Методика, подготовленная М.И. Рожковым, Ю.С Тюнниковым, Б.С Алишевым, Л.А. Воловичем предназначена для проведения сравнительного анализа изменений в сформированности у учащихся творческой активности. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в семестр с учащимися школ, ПТУЗ, ССУЗ. Результаты исследования предназначены для преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социального педагога, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.
Ход проведения. Замеры осуществляются по четырем критериям: чувство новизны; критичность; способность преобразовать структуру объекта; направленность на творчество. Предусмотрен также контрольный опрос, предполагающий сравнение оценки ответов и самооценки качеств, осуществляемой испытуемыми.
Оценивание критерия осуществляется по средней оценке, получаемой учащимися по каждому критерию. При этом важно сопоставить полученные результаты с самооценкой, которая выявляется в последнем разделе опросника. Самооценка по критерию «чувство новизны» определяется по среднему баллу ответов на вопросы 41 — 44; по критерию «критичность» — на вопросы 45 — 48; по критерию «способность преобразовать структуру объекта» — на вопросы 49 — 52; по критерию «направленность на творчество» — на вопросы 53 — 56. Например, по критерию «чувство новизны» средний балл составил 1,45, а самооценка — 0,9. В этом случае мы корректируем оценку, высчитывая средний результат между оценкой и самооценкой. Можно выделить три уровня творческой активности учащегося и отдельных ее аспектов: низкий — от 0 до 1; средний — от 1 до 1,5; высокий — от 1,5 до 2.
1. Опросник «Чувство новизны» Выберите тот ответ, который соответствовал бы Вашему поступку в предложенных ниже ситуациях (заполняется символ ответа в карточках):
1. Если бы я строил дом для себя, то:
|
|
а) построил бы его по типовому проекту б) построил бы такой, который видел на картинке в журнале или в кино в) построил бы такой, которого нет ни у кого
|
0 1 2
|
2. Если мне нужно развлекать гостей, то я:
|
|
а) провожу вечер, как проводят мои родители со своими знакомыми б) сочиняю сам сюрприз для гостей в) стараюсь провести вечер, как любимые герои в кино
|
0 2 1
|
3. Среди предложенных задач на контрольной я выбираю:
|
|
а) оригинальную б) трудную в) простую
|
2 1 0
|
4. Если бы я написал картину, то выбрал бы для нее название:
|
|
а) красивое б) точное в) необычное
|
1 0 2
|
5. Когда я пишу сочинение, то:
|
|
а) подбираю слова как можно проще б) стремлюсь употреблять те слова, которые привычны для слуха и хорошо отражают мои мысли в) стараюсь употребить оригинальные, новые для меня слова
|
0
1 2
|
6. Мне хочется, чтобы на уроках.
|
|
а) все работали б) было весело в) было много нового
|
1 0 2
|
7. Для меня в общении самое важное:
|
|
а) хорошее отношение товарищей б) возможность узнать новое («родство душ») в) взаимопомощь
|
0 2 1
|
8. Если бы я был поваром, то:
|
|
а} стремился бы к тому, чтобы все, кто ест мои блюда, были сыты и довольны б) создавал бы новые блюда в) старался бы мастерски готовить все известные блюда
|
0 2 1
|
9. Из трех телевизионных передач, идущих по разным программам, я выбрал бы:
|
|
а) «Седьмое чувство» б) «Поле чудес» в) «Очевидное—невероятное»
|
0 1 2
|
10. Если бы я отправился в путешествие, то выбрал бы:
|
|
а) наиболее удобный маршрут б) неизведанный маршрут в) маршрут, который хвалили мои друзья
|
0 2 1
|
2. Опросник «Критичность» Согласны ли Вы со следующими высказываниями великих? Обозначьте на карточке следующими символами Ваши ответы: а) полностью согласен — 0; б) не согласен — 2; в) не готов дать оценку данному высказыванию — 1.
- Знания и только знания делают человека свободным и великим (Д.И. Писарев).
- Лицо — зеркало души (М. Горький).
- Единственная настоящая ценность — это труд человеческий (А. Франс).
- Разум человека сильнее его кулаков (Ф. Рабле).
- Ум, несомненно, первое условие для счастья (Софокл).
- Дорога к славе прокладывается трудом (Публимий Сир).
- Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает (Франсуа де Ларошфуко).
- Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в уныние (Блез Паскаль).
- Способности, как и мускулы, растут при тренировке (К.А. Тимирязев).
- Только глупцы и покойники никогда не меняют своих мнений (Д.Л. Оруэлл).
3. Испытание «Способность преобразовывать структуру объекта»
21—23
В каждом пункте есть пара слов, между которыми существует некая связь или какое-то соотношение. Вы должны определить, какая связь или какое соотношение существует между этими двумя словами, и выбрать из четырех предложенных ответов пару слов, между которыми существует та же связь или то же соотношение. Запишите в карточку номер ответа.
21. ИЗГНАНИЕ - ЗАВОЕВАТЕЛЬ а) вор б) обвиняемый Ареств) судья г) адвокат
22. ОЗЕРО - ВАННА а) лужа Водопад б) труба в) вода г) душ
23. ВУЛКАН - ЛАВА 1) источник — родник
- глаз — слеза
- огонь — костер
- шторм — наводнение
24—27 Найдите выход из предложенных ниже ситуаций (свой ответ запишите на обороте карточки).
- Заснув в своей постели, утром Вы проснулись в пустыне. Ваши действия?
- В машине, которой Вы управляли, оказались проколотыми два колеса, а запасное только одно. Необходимо срочно ехать дальше — Ваши действия?
- В чужом городе Вы оказались без документов и денег. Вам нужно найти выход из положения.
- Вы оказались в городе, где говорят на незнакомом вам языке. Как Вы будете изъясняться?
Для ответа на каждый из четырех вопросов дается 30 секунд. Экспериментатор оценивает ответ следующим образом: отсутствие ответа — 0; тривиальный ответ — 1; оригинальный ответ — 2. 28—30. На обороте карточки перечислите как можно больше способов использования каждого названного ниже предмета.
- Консервная банка.
- Металлическая линейка.
- Велосипедное колесо.
4. «Направленность на творчество»
31-40.
|
Если бы у Вас был выбор, то что бы Вы предпочли?
|
|
31.
|
а) читать книгу б) сочинять книгу в) пересказывать содержание книги друзьям
|
0 2 1
|
32.
|
а) выступать в роли актера б) выступать в роли зрителя в) выступать в роли критика
|
2 0 1
|
33.
|
а) рассказывать всем местные новости б) не пересказывать услышанное в) прокомментировать то, что услышали
|
0 1 2
|
34.
|
а) придумывать новые способы выполнения работ б) работать, используя испытанные приемы в) искать в опыте других лучший способ работы
|
2 0 1
|
35.
|
а) исполнять указания б) организовывать людей в) быть помощником руководителя
|
0 2 1
|
36.
|
а) играть в игры, где каждый действует сам за себя б) играть в игры, где можно проявить себя в) играть в команде
|
2 1 0
|
37.
|
а) смотреть интересный фильм дома б) читать книгу в) проводить время в компании друзей
|
1 2 0
|
38.
|
а) размышлять, как улучшить мир б) обсуждать с друзьями, как улучшить мир в) смотреть спектакль о красивой жизни
|
2 1 0
|
39.
|
а) петь в хоре б) петь песню соло или дуэтом в) петь свою песню
|
0 1 2
|
40.
|
а) отдыхать на самом лучшем курорте б) отправиться в путешествие на корабле в) отправиться в экспедицию с учеными
|
0 1 2
|
5. Самооценка (контрольный опрос)
Да — 2; трудно сказать — 1; нет — 0.
- Мне нравится создавать фантастические проекты.
- Могу представить себе то, чего не бывает на свете.
43. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново. 44. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях. 45. В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.
- Мне удается находить причины своих неудач.
- Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.
- Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.
- Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.
- Убедительно могу доказать свою правоту.
- Умею сложную задачу разделить на несколько простых.
- У меня часто рождаются интересные идеи.
- Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.
- Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.
- Мне нравится организовывать своих товарищей над интересные дела.
- Для меня очень важно, как оценивают мой труд окружающие.
Карта ответов на вопросы анкеты*
Фамилия ______________________ Группа _____________ Дата заполнения ________________
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
32
|
33
|
34
|
35
|
36
|
37
|
38
|
39
|
40
|
41
|
42
|
43
|
44
|
45
|
46
|
47
|
48
|
49
|
50
|
51
|
52
|
53
|
54
|
55
|
56
|
_______________ *В карточке с номером вопроса напишите букву или цифру, обозначающую выбранный Вами ответ.
|