авторы (The Brother-Sister Questionnaire; S.A. Graham-Bermann, S.E. Culter)
Адаптация опросника проведена Кравцовой Мариной Викторовной, кандидатом психологических наук, доцентом
Цель методики Опросник предназначен для психометрической оценки и дифференциации нормативных и дисфункциональных сиблинговых отношений. Под дисфункцией сиблинговых отношений здесь понимают наличие высокого уровня конфликтности и агрессивных поведенческих реакций в сиблинговой диаде. Оценка осуществляется в рамках характеристики четырех свойств сиблинговых отношений: эмпатии, поддержания границ, сходства и принуждения, обозначенных в названии шкал опросника. Утверждения BSQ отражают субъективную оценку тех отношений, которые существовали в семье.
Характеристика шкал опросника: 1. Шкала "Эмпатия". Четырнадцать пунктов настоящей шкалы определяют уровень эмпатии и заботы в отношениях: заботятся ли сиблинги друг о друге, интересуются ли тем, о чем думает, что делает брат /сестра, сопереживают ли друг другу, делятся ли секретами, есть ли ощущение душевной близости, эмоциональной привязанности, стремятся ли проводить вместе время. Высокие показатели по шкале свидетельствуют о высоком уровне развития эмпатии в отношениях. 2. Шкала "Поддержание границ". Шесть пунктов шкалы оценивают степень поддержания сиблингами межличностных границ (как в области материальной собственности, так и в области индивидуальных интересов), диагностируется близость / отдаленность друг от друга. Критерием является способность сиблинга уважать физическое и психологическое пространство другого. 3. Шкала "Cходство" определяет наличие общих интересов, жизненного опыта и переживаний. Девять пунктов шкалы касаются наличия общих друзей, интересов в области спорта, хобби, школьных предметов. Высокие показатели по шкале определяют высокий уровень сходства в отношениях. Низкие показатели могут свидетельствовать о сильной дифференциации или деидентификации. 4. Шкала "Принуждение" оценивает элементы власти и контроля одного сиблинга над другим, доминирование. Включает вопросы о поведении эксплуатации, о девиантном поведении по отношению к сиблингу, об изоляции сиблинга в отношении его друзей. Высокие показатели свидетельствуют о высоком уровне доминирования и контроля. Инструкция: "Оцените, пожалуйста, по 5-балльной шкале то, в какой степени каждое суждение описывает ваши отношения с братом (сестрой): 1. совсем не подходит 2. пожалуй, неверно 3. пожалуй, верно 4. верно 5. совершенно верно
Вопросы
|
Варианты ответов
|
1. Мы очень хорошие друзья.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
2. Мы очень близки друг другу.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
3. Меня очень интересует то, что она (он) делает.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
4. Меня очень интересует то, о чем она (он) думает.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
5. Мы обычно очень хорошо ладим.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6. Мы много времени проводим вместе.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
7. Она (он) много интересуется тем, что я делаю.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
8. Она (он) много интересуется тем, о чем я думаю.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
9. Она (он) чувствует себя плохо, когда я чувствую себя плохо.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
10. Когда она (он) чувствует себя счастливой(ым), я чувствую то же.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
11. Я дал (а) бы ему денег.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
12. Я рассказал (а) бы (ей) ему свой самый большой секрет.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
13. Мы много спорим.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
14. Она (он) много заботится обо мне.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
15. Она (он) всегда надевает мои вещи.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
16. Она (он) всегда пытается делать то, что делаю я.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
17. Она (он) всегда пытается подражать мне.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
18. Она (он) всегда портит все дело.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
19. Она (он) берет мои вещи без спросу.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
20. Если я куплю что-нибудь, она (он) всегда хочет купить это тоже.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
21. Нам нравится делать одинаковые вещи.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
22. Мы делаем примерно одинаковое количество домашней работы.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
23. Нам нравятся одни и те же виды спорта и игры.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
24. У нас одни и те же друзья.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
25. Мы очень похожи.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
26. Мы попадаем в беду приблизительно одинаковое количество раз.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
27. Мы много спорим о том, чья очередь выполнять те или иные вещи.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
28. Нам нравятся одинаковые телевизионные передачи.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
29. Мы хорошо успеваем по одним и тем же школьным предметам.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
30. Она (он) учит меня дурному.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
31. Я чувствую себя использованным или обманутым ей (им).
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
32. Я чувствую себя отвергнутым своим братом (сестрой).
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
33. Я принимаюсь за дела раньше моего брата (сестры).
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
34. Мой брат (сестра) получает порицание чаще, чем я.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
35. Она (он) пытается держать меня подальше от моих друзей.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Обработка результатов:
Номер шкалы
|
Название шкалы
|
Кол-во вопросов
|
Ответы по номерам вопросов
|
Максимальное число баллов
|
сумма баллов
|
1
|
Эмпатия
|
14
|
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|
70
|
2
|
Поддержание границ
|
6
|
15, 16, 17, 18, 19, 20
|
30
|
3
|
Сходство
|
9
|
21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29
|
45
|
4
|
Принуждение
|
6
|
30, 31, 32, 33, 34, 35
|
30
|
Степень выраженности показателей по опроснику:
Название шкалы
|
Уровни
|
Высокий
|
Средний
|
Низкий
|
Эмпатия
|
48-70 баллов
|
23 – 47 баллов
|
1-22 баллов
|
Поддержание границ
|
21-30 баллов
|
10-20 баллов
|
1-9 баллов
|
Сходство
|
31-45 баллов
|
15-30 баллов
|
1-14 баллов
|
Принуждение
|
21-30 баллов
|
10-20 баллов
|
1-9 баллов
|
Литература: Journal of Family Psychology.1994. Vol. 8. № 2. 224–238. |