На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика эмоциональной и личностной сферы Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности (В.В.Бойко)
Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности (В.В.Бойко)
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДИКИ: Отличием данной методики является не только доступность, но и широта и интегральность диагностического диапазона. Она позволяет определить помимо тонких форм проявлений агрессивности и потребность в ней, и степень агрессивного заражения, и способность к торможению, и способы переключения агрессивности.
ИНСТРУКЦИЯ: В бланке для ответов, рядом с номером суждения, проставьте свои ответы в форме «да» или «нет».

Опросник

  1. Временами я неожиданно «взрываюсь» злостью, гневом.
  2. Если я вижу, что мое раздражение или злость передается другим, то обычно тут же беру себя в руки.
  3. Чтобы избавляться от накопившейся злости, я придумал себе особый ритуал: периодически колочу подушку, боксирую в стенку, бегаю вокруг дома и т.п.
  4. На работе обычно сдерживаюсь, а дома бываю невыдержанным.
  5. Иногда я понимаю, что вызываю у кого-либо злость, раздражение, но мне трудно изменить свое поведение или не хочу это делать.
  6. Если мне хамят, я, как правило, сдерживаю себя от резкости.
  7. Иногда я честно признаюсь себе: я плохой человек.
  8. Стоит мне разозлиться, как я добиваюсь своего от окружающих.
  9. Нередко я оказываюсь вовлеченным в какую-нибудь противоборствующую группировку.
  10. Время от времени меня словно тянет поругаться с кем-нибудь.
  11. Я часто расплачиваюсь за свою резкость или грубость.
  12. Часто какой-нибудь пустяк выводит меня из себя.
  13. Разозлившись, я могу ударить кого-либо (ребенка, партнера и т.п.).
  14. Чувствуя прилив злости, я могу разрядиться на неодушевленных предметах (бью кулаком о стол, что-нибудь ломаю, бью посуду).
  15. Я позволяю себе злость или гнев там, где меня никто не знает.
  16. Я думаю, что мой характер –не подарок.
  17. Если кто-нибудь из коллег плохо отзовется по моему адресу, я выскажу ему все, что думаю о нем.
  18. Бывают минуты, когда я ненавижу или презираю себя.
  19. Чтобы заставить себя сделать что-либо трудное или сложное, мне иногда надо себя хорошенько разозлить.
  20. Бывало так, что я оказывался членом нехорошей компании (группировки).
  21. Обычно, кода я поругаюсь с кем-нибудь, мне становится легче.
  22. Некоторые люди обижены на меня за мою резкость или злобу.
  23. Когда я очень устаю, легко могу разозлиться, выйти из себя.
  24. Моя злость обычно быстро проходит, если тот, кто ее вызвал, извиняется или признает свою неправоту.
  25. Мне удается гасить раздражение и прочие напряженные состояния в активном отдыхе – в спорте, туризме, культурных мероприятиях.
  26. Бывает, я выясняю отношения с продавцом или клерком на повышенных тонах.
  27. У меня острый язык: палец мне в рот не клади.
  28. Я обычно легко «завожусь», когда сталкиваюсь с грубостью, агрессивность или злостью окружающих.
  29. Многое из того плохого, что случилось со мной в жизни, я наверняка заслужил.
  30. Злость чаще всего помогает мне в жизни.
  31. Я часто ругаюсь в очередях.
  32. Иногда мне говорят, что злюсь, но я этого не замечаю.
  33. Переживание злости или гнева явно вредит моему здоровью.
  34. Иногда я начинаю злиться ни с того ни с сего.
  35. Если я разозлюсь, то чаще всего отхожу почти мгновенно.
  36. Чтобы успокоить нервную систему, я часто специально начинаю заниматься каким-либо делом (чтение, телевизор, хозяйственные заботы, профессиональная работа).
  37. В транспорте или магазине я бываю более агрессивен, чем на работе.
  38. Я человек резкий или очень категоричный.
  39. Если кто-либо будет зло шутить по моему адресу, я скорее всего поставлю его на место.
  40. Я часто злюсь на себя по какому-либо поводу.
  41. В общении дома я часто специально придаю своему лицу суровое выражение.
  42. Если бы понадобилось пойти на баррикады, я бы пошел.
  43. Обычно моя злость дает мне импульс активности.
  44. Бывает, я по несколько дней переживаю последствия того, что не смог сдержаться от злости.
  45. Бывают моменты, когда мне кажется, что я всех ненавижу.
  46. Когда я чувствую прилив злобы или агрессии, то часто ухожу куда-нибудь, чтобы никого не видеть и не слышать.
  47. Я часто успокаиваю себя тем, что сгоняю зло на вещах обидчика.
  48. Иногда в транспортной толчее или в очереди я бываю столь агрессивен, что потом переживаю неловкость за себя.
  49. Я часто бываю несговорчивым, упрямым, непослушным.
  50. Я легко лажу с людьми, которые провоцируют грубость, или злость.
  51. Если бог когда-нибудь накажет меня за мои грехи, то это будет заслуженно.
  52. Чтобы повлиять на окружающих, я часто лишь изображаю гнев или злость, но глубоко не переживаю, не испытываю этих состояний.
  53. Я бы принял участие в стихийном митинге протеста, чтобы отстаивать вместе со всеми свои насущные интересы.
  54. После вспышки раздражения, зобы я обычно хорошо чувствую себя некоторое время.
  55. Моя раздражительность отрицательным образом сказывалась на отношениях с близкими или друзьями.

Обработка данных.
Опросник позволяет вывести «индекс агрессии» с учетом 11 параметров, каждый из которых оценивается отдельно в интервале от нуля до 5 баллов. За каждый ответ, соответствующий «ключу» начисляется один балл; чем выше оценка, тем больше проявляется измеряемый показатель агрессивности.

Спонтанность агрессии : +1, +12, +23, +34, +45;
Неспособность тормозить агрессию: -2, +13, -24, -35, -46;
Неумение переключать агрессии на деятельность или неодушевленные объекты: -3, -14, -25, -36, -47;
Анонимная агрессия: +4, +15, +26, +37, +48;
Провокация агрессии у окружающих: +5, +16, +27, +38, +49;
Склонность к отраженной агрессии: -6, +17, +28, +39, -50;
Аутоагрессия: +7, +18, +29, +40, +51;
Ритуализация агрессии: +8, +19, +30, +41, +52;
Склонность заражаться агрессией толпы: +9, +20, +31, +42, +53;
Удовольствие от агрессии: +10, +21, +32, +43, +54;
Расплата за агрессию: +11, +22, +33, +44, +55.

Интерпретация данных
Отсутствие или очень низкий уровень агрессии ( от 0 до 8 баллов) – обычно свидетельствует о неискренности ответов респондента, о его стремлении соответствовать социальной норме. Такие показатели встречаются у людей со сниженной самокритичностью и завышенными притязаниями.
Невысокий уровень агрессии (9-20 баллов) – отмечается у большинства опрашиваемых. Он обычно обусловлен спонтанной агрессией и сопряжен с неумением переключать агрессию на деятельность и неодушевленные объекты ( в этом, возможно, нет необходимости).
Средний уровень агрессии ( 21-30 баллов) – обычно выражается в спонтанности, некоторой анонимности и слабой способности к торможению.
Повышенный уровень агрессии ( от 31 до 40 баллов). К атрибутам, характерным для ее среднего уровня. Обычно добавляются показатели расплаты, провокации.
Очень высокий уровень агрессии: (41 и более баллов) связан с получением удовольствия от агрессии, перенятием агрессии толпы, провокацией агрессии у окружающих.

Источник: Н.П. Фетискин, В.В.Козлов, Г.М.Мануйлов
Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.