На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика эмоциональной и личностной сферы Методика изучения направленности личности (Смекал - Кучер)
Методика изучения направленности личности (Смекал - Кучер)
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Цель: определение    направленности     личности     (на    себя,    на     коллектив,    на решение конкретной задачи),  её доминирующих побуждений, основной  линии поведения в обществе.
Процедура проведения.
Опросный лист состоит из 30 пунктов. На каждый пункт анкеты вы можете дать три ответа, обозначенные буквами А, В, С. Из ответов на каждый пункт выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения, который для вас наиболее ценен или больше всего соответствует правде. Букву вашего ответа напишите в «Листе ответов» против номера вопроса в столбике «Больше всего». Затем из ответов на этот же вопрос выберите наименее приемлемый вариант. Соответствующую букву напишите против номера вопроса, но в рубрике «Меньше всего». Для каждого вопроса используйте только две буквы, оставшийся ответ не записывайте нигде. Над вопросами не думайте слишком долго: первый выбор обычно бывает самым точным. Время от времени проверяйте, правильно ли вы записываете ответы, в те ли столбцы, везде ли проставлены буквы.

Текст опросника

1. Больше всего мне доставляет удовольствие:
A. Положительная оценка моей работы.
Б. Сознание того, что находишься среди друзей.
B. Сознание того, что работа выполнена хорошо.
2. В спорте хотел(а) бы быть:
A. Известным игроком.
Б. Тренером, который разрабатывает тактику игры.
B. Выбранным капитаном команды.
3. Лучшими преподавателями являются те, которые:
A. Имеют индивидуальный подход к ученикам.
Б. Создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказать свою точку зрения.
B. Знакомят с дополнительным материалом по предмету.
4. Мне не нравятся педагоги, которые:
A. Не скрывают, что некоторые ученики им не симпатичны.
Б. Вызывают у всех дух соперничества.
B.  Считают,   что   предмет,   который   они   преподают   самый   лучший   и   самый
интересный.
5. Я рад(а), когда мои друзья:
A. Помогают другим, когда для этого предоставляется случай.
Б. Всегда верны и надежны.
B. Интеллигентны и у них разносторонние интересы.
6. Лучшими друзьями считают тех:
A. Которые считаются с моим мнением.
Б. Которые помогут в трудную минуту.
B. Которые знают больше, чем я.
7. Я хотел(а) бы быть такими, как те:
А. Кто добился профессионального успеха.
Б. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.
8. Может помочь в работе.
8. Я хотел(а) бы быть:
A. Руководителем предприятия.
Б. Рядовым человеком коллектива.
B. Квалифицированным специалистом.
9. Когда я был(а) ребенком, я любил(а):
A. Когда меня хвалили.
Б. Игры с друзьями.
B. Успехи в учебе.
10. Больше всего мне нравится, когда я:
A. Встречаю препятствия при выполнении возложенной на меня задачи.
Б. Когда в коллективе ухудшаются товарищеские отношения.
B. Когда меня критикуют учителя.
11. Мне хотелось бы, чтобы школа больше внимания уделяла:
A. Развитию индивидуальных способностей.
Б. Воспитанию в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми.
B. В подготовке учеников к работе по специальности.
12. Мне не нравятся коллективы, в которых:
A. Строгая дисциплина.
Б. Человек теряет индивидуальность в общей массе.
B. Невозможно проявление самостоятельности.
13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал(а)
его для:
A. Для беспечного отдыха.
Б. Для общения с друзьями.
B. Для любимых дел и самообразования.
14. Мне кажется, что я способен(а) на многое, когда:
A. Мои усилия достаточно вознаграждены.
Б. Работаю с доброжелательными людьми.
B. У меня работа, которая меня удовлетворяет.
15. Я люблю, когда:
A. Другие меня ценят.
Б. Приятно провожу время с друзьями.
B. Чувствую удовлетворение от выполненной работы.
16. Если бы обо мне писали в школьной газете, мне хотелось бы, чтобы
A. Похвалили меня за мою работу.
Б. Сообщили о том, что меня выбрали на руководящую работу.
B. Отметили дело, которое я выполнил(а).
17. Лучше всего я учился(лась) бы, если преподаватели:
A. Имели ко мне индивидуальный подход.
Б. Организовали дискуссии по интересующим вопросам.
B. Сообщали больше информации о профессиональной деятельности взрослых.
18. Нет ничего хуже, чем:
A. Оскорбления личного достоинства.
Б. Потеря друзей.
B. Неуспех при выполнении каждой задачи.
19. Больше всего я ценю:
A. Личный успех.
Б. Работу в коллективе.
B. Практические результаты.
20. Считаю, что большинство людей:
A. Стремятся к личному успеху в работе.
Б. С удовольствием работают в коллективе.
B. Выполняют работу по-настоящему хорошо.
21. Я не переношу:
А. Ссоры и споры.
Б. Людей, ставящих себя выше других.
В. Отметание всего нового.
22. Я хотел(а) бы:
A. Вызывать восхищение других.
Б. Помогать другим в общем деле.
B. Чтобы окружающие считали меня эрудированным человеком.
23. Я люблю, когда учитель:
A. Требователен.
Б. Доступен для учащихся.
B. Пользуется авторитетом.
24. В будущей трудовой деятельности я хотел(а) бы:
A. Чтобы были условия для профессионального роста.
Б. Чтобы решения принимались коллективно.
B. Самостоятельно работать над решением проблем.
25. Я хотел бы прочитать книгу:
A. О жизни известного человека.
Б. Об искусстве общения с людьми.
B. Какое-нибудь практическое руководство типа «Сделай сам».
26. Если бы у меня были музыкальные способности, я хотел(а) бы быть
A. Солистом.
Б. Дирижером.
B. Композитором.
27. Свободное время с наибольшим удовольствием провожу:
A. Смотрю детективные фильмы.
Б. В развлечениях с друзьями.
B. Занимаюсь своим увлечением (хобби).
28. На школьном вечере я бы с большим удовольствием:
A. Выступил(а) бы в конкурсе.
Б. Организовал(а) бы конкурс и руководил(а) им.
B. Выдумал(а) интересный конкурс.
29. Мне важно знать:
A. Как достичь намеченной цели.
Б. Как привлечь других к достижению своей цели.
B. Как определить цели в жизни
30. Человек должен трудиться так, чтобы:
A. Выполнять хорошо, прежде всего, работу.
Б. Другие были бы довольны.
B. Не нужно было переделывать его работу.
Обработка и интерпретация результатов. За каждый знак «+» начисляется по одному баллу.

Ключ к опроснику Смекала-Кучера

Направленность на себя

Направленность на взаимные действия

Направленность на задачу

1. А

11.В

21.С

1. С

11.С

21.А

1. В

11.А

21. В

2. В

12. В

22. С

2. С

12. А

22. А

2. А

12. С

22. В

З. А

13. С

23. В

З. С

13. А

23. С

З. В

13. В

23. А

4. А

14. С

24. С

4. В

14. А

24. А

4. С

14. В

24. В

5. В

15. А

25. В

5. А

15. С

25. А

5. С

15. В

25. С

6. С

16. В

26. В

6. А

16. С

26. А

6. В

16. А

26. С

7. А

17. А

27. А

7. С

17. С

27. В

7. В

17. В

27. С

8. С

18. А

28. В

8. В

18. С

28. С

8. А

18. В

28. А

9. С

19. А

29. А

9. А

19. В

29. С

9. В

19. С

29. В

10. С

20. С

30. С

10. В

20. В

30. А

10. А

20. А

30. В

Личностная направленность (направленность на себя – НС) связывается с преобладанием мотивов собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности людей вокруг себя. В работе видит прежде всего возможность удовлетворить свои притязания.
Коллективистская направленность, или направленность на взаимные действия (ВД), имеет место тогда, когда поступки человека определяются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности. Деловая направленность (направленность на задачу – НЗ) отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми умениями и навыками. Обычно такой человек стремится сотрудничать с коллективом и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи.
Необходимо отметить, что все три вида направленности не абсолютно изолированы, а обычно сочетаются. Поэтому более корректно будет говорить в результате диагностики не о единственной, а о доминирующей направленности личности.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.