Методика Пиктограмма
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика интеллектуального развития

История и источники методики, направленность

Методика Пиктограмма предложена А.Р. Лурия (по другим данным - Л.С. Выготским и также разрабатывалась Г.В. Биренбаум) в первой половине XX века для изучения опосредствованного запоминания. В дальнейшем применялась для исследования мышления (С.В. Лонгинова), эмоций, личностных характеристик, т.е. использовался и проективный компонент методики. Наиболее разработанные варианты оценок выполнения методики представлены в пособиях С.Я. Рубинштейн и Б.Г. Херсонского [6,14,17]. В детской клинической психологии применяется, с учетом возрастных особенностей развития памяти (возможности опосредования). В пособии приводится описание для оценки памяти.


Возрастной диапазон применения: от 7 лет - верхней границы нет.

Стимульный материал к методике «Пиктограммы» представляет собой набор из слов и словосочетаний, предлагаемых для запоминания. Количество слов может варьировать от 11 до 18 (чем младше испытуемый, тем меньше стимулов дается).
В практических пособиях и статьях психологов предлагаются различные списки стимульных слов и словосочетаний. Следует начинать с достаточно легких словосочетаний (например, «Веселый праздник»). Можно указать некоторые принципы подбора стимулов:
- слова и словосочетания с разной степенью абстрактности- конкретности (например, «Развитие» и «Темная ночь»).
- слова, имеющие эмоциональную окраску («Печаль», «Счастливая семья» и т.п.);
- слова и словосочетания, имеющие устойчивые символы (например, «Любовь»)
- слова и словосочетания, где присутствует человек («Девочке холодно», «Сердитая учительница» и др.).
Основной список содержит обычно 14 слов и словосочетаний, к нему имеется дополнительные, чтобы иметь возможность заменить грудное для испытуемого слово, возможны разные списки (от 11 до 18 слов). Методику можно использовать для динамического обследования.

Набор 1

Набор 2

Набор 3

1. Веселый праздник

Веселая компания

Вкусный ужин

2. Тяжелая работа

Трудная работа

Темная ночь

3. Развитие

Богатство

Больная женщина

4. Болезнь

Строгая учительница

Справедливость

5. Любовь

Любовь

Г русть

6. Вкусный ужин

Теплый вечер

Дружба

7. Справедливость

Разлука

Богатство

8. Девочке холодно

Глухая старушка

Голодный ребенок

9. Печаль

Счастье

Надежда

10. Дружба

Обман

Сомнение

11. Богатство

Беззубый дед

Власть

12. Сердитая учительница

Печаль

Счастливая семья

13. Мальчик-трус

Дружная семья

Ядовитый вопрос

14. Местоимение «Я»

Местоимение «Я»

Мечта

Дополнительные стимулы

 

 

Теплый ветер

 

 

Подвиг

 

 

Темная ночь

 

 

Инструкция «Тебе будут предложены для запоминания слова и словосочетания. Запоминать будем по-особенному: чтобы было легче запомнить, ты должен воспользоваться карандашом и бумагой - для каждого слова тебе нужно нарисовать что-то, небольшой рисунок, который потом поможет вспомнить слово/словосочетание. На этом листке нельзя писать цифры и буквы. Качество рисунка неважно, главное, чтобы ты смог вспомнить с его помощью заданное слово. Все понятно. Тогда начнем работать, слов будет много, запоминаем сейчас а вспоминать будем потом».

Оборудование методики - лист формата А4, простой мягкий карандаш, без ластика, или (по выбору психолога) набор из 6-7 цветных мягких карандашей (в клинике чаще применяется простой карандаш).

Процедура

Перед испытуемым выкладывается лист бумаги, дается карандаш (лучше без ластика), предъявляется инструкция. Если испытуемый не может опосредовать слово (сложно, затрудняется найти соответствующий образ), то ребенку предлагается другой стимул (конкретный, лишенный определенного эмоционального содержания, более простой и т.п.). В записи следует фиксировать под номерами только те стимулы, которые опосредованы рисунком, для остальных - записывать стимульные слова и ставить прочерк во второй части протокола (обозначается отказ и ого причина). Ребенка спрашивают. что он нарисовал и почему. Запись исследования ведется но протоколу (см.приложение 2 в конце статьи). где обозначается стимул, дастся информация о рисунке и объяснении испытуемого, потом - запись воспроизведения, в том числе фиксируются и уточняющие вопросы психолога: «А точнее» в ответ испытуемого.
Время, выделяемое на каждый стимул, жестко не фиксируется, однако в случае долгого выбора, длительного рисования. следует поторопить испытуемою. Как правило, для проведения диагностики, достаточно одного листа А4, но при необходимости (крупные рисунки) можно дать еще.

Если ребенок не спрааляется с опосредованием (по состоянию, по возрасту и т.п.), можно прекратить выполненне методики, не предъявляя весь набор из 11 и более стимулов. Проверка удержанного испытуемым материала проводится не менее чем через 40 минут, экспериментатор указывает в случайном порядке 5-6 рисунков, спрашивая, что за слово там было, затем испытуемый может самостоятельно продолжить припоминание.

Оценка касается как параметров запоминания, так и параметром рисунка и особенностей опосредования.
Запоминание:
- объем опосредствованного запоминания - количество правильно воспроизведенных стимулов, количество невоспроизведенных, количество близких по смыслу ответов.
- эффективность опосредствованного запоминания - отношение количества правильно воспроизведенных стимулов к общему количеству опосредованных стимулов (например, точно воспроизведено 10 из 15 стимулов, еще 2 стимула получили «отказ», соответственно эффективность запоминания -10/15x100=67%).
Возрастные нормативы приведены в приложении 4.3, табл.1.
Оценка рисунка: расположение на листе (упорядоченное,
неупорядоченное), размер рисунков (большой, средний, маленький, разный); нажим (сильный, нормальный, слабый, разный); качество рисунка (соответствие возрасту).
Оценка качества ассоциаций (опосредования) - можно ориентироваться на рекомендации С.Я. Рубинштейн, Б.Г. Херсонского. [14, 17].

Приложение 2


Пример протокола психологической диагностики когнитивной сферы (памяти и внимания)

Больная: Катя Б., 12 л. 8 м. Дата обследования 13.10.2008
10 слов

N серии/

Стимулы

1

2

3

4

5

Спустя час

1. лист

1

 

6, повтор

6

7

3, повтор

2. часы

 

6

5, повтор

7

6

1, повтор

3. кот

 

5

3

 

7

 

4. мак

 

 

7

 

2

6

5. ключ

 

 

7

 

1, повтор

2

6. ведро

.повтор

4

4, повтор

5

8

5

7. мост

 

3

 

 

2

 

8. нос

 

 

 

1

3

4

9. мина

3

.повтор

.повтор

3, повтор

4, повтор

 

10. пальто

 

.повтор

.повтор

4

5, повтор

 

Всего

3

6

7

7

9

6

Привне-сенные
слова

лес, дуб

 

 

 

 

 

Парные ассоциации

Упроченные связи

Отдаленные связи

Зима-лето

+

Цветок-вода

+

Кошка собака

+

Папка-пакет

+

Ромашка-василек

+

Гора-тропа

+

Стол-стул

4-

Письмо-чтение

+

День-ночь

+

Банка-коробка

Не помню

Лампа-свет

+

Стена-карта

пол

Ручка-карандаш

+

Куст-корень

лес

Нос-рот

+

Звонок-ключ

Не помню

Пол-потолок

+

Дерево-лес

забыла

Ключ-замок

+

Весна-ручей

+

Всего слов

10

Всего слов

5

Пиктограмма

Заданные стимульные выражения

Рисунок и объяснение

Воспроизведение через час

1. Веселый праздник

Пирог со свечками, шарики - типа день рождения

+

2. Тяжелая работа

Стол, стул в офисе и солнечные лучики ? Очень жарко, когда папа был в Кембридже, там было очень жарко, (начинает рассказывать про музей динозавров)

+

3. Вкусный ужин

Тарелка с суши ? Мама часто делает

+

4. Смелый поступок

Собака? Какая-нибудь, спасает кого- то, кто падает с обрыва ? Мне поможет

+

5. Богатство

Нарисую деньги, хотя они не настоящее богатство, они в мешке (начинает писать цифру), ой. (затем зачеркивает)

+

6. Болезнь

Кровать, на ней кто-нибудь лежит и типа болеет

+

7. Любовь

Сердечко

+

8. Мальчик трус

Мальчик типа кричит, испугался

Трусливый, пугливый мальчик

9.Сердитая учительница

(смеется), лицо учительницы, которая превратилась в чудовище, потому что очень сердитая

Злая учительница, строгая учительница

10. Справедливость

Штука, которая стучит в суде ? Палка такая

+

11 .Дружная семья               |Дочка, папа, мама

+

12. Печаль

Природная печаль - дождь, много капелек

+

13. Девочке холодно

Руки трет и символ девочки

Замерзшая девочка

14. Теплый вечер

Камин ? Я все здесь помню

+

15. Местоимение «Я»

Место «и» пропускаем, зачеркнутое лицо, стрелочка показывает на себя

+

Всего 15

Всего 15

Всего 12 точно

? - обозначает уточняющий вопрос психолога

Пиктограмма пример

Методика Когана
серия: Раскладывает карточки по порядку и считает - 1 мин. 45 сек. серия: Раскладывает по цвету и считает - 1 мин.

шульте пример

Из заключения по данным психологического обследования

Кати В.. 12 лет 8 мес. от 23.09. и 13.10.08.

Девочка была обследована в два приема. Обследования проводились как на группе психологов, гак и в индивидуальной форме и дополняли друг друга по разным программам. Поведение, особенности контакта и эмоциональное состояние девочки были примерно одинаковыми. Без труда соглашается на исследование, старается произвести хорошее впечатление, охотно рассказывает о себе, планах на будущее, при этом постоянно отмечаются соскальзывания на другие темы и высказывания с резонерскими нотками. В контакт вступает в целом формально, соблюдая при этом дистанцию. Проявляет познавательный интерес к ситуации эксперимента. старается давзть социально-желательные ответы, мотив экспертизы присутствует. Понимание инструкции в большинстве случаев трудности не вызывает. Активно интересуется записями психолога, результатами выполнения некоторых методик, порой пытается давать советы психологу по ведению протокола. Фон настроения легко меняется от нормального к повышенному и, наоборот, без синтонности в контакте. Речь - быстрая, с особенностями звукопронзношения и интонирования. Темп работы в целом достаточный, продуктивность интеллектуальной деятельности неравномерна большое значение имеют мотивационные нарушения. Отмечается незначительная полоюгтельная динамика состояния и эффективности деятельности от первого обследования к последнему.
Исследование произвольной слухоречевой памяти показывает сниженный уровень объема непосредственного запоминания и довольно неуспешное заучивание, девочка так и не запоминает десять слов с пяти предъявлении, однако отсроченное удержание находится в рамках нормативного (3, 6. 7. 7. 9. отсрочено - 6). Введение упроченных и более отдаленных смысловых связен значительно расширяет объем удержанного материала (10 и 5 соответственно). Такое разнообразие в деятельности запоминания в целом может указывать на недостаточность произвольной регуляции деятельности и наличие мотивационных нарушений при выполнении заданий. Опосредование доступно, характер связей варьирует от адекватного до эгоцентрического. Собственно характер мнестической деятельности улучшается по сравнению с произвольным слухоречевым запоминанием - точно воспроизводит 12 стимулов из 15 и примерно по смыслу и рисунку 3 стимула. Рисунки преимущественно средних размеров, малодифференцированные, расположены упорядоченно, с тенденцией к стереотипности, качество в целом ниже возрастной нормы. Графические характеристики: нажим варьирует от достаточного до очень сильного, есть обводки, штриховки и зачернения.
Выраженных нарушений внимания не отмечено, есть колебания темпа деятельности (без проявления утомления или врабатываемости), девочка показывает как достаточную, так и немного сниженную скорость выполнения специализированных проб. Отмечаются колебания работоспособности. связанные, прежде всею с потерей интереса к работе, введение мотивирующей инструкции не приводит при этом к улучшению выполнения залания. При желании легко распределяет внимание между разными видами деятельности.

Приложение 4.3


Табл.1. Средние показатели эффективности воспроизведения пиктограмм, %

Возраст,
годы

ПКГР

7

36 ±27

8

42 ± 18

9

61 ±21

10

61 ±21

11

64 ±24

12

78 ± 11

13

79 ± 12

14

74 ± 19

15

81 ± 14

16

81 ± 15

ПКГР - показатель эффективности воспроизведения опосредованных стимулов (% точно воспроизведённых стимулов). Представлены средние и стандартные отклонения.
Источник: Зверева Н.В., Хромоз А.И.. Сергиенко А.А.. Коваль-Зайцев А.А. Клинико- психологические методики оценки когнитивного развития детей и подростков при эндогенной психической патологии (память и внимание). - М.: ООО «Сам полиграфист», 2017 - 48 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.