Методика «Иерархия жизненных ценностей» (Г.В.Резапкина)
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Цель методики «Иерархия жизненных ценностей»: определение иерархии жизненных ценностей в жизни подростка.

Инструкция.

Прочитайте утверждения и оцените, насколько они соответствуют вашим взглядам и убеждениям. Если соответствуют полностью – в бланке в клетке рядом с номером вопроса поставьте «+1», если не соответствуют «–1», если сомневаетесь – поставьте «0».

Утверждения

1. Я планирую выбрать профессию, которая не создаст мне проблем со здоровьем
2. Я слежу за своим здоровьем (регулярно прохожу медосмотр, соблюдаю режим, диету, занимаюсь спортом)
3. Я очень боюсь заболеть или потерять физическую форму
4. Я люблю читать статьи о новых методах лечениях и оздоровительных системах
5. Мне нравится высказывание «Здоровье это не всё, но без него всё – ничто»
6. Я планирую выбрать высокооплачиваемую профессию
7. Я ищу и нахожу возможные способы зарабатывания денег, чтобы не зависеть от родителей
8. За большие деньги я возьмусь за любую работу
9. Я внимательно слежу за курсом валют и биржевыми новостями
10. Мне нравится высказывание «Чтобы заработать на жизнь, надо работать. Но чтобы разбогатеть, надо придумать что-то другое»
11. Я планирую выбрать профессию, которая даст мне возможность заниматься творчеством
12. Свободное время я пишу стихи и рассказы, сочиняю музыку, рисую, снимаю видео, играю в спектаклях, выступаю на концертах и т.д.
13. Друзья и знакомые высоко оценивают мое творчество
14. Я часто бываю на выставках, спектаклях и концертах
15. Мне нравится высказывание «Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения не существуют»
16. Я хочу выбрать профессию, которая позволит мне много времени уделять своей семье
17. Я всегда выполняю просьбы родных о помощи по хозяйству
18. Я могу отложить любые дела ради моих родных и близких
19. Для меня очень важна поддержка моих родителей
20. Мне нравится высказывание «Самое главное для меня – жизнь и здоровье тех, кого я люблю»
21. Я планирую выбрать профессию, которая обеспечит мой карьерный рост
22. Я занимаюсь общественной работой, потому что это поможет мне в достижении моих целей
23. Я стараюсь знакомиться с людьми, которые помогут мне в карьерном росте
24. Я готов (а) бороться со своими конкурентами за «место под солнцем»
25. Мне нравится высказывание «Карьеру не сделаешь, карабкаясь по обшарпанным ступеням – нужно оказаться в лифте в подходящей компании»
26. Я планирую выбрать работу, смысл которой – помощь людям
27. Я не могу пройти мимо человека, который просит о помощи
28. Я испытываю жалость к бомжам и нищим
29. Я принимаю участие в благотворительных акциях (донорство, сбор средств на лечение, помощь сиротам и т.д.)
30. Мне нравится высказывание «Если вы ищете способ сделать свою жизнь осмысленной, начните служить другим людям и помогать им»
31. Я планирую выбрать профессию, которая принесет мне известность
32. Я хочу походить на моих кумиров (в спорте, политике, шоу-бизнесе, искусстве, науке и т.д.)
33. Мне нравится быть в центре внимания
34. Я с интересом читаю статьи и смотрю передачи о жизни знаменитостей
35. Мне нравится высказывание «Стремление к славе похвально и полезно для общества, так как побуждает совершать благородные деяния»
36. Я планирую выбрать профессию, которая не помешает мне иметь много свободного времени для отдыха и развлечений
37. Я могу целями днями гулять, общаться с друзьями в интернете и реале, смотреть телевизор
38. Если бы у меня было много денег, я бы вообще не работал (а)
39. Мне нравятся развлекательные передачи
40. Мне нравится высказывание «Я никогда не стою, если имею возможность сидеть, и никогда не сижу, если имею возможность лежать»

1

6

11

16

21

26

31

36

2

7

12

17

22

27

32

37

3

8

13

18

23

28

33

38

4

9

14

19

24

29

34

39

5

10

15

20

25

30

35

40

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Обработка результатов

Сложите алгебраическую сумму в каждой из восьми колонок и запишите ее в нижних клетках рядом с римскими цифрами. –5-(–3) – отвергаемая ценность –2-0 – низкая значимость ценности 1-3 – умеренно значимая ценность 4-5 – значимая ценность
Восемь римских цифр в нижних клетках соответствуют восьми жизненным ценностям: Здоровье (I), Материальная обеспеченность (II), Творчество (III), Семья (IV), Карьера (V), Служение (VI), Слава (VII), Отдых (VIII). Все эти жизненные ценности в разной степени значимы для каждого человека. Отметьте на данной системе координат цифровые значения каждой жизненной ценности точками и постройте график, соединив их линиями.
148

5
4
3
2
1
0
-1
-2
-3
-4
-5 I II III IV V VI VII VIII
I. Здоровье
Хорошее здоровье – важный фактор полноценной жизни и успешной профессиональной карьеры. Здоровый образ жизни и отсутствие вредных привычек помогают человеку достичь своих целей, хотя само здоровье не является самоцелью. Здоровье как жизненная ценность особо значима для людей, имеющих серьезные заболевания, а также для мнительных людей.
II. Материальная обеспеченность
Любая работа предполагает вознаграждение, которое зависит от квалификации специалиста, опыта работы и профессиональных достижений. Диапазон заработной платы в разных сферах очень широк, поэтому люди, для которых зарплата – главный мотив труда, готовы за хорошее вознаграждение выполнять тяжелую, неприятную, неинтересную или опасную работу.
III. Творчество
Творчество – одна из высших жизненных ценностей. Традиционно к творчеству относят все виды деятельности, связанные с искусством, хотя творчество может проявляться в любой сфере. Людьми, для которых эта жизненная ценность была самой главной, сделаны величайшие открытия и созданы выдающиеся произведения искусства.
IV. Семья
Семья – это не только бабушки, дедушки, родители, братья и сестра, другие родственники, но и члены будущей семьи, продолжатели вашего рода. Крепость семейных связей, забота друг о друге, способность ставить интересы близких людей выше своих собственных во многом определяют психологическое здоровье и благополучие человека.
V. Карьера
Карье́ра (итал. carriera – бег) – продвижение вверх по служебной лестнице, которое для многих означает успех в жизни. Профессиональная карьера - рост знаний, умений, навыков. Внутриорганизационная карьера связана с продвижением в организации. Повышение по службе как самоцель может тормозить профессиональный рост специалиста, который рискует подняться до уровня своей некомпетентности (принцип Питера).
VI. Служение
Служение наряду с творчеством является высшей жизненной ценностью, отличающей духовно зрелых людей. Служение проявляется в способности жертвовать своими интересами ради интересов других людей, даже незнакомых, проявлять милосердие и сострадание, не ожидая награды или благодарности. Служение возможно в любой деятельности – науке, искусстве, образовании.
VII. Слава
Потребность в славе свойственна неуверенным в себе людям, которым нужна
постоянная поддержка в виде внимания со стороны окружающих. Хотя славу
обычно связывают с людьми искусства, повышенная значимость этой
жизненной ценности блокирует творческие способности, разрушает отношения с близкими людьми.
VIII. Отдых
Отдых и развлечения также необходимы для полноценной жизни, как и остальные жизненные ценности. Однако приоритет этой ценности над всеми остальными может свидетельствовать об эмоциональной незрелости или хронической усталости.
Потребности большинства людей различаются незначительно. Если выйти на улицу и каждому задать вопрос: «Что для вас в жизни главное?», мы получим примерно одни и те же ответы:

1. Здоровье
2. Благополучие семьи и близких
3. Материальная обеспеченность
4. Хорошая работа
5. Любовь
6. Карьера
7. Слава

Как же большинство людей обходится с этими жизненно важными для них ценностями?

Здоровье.
Гробят всевозможными способами. Пьют, курят, употребляют наркотики. Переедают, недосыпают, мало двигаются. Перенапрягаются, нервничают.
Благополучие семьи.
Ругаются, тиранят, родных, лгут, изменяют, заначивают деньги. Забывают родителей, бросают детей. Погружаются в собственные дела и интересы настолько, что для семьи уже нет времени.
Материальная обеспеченность.
Проигрывают в азартные игры все. Пускаются в аферы и разоряются. В погоне за лишним лишаются необходимого. Пьют. Ленятся. Тратят деньги на явно ненужные вещи, а в тяжелый час идут по миру.
Хорошая работа.
Большинство людей к своей работе равнодушно, или, более того, ее ненавидит. Устают, переутомляются, мечтают об отпуске. Занимаются черной поденщиной - ради денег, которые в таком количестве не являются для них строго необходимыми.
Любовь.
Если все люди хотят любить и быть любимыми - то уже просто по закону больших чисел большинство должно это иметь. Жизнь убеждает нас в том, что ничего подобного. Почему, зачем эта «главная ценность» связана так часто с огромным количеством страданий, лишений и всяческих несчастий?
Карьера.
Напрягаться, лицемерить, прогибаться перед начальством, сносить несправедливые попреки, переступать через людей - и на это ты хочешь потратить свою жизнь?
Слава.
Разоренные страны и два миллиона трупов – вот непревзойденная слава Наполеона. Бывает и безвредная слава. Усердно тренируйтесь в плевках - и попадете в Книгу рекордов Гиннеса. Спортивная слава - угробленное здоровье, укороченная жизнь и режим, полный тяжелейшего труда и жестоких ограничений. И что он скажет во вратах небесных Апостолу Петру? «Что ты делал в жизни?» - «Я прыгал в длину». (Веллер М.И., Все о жизни).
Согласны ли вы с тем, что перечисленные ценности - главные в жизни?

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.