Составление плоских фигур
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

ТЕСТ «Составление плоских фигур»
Инструкция экспериментатору. В основу разработки данного задания лег тест Фолькельта (Любимов, 1933). Испытуемому предлагалось в течение одной минуты, не глядя, на ощупь обследовать плоскую фигуру с тем, чтобы потом из элементов составить ее на плоскости, с последующим обводом контура. В эксперименте предлагалось 3 фигуры и набор составляющих элементов различных размеров, для составления каждой из фигур требовалось по шесть элементов. Наборы элементов предлагались только в момент составления фигуры, а сами фигуры не показывались вообще. Размеры фигуры, элементов, их сложность, возможность различать, были определены экспериментально на предварительной выборке испытуемых 80 человек. При составлении фигуры учитывалось время и суммарный балл точности по составлению трех фигур.

Описание реквизита.
Каждой из фигур вписывалась в прямоугольник размером 105 х 70 мм и состояла из шести элементов, которые не превышали размера квадрата со стороной 35 мм.
Элементы составляемой фигуры находились в специальной коробке с отведенными местами для схожих элементов: -6 квадратов;
- 3 квадрата с отверстиями разного диаметра по центру;
- 3 сектора (квадраты со срезанными по дуге разного радиуса углами);
- 3 квадрата с вырезанными секторами разного радиуса;
- 3 квадрата с одним отрезанным углом (прямоугольным треугольником разной площади);
- 3 квадрата с вырезанными квадратами меньшей площади (углы разных размеров). Недостающие до комплекта элементы приведены на рисунке.

 

недостающие фигуры
недостающие фигуры2

Оценка правильности составления фигуры начиналась с максимального совмещения контура очерченной фигуры (после составления ее испытуемым) с эталоном, т.е. такого совмещения, за которое можно получить максимальное количество баллов.

Оценка точности составленной фигуры

I. За занятое место:
1. Если фигура построена из шести элементов (по три элемента, расположенных один под другим в двух рядах), т.е. элементы фигуры не выходили за пределы воображаемого прямоугольника, то за каждое занятое место ставился один балл. Максимальная оценка – 6 баллов.
2. За лишние элементы (фигура из 7, 8 и более элементов) выходящие за пределы прямоугольника баллы не ставились.
II. За правильную форму:
1. Если элемент фигуры соответствовал правильному месту образца, то за его установку ставилось два балла. Максимальная оценка – 12 баллов.
2. Если элемент есть, но находиться не на своем месте (после максимального совмещения), то он не оценивается, т.к. получил балл за занятое место. Например: элемент фигуры стоит на углу, а не по середине, как у образца. За его установку ничего не ставится.
III. За правильный размер (площадь):
1. Оценка за размер выглядит своеобразным бонусом, надбавкой за точность восприятия размера, т.к. два балла было уже получено за правильную форму.
2. Квадраты, имеющие одинаковые площадь, баллы за размер не получают (квадрат, если он стоит на своем месте, уже получил 1 балл за занятое место и 2 балла за форму).
3. Оцениваются только 5 элементов, указанных в реквизите. В каждой из рассматриваемых фигур находится по четыре таких элемента. Максимальная оценка за правильный размер элемента, совпадающего с эталоном, ставится 3 балла, соответственно за 4 элемента - 12 баллов.
Например, элемент с отверстием может максимально получить 6 баллов (1 балл за занятое место, 2 балла за форму - правильно занятое место и 3 балла за правильный размер отверстия (совпадение с эталоном).
4. Величина оценки за точность размера элемента может быть уменьшена, если она не совпадает с эталонной.
Например, если вместо элемента с максимальным отверстием ставится элемент меньшего диаметра, то ставится 2 балла. Если отверстие минимальное, то 1 балл.
Таким образом, суммарная оценка правильно составленной фигуры составляет 30 баллов: -за занятое место 6 баллов (6 х 1); -за форму 12 баллов (6 х 2); -за размер 12 баллов (4 х 3). За правильно составленные фигуры можно получить 90 баллов.
Как показала практика, меньше чем из трех элементов фигуры не составляются. Обычно такая фигура включает: элемент с отверстием; элемент с дугой (срезом, сектором, углом); квадрат.

Максимальная суммарная оценка одной фигуры из 3 элементов может быть (исходя из максимального совмещения трех элементов с эталоном) 15 баллов:
-за место - 3 балла;
-за форму - 6 баллов;
-за размер - 6 баллов (например, дуги и отверстия).
За три фигуры из трех элементов, соответственно 45 баллов (соответственно, может быть и меньше).
Итак, степень развития 1 СС по данному тесту может колебаться от + 45 до 90 баллов включительно.
Ориентировочные интервалы развития первой сигнальной системы:
45-59 баллов - слабое развитие.
60-74 балла - среднее (нормальное) развитие.
75-90 баллов - выраженное развитие.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.