Опросник учебной активности школьника
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы
Индекс материала
Опросник учебной активности школьника
Ключ к «Опроснику учебной активности школьников»
Все страницы

Опросник учебной активности школьника

Инструкция: Вам предлагается ответить на вопросы, связанные со школьной жизнью. При этом помните – здесь нет «правильных» и «неправильных» ответов.
Оцените каждое из 70 утверждений по пятибалльной системе в зависимости от того, насколько оно может быть отнесено именно к Вам:

  1. – Совершенно не согласен.
  2. – Скорее, не согласен
  3. – Не уверен.
  4. – Пожалуй, могу согласиться.
  5. – Полностью согласен.

Выбранную цифру поставьте в пустую клетку Бланка ответов напротив номера утверждения. Будьте внимательны. Все клетки должны быть заполнены точно в соответствии с Вашим выбором.
Неопределенный ответ (3 балла) используйте, по возможности, реже.

  1. Я не могу быстро усвоить пропущенный по болезни или другой причине материал.
  2. Обычно я пытаюсь найти свой способ решения задачи, о котором в школе не говорили.
  3. От допущенных ошибок я сильно расстраиваюсь и не могу сразу продолжать работу.
  4. Если бы это зависело только от меня, я не стал бы учиться.
  5. Когда я готовлю уроки, мне нужно время от времени переключаться на что-нибудь другое.
  6. В школе я стараюсь заниматься на полную мощность.
  7. Я не доволен результатами своей учебы.
  8. Я легко «нагоняю» пропущенный по болезни материал.
  9. Обычно я обращаю внимание на вопросы и задания в конце параграфа, даже если они не заданы.
  10. Когда у меня в школе неудача, мысли о ней еще долго не дают мне покоя.
  11. Если бы я сам мог выбирать, учиться мне или нет, я бы выбрал учебу.
  12. Я не переключаюсь на другие дела, пока не подготовлю все уроки.
  13. В учебе я не слишком-то усердствую.
  14. Я доволен своей учебой.
  15. У меня плохие способности к усвоению точных наук.
  16. По некоторым предметам в классе и дома я делаю заданий даже больше, чем требуется.
  17. Досадные ошибки и двойки надолго выбивают меня из колеи.
  18. Я учусь, потому что в моем возрасте нет другого выбора.
  19. Решая сложную задачу или пример, я время от времени переключаюсь на другие дела.
  20. На уроках я работаю в полную силу.
  21. Меня устраивают мои школьные достижения.
  22. У меня хорошие способности к усвоению точных наук (математика, физика, химия и т. п.).
  23. Мне и в голову не придет делать на уроках или дома что-то дополнительно, если это не задано.
  24. Я совершенно теряюсь, когда учитель во время ответа указывает на мою ошибку.
  25. Учиться приходится, потому что заставляют (жизнь, учителя, родители).
  26. Во время выполнения трудного задания я настолько поглощен им, что обычно у меня не возникает даже мысли переключиться на что-нибудь другое.
  27. Учебой я занимаюсь далеко не в полную силу.
  28. Меня не устраивает то, как складываются мои школьные дела.
  29. Я быстро запоминаю новый материал по основным предметам.
  30. На уроке и дома я могу сделать что-то дополнительно, даже если эти задания не были заданы.
  31. Когда я получаю плохую отметку, мне потом весь урок трудно заниматься.
  32. Я учусь ровно настолько, чтобы взрослые (учителя, родители) оставили меня в покое.
  33. Меня трудно отвлечь, когда я выполняю важную работу.
  34. Я не особенно стараюсь на уроках в школе.
  35. Я доволен тем, как складываются мои школьные дела.
  36. Я редко с первого раза запоминаю новый материал, особенно по математике.
  37. Меня не интересуют вопросы и задания в конце параграфа, если они не заданы.
  38. Если я готовился к уроку, а ответил неудачно, потом это долго не выходит из головы и мешает работать.
  39. В моей жизни учеба по важности на одном из первых мест.
  40. Я не могу долго учить что-то одно – мне нужно переключаться на другие дела.
  41. Даже по основным предметам я мало использую свои способности в учебе.
  42. Родители обычно довольны моей учебой.
  43. На уроках я выполняю задания быстро и без ошибок.
  44. Мне нравятся задания, которые требуют поиска по дополнительной литературе.
  45. Я быстро забываю о неудаче, переключаясь на новые дела.
  46. Я учусь, потому что все учатся.
  47. Когда я готовлю уроки, я не отвлекаюсь на другие занятия.
  48. По основным предметам я занимаюсь с полной отдачей.
  49. Обычно родители недовольны моей учебой.
  50. У меня хорошие способности к учебе.
  51. Я предпочитаю задания, которые не требуют использования дополнительной литературы.
  52. Если во время ответа я ошибаюсь, то так расстраиваюсь, что мне бывает трудно продолжать отвечать.
  53. Для меня учеба – скучная обязанность, от которой никуда не денешься.
  54. Когда я учу новый материал, мне нужны перерывы, чтобы заняться еще чем-нибудь.
  55. На уроках по основным предметам я стараюсь максимально использовать свои способности.
  56. Я хорошо учусь.
  57. Мне трудно с первого раза понять и усвоить новый материал по математике.
  58. Я с удовольствием посещаю (или посещал бы) кружок или факультатив по одному из учебных предметов.
  59. Если по рассеянности я забываю дома что-то важное (тетрадь с заданиями и т. п.), меня еще долго не покидает чувство досады и мешает заниматься.
  60. Для меня учеба как наказание, из-за нее я не чувствую себя свободным.
  61. Когда я выполняю важную работу, я настолько погружаюсь в нее, что даже забываю делать перерывы для отдыха.
  62. В своей учебе я предпочитаю не «выкладываться», даже если это основные предметы.
  63. В последнее время учеба меня чаще только расстраивает.
  64. Я без труда усваиваю новый материал по алгебре или геометрии.
  65. Кружки и факультативы, связанные с учебой, меня не привлекают.
  66. Если мою работу оценивают как совершенно неудовлетворительную, это еще долго мешает мне нормально заниматься.
  67. Мне приходится просто терпеть учебу как неизбежное.
  68. Мне удобнее, когда во время важной работы я на какое-то время переключаюсь на другие дела.
  69. Я занимаюсь учебой по минимуму.
  70. В последнее время учеба приносит мне больше радостей, чем огорчений.

Благодарим Вас за участие в опросе!

Бланк «Опросника учебной активности школьника»

Фамилия, имя _____________________________ Школа, класс ____________ Дата ____

По пятибалльной системе оцените, насколько   каждое из предложенных утверждений может быть отнесено именно к Вам.     По возможности реже используйте оценку в 3 балла.

1 - Совершенно не согласен.

2 - Скорее, не согласен.

3 - Не уверен.

4 - Пожалуй, могу согласиться.
5 - Полностью согласен

активность бланк

Каждый из 70 вопросов (пунктов) «Опросника учебной активности школьника» относится к одной из семи первичных шкал, которые определяются в соответствии с ключом (табл. 1).

 



Таблица 1
Ключ к «Опроснику учебной активности школьников»
(первичные шкалы)

 

Шкалы

Краткая характеристика шкал

Пункты*

1. ОБМ
Обучаемость

Самооценка обучаемости (способностей к обучению).

1, 8, 15, 22, 29,
36, 43, 50, 57, 64

2. Д взм
Динамика видоизменения деятельности

Динамика видоизменения учебной деятельности (УД) в сочетании с выраженностью внутренней (познавательной) мотивации УД (творческая динамика в УД).

2, 9, 16, 23, 30, 37, 44, 51, 58, 65

3. КДн
Контроль действий при неудаче

Сохранение способности действовать при неудаче в ходе УД (фрустрационная толерантность).

3, 10, 17, 24, 31,
38, 45, 52, 59, 66

4. УМ
Учебная мотивация

Учебная мотивация, (отсутствие избегания учебной деятельности).

4, 11, 18, 25, 32, 39, 46, 53, 60, 67

5. КДр
Контроль действий при реализации

Контроль за действием при реализации (настойчивость, целеустремленность – аналог волевой активности применительно к ситуациям УД).

5, 12, 19, 26, 33, 40, 47, 54, 61, 68

6. Д исп
Активность исполнительской динамики

Уровень исполнительской (репродуктивной) динамики УД – интенсивность, темп и т. п.

6, 13, 20, 27, 34, 41, 48, 55, 62, 69

7. УАрез
Результат учебной активности

Результативный компонент учебной активности (синтез двух позиций: а) объективной результативности – отметок, похвалы учителей, родителей, поддержка одноклассников, сверстников; б) степень внутренней удовлетворенности своими результатами учебы. Например, у отличников эти две составляющих могут значительно расходиться).

7, 14, 21, 28, 35, 42, 49, 56, 63, 70

* Жирным шрифтом отмечены номера тех пунктов, по которым требуется так называемое обращение, т.е. если испытуемый данный пункт оценил в 5 баллов, мы считаем 1 балл, 4=2, 3=3, 2=4, а 1=5.

Таблица 2
Формулы вычисления производных, агрегированных показателей «Опросника учебной активности школьников»*1

Шкалы

Краткая характеристика шкал

Формулы подсчета суммарных шкал*2

8. УА птц

Потенциал УА

УА птц = (УМ + ОБМ)/2

9. УА рег

Регулятивный компонент УА

УА рег = (КДн + КДр)/2

10. УА дин

Общая динамика УА

УА дин = (ДИН исп + ДИН взм)/2

11. УА

Суммарная шкала УА

УА = (УАптц + УАрег + УАдин + УА рез)/4

*1 Ниже приводится более подробная характеристика первичных и суммарных шкал УАШ (табл. 3). *2 Эта характеристика применима и для интерпретации соответствующих шкал, получаемых в ходе применения экспресс-диагностики.

Таблица 3
Характеристика шкал «Опросника учебной активности школьников»
Шкалы Характеристика шкал Опросника УАШ


УМ

Первичная шкала «учебная мотивация». Образована пунктами, составленными преимущественно в негативном плане (например, пункт 4: «Если бы это зависело только от меня, я не стал бы учиться»). Если 8 из 10 пунктов этой шкалы не обращать, получим выраженность неприятия учебной деятельности, ее избегания, негативной мотивации. После обращения в соответствии с ключом результат по шкале интерпретируется как выраженность общего принятия учебной деятельности. Шкала высоко значимо (p<0,001) коррелирует с усредненным по шести предметам показателем текущей школьной успеваемости учащихся 7–9 классов, а также с показателями познавательной активности (по Андреевой) и отношением к учебе (по тесту незаконченных предложений в модификации Подмази-на). У старшеклассников корреляция УМ с успеваемостью снижается, но остается значимой.

ОБМ

Первичная шкала «обучаемость». Характеризует самооценку обучаемости, легкости усвоения. Психометрические исследования нескольких вариантов УАШ показали, что невозможно создать независимые шкалы обучаемости по точным, естественно-научным и гуманитарным дисциплинам. В наибольшей степени самооценка способностей к обучению у подростков и старшеклассников связана с оценкой обучаемости по математическим, точным дисциплинам. Поэтому среди пунктов, наполняющих шкалу, преобладают вопросы относительно соответствующих дисциплин.

УА птц

Суммарная шкала «потенциал учебной активности». Является одной из самых информативных, валидных и надежных шкал УАШ. Образована усреднением шкал УМ и ОБМ. Выражает индивидуальные особенности соотношения учебной мотивации («хочу учиться») и обучаемости («могу учиться»), скрытую готовность к включению и реализации других структурных компонентов учебной активности. Эта шкала по итогам лонгитюдного исследования отличается наибольшей стабильностью в структуре УА от 2-го к 9-му классу (rSp=0,374; p<0,001), имеет высокую прогностическую и ретровалидность. Шкала высоко значимо коррелирует с учебной успеваемостью (p<0,001), всеми шкалами теста смысложизненных ориентаций (p<0,001), шкалами опросника «Эмоциональное отношение к учению» по Андреевой (p<0.001).

КДн

Первичная шкала «контроль действий в ситуации учебных неудач». Диагностирует фрустрационную устойчивость школьника в учебных ситуациях, т.е. умение сохранять стабильность учебной активности и деятельности в ситуации неудачи, способность не «застревать» эмоционально после досадных ошибок, низких оценок или замечаний учителя. Как правило, это связано с преобладанием произвольного, волевого, рефлексивного самоконтроля. При низких значениях по шкале учебная деятельность при неудаче (в ситуации фрустрации) «разваливается» и с трудом, после относительно длительных перерывов, восстанавливается.

КДр

Первичная шкала «контроль реализации учебных действий». Шкала диагностирует способность длительное время концентрировать внимание на учебных занятиях, не переключаясь на другие дела, стремление доводить начатую учебную работу (в школе или дома) до конца, несмотря на возможные препятствия или соблазны. Шкала высоко значимо коррелирует с аналогичной шкалой опросника HAKEMP Ю. Куля, а также со шкалами волевой активности, настойчивости.


УА рег

Суммарная шкала «регулятивный компонент учебной активности». Образована усреднением двух предыдущих шкал (КДн и КДр). Характеризует индивидуальные особенности саморегуляции, самоконтроля учебной активности, в том числе соотношение произвольной, волевой, рефлексивной и – непроизвольной, эмоциональной, импульсивной саморегуляции школьника. Чем выше значения по шкале, тем больше это свидетельствует о способности учащегося к произвольной, адекватной особенностям учебной деятельности, устойчивой саморегуляции, самоконтролю.

Д исп

Первичная шкала «исполнительская динамика реализации учебной активности». Выраженность интенсивности, темпа, стремления работать с полной отдачей, быть занятым на уроках. Шкала значимо коррелирует со шкалами психодинамической эргичности (по Русалову) и текущей успеваемостью.

Д взм

Первичная шкала «динамика видоизменения учебной деятельности». Характеризует стремление к проявлениям творчества в учебной деятельности, вариативность, интерес к дополнительным творческим занятиям. Шкала высоко значимо коррелирует со шкалами вербальной креативности по тесту «Необычное использование» Д. Гилфорда.

УА дин

Суммарная шкала «динамика учебной активности». Образована усреднением двух предыдущих шкал. Характеризует общий уровень непосредственно наблюдаемой динамики реализации учебной активности, воспроизведения, развертывания и развития учебной деятельности.

УА рез

Первичная шкала «результативный компонент учебной активности». Включает в себя пункты, направленные на выявление самооценки обученности (уровня усвоения, успешности, успеваемости) и эмоциональной удовлетворенности своей учебной деятельностью. Создать две независимые шкалы самооценки объективной результативности и удовлетворенности не удалось, поэтому в составе шкалы преобладают пункты, относящиеся к обученности, но есть и вопросы, характеризующие самооценку удовлетворенности. Шкала высоко значимо и прямо пропорционально коррелирует с показателями текущей успеваемости (p<0,001), а также обратно пропорционально – с показателями ситуативной школьной и личностной тревожности (p<0,001).

УА

Интегральный показатель выраженности общего уровня учебной активности. Является усредненным результатом своеобразного многоборья четырех шкал, характеризующих основные структурные подсистемы учебной активности (потенциал, саморегуляция, динамика и результат). Является достаточно устойчивым от 2-го к 9-му классу (rSp=0,245; p<0,01), умеренно коррелирует с показателем интеллектуального развития теста КОТ и вербальной креативности по Д. Гилфорду, высоко значимо со шкалами тестов СЖО, ЭОУ, ШРЛТд, автономности в учебной деятельности и HAKEMP. Отдельные исследования свидетельствуют, что этот показатель действительно способен отражать преимущественно субъектную, т. е. внутренне обусловленную, самостоятельно инициированную активность учащегося в процессе обучения.

Источник: Волочков А. А. Психология активности: курс лекций

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.