На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика интеллектуального развития Тест на оценку асимметрии произвольного зрительного внимания
Тест на оценку асимметрии произвольного зрительного внимания
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика интеллектуального развития

(модификация методики Николаенко Н.Н.)
История и источники методики, направленность. Оценка асимметрии зрительного внимания рекомендуется в клинико-психологической диагностике детей и подростков, т.к., во-первых, позволяет выявить аномальную латерализацию функций при различных нарушениях развития (Stroganova Т. et al., 2007; Oades R., 1998 и др.), а во-вторых, диагностика нарушения формирования функциональных систем произвольного внимания при различных видах эндогенной патологии является чрезвычайно важной в плане дифференциальной диагностики в клинике детской и подростковой шизофрении, РДА (раннего детского аутизма), шизотипических расстройств личности.


Этим критериям отвечает модифицированная методика Николаенко Н.Н. [12], направленная на исследование асимметрии зрительного произвольного внимания. Методика по своему содержанию схожа с методикой, предложенной Wilson et al. в 1987 году, для оценки выраженности зрительно-пространственного игнорирования вследствие локальных поражений головного мозга. В методике-прототипе Wilson перед испытуемым кладется горизонтально ориентированный лист бумаги А4, на котором в псевдослучайном порядке изображены 56 целевых стимулов - маленьких звездочек - среди 72 дистракторов (больших звездочек и букв). 27 целевых стимулов лежат справа от средней линии листа, 27 - слева. Испытуемого просят вычеркнуть (или обвести) карандашом все маленькие звездочки на листе за неограниченное время. В модифицированном Николаенко Н.Н. варианте методики вместо разнородных дистракторов предлагаются дистракторы одного рода (буквы латинского алфавита), а время проведения методики ограничивается одной минутой.
Возрастной диапазон — от 5 лет. Ограничения - если испытуемый плохо различает буквы, в связи с нарушением зрения, проба не применяется.
Стимульный материал: три карточки (пример см. Приложение 5.3), каждая из которых представляет собой очерченный на половине листа А4 прямоугольник 10x12 см, в котором, среди 157 дистракторов (букв латинского алфавита) с каждой стороны, симметрично относительно средней линии прямоугольника, разбросаны по 30 стимулов (буква А латинского алфавита).

Оборудование: 3 таблицы, секундомер.


Разъяснения и подготовка: испытуемому дают посмотреть на одну из карточек и спрашивают: «Тебе хорошо видны буквы?» При положительном ответе показывают букву «А» и спрашивают: «Какая это уква?» При правильном ответе начинают выполнение пробы, но с
другой карточкой. Если ребенок еще не знает названий букв пробу применять можно. В этом случае с левой стороны карточки на пустом поле карандашом рисуется буква «А» как образец - «Вот это буква «А», далее следует инструкция. 
Инструкция: «Тебе (Вам) нужно на листочке найти и обвести в кружок вес буквы «А», как можно быстрее».
Процедура. В пробе дается одна карточка с номером 1. Две другие карточки можно использовать для исследования изменения характеристик внимания в динамике. Отведенное время поиска стимулов на карточке - 1 мину та. По ходу проведения пробы экспериментатор зри раза повторяет дополнительную инструкцию «ищите (ищи) буквы на всей карточке, на всем листочке». Экспериментатор фиксирует стратегию нахождения стимулов: хаотично, слева направо - сверху вниз ... или др.

Оценка

В изначальном варианте пробы Николаенко IIII., предполагался только подсчет найденных стимулов с левой и правой стороны, и устанавливалась разница между их числом. Считается, что испытуемые с функциональной слабостью левого полушария игнорируют правую часть зрительного поля. И наоборот, испытуемые с функциональной слабостью правого полушария игнорируют левую часть зрительного поля и, следовательно, зрительное внимание в игнорируемой части снижается [12].
В нашем варианте пробы предусматривается нс только анализ разницы количества найденных стимулов с левой и правой стороны стимульной карточки, но и общее количество найденных стимулов, что отражает характеристики подвижности и переключаемости зрительного внимания и темповые характеристики деятельности. Также фиксируется и анализируется стратегия нахождения стимулов [15].
Апробация методики на различных группах детей и взрослых показала, что методика удовлетворяет следующим условиям: простота понимания инструкции всеми группами испытуемых; высокая скорость проведения теста (1 мин); относительная простота анализа материала; методика, кроме собственно асимметрии зрительного произвольного внимания, позволят с высокой степенью точности определить характеристики подвижности, переключаемости и концентрации произвольного внимания, темповые характеристики деятельности. Так, в специальном исследовании была выявлена высокая корреляция данных, полученных с помощью методики АЗВ (асимметрии зрительного внимания), и методики «Таблицы Шульте» определяющих, в основном, именно эти характеристики внимания.
Первичный анализ результатов проведения теста (АЗВ) показал, что дети с расстройствами круга шизофрении характеризуются. 1) снижением темповых характеристик продуктивной деятельности, снижением подвижности и переключаемости зрительного внимания по Сравнению с детьми относительной нормы аналогичного возраста; 2) выраженной асимметрией зрительного произвольного внимания, в сравнении с группой относительной нормы. Т.о. адаптированный вариант методики АЗВ может служить одним из инструментов дифференциальной диагностики в группе детей с эндогенной психической
патологией [15].
В Приложении 3.3, в таблицах I - 3 приведены полученные нормативные показатели в сравнении с показателями детей с эндогенной патологией.

Приложение 3.3

Нормативные показатели пробы на оценку асимметрии зрительного произвольного внимания. (АЗВ)

Группы испытуемых: 1) взрослые («относительная норма») - 131 человек, 20 мужчин 111 женщин, возраст от 20 до 45 лет; 2) Дети (относительная норма) - 80 детей, 33 мальчика и 47 девочек, средний возраст 8 лет; 3) Дети с эндогенной патологией - 45 детей и подростков, диагнозы - F20, F21, F21.X, средний возраст 11.3 г, 23 мальчика и 22 девочки (исследование эндогенных больных проводилось в 7 клиническом (детском) отделении ФГБПУ ПЦПЗ).
Результаты. В таблицах 1, 2. 3 представлены усредненные результаты по разным группам испытуемых.
Обозначения; л - количество стимулов найденных в левой части зрительного поля (усредненные данные по группе после статистической обработки); п - количество стимулов найденных в правой части зрительного поля; сумма - суммарное количество найденных стимулов (показатель подвижности и переключаемости произвольного внимания, концентрации внимания); л-п - разница между количеством стимулов найденных слева и справа (показатель степени асимметрии зрительного произвольного внимания); дети (норма), взрослые (норма) - выделенная в общей группе испытуемых нормативная группа (с помощью методов математической статистики (методы оптимизации) были исключены крайние случаи и выходящие за «рамки» экстремальные результаты); дети (общ), взрослые (общ) - усредненные показатели по всей группе испытуемых (без исключения экстремальных показателей); дети с эндогенной патологией (общ) - усредненные показатели по всей группе детей с эндогенной патологией; дети с эндогенной патологией (F21) - усреднённые показатели по группе детей с шизо типическим расстройством личности.

Таблица 1 - Усредненные результаты методики АЗВ в группе детей относительно нормы

 

АЗВ

л

п

сумма

/л - п/

дети 7-9 лет (норма)

18,6

17,3

35,9

1,2

дети 7-9 лет (общ)

17,8

14,3

32,0

3,7

дети 7 лет (норма)

13,3

14,1

27,4

-0,8

дети 8 лет (норма)

19,1

16,5

35,6

2,6

дети 9 лет (норма)

21,7

22,0

43,7

-0,3

Табл. 2. Усредненные результаты методики АЗВ в группе взрослых

 

АЗВ

л

п

сумма

/л - п/

Взрослые (норма)

24.56

22.4

47,03

7 7

Взрослые (общ)

24.27

21,68

45.94

2,66

Табл. 3. Усредненные результаты методики АЗВ в группе детей с эндогенной патологией.

 

АЗВ

л

п

сумма

/л - п/

Дети с эндогенной патологией (общ)

17.42

11.07

28,5

6.3

Дети с эндогенной патологией (F21)

17.6

12.6

30.2

5

Дополнительные методики (внимание)

В детской клинической психологии также применяются следующие методики, большинство из них описано, например, в пособии Т.Г. Богдановой, Т.В. Корниловой [I]:
Корректурная проба - разные варианты (буквы, кольца с разрывом (кольца Ландолыа), фигурки, сочетания точек - тест Бурдона и др.) самые легкие варианты - крупные буквы или кольца, где нужно вычеркивать определенным образом отдельную букву или кольцо с разрывом с определенном стороны, работа в течение 90 секунд (продуктивность в каждые 30 секунд, количество ошибок).
Совмещение признаков (Богданова, Корнилова, 1993) другое название - методика Когана. Возраст - от 6-7 лег.
Стимульный материал - 49 карточек с 7 формами (круг, треугольник, квадрат, параллелограмм, трапеция, шестигранник, овал) каждая форма имеет один из 7 цветов (зеленый, синий, черный, красный, оранжевый, желтый, голубой). Для 4 серии - нужна таблица-матрица 7x7 формы и цвета.
Процедура: Вссго_4 серии с фиксацией времени 1 - пересчет карточек с выкладыванием их перед собой на стол; 2 - пересчет карточек с одновременным раскладыванием их по цвету; 3 - пересчет карточек по форме; 4 - по таблице разложить все карточки по цвету и форме. Оценивается время выполнения каждой серии и сопоставление времени в 4 серии с суммарным временем 2 и 3 серии [1].
Субтест Шифровка из теста Векслера: вариант для детей до 8 лет и с умственной недостаточностью (шифровка по фигурам) и для старших, без интеллектуального дефекта (шифровка по цифрам). Нормативы и стимульные таблицы можно найти в пособии к тесту [13].
Для подростков можно использовать счет с переключением, тест Виттенборна и др. (Савина, 1982) [20].
Соотнесение показателей с возрастными нормативами, а также оценка динамических показателей деятельности в соответствии с процедурой каждой из методик - обязательное правило работы при квалификации результатов диагностики, как для написания заключения, так и составления рекомендаций.

Источник: Зверева Н.В., Хромоз А.И.. Сергиенко А.А.. Коваль-Зайцев А.А. Клинико- психологические методики оценки когнитивного развития детей и подростков при эндогенной психической патологии (память и внимание). - М.: ООО «Сам полиграфист», 2017 - 48 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.