Братско - сестринский опросник
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика семейных взаимоотношений

авторы (The Brother-Sister Questionnaire; S.A. Graham-Bermann, S.E. Culter)

Цель методики
Опросник предназначен для психометрической оценки и дифференциации нормативных и дисфункциональных сиблинговых отношений. Под дисфункцией сиблинговых отношений здесь понимают наличие высокого уровня конфликтности и агрессивных поведенческих реакций в сиблинговой диаде.
Оценка осуществляется в рамках характеристики четырех свойств сиблинговых отношений: эмпатии, поддержания границ, сходства и принуждения, обозначенных в названии шкал опросника. Утверждения BSQ отражают  субъективную оценку тех отношений, которые существовали в семье.

 

Характеристика шкал опросника:
1. Шкала "Эмпатия". Четырнадцать пунктов настоящей шкалы определяют уровень эмпатии и заботы в отношениях: заботятся ли сиблинги друг о друге, интересуются ли тем, о чем думает, что делает брат /сестра, сопереживают ли друг другу, делятся ли секретами, есть ли ощущение душевной близости, эмоциональной привязанности, стремятся ли проводить вместе время. Высокие показатели по шкале свидетельствуют о высоком уровне развития эмпатии в отношениях.
2. Шкала "Поддержание границ". Шесть пунктов шкалы оценивают степень  поддержания сиблингами межличностных границ (как в области материальной собственности, так и в области индивидуальных интересов), диагностируется близость / отдаленность друг от друга. Критерием является способность сиблинга уважать физическое и психологическое пространство другого.
3. Шкала "Cходство" определяет наличие общих интересов, жизненного опыта и переживаний. Девять пунктов шкалы касаются наличия общих друзей, интересов в области спорта, хобби, школьных предметов. Высокие показатели по шкале определяют высокий уровень сходства в отношениях. Низкие показатели могут свидетельствовать о сильной дифференциации или деидентификации.
4. Шкала "Принуждение" оценивает элементы власти и контроля одного сиблинга над другим, доминирование. Включает вопросы о поведении эксплуатации, о девиантном поведении по отношению к сиблингу, об изоляции сиблинга в отношении его друзей. Высокие показатели свидетельствуют о высоком уровне доминирования и контроля.
Инструкция: "Оцените, пожалуйста, по 5-балльной шкале то, в какой степени каждое суждение описывает ваши отношения с братом (сестрой):
1.   совсем не подходит
2.   пожалуй, неверно
3.   пожалуй, верно
4.   верно
5.   совершенно верно

 

Вопросы

Варианты ответов

1. Мы очень хорошие друзья.

1

2

3

4

5

2. Мы очень близки друг другу.

1

2

3

4

5

3. Меня очень интересует то, что она (он) делает.

1

2

3

4

5

4. Меня очень интересует то, о чем она (он) думает.

1

2

3

4

5

5. Мы обычно очень хорошо ладим.

1

2

3

4

5

6. Мы много времени проводим вместе.

1

2

3

4

5

7. Она (он) много интересуется тем, что я делаю.

1

2

3

4

5

8. Она (он) много интересуется тем, о чем я думаю.

1

2

3

4

5

9. Она (он) чувствует себя плохо, когда я чувствую себя плохо.

1

2

3

4

5

10. Когда она (он) чувствует себя счастливой(ым), я чувствую то же.

1

2

3

4

5

11. Я дал (а) бы ему денег.

1

2

3

4

5

12. Я рассказал (а) бы (ей) ему свой самый большой секрет.

1

2

3

4

5

13. Мы много спорим.

1

2

3

4

5

14. Она (он) много заботится обо мне.

1

2

3

4

5

15. Она (он) всегда надевает мои вещи.

1

2

3

4

5

16. Она (он) всегда пытается делать то, что делаю я.

1

2

3

4

5

17. Она (он) всегда пытается подражать мне.

1

2

3

4

5

18. Она (он) всегда портит все дело.

1

2

3

4

5

19. Она (он) берет мои вещи без спросу.

1

2

3

4

5

20. Если я куплю что-нибудь, она (он) всегда хочет купить это тоже.

1

2

3

4

5

21. Нам нравится делать одинаковые вещи.

1

2

3

4

5

22. Мы делаем примерно одинаковое количество домашней работы.

1

2

3

4

5

23. Нам нравятся одни и те же виды спорта и игры.

1

2

3

4

5

24. У нас одни и те же друзья.

1

2

3

4

5

25. Мы очень похожи.

1

2

3

4

5

26. Мы попадаем в беду приблизительно одинаковое количество раз.

1

2

3

4

5

27. Мы много спорим о том, чья очередь выполнять те или иные вещи.

1

2

3

4

5

28. Нам нравятся одинаковые телевизионные передачи.

1

2

3

4

5

29. Мы хорошо успеваем по одним и тем же школьным предметам.

1

2

3

4

5

30. Она (он) учит меня дурному.

1

2

3

4

5

31. Я чувствую себя использованным или обманутым ей (им).

1

2

3

4

5

32. Я чувствую себя отвергнутым своим братом (сестрой).

1

2

3

4

5

33. Я принимаюсь за дела раньше моего брата (сестры).

1

2

3

4

5

34. Мой брат (сестра) получает порицание чаще, чем я.

1

2

3

4

5

35. Она (он) пытается держать меня подальше от моих друзей.

1

2

3

4

5

Обработка результатов:

Номер шкалы

Название шкалы

Кол-во вопросов

Ответы по номерам вопросов

Максимальное число баллов

сумма баллов

1

Эмпатия

14

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14

70

2

Поддержание границ

6

15, 16, 17, 18, 19, 20

30

3

Сходство

9

21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29

45

4

Принуждение

6

30, 31, 32, 33, 34, 35

30

Степень выраженности показателей по опроснику:

Название шкалы

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Эмпатия

48-70 баллов

23 – 47 баллов

1-22  баллов

Поддержание границ

21-30 баллов

10-20 баллов

1-9 баллов

Сходство

31-45 баллов

15-30 баллов

1-14 баллов

Принуждение

21-30 баллов

10-20 баллов

1-9 баллов

Литература: Journal of Family Psychology.1994. Vol. 8. № 2. 224–238.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.