Тест цветовых отношений
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Тест цветовых отношений, разработанный Е.Ф. Бажиным и А.М. Эткиндом [112], может быть использован с целью изучения особенностей проявления внутриличностных противоречий на эмоциональном уровне. Методика позволяет посредством цветовых ассоциаций изучать эмоциональные отношения к значимым объектам. Согласно исследованиям Е.Ф. Бажина и  А.М. Эткинда, если вербальная оценка отражает осознаваемый когнитивный  уровень отношений, то цветовые ассоциации – неосознаваемый эмоциональный.
Процедура проведения.
Процедура проведения теста, в нашем случае, состоит из двух этапов. На первом этапе испытуемые подбирали по ассоциации к каждой из 17 ценностей, используемых в предыдущих исследованиях, подходящий цвет (из 8 цветов, близких к карточкам Люшера). Затем, через некоторое время, цвета ранжировались в порядке предпочтения, начиная с «самого красивого, приятного для глаз», завершая «самым некрасивым, неприятным».

 

Интерпретация результатов.
Интерпретация результатов основана на предположении о том, что, поскольку каждый цвет несёт определённую психологическую нагрузку, следовательно, связь переживаемой как внутреннее противоречие ценности с определённым цветом позволяет ответить на вопросы: о характере данного противоречия, о степени его осознанности, о позиции личности в его разрешении. Кроме того, по месту приписываемого той или иной ценности цвета в собственной цветовой раскладке испытуемого можно определить рейтинг её эмоционального предпочтения. Иными словами, данная психодиагностическая процедура позволяет изучать внутриличностные противоречия студентов не только по значениям цветов, но и по их личностному смыслу.

Бланк к «Тесту цветовых отношений»

Инструкция 1: Перед Вами – 8 цветов. Ниже приведен список, включающий 17 ценностей. Подберите к каждой из ценностей цвет (из числа предложенных), который, на Ваш взгляд, более всего к ней подходит, отражает её содержание.
Результаты внесите в колонку «Цвет» рядом со списком ценностей (каждый цвет имеет свой номер, записанный на обороте карточки: синий – 1, зеленый – 2, красный – 3, желтый – 4, фиолетовый – 5, коричневый – 6, черный – 7, серый – 0).
Для обозначения ценности вы можете использовать любой цвет, независимо от того использовали вы его ранее или нет!

Nп/п

Ценности

Цвет

1

Активная, деятельная жизнь.

 

2

Здоровье (физическое и психическое).

 

3

Интересная работа.

 

4

Красота природы и искусства.

 

5

Любовь (физическая и духовная близость с любимым человеком).

 

6

Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений).

 

7

Наличие хороших и верных друзей.

 

8

Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений).

 

9

Познание (возможность расширения своего кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие).

 

10

Свобода как независимость в поступках и действиях.

 

11

Счастливая семейная жизнь.

 

12

Творчество (возможность творческой деятельности).

 

13

Достижение высокого уровня профессионального мастерства.

 

14

Интересная профессиональная учёба.

 

15

Профессиональное общение.

 

16

Профессиональное развитие.

 

17

Творческий, сплочённый коллектив.

 

Сообщите экспериментатору о выполнении данной части задания!

 

Инструкция 2: Перед Вами – 8 цветов. Расположите их в порядке предпочтения. При этом, на первом месте расположите цвет, который вам в данный момент больше всего нравится, наиболее приятен для глаз. Затем цвет, наиболее приятный из числа оставшихся. И так, далее, заканчивая цветом самым некрасивым, неприятным.

Источник: Кузнецова Л.Б. Внутриличностные противоречия студентов вуза (монография) – М.: Изд-во СГУ, 2009. – 196 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.