На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика эмоциональной и личностной сферы Методика диагностики уровня творческой активности учащихся
Методика диагностики уровня творческой активности учащихся
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Методика, подготовленная М.И. Рожковым, Ю.С Тюнниковым, Б.С Алишевым, Л.А. Воловичем предназначена для проведения сравнительного анализа изменений в сформированности у учащихся творческой активности. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в семестр с учащимися школ, ПТУЗ, ССУЗ. Результаты исследования предназначены для преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социального педагога, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.


Ход проведения. Замеры осуществляются по четырем критериям: чувство новизны; критичность; способность преобразовать структуру объекта; направленность на творчество. Предусмотрен также контрольный опрос, предполагающий сравнение оценки ответов и самооценки качеств, осуществляемой испытуемыми.

Оценивание критерия осуществляется по средней оценке, получаемой учащимися по каждому критерию. При этом важно сопоставить полученные результаты с самооценкой, которая выявляется в последнем разделе опросника. Самооценка по критерию «чувство новизны» определяется по среднему баллу ответов на вопросы 41 — 44; по критерию «критичность» — на вопросы 45 — 48; по критерию «способность преобразовать структуру объекта» — на вопросы 49 — 52; по критерию «направленность на творчество» — на вопросы 53 — 56. Например, по критерию «чувство новизны» средний балл составил 1,45, а самооценка — 0,9. В этом случае мы корректируем оценку, высчитывая средний результат между оценкой и самооценкой.
Можно выделить три уровня творческой активности учащегося и отдельных ее аспектов: низкий — от 0 до 1; средний — от 1 до 1,5; высокий — от 1,5 до 2.

1. Опросник «Чувство новизны»
Выберите тот ответ, который соответствовал бы Вашему поступку в предложенных ниже ситуациях (заполняется символ ответа в карточках):

1. Если бы я строил дом для себя, то:

 

а) построил бы его по типовому проекту
б) построил бы такой, который видел на картинке в журнале или в кино
в) построил бы такой, которого нет ни у кого

0
1
2

2. Если мне нужно развлекать гостей, то я:

 

а) провожу вечер, как проводят мои родители со своими знакомыми
б) сочиняю сам сюрприз для гостей
в) стараюсь провести вечер, как любимые герои в кино

0
2
1

3. Среди предложенных задач на контрольной я выбираю:

 

а) оригинальную
б) трудную
в) простую

2
1
0

4. Если бы я написал картину, то выбрал бы для нее название:

 

а) красивое
б) точное
в) необычное

1
0
2

5. Когда я пишу сочинение, то:

 

а) подбираю слова как можно проще
б) стремлюсь употреблять те слова, которые привычны для слуха и хорошо
отражают мои мысли

в) стараюсь употребить оригинальные, новые для меня слова

0

1
2

6. Мне хочется, чтобы на уроках.

 

а) все работали
б) было весело
в) было много нового

1
0
2

7. Для меня в общении самое важное:

 

а) хорошее отношение товарищей
б) возможность узнать новое («родство душ»)
в) взаимопомощь

0
2
1

8. Если бы я был поваром, то:

 

а} стремился бы к тому, чтобы все, кто ест мои блюда, были сыты и довольны
б) создавал бы новые блюда
в) старался бы мастерски готовить все известные блюда

0
2
1

9. Из трех телевизионных передач, идущих по разным программам, я выбрал бы:

 

а) «Седьмое чувство»
б) «Поле чудес»
в) «Очевидное—невероятное»

0
1
2

10. Если бы я отправился в путешествие, то выбрал бы:

 

а) наиболее удобный маршрут
б) неизведанный маршрут
в) маршрут, который хвалили мои друзья

0
2
1

2. Опросник «Критичность»
Согласны ли Вы со следующими высказываниями великих? Обозначьте на карточке следующими символами Ваши ответы:
а) полностью согласен — 0;
б) не согласен — 2;
в) не готов дать оценку данному высказыванию — 1.

  1. Знания и только знания делают человека свободным и великим (Д.И. Писарев).
  2. Лицо — зеркало души (М. Горький).
  3. Единственная настоящая ценность — это труд человеческий (А. Франс).
  4. Разум человека сильнее его кулаков (Ф. Рабле).
  5. Ум, несомненно, первое условие для счастья (Софокл).
  6. Дорога к славе прокладывается трудом (Публимий Сир).
  7. Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает (Франсуа де Ларошфуко).
  8. Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в уныние (Блез Паскаль).
  9. Способности, как и мускулы, растут при тренировке (К.А. Тимирязев).
  10. Только глупцы и покойники никогда не меняют своих мнений (Д.Л. Оруэлл).

3. Испытание «Способность преобразовывать структуру объекта»

21—23

В каждом пункте есть пара слов, между которыми существует некая связь или какое-то соотношение. Вы должны определить, какая связь или какое соотношение существует между этими двумя словами, и выбрать из четырех предложенных ответов пару слов, между которыми существует та же связь или то же соотношение. Запишите в карточку номер ответа.

21. ИЗГНАНИЕ - ЗАВОЕВАТЕЛЬ
а) вор
б) обвиняемый
Ареств) судья
г) адвокат

22. ОЗЕРО - ВАННА
а) лужа
Водопад б) труба
в) вода
г) душ

23. ВУЛКАН - ЛАВА
1) источник — родник

  1. глаз — слеза
  2. огонь — костер
  3. шторм — наводнение

24—27
Найдите выход из предложенных ниже ситуаций (свой ответ запишите на обороте карточки).

  1. Заснув в своей постели, утром Вы проснулись в пустыне. Ваши действия?
  2. В машине, которой Вы управляли, оказались проколотыми два колеса, а запасное только одно. Необходимо срочно ехать дальше — Ваши действия?
  3. В чужом городе Вы оказались без документов и денег. Вам нужно найти выход из положения.
  4. Вы оказались в городе, где говорят на незнакомом вам языке. Как Вы будете изъясняться?

Для ответа на каждый из четырех вопросов дается 30 секунд. Экспериментатор оценивает ответ следующим образом: отсутствие ответа — 0; тривиальный ответ — 1; оригинальный ответ — 2.
28—30. На обороте карточки перечислите как можно больше способов использования каждого названного ниже предмета.

  1. Консервная банка.
  2. Металлическая линейка.
  3. Велосипедное колесо.

4. «Направленность на творчество»


31-40.

Если бы у Вас был выбор, то что бы Вы предпочли?

 

 

31.

 

а) читать книгу
б) сочинять книгу
в) пересказывать содержание книги друзьям

 

0
2
1

32.

а) выступать в роли актера
б) выступать в роли зрителя
в) выступать в роли критика

2
0
1

33.

а) рассказывать всем местные новости
б) не пересказывать услышанное
в) прокомментировать то, что услышали

0
1
2

34.

а) придумывать новые способы выполнения работ
б) работать, используя испытанные приемы
в) искать в опыте других лучший способ работы

2
0
1

35.

а) исполнять указания
б) организовывать людей
в) быть помощником руководителя

0
2
1

36.

а) играть в игры, где каждый действует сам за себя
б) играть в игры, где можно проявить себя
в) играть в команде

2
1
0

37.

а) смотреть интересный фильм дома
б) читать книгу
в) проводить время в компании друзей

1
2
0

38.

а) размышлять, как улучшить мир
б) обсуждать с друзьями, как улучшить мир
в) смотреть спектакль о красивой жизни

2
1
0

39.

а) петь в хоре
б) петь песню соло или дуэтом
в) петь свою песню

0
1
2

40.

а) отдыхать на самом лучшем курорте
б) отправиться в путешествие на корабле
в) отправиться в экспедицию с учеными

0
1
2

5. Самооценка (контрольный опрос)

Да — 2; трудно сказать — 1; нет — 0.

  1. Мне нравится создавать фантастические проекты.
  2. Могу представить себе то, чего не бывает на свете.

43. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.
44. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.
45. В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.

  1. Мне удается находить причины своих неудач.
  2. Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.
  3. Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.
  4. Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.
  5. Убедительно могу доказать свою правоту.
  6. Умею сложную задачу разделить на несколько простых.
  7. У меня часто рождаются интересные идеи.
  8. Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.
  9. Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.
  10. Мне нравится организовывать своих товарищей над интересные дела.
  11. Для меня очень важно, как оценивают мой труд окружающие.

Карта ответов на вопросы анкеты*

Фамилия ______________________ Группа _____________
Дата заполнения ________________

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

_______________
*В карточке с номером вопроса напишите букву или цифру, обозначающую выбранный Вами ответ.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.