Опросник "Взаимодействие родителя с ребенком" (ВРР). Вариант для родителей подростков
Инструкция. Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого ребенка в бланке ответов. 5 — несомненно, да (очень сильное согласие); 4 — в общем, да; 3 — и да, и нет; 2 — скорее нет, чем да; 1 — нет (абсолютное несогласие).
- Если уж я чего-то требую от него (нее), то обязательно добьюсь этого.
- Я всегда наказываю его (ее) за плохие уступки.
- Он(а) редко говорит мне, куда идет и когда вернется.
- Я считаю его (ее) вполне самостоятельным человеком.
- Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (ней) происходит.
- Думаю, что он(а) ничего не добьется в жизни.
- Я говорю ему (ей) чаще о его(ее) недостатках, чем достоинствах.
- Часто поручаю ему (ей) важные и трудные дела.
- Нам трудно достичь взаимного согласия.
- Бывает, что разрешаю ему (ей) то, что еще вчера запрещал(а).
- Сын (дочь) всегда учитывает мою точку зрения.
- Я бы хотел(а), чтобы он(а) относился к своим детям так же, как я к нему (к ней).
- Он(а) редко делает с первого раза то, о чем я прошу.
- Я его (ее) очень редко ругаю.
- Я стараюсь контролировать все его действия и поступки.
- Считаю, что для него главное — это слушаться меня.
- Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь он(а) делится со мной.
- Я не разделяю его увлечений.
- Я не считаю его (ее) таким умным и способным, как мне хотелось бы.
- Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним (ней).
- Я часто иду у него (нее) на поводу.
- Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему (ней).
- Думаю, что я для него (нее) авторитетный человек.
- Мне нравятся наши с ней (с ним) отношения.
- Дома у него больше обязанностей, чем у большинства его друзей.
- Приходится применять к нему (к ней) физические наказания.
- Ему(ей) приходится поступать так, как я говорю, даже если он(а) не хочет.
- Думаю, я лучше знаю, что ему (ей) нужно.
- Я всегда сочувствую своему ребенку.
- Мне кажется, я его (ее) понимаю.
- Я хотел(а) бы в нем (ней) многое изменить.
- При принятии семейных решений всегда учитываю его (ее) мнение.
- Я всегда соглашаюсь с его (ее) идеями и предложениями.
- Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным.
- Я являюсь для него (нее) эталоном и примером во всем.
- Считаю, что в целом правильно воспитываю своего сына (дочь).
- Я предъявляю к нему (к ней) много требований.
- По характеру я мягкий человек.
- Я позволяю ему (ей) возвращаться домой, когда он(а) хочет.
- Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприятностей жизни
- Я не допускаю, чтобы он(а) подмечал(а) мои слабости и недостатки.
- Мне нравится его (ее) характер.
- Я часто критикую его по мелочам.
- Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю.
- Мы расходимся с ним (с ней) по очень многим вопросам.
- Я наказываю его за такие поступки, которые совершаю сама.
- Он(а) разделяет большинство моих взглядов.
- Я устаю от повседневного общения с ней (с ним).
- Мне приходиться заставлять его (ее) делать то, что он (она) не хочет
- Я прощаю ему (ей) то, за что другие наказали бы.
- Мне бы хотелось знать о нем вес; о чем он(а) думает, как относится к своим друзьям и т.д.
- Он(а) не советуется со мной с кем ему (ей) дружить.
- Думаю, что для него (нее) я самый близкий человек.
- Я приветствую его (ее) повеление.
- Я часто высказываю свое недовольство им.
- Принимаю участие в делах, которые придумывает он(а).
- Мы по-разному представляем с ним (с ней) его (ее) будущую жизнь.
- Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущности, за одно и то же.
- Думаю, ему (ей) хотелось бы походить на меня.
- Я хочу, чтобы он(а) всегда относился(лась) ко мне так же, как сейчас.
Опросник "Взаимодействие родителя с ребенком" (ВРР). Вариант для родителей дошкольников и младших школьников
Инструкция. Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого ребенка в бланке ответов. 5 — несомненно, да (очень сильное согласие); 4 — в общем, да; 3 — и да, и нет; 2 — скорее нет, чем да; 1 — нет (абсолютное несогласие).
- Если уж я чего-то требую от него (нее), то обязательно добьюсь этого.
- Я всегда наказываю его (ее) за плохие поступки.
- Он(а) сам(а) обычно решает, какую одежду надеть.
- Моего ребенка смело можно оставить без присмотра.
- Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (с ней) происходит.
- Думаю, что он(а) ничего не добьется в жизни.
- Я чаще говорю ему (ей) о том, что мне в нем не нравится, чем нравится.
- Часто мы совместно справляемся с домашней работой.
- Я постоянно беспокоюсь за здоровье ребенка.
- Я чувствую, что непоследователен(льна) в своих требованиях.
- В нашей семье часто бывают конфликты.
- Я бы хотел(а), чтобы он(а) воспитывал(а) своих детей гак же, как я его (ее).
- Он(а) редко делает с первого раза то, о чем я прошу.
- Я его (ее) очень редко ругаю.
- Я стараюсь контролировать все его действия и поступки
- Считаю, что для него главное - это слушаться меня.
- Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь он(а) делится со мной.
- Я не разделяю его (ее) увлечений.
- Я не считаю его (ее) таким умным и способным, как мне хотелось бы.
- Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним.
- Я часто думаю, что с моим ребенком может случиться что-то ужасное.
- Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему (ней).
- Воспитание моего ребенка было бы гораздо лучше, если бы другие члены семьи не мешали.
- Мне нравятся наши с ней (с ним) отношения.
- Дома у него (у нее) больше обязанностей, чем у большинства его друзей.
- Приходится применять к нему (к ней) физические наказания.
- Ему (ей) приходится поступать так, как я говорю, лаже если он(а) не хочет.
- Думаю, я лучше его (ее) знаю, что ему (ей) нужно.
- Я всегда сочувствую своему ребенку.
- Мне кажется, я его (ее) понимаю.
- Я бы хотел(а) в нем (ней) многое изменить
- При принятии семейных решений всегда учитываю его (ее) мнение.
- Думаю, что я тревожная мама (тревожный пала).
- Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным.
- Бывает, что когда я наказываю ребенка, мой муж (жена, бабушка и т.п.) начинают упрекать меня в излишней строгости.
- Считаю, что в целом, правильно воспитываю своего сына (дочь).
- Я предъявляю к нему много требований.
- По характеру я мягкий человек.
- Я позволяю ему (ей) гулять одному (одной) во дворе дома.
- Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприятностей жизни.
- Я не допускаю, чтобы он (она) подмечал(а) мои слабости и недостатки.
- Мне нравится его (ее) характер.
- Я часто критикую его (ее) по мелочам.
- Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю.
- Считаю, что мой долг оградить его (ее) от всяких опасностей.
- Я наказываю его (ее) за такие поступки, которые совершаю сама.
- Бывает, я невольно настраиваю ребенка против других членов семьи.
- Я устаю от повседневного общения с ним (с ней).
- Мне приходится заставлять его (ее) делать то, что он (она) не хочет.
- Я прощаю ему (ей) то, за что другие наказали бы.
- Мне бы хотелось знать о нем (о ней) все: о чем он(а) думает, как относится к своим друзьям и т.д.
- Он(а) сам(а) выбирает, чем заниматься дома в свободное время.
- Дума, что для него (нее) я самый близкий человек.
- Я приветствую его (ее) поведение.
- Я часто высказываю свое недовольство им (ею).
- Принимаю участие в делах, которые придумывает он(а).
- Я часто думаю, что кто-то может обидеть его (ее).
- Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущности, за одно и то же.
- Случается, что если я говорю ему (ей) одно, то муж (жена, бабушка, и т.п.) специально говорит наоборот.
- Мне кажется, мои отношения с ребенком лучше, чем в семьях большинства моих знакомых.
Регистрационный бланк
ФИО _____________ возраст ______ образование _______
Ф.И. ребенка ______________________ его возраст _____
Обработка результатов опросника ВРР. Все три формы опросника (детская и взрослые) обрабатываются по сходной схеме. Подсчитывается общее количество баллов по каждой шкале, при этом учитывается — прямые это или обратные утверждения. Обратные утверждения переводятся в баллы следующим образом: ответы 1 2 3 4 5 баллы 5 4 3 2 1 В бланках-ключах обратные вопросы обозначены звездочками. Поскольку шкалы 3 и 5 содержат по 10 утверждений, а не по пять, как в остальных, то арифметическая сумма баллов по этим шкалам делится на два. Суммарная оценка проставляется в последнем столбце регистрационного бланка. Каждая строка бланка для ответов принадлежит одной шкале (см. ключ). Например, к 1-й шкале относятся утверждения: 1, 13, 25, 37, 49; к 10-й шкале: 12, 24, 36, 48, 60; к 3-й шкале: 3, 4, 15, 16, 27, 28, 39, 40, 51, 52 и т.д. Ключ к опроснику ВРР для подростков и их родителей
 |
Шкалы опросника ВРР для подростков и их родителей 1. Нетребовательность - требовательность 2. Мягкость - строгость 3. Автономность - контроль 4. Эмоциональная дистанция - близость 5. Отвержение - принятие 6. Отсутствие сотрудничества - сотрудничество 7. Несогласие - согласие 8. Непоследовательность - последовательность 9. Авторитетность родителя 10. Удовлетворенность отношениями с ребенком (с родителем)
Ключ к опроснику ВРР для родителей и младших школьников
|
Баллы
|
|
Баллы
|
|
Баллы
|
|
Баллы
|
|
Баллы
|
Сумма по шкале номер…
|
1
|
|
13
|
***
|
25
|
|
37
|
|
49
|
|
1.
|
2
|
|
14
|
***
|
26
|
|
38
|
***
|
50
|
***
|
2.
|
3
|
***
|
15
|
|
27
|
|
39
|
***
|
51
|
|
3. /2
|
4
|
***
|
16
|
|
28
|
|
40
|
|
52
|
***
|
5
|
|
17
|
|
29
|
|
41
|
***
|
53
|
|
4.
|
6
|
***
|
18
|
***
|
30
|
|
42
|
|
54
|
***
|
5. /2
|
7
|
***
|
19
|
***
|
31
|
***
|
43
|
***
|
55
|
|
8
|
|
20
|
|
32
|
|
44
|
|
56
|
|
6.
|
9
|
|
21
|
|
33
|
|
45
|
|
57
|
|
7.
|
10
|
***
|
22
|
***
|
34
|
***
|
46
|
***
|
58
|
***
|
8.
|
11
|
|
23
|
|
35
|
|
47
|
|
59
|
|
9.
|
12
|
|
24
|
|
36
|
|
48
|
***
|
60
|
|
10.
|
Шкалы опросника ВРР для родителей дошкольников и младших школьников 1. Нетребовательность - требовательность 2. Мягкость - строгость 3. Автономность - контроль 4. Эмоциональная дистанция - близость 5. Отвержение - принятие 6. Отсутствие сотрудничества - сотрудничество 7. Тревожность за ребенка 8. Непоследовательность - последовательность 9. Воспитательная конфронтация в семье 10. Удовлетворенность отношениями с ребенком
Для интерпретации данных опросника ВРР можно пользоваться результатами процентильной стандартизации, представленными в таблицах № 1, 2 и 3. Таблица № 1 Процентильная стандартизация опросника ВРР на выборке старшеклассников (100 чел.)
Про- цен- тили |
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
10
|
7
|
5
|
10
|
10
|
11
|
9
|
7
|
9
|
9
|
7
|
20
|
10
|
6
|
11
|
11
|
19
|
11
|
10
|
11
|
11
|
11
|
30
|
11
|
8
|
13
|
12
|
14
|
12
|
11
|
11
|
12
|
13
|
40
|
12
|
9
|
14
|
12
|
15
|
13
|
12
|
12
|
13
|
15
|
50
|
13
|
10
|
15
|
14
|
16
|
14
|
13
|
13
|
15
|
17
|
60
|
14
|
12
|
15,5
|
16
|
18
|
15
|
14
|
14
|
16
|
17
|
70
|
16
|
13
|
16,5
|
17
|
19
|
16
|
15
|
15
|
18
|
18
|
80
|
17
|
14
|
18
|
19
|
20
|
18
|
17
|
16
|
19
|
20
|
90
|
18
|
15
|
19
|
20
|
21
|
19
|
18
|
17
|
22
|
21
|
100
|
22
|
18
|
22
|
24
|
21
|
24
|
24
|
21
|
24
|
25
|
Таблица № 2 Процентильная стандартизация опросника ВРР на выборке родителей дошкольников и младших школьников (280 чел.)
Процен- тили |
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
10
|
11
|
7
|
10,5
|
14
|
12
|
15
|
11
|
10
|
5
|
13
|
20
|
12
|
9
|
12,5
|
16
|
14
|
17
|
13
|
12
|
6
|
15
|
30
|
13
|
10
|
13
|
18
|
15
|
17
|
15
|
15
|
8
|
16
|
40
|
14
|
11
|
14
|
19
|
16
|
18
|
16
|
16
|
9
|
7
|
50
|
14
|
12
|
14,5
|
20
|
16,5
|
20
|
18
|
17
|
9
|
18
|
60
|
15
|
13
|
15,5
|
20
|
17,5
|
20
|
19
|
19
|
10
|
19
|
70
|
16
|
14
|
16
|
21
|
18
|
21
|
20
|
20
|
12
|
20
|
80
|
17
|
15
|
17
|
22
|
19
|
22
|
21
|
21
|
14
|
21
|
90
|
18
|
17
|
18
|
23
|
19,5
|
23
|
23
|
22
|
17
|
22
|
100
|
23
|
25
|
21
|
25
|
21,5
|
25
|
25
|
25
|
25
|
25
|
Таблица № 3 Процентильная стандартизация опросника ВРР на выборке родителей старшеклассников (70 чел.)
Процен- тили |
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
10
|
11
|
5
|
12,5
|
15
|
12,5
|
13
|
12
|
12
|
13
|
14
|
20
|
13
|
7
|
14
|
16
|
13,5
|
14
|
13
|
14
|
14
|
17
|
30
|
14
|
8
|
14,5
|
16
|
14
|
16
|
13
|
15
|
15
|
18
|
40
|
15
|
8
|
15,5
|
18
|
14,5
|
18
|
14
|
16
|
15
|
19
|
50
|
15
|
10
|
16,5
|
19
|
15
|
19
|
15
|
17
|
16
|
20
|
60
|
16
|
12
|
17
|
20
|
15,5
|
20
|
16
|
19
|
17
|
21
|
70
|
16
|
12
|
18
|
20
|
16
|
20
|
16
|
19
|
18
|
22
|
80
|
17
|
14
|
18
|
21
|
17
|
21
|
17
|
20
|
19
|
23
|
90
|
18
|
15
|
20
|
22
|
18
|
22
|
19
|
22
|
20
|
24
|
100
|
19
|
18
|
22,5
|
24
|
19,5
|
23
|
25
|
24
|
23
|
25
|
Начало методики "Взаимодействие родитель – ребенок" (ВРР).
Литература: Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. 1999. № 2. С. 94 – 108. |