На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика интеллектуального развития Таблицы Шульте и тест Струпа для диагностики зрительного внимания
Таблицы Шульте и тест Струпа для диагностики зрительного внимания
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика интеллектуального развития

История и источники методики, направленность. Методика предложена в первой половине XX века для исследования свойств внимания немецким психиатром и психотерапевтом Вальтером Шульте (1910 — 1972). В отечественной клинической психологии начала активно применяться благодаря Б.В. Зейгарник и С.Я. Рубинштейн для исследования объема внимания (к зрительным стимулам), свойств распределения и переключения внимания, темповых характеристик деятельности. [6, 10, 14,16,18].
Возрастной диапазон от 7 лет (важно, чтобы испытуемый знал числа и владел порядковым счетом) - верхней границы нет.
Стимульный материал. Практика использования данной методики в современных условиях показывает, что оптимален компактный вариант таблиц, напечатанный на листе А4, всего пять таблиц . Каждая таблица 5x5 клеток печатается на отдельном листе бумаги А4, размер клетки 3,5Х3,5 см, заполнение числами от 1 до 25 производится в случайном порядке, избегая расположения рядом последовательных чисел; размер шрифта - 72 пункта (на каждой из пяти таблиц числа расположены по-разному, в соответствии с таблицей случайных чисел).

Инструкция

Обследуемому мельком показывают таблицу Шульте, сопровождая этот показ словами: «Вот на этой таблице числа от 1 до 25 расположены в случайном порядке». Далее таблицу прикрывают, т.е. кладут на стол числами вниз и продолжают инструкцию: «Ты будешь показывать и называть вслух все числа по порядку от 1 до 25, а я буду фиксировать время». Если ребенок не понял, ему объясняют снова. Затем экспериментатор кладет на стол перед испытуемым ребенком одну из таблиц и, включая секундомер, говорит: «Начинай!» Оборудование. 5 таблиц и секундомер, указка (в качестве указки мы предлагаем использовать подручный материал - указательный палец испытуемого, ручку, тупой конец карандаша, закрытый фломастер и т.п.).

Процедура

Испытуемому после предъявления инструкции даются последовательно 4 таблицы. Запись исследования ведется по протоколу (приложение 2), в котором фиксируется промежуточное время, затраченное ребенком на поиск чисел 5, 10, 15, 20 и общее время поиска чисел по таблице. Важно фиксировать также те числа, которые ребенок отыскивает не сразу, т.е. с временными колебаниями, что может свидетельствовать в первую очередь о трудностях концентрации и распределения. Для их фиксации в протоколе, ставится многоточие, а затем «проблемное» число, через запятую, если их несколько. Варианты ошибок по типу 12 и 21 и т.п. также отмечаются в протоколе. Перед предъявлением заключительной пятой таблицы, испытуемому дается мотивирующая инструкция: «У нас с тобой осталась последняя табличка, постарайся, пожалуйста, найти все числа как можно быстрее, выполнить задание лучше всего!». Время фиксируется. Активирующая (мотивирующая) инструкция позволяет психологу оценить мотивацию и ресурс ребенка, и косвенно выявить тревожность, истощаемость и т.п. Если ребенок в силу различных причин не справляется с поиском чисел по всем пяти таблицам, можно прекратить выполнение методики, после поиска чисел по двум-трем таблицам.

Оценка

Основной показатель - время поиска (см. Приложение З.1., табл. 1 и табл.2):
- время, затраченное на поиск, указание и называние вслух последовательного ряда чисел в таблицах (соответствие нормативному для возраста - если не более 1 станд. отклонения);
- динамика временных показателей в процессе обследования по всем пяти таблицам.
При наличии оцениваются ошибки выполнения (нарушение разрядного строения числа - 12 и 22, «зеркальность» - 12 и 21, пропуск, долгий поиск числа и т.п.).
Оцениваются концентрация внимания (достаточно - время выполнения каждой из таблиц Шульте соответствует нормативному; недостаточно - время выполнения каждой из таблиц Шульте, превышает нормативное (как ориентир - более 1 стандартного отклонения); устойчивость (устойчиво - не отмечается значительных временных отличий при подсчете цифр в каждой из четырех-пяти таблиц; неустойчиво - отмечаются значительные колебания результатов по данным таблиц без тенденции к увеличению времени, затраченного на каждую следующую таблицу; истощаемо -отмечается тенденция к увеличению времени поиска чисел на каждую последующую таблицу)-
По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена "кривая истощаемости (утомляемости)", отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике. Если увеличивается время выполнения каждой последующей таблицы (по отношению к предыдущей), то есть вероятность наличия повышенной утомляемости и истощаемости активного внимания.
А.А. Крылов и С.А. Маничев, опираясь на предложенные АЛО. Козыревой параметры, предлагают с помощью таблиц Шульте вычислять показатели ( см. Приложение 3.1, табл.3) (в конце статьи):
Эффективность работы (ЭР) вычисляется по формуле:
ЭР = Т1 + Т2 + ТЗ + Т4 + Т5/5,
где Т1 ... Т5 - время работы с 1 - 5 таблицами в секундах. Оценка ЭР (в секундах) производится с учетом возраста испытуемого.
Степень врабатываемости (ВР) вычисляется по формуле:

ВР = Т1/ЭР

ВР < 1 - показатель хорошей врабатываемости; если ВР > 1, то испытуемому требуется больше подготовки к основной работе. Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле:

ПУ = Т4/ЭР

ПУ < 1 говорит о хорошей психической устойчивости; ПУ > 1 плохая психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданий [10].

Тест Стпрупа

История и источники методики, направленность. Тест Струпа (Stroop Test), рекомендуемый в данном пособии, представляет собой модификацию методики John Stroop [1935]. Описанный им феномен, получивший название «эффект Струпа», наблюдается в заданиях, когда испытуемому предъявляют карточку с напечатанным на ней словом, которое обозначает цвет, отличный от цвета краски (например, слово «желтый» напечатано красным цветом). В этой ситуации латентное время называния краски, которой отпечатано слово, увеличивается. Тем самым, эффект Струпа проявляется в виде реакции испытуемого на интерференцию, возникающую при выполнении словесноцветовой серии теста [18, 21].
Возрастной диапазон от 6-7 лет (при условии сформированности навыков чтения) - до старости. Ограничение методики - сохранность цветового зрения у испытуемого.
Стимульный материал и процедура проведения. Для проведения теста необходимы 2 цветных бланка со стимульным материалом (см. Приложение 5.2, рис.1, 2) и секундомер.
Тест включает 2 серии: 1) цветовую и 2) словесно-цветовую. В цветовой серии испытуемому предъявляется набор из 100 цветных прямоугольников четырех цветов, расположенных в виде таблицы (10 строк на 10 столбиков) в случайном порядке. Задача испытуемого - назвать все цвета по порядку, двигаясь слева направо, сверху вниз. В словесно-цветовой серии задание усложняется за счет введения релевантного признака - нужно называть цвет краски, которой напечатано слово, а не значение самого слова.

Инструкции.

Инструкция 1 для цветовой серии: «Перед тобой - цветные прямоугольники. Тебе необходимо вслух называть их цвета слева направо, строчка за строчкой. Я буду засекать время, которое на это потребуется. Готов? Начали».
Инструкция 2 для словесно-цветовой серии: «Теперь более сложное задание. Здесь указаны названия цветов, но цвет, которым они напечатаны, не совпадает с названием. Тебе нужно называть только цвет, которым напечатано слово, не читая его. Старайся делать это как можно быстрее и без ошибок. Время также фиксируется. Все понятно? Начали».
Протокол методики представлен в Приложении 5.2, табл.1.
Для удобства, в протоколе названия цветов, которые должен назвать испытуемый, зашифрованы по первой букве: к - красный, с - синий, ж - желтый, з - зеленый. По мере называния цветов испытуемым психолог следит по протоколу, отмечая ошибки и время после каждой строчки. Исправленные и не исправленные ошибки отмечаются по- разному. Для не исправленных ошибок рекомендуется писать букву цвета, названную вместо требуемого; самостоятельно исправленные ошибки обводить в кружок. В конце выполнения задания в строке «Итого» указывается общее время выполнения серии и количество ошибок. Для удобства расчета показателей рекомендуется переводить время в секунды.
Оценка. Стандартный способ оценки эффекта Струпа - вычисление разностного показателя интерференции (ID) по формуле:
ID = CW- С, где
С - время в секундах, затраченное испытуемым на выполнение цветовой серии; CW - время в секундах, затраченное испытуемым на выполнение словесно-цветовой серии.
Показатель ID прямо пропорционален степени интерференции - чем он меньше, тем меньше ее влияние.
Однако, разностный показатель интерференции обладает недостатком - чувствительностью к трансформации данных. Альтернативой ему выступает относительный показатель интерференции (1R), вычисляемый по формуле:

IR = C/CW

Показатель IR обратно пропорционален интерференции - чем он выше, тем меньше влияние интерференции.
Возрастные нормативы по всем описанным показателям представлены в Приложении 3.2, табл.1. (ниже)

Возрастные нормативные показатели по методикам оценки внимания


В приложении 3 представлены данные, отражающие возрастную динамику показателей развития внимания у здоровых детей и подростков в период школьного обучения. Представлены средние и стандартные отклонения показателей отдельных выборок по каждому возрастному периоду с шагом в один год по методикам таблицы Шульте, тест Струпа. Выборки формировались случайным образом из учащихся общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и центров образования г. Москвы в период 1997 по 2016 гг. Представленные значения получены после исключения выбросов и экстремумов из каждой выборки. Приведены средние и стандартные отклонения показателей, вычисленные для возрастных групп с шагом в 1 год в диапазоне 7-16 лет. Для получения более «чистых» данных выбросы в каждой возрастной группе не учитывались (значения, в 1,5 раза превышающие межквартильное расстояние по каждому показателю в каждой возрастной группе).

Таблицы Шульте
Табл.1. Средние показатели поиска чисел по таблице 1 для мальчиков и девочек, сек.

Возраст,
годы

жен

муж

7

84,3 ± 24,2

78,4 ± 28,9

8

60,1 ± 19,3

63,6 ± 23,2

9

47,2 ± 9,0

55,2 ± 17,1

10

48,8 ± 16,4

57,6 ± 18,3

11

44,6 ± 11,4

48,2 ± 16,0

12

36,4 ± 9,4

41,6 ± 10,4

13

37,6 ± 4,7

37,2 ± 7,3

14

38,5 ± 7,6

41,2 ± 12,1

15

33,2 ± 6,7

36,6 ± 7,7

16

34,3 ±7,1

31,7 ±4,8

Табл.2. Средние показатели поиска чисел в таблицах без деления по полу, сек.

“Возраст,
годы

Г1

Т2

ТЗ

Т4

ТМ

7

81,6 ±26,1

80,6 ± 22,9

86,7 ± 34,1

92,8 ± 40,0

86,6 ± 34.4

8

62,2 ±21,4

61,1 ± 17,9

60,5 ± 17,9

/2,1 ± 25,8

65.4 ± 19,3

9

50,5 ± 12,5

50,2 ± 7,5

51,4 ± 8,3

59,4 ± 12,5

56,8 ± 16,8

10

50,9 ± 15,5

51,6± 14,0

48,0 ± 11,8

48,0 ± 9,8

48,2 ± 14.5,

11

46,8 ± 14,3

44,4 ± 10,6

43,4 ± 8,2

43,0 ±7,0

42.3 ± 9,4

12

39,0 ± 10,2

41,2 ± 9,1

41,9 ± 8,3

42,2 ± 10,4

40,7 ± 10,6

13

36,6 ± 6,6

38,7 ± 9,2

34,9 ±8,8

35,1 ±7,2

35,1 ±6,0

14

40,1 ± 10,2

39,7 ± 9,9

37,4 ± 8,2

38,3 ±9,1

37,4 ± 8,7

15

35,5 ± 8,0

33,2 ±7,5

31,3 ±6,9

34,6 ± 9,9

30,8 ± 6,0

16

33,7 ±6,9

37,2 ± 8,3

34,6 ±7,2

32,4 ± 7,2

31,5 ±8,2

Т1 ... Т4 - время поиска по таблицам с 1 по 4; ТМ - время поиска по таблице с мотивирующей инструкцией, которая могла предлагаться раньше, чем после 4 таблицы.

Табл. 3 Средние показатели по таблицам Шульте, рассчитанные по сек.) ВР - врабагываемость (отношение таблицы 1 к ЭР); ПУ - психическая устойчивость (отношение таблицы 4 к ЭР).

Возраст,
годы

ЭР

ВР

ПУ

7

87,5 + 33,0

0,94 ±0,13

1,08 ± 0,14

8

69,0 ± 19,1

0,99 ±0,10

1,03 ±0,16

9

56,9 ± 11,6

0,96 ±0,11

1,06 ±0,16

10

47,6 ±9,1

0,96 ±0,16

1,01 ±0,10

11

42,6 ± 7,3

0,93 ±0,10

1,00 ±0,09

12

41,4 ±7,3

0,93 ±0,15

1,02 ±0,11

13

37,0 ± 6,6

0,96 ± 0,07

1,01 ±0,06

14

37,9 ± 7,9

1,00 ±0,16

0,97 ± 0,09

15

31,7 ±5,8

1,02 ±0,12

1,01 ±0,07

16

34,4 ± 7,4

0,96 ±0,13

0,97 ±0,15

 

Тест Струпа
Табл.1. Средние показатели разных параметров оценки

Возраст,
годы

С

CW

Id

Ir

7

79,5 ± 17,2

120,1 ±31,4

40,9 ± 24,9

0,64 ±0,12

8

79,8 ± 14,7

132,4 ±32,8

59,2 ± 40,3

0,62 ±0,16

9

76,1 ±11.5

117,1 ±30,9

45,7 ±21,4

0,62 ±0,10

10

68,7 ± 10.4

99,9 ± 25,0

38,1 ±20,8

0,66 ±0,12

11

60,0 ± 12.5

97.1 ±27.1

38.3± 16.1

0,64 ±0,09

12

61,0± 10.2

89.4± 16.8

34.7±8.1

0,64 ±0,06

13

58.3 ± 13.4

88.7± 22.9

30.3±14.9

0,67 ±0,09

14

55,0 ± 11.4

85.6±27,8

36.1± 18.7

0,65 ±0.11

15

50.8± 11.1

72,5±21,2

27.4± 13.5

0.67±0.10

16

48.5 ± 8.6

68.5±17.8

21.1± 11.7

0.69± 0.07

шульте
струп

Источник: Зверева Н.В., Хромоз А.И.. Сергиенко А.А.. Коваль-Зайцев А.А. Клинико- психологические методики оценки когнитивного развития детей и подростков при эндогенной психической патологии (память и внимание). - М.: ООО «Сам полиграфист», 2017 - 48 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.