История и источники методики, направленность. Методика предложена в первой половине XX века для исследования свойств внимания немецким психиатром и психотерапевтом Вальтером Шульте (1910 — 1972). В отечественной клинической психологии начала активно применяться благодаря Б.В. Зейгарник и С.Я. Рубинштейн для исследования объема внимания (к зрительным стимулам), свойств распределения и переключения внимания, темповых характеристик деятельности. [6, 10, 14,16,18]. Возрастной диапазон от 7 лет (важно, чтобы испытуемый знал числа и владел порядковым счетом) - верхней границы нет. Стимульный материал. Практика использования данной методики в современных условиях показывает, что оптимален компактный вариант таблиц, напечатанный на листе А4, всего пять таблиц . Каждая таблица 5x5 клеток печатается на отдельном листе бумаги А4, размер клетки 3,5Х3,5 см, заполнение числами от 1 до 25 производится в случайном порядке, избегая расположения рядом последовательных чисел; размер шрифта - 72 пункта (на каждой из пяти таблиц числа расположены по-разному, в соответствии с таблицей случайных чисел).
Инструкция
Обследуемому мельком показывают таблицу Шульте, сопровождая этот показ словами: «Вот на этой таблице числа от 1 до 25 расположены в случайном порядке». Далее таблицу прикрывают, т.е. кладут на стол числами вниз и продолжают инструкцию: «Ты будешь показывать и называть вслух все числа по порядку от 1 до 25, а я буду фиксировать время». Если ребенок не понял, ему объясняют снова. Затем экспериментатор кладет на стол перед испытуемым ребенком одну из таблиц и, включая секундомер, говорит: «Начинай!» Оборудование. 5 таблиц и секундомер, указка (в качестве указки мы предлагаем использовать подручный материал - указательный палец испытуемого, ручку, тупой конец карандаша, закрытый фломастер и т.п.).
Процедура
Испытуемому после предъявления инструкции даются последовательно 4 таблицы. Запись исследования ведется по протоколу (приложение 2), в котором фиксируется промежуточное время, затраченное ребенком на поиск чисел 5, 10, 15, 20 и общее время поиска чисел по таблице. Важно фиксировать также те числа, которые ребенок отыскивает не сразу, т.е. с временными колебаниями, что может свидетельствовать в первую очередь о трудностях концентрации и распределения. Для их фиксации в протоколе, ставится многоточие, а затем «проблемное» число, через запятую, если их несколько. Варианты ошибок по типу 12 и 21 и т.п. также отмечаются в протоколе. Перед предъявлением заключительной пятой таблицы, испытуемому дается мотивирующая инструкция: «У нас с тобой осталась последняя табличка, постарайся, пожалуйста, найти все числа как можно быстрее, выполнить задание лучше всего!». Время фиксируется. Активирующая (мотивирующая) инструкция позволяет психологу оценить мотивацию и ресурс ребенка, и косвенно выявить тревожность, истощаемость и т.п. Если ребенок в силу различных причин не справляется с поиском чисел по всем пяти таблицам, можно прекратить выполнение методики, после поиска чисел по двум-трем таблицам.
Оценка
Основной показатель - время поиска (см. Приложение З.1., табл. 1 и табл.2): - время, затраченное на поиск, указание и называние вслух последовательного ряда чисел в таблицах (соответствие нормативному для возраста - если не более 1 станд. отклонения); - динамика временных показателей в процессе обследования по всем пяти таблицам. При наличии оцениваются ошибки выполнения (нарушение разрядного строения числа - 12 и 22, «зеркальность» - 12 и 21, пропуск, долгий поиск числа и т.п.). Оцениваются концентрация внимания (достаточно - время выполнения каждой из таблиц Шульте соответствует нормативному; недостаточно - время выполнения каждой из таблиц Шульте, превышает нормативное (как ориентир - более 1 стандартного отклонения); устойчивость (устойчиво - не отмечается значительных временных отличий при подсчете цифр в каждой из четырех-пяти таблиц; неустойчиво - отмечаются значительные колебания результатов по данным таблиц без тенденции к увеличению времени, затраченного на каждую следующую таблицу; истощаемо -отмечается тенденция к увеличению времени поиска чисел на каждую последующую таблицу)- По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена "кривая истощаемости (утомляемости)", отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике. Если увеличивается время выполнения каждой последующей таблицы (по отношению к предыдущей), то есть вероятность наличия повышенной утомляемости и истощаемости активного внимания. А.А. Крылов и С.А. Маничев, опираясь на предложенные АЛО. Козыревой параметры, предлагают с помощью таблиц Шульте вычислять показатели ( см. Приложение 3.1, табл.3) (в конце статьи): Эффективность работы (ЭР) вычисляется по формуле: ЭР = Т1 + Т2 + ТЗ + Т4 + Т5/5, где Т1 ... Т5 - время работы с 1 - 5 таблицами в секундах. Оценка ЭР (в секундах) производится с учетом возраста испытуемого. Степень врабатываемости (ВР) вычисляется по формуле: ВР = Т1/ЭР ВР < 1 - показатель хорошей врабатываемости; если ВР > 1, то испытуемому требуется больше подготовки к основной работе. Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле: ПУ = Т4/ЭР ПУ < 1 говорит о хорошей психической устойчивости; ПУ > 1 плохая психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданий [10].
Тест Стпрупа
История и источники методики, направленность. Тест Струпа (Stroop Test), рекомендуемый в данном пособии, представляет собой модификацию методики John Stroop [1935]. Описанный им феномен, получивший название «эффект Струпа», наблюдается в заданиях, когда испытуемому предъявляют карточку с напечатанным на ней словом, которое обозначает цвет, отличный от цвета краски (например, слово «желтый» напечатано красным цветом). В этой ситуации латентное время называния краски, которой отпечатано слово, увеличивается. Тем самым, эффект Струпа проявляется в виде реакции испытуемого на интерференцию, возникающую при выполнении словесноцветовой серии теста [18, 21]. Возрастной диапазон от 6-7 лет (при условии сформированности навыков чтения) - до старости. Ограничение методики - сохранность цветового зрения у испытуемого. Стимульный материал и процедура проведения. Для проведения теста необходимы 2 цветных бланка со стимульным материалом (см. Приложение 5.2, рис.1, 2) и секундомер. Тест включает 2 серии: 1) цветовую и 2) словесно-цветовую. В цветовой серии испытуемому предъявляется набор из 100 цветных прямоугольников четырех цветов, расположенных в виде таблицы (10 строк на 10 столбиков) в случайном порядке. Задача испытуемого - назвать все цвета по порядку, двигаясь слева направо, сверху вниз. В словесно-цветовой серии задание усложняется за счет введения релевантного признака - нужно называть цвет краски, которой напечатано слово, а не значение самого слова.
Инструкция 1 для цветовой серии: «Перед тобой - цветные прямоугольники. Тебе необходимо вслух называть их цвета слева направо, строчка за строчкой. Я буду засекать время, которое на это потребуется. Готов? Начали». Инструкция 2 для словесно-цветовой серии: «Теперь более сложное задание. Здесь указаны названия цветов, но цвет, которым они напечатаны, не совпадает с названием. Тебе нужно называть только цвет, которым напечатано слово, не читая его. Старайся делать это как можно быстрее и без ошибок. Время также фиксируется. Все понятно? Начали». Протокол методики представлен в Приложении 5.2, табл.1. Для удобства, в протоколе названия цветов, которые должен назвать испытуемый, зашифрованы по первой букве: к - красный, с - синий, ж - желтый, з - зеленый. По мере называния цветов испытуемым психолог следит по протоколу, отмечая ошибки и время после каждой строчки. Исправленные и не исправленные ошибки отмечаются по- разному. Для не исправленных ошибок рекомендуется писать букву цвета, названную вместо требуемого; самостоятельно исправленные ошибки обводить в кружок. В конце выполнения задания в строке «Итого» указывается общее время выполнения серии и количество ошибок. Для удобства расчета показателей рекомендуется переводить время в секунды. Оценка. Стандартный способ оценки эффекта Струпа - вычисление разностного показателя интерференции (ID) по формуле: ID = CW- С, где С - время в секундах, затраченное испытуемым на выполнение цветовой серии; CW - время в секундах, затраченное испытуемым на выполнение словесно-цветовой серии. Показатель ID прямо пропорционален степени интерференции - чем он меньше, тем меньше ее влияние. Однако, разностный показатель интерференции обладает недостатком - чувствительностью к трансформации данных. Альтернативой ему выступает относительный показатель интерференции (1R), вычисляемый по формуле:
IR = C/CW
Показатель IR обратно пропорционален интерференции - чем он выше, тем меньше влияние интерференции. Возрастные нормативы по всем описанным показателям представлены в Приложении 3.2, табл.1. (ниже)
Возрастные нормативные показатели по методикам оценки внимания
В приложении 3 представлены данные, отражающие возрастную динамику показателей развития внимания у здоровых детей и подростков в период школьного обучения. Представлены средние и стандартные отклонения показателей отдельных выборок по каждому возрастному периоду с шагом в один год по методикам таблицы Шульте, тест Струпа. Выборки формировались случайным образом из учащихся общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и центров образования г. Москвы в период 1997 по 2016 гг. Представленные значения получены после исключения выбросов и экстремумов из каждой выборки. Приведены средние и стандартные отклонения показателей, вычисленные для возрастных групп с шагом в 1 год в диапазоне 7-16 лет. Для получения более «чистых» данных выбросы в каждой возрастной группе не учитывались (значения, в 1,5 раза превышающие межквартильное расстояние по каждому показателю в каждой возрастной группе).
Таблицы Шульте Табл.1. Средние показатели поиска чисел по таблице 1 для мальчиков и девочек, сек.
Возраст, годы
|
жен
|
муж
|
7
|
84,3 ± 24,2
|
78,4 ± 28,9
|
8
|
60,1 ± 19,3
|
63,6 ± 23,2
|
9
|
47,2 ± 9,0
|
55,2 ± 17,1
|
10
|
48,8 ± 16,4
|
57,6 ± 18,3
|
11
|
44,6 ± 11,4
|
48,2 ± 16,0
|
12
|
36,4 ± 9,4
|
41,6 ± 10,4
|
13
|
37,6 ± 4,7
|
37,2 ± 7,3
|
14
|
38,5 ± 7,6
|
41,2 ± 12,1
|
15
|
33,2 ± 6,7
|
36,6 ± 7,7
|
16
|
34,3 ±7,1
|
31,7 ±4,8
|
Табл.2. Средние показатели поиска чисел в таблицах без деления по полу, сек.
“Возраст, годы
|
Г1
|
Т2
|
ТЗ
|
Т4
|
ТМ
|
7
|
81,6 ±26,1
|
80,6 ± 22,9
|
86,7 ± 34,1
|
92,8 ± 40,0
|
86,6 ± 34.4
|
8
|
62,2 ±21,4
|
61,1 ± 17,9
|
60,5 ± 17,9
|
/2,1 ± 25,8
|
65.4 ± 19,3
|
9
|
50,5 ± 12,5
|
50,2 ± 7,5
|
51,4 ± 8,3
|
59,4 ± 12,5
|
56,8 ± 16,8
|
10
|
50,9 ± 15,5
|
51,6± 14,0
|
48,0 ± 11,8
|
48,0 ± 9,8
|
48,2 ± 14.5,
|
11
|
46,8 ± 14,3
|
44,4 ± 10,6
|
43,4 ± 8,2
|
43,0 ±7,0
|
42.3 ± 9,4
|
12
|
39,0 ± 10,2
|
41,2 ± 9,1
|
41,9 ± 8,3
|
42,2 ± 10,4
|
40,7 ± 10,6
|
13
|
36,6 ± 6,6
|
38,7 ± 9,2
|
34,9 ±8,8
|
35,1 ±7,2
|
35,1 ±6,0
|
14
|
40,1 ± 10,2
|
39,7 ± 9,9
|
37,4 ± 8,2
|
38,3 ±9,1
|
37,4 ± 8,7
|
15
|
35,5 ± 8,0
|
33,2 ±7,5
|
31,3 ±6,9
|
34,6 ± 9,9
|
30,8 ± 6,0
|
16
|
33,7 ±6,9
|
37,2 ± 8,3
|
34,6 ±7,2
|
32,4 ± 7,2
|
31,5 ±8,2
|
Т1 ... Т4 - время поиска по таблицам с 1 по 4; ТМ - время поиска по таблице с мотивирующей инструкцией, которая могла предлагаться раньше, чем после 4 таблицы.
Табл. 3 Средние показатели по таблицам Шульте, рассчитанные по сек.) ВР - врабагываемость (отношение таблицы 1 к ЭР); ПУ - психическая устойчивость (отношение таблицы 4 к ЭР).
Возраст, годы
|
ЭР
|
ВР
|
ПУ
|
7
|
87,5 + 33,0
|
0,94 ±0,13
|
1,08 ± 0,14
|
8
|
69,0 ± 19,1
|
0,99 ±0,10
|
1,03 ±0,16
|
9
|
56,9 ± 11,6
|
0,96 ±0,11
|
1,06 ±0,16
|
10
|
47,6 ±9,1
|
0,96 ±0,16
|
1,01 ±0,10
|
11
|
42,6 ± 7,3
|
0,93 ±0,10
|
1,00 ±0,09
|
12
|
41,4 ±7,3
|
0,93 ±0,15
|
1,02 ±0,11
|
13
|
37,0 ± 6,6
|
0,96 ± 0,07
|
1,01 ±0,06
|
14
|
37,9 ± 7,9
|
1,00 ±0,16
|
0,97 ± 0,09
|
15
|
31,7 ±5,8
|
1,02 ±0,12
|
1,01 ±0,07
|
16
|
34,4 ± 7,4
|
0,96 ±0,13
|
0,97 ±0,15
|
Тест Струпа Табл.1. Средние показатели разных параметров оценки
Возраст, годы
|
С
|
CW
|
Id
|
Ir
|
7
|
79,5 ± 17,2
|
120,1 ±31,4
|
40,9 ± 24,9
|
0,64 ±0,12
|
8
|
79,8 ± 14,7
|
132,4 ±32,8
|
59,2 ± 40,3
|
0,62 ±0,16
|
9
|
76,1 ±11.5
|
117,1 ±30,9
|
45,7 ±21,4
|
0,62 ±0,10
|
10
|
68,7 ± 10.4
|
99,9 ± 25,0
|
38,1 ±20,8
|
0,66 ±0,12
|
11
|
60,0 ± 12.5
|
97.1 ±27.1
|
38.3± 16.1
|
0,64 ±0,09
|
12
|
61,0± 10.2
|
89.4± 16.8
|
34.7±8.1
|
0,64 ±0,06
|
13
|
58.3 ± 13.4
|
88.7± 22.9
|
30.3±14.9
|
0,67 ±0,09
|
14
|
55,0 ± 11.4
|
85.6±27,8
|
36.1± 18.7
|
0,65 ±0.11
|
15
|
50.8± 11.1
|
72,5±21,2
|
27.4± 13.5
|
0.67±0.10
|
16
|
48.5 ± 8.6
|
68.5±17.8
|
21.1± 11.7
|
0.69± 0.07
|
Источник: Зверева Н.В., Хромоз А.И.. Сергиенко А.А.. Коваль-Зайцев А.А. Клинико- психологические методики оценки когнитивного развития детей и подростков при эндогенной психической патологии (память и внимание). - М.: ООО «Сам полиграфист», 2017 - 48 с. |