Организация развлечений

4

4

Роль «хозяина», «хозяйки»

3

3,6

Сексуальный партнер

1,7

1,7

Организация семейной субкультуры

3

3

Данная семья относится к нетрадиционному типу.

Супруги №16 – Галина и Владимир


Ролевая сфера

муж

жена

Удовлетворенность браком - муж

Удовлетворенность браком - жена

Воспитание детей

3

2,7

32 – скорее удовлетворенность, чем неудовлетворенность

27 – удовлетворенность и неудовлетворенность в равной степени

Эмоциональный климат в семье («психотерапевтическая» функция)

2,3

3,3

Материальное обеспечение семьи

1,7

2

Организация развлечений

3

3,7

Роль «хозяина», «хозяйки»

3,3

4

Сексуальный партнер

2

2

Организация семейной субкультуры

2,7

3

Данная семья скорее относится к нетрадиционному типу, хотя муж и выполняет определенную часть семейных обязанностей.

Супруги №17 – Елена и Глеб


Ролевая сфера

муж

жена

Удовлетворенность браком - муж

Удовлетворенность браком - жена

Воспитание детей

2,7

2,3

39 - практически полная удовлетворенность

22 – значительная неудовлетворенность

Эмоциональный климат в семье («психотерапевтическая» функция)

2

3

Материальное обеспечение семьи

1,3

2,7

Организация развлечений

2,3

2

Роль «хозяина», «хозяйки»

3,7

3

Сексуальный партнер

1,3

1,7

Организация семейной субкультуры

1,7

3,3

По результатам ответов мужа можно сделать вывод, что он относит семью к эгалитарному типу, причем основная часть обязанностей возлагается на него. По результатам ответов жены можно сказать, что семья относится к нетрадиционному типу, хотя определенные обязанности часто выполняет муж.

Супруги №18 – Надежда и Юрий


Ролевая сфера

муж

жена

Удовлетворенность браком - муж

Удовлетворенность браком - жена

Воспитание детей

2,7

3

45 - практически полная удовлетворенность

43 - практически полная удовлетворенность

Эмоциональный климат в семье («психотерапевтическая» функция)

2,3

3,3

Материальное обеспечение семьи

1

1,3

Организация развлечений

3

3,3

Роль «хозяина», «хозяйки»

3

2,3

Сексуальный партнер

4

2,7

Организация семейной субкультуры

3,3

2,7

Данная семья относится к эгалитарному типу, но при этом жена выполняет все же большую часть семейных обязанностей.

Супруги №19 – Мария и Юрий


Ролевая сфера

муж

жена

Удовлетворенность браком - муж

Удовлетворенность браком - жена

Воспитание детей

3

2,7

34 – значительная удовлетворенность

26 – скорее неудовлетворенность, чем удовлетворенность

Эмоциональный климат в семье («психотерапевтическая» функция)

2,3

3,3

Материальное обеспечение семьи

1,7

2

Организация развлечений

3

3,7

Роль «хозяина», «хозяйки»

3,3

4

Сексуальный партнер

2

2

Организация семейной субкультуры

2,7

3

Данная семья относится к нетрадиционному типу. Причем по мнению жены, она выполняет больше семейных обязанностей, чем по мнению мужа.

Супруги № 20 – Алена и Максим


Ролевая сфера

муж

жена

Удовлетворенность браком - муж

Удовлетворенность браком - жена

Воспитание детей

3

3

29 – скорее удовлетворенность, чем неудовлетворенность

28 - удовлетворенность и неудовлетворенность в равной степени

Эмоциональный климат в семье («психотерапевтическая» функция)

1,7

3,1

Материальное обеспечение семьи

2

2

Организация развлечений

2,7

3,7

Роль «хозяина», «хозяйки»

2,3

3,7

Сексуальный партнер

1,7

2,7

Организация семейной субкультуры

3,7

2

Данная семья относится к нетрадиционному типу.
Для более общего анализа распределения набранных супругами баллов в тесте на удовлетворенность семейными отношениями в каждом типе семей, представим все результаты в общей таблице №1.

Таблица №1. удовлетворенность супругов семейными отношениями в разных типах семей.

Набранный
Балл в тесте на удовлетворенность супружескими отношениями

Тип семьи

традиционный

нетрадиционный

эгалитарный

муж

жена

муж

жена

муж

жена

30

28

32

39

39

41

20

42

45

46

12

26

28

28

32

31

37

29

42

34

29

36

33

26

39

34

32

39

30

28

32

27

22

39

45

43

34

26

29

28

Из приведенной таблицы видно, что наибольшее количество семей относится к эгалитарному типу(8) - это семьи равных. Для такой семьи характерно: а) занятие мужем и женой в рав­ной степени и домашним хозяйством, и профессиональной деятель­ностью, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем; б) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений; в) ролевая структура в семье не предполагает жесткого распределения ролей по половому признаку. Оба супруга в равной степени могут быть лидерами. На втором месте по количеству находятся нетрадиционные семьи (5) и семьи, в которых муж расценивает распределение семейных ролей по эгалитарному типу, а жена – по нетрадиционному(5) Нетрадиционная — семья, в которой исключительное право на домашний труд закреплено за женщиной, хотя сохраняются традици­онные установки на мужское лидерство. И на четвертом – традиционные семьи(2) - это семьи, где за супругами в соответствии с их полом закреплены определённые роли – жена играет роль матери и хозяйки, муж в основном ответственен за материальное обеспечение семьи и сексуальные отношения. Но при этом нужно учитывать, что в традиционных семьях муж все же не полностью освобожден от домашних обязанностей, а при необходимости берет на себя отдельные супружеские роли. Это свидетельствует о том, что перераспределение супружеских обязанностей затронуло все современные семьи и постепенно движется к эгалитаризации обязанностей, что наиболее соответствует реалиям нынешнего времени.
Таким образом типы семей расположились в следующем порядке:
- эгалитарные – 40%;
- нетрадиционные – 25%;
- смешанные – 25%;
- традиционные – 10%.
Также из таблицы видно, что практически во всех эгалитарных семьях удовлетворенность семейными отношениями выше и колеблется в пределах от «скорее удовлетворен, чем неудовлетворен» до «практически полной удовлетворенности», причем значительная часть находится в рамках полной удовлетворенности. Это подтверждает то, что такое распределение супружеских ролей в современной семье является наиболее благополучным и способствует повышению уровня удовлетворенности супругов браком и его устойчивости. В нетрадиционных семьях она находится в пределах от «удовлетворенность и неудовлетворенность в равной степени» до «скорее удовлетворен, чем неудовлетворен», причем больше в последних. В семьях, где муж и жена по разному расценивают распределение семейных ролей наблюдается наибольший разброс результатов. При чем есть семьи, в которых жена неудовлетворенна браком, в то время как у мужа удовлетворенность им гораздо выше. У женщин снижение удовлетворенности браком в таких семьях может быть связано с повышенной нагрузкой, как физической, так и психологической. У мужчин – с несоответствием своей роли и гендерным представлениям о «хозяине в доме». Кроме этого на удовлетворенность браком могут влиять конфликты в семье, вытекающие из напряженного психологического положения супругов. Так же высокая конфликтность может наблюдаться в смешанных семьях, где жена считает, что на нее распространяется выполнение основных домашних обязанностей, а муж считает, что все они делятся поровну. Как следствие – самый низкий уровень удовлетворенности жен в таких семьях при высокой удовлетворенности браком мужей.
Неоднозначные результаты наблюдаются в традиционных семьях, где также большой разброс результатов. Можно предположить, что здесь играют роль личные представления супругов о желаемом распределении ролей в семье и готовность мужа при необходимости помогать жене.
Помимо этого наблюдается тенденция к большей удовлетворенности браком мужей, чем жен. Вероятно, здесь играет роль то, что даже в эгалитарных семьях, не говоря о семьях других типов, жена все же выполняет гораздо больше обязанностей, чем муж.
Такое распределение количества типов семей и удовлетворенности супружескими отношениями в семьях разного типа можно объяснить процессами в обществе, которые протекают с прошлого столетия. С того момента, когда внедомашний оплачиваемый труд женщины превратился из вынужденной необходимости в массовое общественно одобряемое явление, стали изменяться традиционные внутрисемейные отношения. Предполагалось, что если женщина взяла на себя выполнение функций по материальному обеспечению семьи, то мужчина возьмет на себя функции, связанные с домашним хозяйством. То есть и мужские, и женские обязанности не будут жестко привязаны к полу, а будут выполняться супругами поровну.
В действительности же ситуация сложилась таким образом, что помимо материального обеспечения семьи домашние обязанности так и остались на плечах женщин, чему способствовали гендерные стереотипы о роли женщины-«хранительницы семейного очага». В традиционных семьях мужчины начинают считать, что женщины должны выполнять не только домашнюю работу, но и трудиться на производстве. Такие мужчины в большей степени, чем мужья из эгалитарных семей, одобряют работу жены вне дома. Традиционная семья, таким образом, трансформируется в "эксплуататорскую" семью, т.е. нетрадиционную. В таких семьях поощряется принятие женщинами традиционно мужских ролей, связанных с ответственностью за семью. Это проявляется и в области принятия решений в финансовой, хозяйственной и досуговой сферах семенной жизнедеятельности.
И, как результат, женщины, живущие в нашей стране, испытывают постоянные перегрузки, связанные с выполнением многочисленных ролей, что, конечно, сказывается на их физическом и психическом здоровье и приводит к возникновению ролевого конфликта. Ролевой конфликт - социальная ситуация, в которой от одного и того же индивида ожидаются несовместимые друг с другом ролевые действия. Когда женщина одновременно выполняет три свои основные роли (супружескую, родительскую, профессиональную), вероятность возникновения ролевого конфликта очень велика.
К объективным факторам возникновения ролевого конфликта у работающих женщин относятся: чрезмерное напряжение, связанное с профессиональной и домашней работой; отсутствие полноценною отдыха; дефицит времени, неблагоприятные жилищные условия; маленькие дети.
Субъективные факторы, порождающие ролевой конфликт, - это повышенное чувство ответственности, высокий уровень притязаний, патриархальные установки по отношению к семье (например: "Несмотря ни на что я должна быть хорошей женой и матерью").
Сочетание ряда объективных и субъективных факторов приводит к возникновению у женщин "синдрома хронической усталости", проявляющегося в снижении работоспособности, раздражительности, подавленности. Длительное такое состояние ведет к депрессивным тенденциям и неврастении (нервному истощению).
Таким образом появились эгалитарные модели внутрисемейных гендерных отношений, однако в тех семьях, где такой тип отношений не явился доминирующим, значительная часть женщин была не удовлетворена семейными отношениями, часто это было вызнано трудностью совмещения профессиональных и семейных ролей. Высокая доля ответственности за семью и трудность гармоничного сочетания профессиональных и семейных ролей - одна из главных проблем многих женщин.
Главной проблемой многих женатых мужчин явилось снижение авторитета и лидерских позиций в семье. В специальной литературе долгое время употребляли термин "глава семьи". Это институциональная характеристика обозначала лицо, которому беспрекословно подчинялись другие члены семьи (в патриархальной семье, как правило, муж или кто-либо из старшего поколения). В реальном поведении в семейных отношениях отмечается общая тенденция демократизации, но на уровне обыденных стереотипов понятие главы семьи связывается с мужчиной.
Статус главы семьи предполагает, прежде всего, приоритет в принятии решений, касающихся жизнедеятельности семьи. Однако практически во всех сферах семейной жизни жена чаше, чем муж, принимает решения. Жена, а не муж, в основном, распоряжается деньгами, организует свободное время семьи, решает хозяйственные вопросы, определяет, как надо воспитывать ребенка, имеет решающее слово при обсуждении большинства других вопросов. Итак, можно отметить, что к одному очагу напряженности в семье - "положение женщины" - добавляется еще один очаг напряженности - "положение мужчины", так как изменение ролей женщины не подкрепляется соответствующим изменением мужских ролей. Мужчин в большей мере, чем женщин, отличает установка на следование сложившейся норме, выраженная ориентация на традиционные требования к мужу и жене.
Таким образом, гендерные стереотипы, связанные с закреплением профессиональных ролей исключительно за мужчинами, а семейных - за женщинами, не отражают и не учитывают реалии современной жизни, которая намного сложнее и многообразнее этих весьма упрощенных моделей поведения мужчин и женщин. Следование этим стереотипам негативно сказывается на психологическом самочувствии мужчин и женщин, так как такая ситуация ограничивает возможности их личностного развития. Женщины не реализуют себя в профессиональной сфере, мужчины испытывают стрессовые состояния из-за повышенной ответственности за материальное обеспечение семьи и не реализуют себя в полной мере во внутрисемейной жизни.[15;57]
И как результат сама ситуация в обществе способствует тому, что возникла необходимость в перераспределении супружеских ролей и наиболее благополучны и устойчивы семьи эгалитарного типа, где обязанности разделены между супругами. Это способствует снижению физической и психологической нагрузки на супругов, самореализации во всех сферах жизни и как результат - повышению удовлетворенности супружескими отношениями.


Заключение.

Проблемы, вызываемые нестабильностью и неблагополучием семей, является сейчас для нашего общества актуальными и насущными как никогда. Семья как социальная единица не может оставаться в стороне от того, что происходит в обществе. Изменяется и отношение общества к семье: с одной стороны, ценность ее возрастает, потому что именно семья дает опору и надежду выдержать все трудности, а с другой стороны, общество предлагает новый образ или даже образы семейного устройства. Психологи, социологи, педагоги отмечают упадок института семьи, попытки изменить внутрисемейное устройство или даже заменить ее альтернативными формами, такими как свободный брак.
Современные исследования в психологической науке позволяют судить о непреходящем интересе к проблемам семейного и, в частности, супружеского взаимодействия. Несмотря на закрытость супружеской системы, исследователями предпринимаются попытки изучения многообразных связей, существующих в семейном социуме между его членами, а также закономерностей, описывающих ход развития и функционирования данной системы.
Полученные в данном исследовании результаты позволяют расширить имеющиеся представления о распределении супружеских обязанностей в современной семье и условиях удовлетворенности супругов браком. Представленные в работе результаты могут быть использованы в практике брачно-семейного консультирования.

Список источников.

  1. Лагонда, Г. В. Экспектационный подход к психологическому анализу брачных отношений / Г. В. Лагонда // Философия и социальные науки. – 2010. – № 3.
  2. Обозов Н. Н./ Психология межличностных отношений. Киев, 1999 – электронная версия.
  3. Шон Бурн / Гендерная психология. – электронная версия
  4. Гендерная психология общения / Д. В. Воронцов. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФу, 2008. – 208 с.
  5. Шнейдер Л. Б. / Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.- 512с. (Серия «Кафедра психологии»)
  6. Алёшина Ю.Е., Борисов И.Ю. / Полоролевая дифференциация как показатель межличностных отношений супругов. М., 2001.
  7. Алёшина Ю.Е. / Удовлетворённость браком и межличностное восприятие в супружеских парах с разным стажем совместной жизни. М., 1985.
  8. Алешина Ю. Е. и др. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М., 1987.
  9. Карабанова О.А. / Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2005. — 320 с.
  10. Столин В. В. и др. Опросник удовлетворенности браком // Вестник Московского университета. - Психология.- 1984.- № 2.
  11. А.И. Антонов. Микросоциология семьи: методология исследования структур и процессов. М.: Издательский Дом «Nota Bene», 1998. - 360 с.
  12. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2005. — 320 с.
  13. Андреева Т. В.Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с.
  14. Андреева Т.В. Психология современной семьи. – СПб.: Речь, 2006.
  15. Учебное пособие Клецина Ирина Сергеевна Гендерная социализация СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена,1998. - 92 с.

Приложение А
Методика на определение особенностей распределения ролей в семье (Ю.Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская)
Описание.
Методика предназначена для диагностики особенностей распределения ролей в семье между супругами.
Инструкция: «Просим вас ответить на ряд вопросов, касающихся некоторых моментов организации семейной жизни. Для каждого вопроса предлагается набор вариантов ответов: выберите, пожалуйста, тот ответ, который в большей мере отражает ваши идеальные представления о распределении ролей в семье».
Текст опросника:
1. От кого зависят интересы и увлечения семьи?
1)  в основном это зависит от мужа;
2)  это в большей степени зависит от мужа, но и от жены тоже;
3)  это в большей степени зависит от жены, но и от мужа тоже;
4)  в основном это зависит от жены.
2. От кого в большей степени зависит настроение в семье?
1)  в основном настроение зависит от жены;
2)  в большей степени настроение зависит от жены, но и от мужа тоже;
3)  в большей степени настроение зависит от мужа, но и от жены тоже;
4)  в основном настроение зависит от мужа.
3. Если возникнет необходимость, кто из супругов в первую очередь найдет, где можно занять крупную сумму денег?
1)  это сделает жена;
2)  это сделает жена, но и муж тоже;
3)  это сделает муж, но и жена тоже;
4)  это сделает муж.
4.  Кто в семье чаще приглашает в дом гостей?
1)  чаще приглашает муж;
2)  обычно приглашает муж, но и жена тоже;
3)  обычно приглашает жена, но и муж тоже;
4)  чаще приглашает жена.
5.  Кого в семье больше заботит уют и удобство квартиры?
1)  в основном мужа;
2)  в большей степени мужа, но и жену тоже;
3)  в большей степени жену, но и мужа тоже;
4)  в основном жену.
6. Кто чаше первым целует и обнимает другого?
1)  обычно это делает муж;
2)  обычно это делает муж, но и жена тоже;
3)  обычно это делает жена, но и муж тоже;
4)  обычно это делает жена.
7. Кто в семье решает, какие газеты и журналы выписывать?
1)  обычно решает жена;
2)  обычно решает жена, но и муж тоже;
3)  обычно решает муж, но и жена тоже;
4)  обычно решает муж.
8. По чьей инициативе чаще ходите в кино, театр?
1)  по инициативе мужа;
2)  в основном по инициативе мужа, но и жены тоже;
3)  в основном по инициативе жены, но и мужа тоже;
4)  по инициативе жены.
9. Кто в семье играет с маленькими детьми?
1)  в основном жена;
2)  чаще жена, но и муж тоже;
3)  чаще муж, но и жена тоже;
4)  в основном муж.
10. От кого зависит взаимная удовлетворенность интимными отношениями?
1)  в основном это зависит от мужа;
2)  в большей степени это зависит от мужа, но и от жены тоже;
3)  в большей степени это зависит от жены, но и от мужа тоже;
4)  в основном это зависит от жены.
11. Почти все супружеские пары время от времени испытывают трудности в интимных отношениях: как вы считаете, от кого это может зависеть в семье (вольно или невольно) в большей степени?
1)  чаще от мужа;
2)  обычно от мужа, но и от жены тоже;
3)  обычно от жены, но и от мужа тоже;
4)  чаще от жены.
12. Чьи жизненные принципы и правила (отношение ко лжи, обязательность выполнения обещаний и т. д.) должны быть определяющими в семье?
1)  жизненные принципы жены;
2)  как правило жены, но в некоторых случаях и мужа;
3)  как правило мужа, но в некоторых случаях жены;
4)  жизненные принципы мужа.
13. Кто в семье следит за поведением маленьких детей?
1)  в основном это делает жена;
2)  чаще это делает жена, а иногда и муж;
3)  чаще это делает муж, а иногда и жена;
4)  в основном это делает муж.
14. Кто в семье ходит с ребенком в кино, театр, цирк и на прогулки и т. д.?
1)  в основном это делает муж;
2)  в большей степени муж, а иногда и жена;
3)  в большей степени жена, а иногда и муж;
4)  в основном это делает жена.
15. Кто в семье в большей степени обращает внимание на самочувствие другого?
1)  муж;
2)  в большей степени муж, но и жена тоже;
3)  в большей степени жена, но и муж тоже;
4)  жена.
16. Представьте себе такую ситуацию: у обоих супругов появилась возможность сменить работу на более высокооплачиваемую, но менее интересную. Кто должен сделать это в первую очередь?
1)  это сделает жена;
2)  скорее жена, чем муж;
3)  скорее муж, чем жена;
4)  это сделает муж.
17.  Кто в семье занимается повседневными покупками?
1)  в основном муж;
2)  в большей степени муж, но и жена тоже;
3)  в большей степени жена, но и муж тоже;
4)  в основном жена.
18.  Кто в семье имеет больше оснований обижаться на равнодушие, черствость, бестактность другого?
1)  муж;
2)  в большей степени муж, но и жена тоже;
3)  в большей степени жена, но и муж тоже;
4)  Жена.
19. Если в семье возникнут денежные трудности, то кто из супругов займется поисками дополнительного заработка?
1)  это сделает муж;
2)  в первую очередь это сделает муж, но и жена тоже;
3)  в первую очередь это сделает жена, но и муж тоже;
4)  это сделает жена.
20. Кто в семье планирует, как и где провести отпуск?
1)  в основном жена;
2)  чаще жена, но и муж принимает участие;
3)  чаще муж, но и жена принимает участие;
4)  в основном муж.
21. Кто в семье вызывает представителей различных ремонтных служб и ведет с ними переговоры?
1)  обычно это делает жена;
2)  чаще это делает жена, но иногда и муж;
3)  чаще это делает муж, но иногда и жена;
4)  обычно это делает муж.
Обработка результатов.
Ниже приводится «ключ» методики (т. е. распределение вопросов по конкретным семейным ролям):
1. Воспитание детей — вопросы № 9, 13, 14.
2. Эмоциональный климат в семье («психотерапевтическая» функция) - №2, 15, 18.
3. Материальное обеспечение семьи—вопросы № 19,3, 16.
4. Организация развлечений — вопросы № 20, 8, 4.
5. Роль «хозяина», «хозяйки» — вопросы № 17, 5, 21.
6. Сексуальный партнер — вопросы № 10, 6, 11.
7. Организация семейной субкультуры — вопросы № 1, 7, 12.
Индексы по каждой сфере подсчитываются как среднее арифметическое трех вопросов. 
В вопросах № 1, 4, 5, 6, 8, 10, 11, 14, 15, 17, 18, 19 первой альтернативе приписывается значение «1», второй — «2», третьей — «3», четвертой — «4». В остальных вопросах значения приписываются в обратном порядке, т. е. в вопросах № 2, 3, 7, 9, 12, 13, 16, 20, 21 первой альтернативе приписывается значение «4», второй — «3», третьей -«2», четвертой — «1».
Подсчет по сферам ведется следующим образом:
1. (9+13+14)/3.
2. (2+15+18)/3.
3. (19+3+16)/3.
4. (20+8+4) / 3.
5. (17+5+21)/3.
6. (10+6+11) / 3.
7. (1+7+12)/3.

Интерпретация.
Чем выше балл, тем в большей степени данная роль в опрашиваемой семье реализуется женой, чем ниже — реализуется мужем. Если величина близка к срединному значению, то, следовательно, данную роль оба супруга реализуют приблизительно в равной степени.
Методика содержит в себе следующие шкалы: воспитание детей, эмоциональный климат в семье («психотерапевтическая» функция), материальное обеспечение семьи, организация развлечений, роль «хозяина» («хозяйки»), сексуальный партнер, организация семейной субкультуры.
Наиболее полная информация может быть получена, если в опросе принимают участие оба супруга, тогда представляется возможность не только выяснить мнение каждого из них о распределении ролей в семье, но и сопоставить их ответы на предлагаемые вопросы. Рассогласование же позиций супругов при оценке распределения ролей в семье может стать показателем конфликтных моментов (явных или скрытых) в отношениях между ними.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.