Экспериментально-психологическая методика «Уровень невротизации» (УН) является медико-психологическим экспресс-диагностическим инструментом для выявления степени выраженности невротизации личности. Методика разработана в 1974 г. сотрудниками лаборатории клинической психологии Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева и представляет собой модификацию опросника УНП. Опросник является достаточно простым, валидным и чувствительным инструментом, который используется как в целях первичной диагностики пограничных состояний и объективации динамики состояния в процессе лечения, так и для выявления группы риска при профотборе и профосмотре лиц, работающих в экстремальных условиях. Эта методика нашла широкое применение и показала свою эффективность в практической и научно-исследовательской работе.
Опросник рассчитан на лиц в возрасте от 16 лет и старше. Испытуемому предъявляется инструкция в устной или письменной форме, текст опросника из 45 утверждений и бланк для регистрации ответов. Время заполнения бланка не ограничивается, однако испытуемому предлагается отвечать на вопросы по возможности быстро, не раздумывая. Обследование может проводиться как индивидуально, так и в группе.
Основными показаниями к применению опросника УН являются массовые скрининговые исследования различных контингентов испытуемых, проводимые в рамках психогигиенических и психопрофилактических программ, в том числе с использованием современных информационных (компьютерных) технологий, для выявления групп риска психической дезадаптации с последующим более детальным клинико-психологическим обследованием в стационарных или амбулаторных условиях. Методика также может быть использована при диагностике и оценке уровня степени выраженности невротизации у больных неврозами и неврозоподобными расстройствами. Кроме того, методика УН может быть полезна в клинической работе для уточнения и содержательной квалификации динамики состояния больных в процессе фармакотерапии и психотерапии в клинике неврозов. К ограничениям опросника УН можно отнести возраст испытуемого младше 16 лет. Кроме того, использование методики УН, как и других опросников, ограничивается низкой степенью понимания смысла утверждений опросника (отчетливое снижение интеллекта), наличием острых психотических состояний, а также наличием выраженных установок на симуляцию и диссимуляцию у испытуемого. Инструкция: Внимательно прочитайте утверждения и ответьте на каждое «да» или «нет», в зависимости от того, верно оно по отношению к Вам или не верно. Текст опросника:
- Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, это как бы придает мне вес в собственных глазах.
- Я мало устаю.
- Должен признаться, что временами я неразумно волновался из-за вещей, которые в действительности не имели значения.
- В различных частях своего тела я часто чувствую жжение, покалывание, «ползание мурашек» или онемение.
- Временами мне так и хочется выругаться.
- Иногда у меня бывало чувство, что передо мной нагромоздилось столько трудностей, что одолеть их просто невозможно.
- Мой желудок сильно беспокоит меня.
- Несколько раз в неделю у меня бывает такое чувство, что должно случиться что-то страшное.
- Я люблю ходить на танцы.
- Если мне не грозит штраф, и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.
- Несколько раз в неделю меня беспокоят неприятные ощущения в верхней части живота (под ложечкой).
- Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.
- Я замечаю, что мне трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе.
- У меня гораздо меньше всяких опасений и страхов, чем у моих знакомых.
- Бывает, что я с кем-нибудь немного посплетничаю.
- Жизнь для меня почти всегда связана с напряжением.
- В наше время только наивные люди могут верить в загробную жизнь.
- У меня бывали периоды, когда из-за волнений я терял сон.
- Раз в неделю или чаще меня безо всякой видимой причины внезапно будто обдает жаром.
- В игре я предпочитаю выигрывать.
- Большую часть времени я вполне доволен жизнью.
- Работа стоит мне большого напряжения.
- У меня бывают периоды такого сильного беспокойства, что я даже не могу усидеть на месте.
- Часто у меня бывают сильные головные боли.
- Иногда я бываю сердитым и злым.
- В гостях я чаще сижу где-нибудь в сторонке или разговариваю с кем-нибудь одним, чем принимаю участие в общих развлечениях.
- Приступы сильного возбуждения и взволнованности у меня бывают раз в неделю или даже чаще.
- Боли в сердце или в груди у меня бывают очень редко (или не бывают совсем).
- По возможности я стараюсь избегать большого скопления людей.
- Верно, что мои манеры за столом у себя дома не так хороши, как в гостях.
- Я вполне уверен в себе.
- Часто я и сам огорчаюсь, что я такой раздражительный и ворчливый.
- Почти каждую ночь меня мучают кошмары.
- Временами моя голова работает как бы медленнее, чем обычно.
- Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.
- Иногда я бываю так возбужден, что мне трудно заснуть.
- Самая трудная борьба для меня – это борьба с самим собой.
- Я часто предаюсь грустным размышлениям.
- У меня мало уверенности в себе.
- Бывает, что неприличная или даже непристойная шутка вызывает у меня смех.
- Я редко задыхаюсь, и у меня не бывает сильных сердцебиений.
- Сейчас я чувствую себя лучше, чем когда-либо.
- Временами я сам изматывал себя тем, что слишком много на себя брал.
- Я почти все время испытываю чувство тревоги за кого-то или за что-то.
- Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.
Бланк ответов Дата ____________ Ф. И. О. ____________________________________ Пол
№ п/п
|
да
|
нет
|
№ п/п
|
да
|
нет
|
№ п/п
|
да
|
нет
|
1
|
|
|
16
|
|
|
31
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
17
|
|
|
32
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
18
|
|
|
33
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
|
|
19
|
|
|
34
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5
|
|
|
20
|
|
|
35
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6
|
|
|
21
|
|
|
36
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7
|
|
|
22
|
|
|
37
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8
|
|
|
23
|
|
|
38
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9
|
|
|
24
|
|
|
39
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10
|
|
|
25
|
|
|
40
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11
|
|
|
26
|
|
|
41
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12
|
|
|
27
|
|
|
42
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13
|
|
|
28
|
|
|
43
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14
|
|
|
29
|
|
|
44
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15
|
|
|
30
|
|
|
45
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обработка и интерпретация результатов
Подсчитывается оценка, получаемая испытуемым по шкале неискренности (Л). Этой шкале соответствует каждый 5-й вопрос. Неискренним всегда считается ответ «нет». Оценивание ответов производится традиционным способом (1 или 0) с последующим их суммированием. Максимальное значение по шкале лжи - 10 баллов. Пороговое значение - 5 баллов. В случае превышения порога, т. е. получения больше пяти баллов, результаты обследования являются недостоверными. Каждому из ответов испытуемого на утверждения шкалы невротизации присваивают соответствующий диагностический коэффициент, используя для этой цели ключ с диагностическими коэффициентами, соответствующий полу испытуемого. Полученный от испытуемого заполненный бланк ответов можно обрабатывать также с помощью специального «ключа». На копиях, снятых с бланков ключей, вырезаются свободные клетки, и таким образом изготовляются «ключи». «Ключ», соответствующий полу испытуемого, накладывается на бланк с ответами так, чтобы номера на бланке и на «ключе» совпадали. Соответствующие диагностические коэффициенты находятся при этом под ответами. Затем подсчитываются суммы положительных и отрицательных ответов по шкале невротизации (S+) и (S-) и вычисляют их алгебраическую сумму, которая и представляет собой итоговую шкальную оценку: S = (S+) + (S-). Оценки по шкале невротизации могут принимать значения от -98 до +84 у мужчин и от -103 до +133 у женщин. Условно могут быть выделены следующие обобщенные градации итоговых оценок уровня невротизации: Для мужчин: очень высокий уровень – от –41 балла и меньше; высокий уровень – от –21 до –40 баллов; повышенный уровень – от –11 до –20 баллов; неопределенный уровень – от –10 до +10 баллов; пониженный уровень – от +11 до +20 баллов; низкий уровень – от +21 до +40 баллов; очень низкий уровень – +41 балл и больше. Для женщин: очень высокий уровень – от –81 балла и меньше; высокий уровень – от –41 до –80 баллов; повышенный уровень – от –21 до –40 баллов; неопределенный уровень – от –20 до +10 баллов; пониженный уровень – от +11 до +40 баллов; низкий уровень – от +41 до +80 баллов; очень низкий уровень – +81 балл и больше.
При высоком уровне невротизации (высокая по абсолютной величине отрицательная оценка) может наблюдаться выраженная эмоциональная возбудимость, продуцирующая различные негативные переживания (тревожность, напряженность, беспокойство, растерянность, раздражительность) и легкую фрустрируемость различными «внешними» и «внутренними» обстоятельствами. Эгоцентрическая личностная направленность таких лиц проявляется как в склонности к ипохондрической фиксации на неприятных соматических ощущениях, так и в сосредоточенности на переживаниях своих личностных недостатков. Это, в свою очередь, формирует чувство собственной неполноценности, затрудненность в общении, социальную робость и зависимость и, в конечном итоге, дезадаптацию в общесоциальном плане. При низком уровне невротизации (высокая по абсолютной величине положительная оценка) отмечается эмоциональная устойчивость и положительный фон основных переживаний (спокойствие, оптимизм). Оптимизм и инициативность, простота в реализации своих желаний формируют чувство собственного достоинства, социальную смелость, независимость, легкость в общении и связанную с этими качествами хорошую стрессоустойчивость.
Ключ к методике (для мужчин)
№ п/п
|
да
|
нет
|
№ п/п
|
да
|
нет
|
№ п/п
|
да
|
нет
|
1
|
|
|
16
|
|
|
31
|
|
|
|
|
Л
|
|
-3
|
+4
|
|
+3
|
-4
|
2
|
|
|
17
|
|
|
32
|
|
|
|
+2
|
-1
|
|
0
|
0
|
|
-2
|
+3
|
3
|
|
|
18
|
|
|
33
|
|
|
|
0
|
+2
|
|
-2
|
+4
|
|
6
|
0
|
4
|
|
|
19
|
|
|
34
|
|
|
|
-3
|
+2
|
|
-3
|
+1
|
|
1
|
+2
|
5
|
|
|
20
|
|
|
35
|
|
|
|
|
Л
|
|
|
Л
|
|
|
Л
|
6
|
|
|
21
|
|
|
36
|
|
|
|
-1
|
+2
|
|
+4
|
-5
|
|
-1
|
+3
|
7
|
|
|
22
|
|
37
|
|
|
|
-2
|
+1
|
|
-3
|
+3
|
|
-2
|
+3
|
8
|
|
|
23
|
|
|
38
|
|
|
|
-7
|
+2
|
|
-3
|
+4
|
|
-3
|
+4
|
9
|
|
|
24
|
|
|
39
|
|
|
|
+2
|
-1
|
|
-4
|
+2
|
|
-5
|
+3
|
10
|
|
|
25
|
|
|
40
|
|
|
|
|
Л
|
|
|
Л
|
|
|
Л
|
11
|
|
|
26
|
|
|
41
|
|
|
|
-4
|
+1
|
|
-3
|
+3
|
|
+2
|
-3
|
12
|
|
|
27
|
|
|
42
|
|
|
|
-8
|
+1
|
|
-5
|
+3
|
|
+3
|
-1
|
13
|
|
|
28
|
|
|
43
|
|
|
|
-4
|
44
|
|
+1
|
-3
|
|
-1
|
+3
|
14
|
|
|
29
|
|
|
44
|
|
|
|
+3
|
-2
|
|
0
|
+1
|
|
-2
|
+3
|
15
|
|
|
30
|
|
|
45
|
|
|
|
|
Л
|
|
|
Л
|
|
|
Л
|
Ключ к методике (для женщин)
№ п/п
|
да
|
нет
|
№ п/п
|
да
|
нет
|
№ п/п
|
да
|
нет
|
1
|
|
|
16
|
|
|
31
|
|
|
|
|
Л
|
|
-3
|
+6
|
|
+4
|
-2
|
2
|
|
|
17
|
|
|
32
|
|
|
|
+4
|
-2
|
|
-2
|
+1
|
|
-2
|
+7
|
3
|
|
|
18
|
|
|
33
|
|
|
|
0
|
+4
|
|
-2
|
+9
|
|
-9
|
+ 1
|
4
|
|
|
19
|
|
|
34
|
|
|
|
-4
|
+5
|
|
-6
|
+3
|
|
-1
|
+4
|
5
|
|
|
20
|
|
|
35
|
|
|
|
|
Л
|
|
|
Л
|
|
|
Л
|
6
|
|
|
21
|
|
|
36
|
|
|
|
-1
|
+4
|
|
+4
|
-3
|
|
-2
|
+7
|
7
|
|
|
22
|
|
|
37
|
|
|
|
-3
|
+1
|
|
-4
|
+4
|
|
-2
|
+4
|
8
|
|
|
23
|
|
|
38
|
|
|
|
-6
|
+ 3
|
|
-3
|
+6
|
|
-3
|
+6
|
9
|
|
|
24
|
|
|
39
|
|
|
|
0
|
0
|
|
-3
|
+3
|
|
-3
|
+4
|
10
|
|
|
25
|
|
|
40
|
|
|
|
|
Л
|
|
|
Л
|
|
|
Л
|
11
|
|
|
26
|
|
|
41
|
|
|
|
-5
|
+2
|
|
-2
|
+2
|
|
+4
|
-4
|
12
|
|
|
27
|
|
|
42
|
|
|
|
-8
|
+2
|
|
-4
|
+5
|
|
+1
|
0
|
13
|
|
|
28
|
|
|
43
|
|
|
|
-4
|
+4
|
|
+2
|
-3
|
|
-1
|
+5
|
14
|
|
|
29
|
|
|
44
|
|
|
|
+2
|
-1
|
|
-2
|
+3
|
|
-3
|
+7
|
15
|
|
|
30
|
|
|
45
|
|
|
|
|
Л
|
|
|
Л
|
|
|
Л
|
|