2 группы по 3 слова
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика интеллектуального развития

История и источники методики, направленность. Методика «Проба две группы по три слова» (Лурия А.Р.). Проба направлена на исследование слухоречевой памяти в условиях интерферирующего воздействия (Лурия А.Р., 1974, Симерницкая Э.Г., 1990, Цветкова Л.С. 2000, Нейропсихологическая диагностика детей, Микадзе Ю. В и др. 1997) [8]. Исследуется влияние гетерогенной и гомогенной интерференции на продуктивность запоминания, выявляется наличие или отсутствие повышенной тормозимости (ретро- и/или проактивное торможение) следов в слухоречевой памяти, сужение объема непосредственного и отсроченного запоминания. В предлагаемой методике гомогенной интерферирующей задачей является запоминание второй группы слов. Гетерогенной задачей является любая другая деятельность (например, задания на восприятие или внимание, счет до 10 в прямом и обратном направлении - методика на исследование автоматизированной и деавтоматизированной речи и др.), которая совершается в промежутке между запоминанием и отсроченным воспроизведением групп слов. Процедура проведения пробы построена таким образом, чтобы присутствовали и гомогенная и гетерогенная интерференция.


На функциональном уровне анализа в пробе выявляют наличие и характер тормозимости следов, объем воспроизведённых слов при непосредственном и отсроченном воспроизведении, наличие вербальных и/или литеральных парафазий, контаминаций, нарушение порядка воспроизводимых стимулов. На нейропсихологическом факторном и топическом уровне анализа выявляются дефицитарные факторы и локализация патологического процесса или локализация, приводящая к недостаточной функциональной сформированности фактора.

Возрастной диапазон - от 5 лет.

Стимульный материал: в протоколе написаны группы специально подобранных слов:
Набор 1: дом, лес, кот - ночь, игла, пирог
Набор 2: холод, рама, книги - гость, стекло, дождь
Набор 2 применяется при повторной диагностике. Слова, используемые в пробе, должны обладать высокой частотностью употребления в речи, быть эмоционально нейтральными, приблизительно равными по объему, без смыслового или фонетического сходства.

Процедура и инструкции:

«Я тебе скажу три слова, а затем еще три, а ты их запомнишь и повторишь».

Сначала дается инструкция, затем экспериментатор проговаривает первые три слова «дом, лес, кот» и дает команду «Повтори эти слова. Еще раз повтори». После того как испытуемый дважды повторяет группу слов, ему аналогично первой дается вторая группа слов «ночь, игла, пирог» (испытуемый повторяет вторую группу дважды). Стимульные слова каждой группы, по сути, предъявляются 3 раза первый при назывании, второй и третий при непосредственном и отсроченном повторении, сразу вслед за экспериментатором. Далее у испытуемого спрашивают: «А теперь скажи, какие слова были в первой группе, а во второй?»
Далее после гетерогенной интерференции исследуется отсроченное воспроизведение. Инструкция: «Ты помнишь, мы с тобой запоминали 3 слова, а затем ешё три? Назови их!»
В пробе предусмотрен специальный протокол для записи (см. ниже по тексту).

Оценка

Нарушение непосредственного запоминания может говорить о дефектах следовой деятельности и о дисфункции глубинных структур мозга, участвующих в памяти. При отсроченном воспроизведении после интерференции - ошибки запоминания связанны с тормозимостью следов последующей информацией, а не самой следовой деятельностью. Выявляются и анализируются особенности тормозных процессов при разных нозологиях, влияние ретроактивного и проактивного торможения следов. Ретроактивное торможение, как правило, отчетливо проявляется при поражении диэнцефальных отделов. Проактивное торможение связывают с дисфункцией и/или функциональной нссформированностью лобных отделов, премоторных зон. Нарушение, связанное с тормозимостью следов возможно при дисфункции височных отделов коры левого полушария.
Наличие вербальных (вместо рама - окно) парафазий указывает на недостаточную связь образа представления со словом наименованием. Такое нарушение возможно при дисфункции височных отделов коры левого полушария (второй височной извилины).
Наличие литеральных парафазий (вместо гость — гвоздь) указывает на функциональную несформированность или дисфункцию восприятия фонем родного языка на слух (височные отделы левого полушария).
Ниже приведен пример заполнения протокола к методике «Две группы по три слова».

Протокол: пример заполнения протокола

 

Дом

Лес

Кот

Ночь

Игла

Пирог

Холод

Рама

Книга

Гость

Стекло

Дождь

Непоср.

 

1/?

1

2

3

1 (гвоздь)

2

3

2/?

1

2

 

1 (гвоздь)

2

3

Отcр./?

-

окно

1 (гвоздь)

? (окно)

2

В протоколе цифрами отмечается порядок воспроизведения слов.
Па функциональном уровне анализа отмечается наличие повышенной тормозимости следов (последующая информация оттормаживает предыдущую), вербальные (окно) и литеральные (гвоздь) парафазии. Эхоическая память, кратковременная память - сохранны, но выявлены ошибки восприятия (фонематического восприятия).

Источник: Зверева Н.В., Хромоз А.И.. Сергиенко А.А.. Коваль-Зайцев А.А. Клинико- психологические методики оценки когнитивного развития детей и подростков при эндогенной психической патологии (память и внимание). - М.: ООО «Сам полиграфист», 2017 - 48 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.