Синдром эмоционального выгорания
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы
детские провокации

Первые представления об эмоциональном выгорании появились в работах зарубежных психологов, которые исследовали данный феномен на базе различных профессиональных групп, в частности, у педагогов, медицинских работников, социальных работников, управленцев, торгового персонала, менеджеров, психологов, сотрудников правоохранительной сферы и т. д.
Накопленный за рубежом опыт послужил хорошей базой для разработки данной проблемы в России, в частности, по вопросам:


1) определения места феномена «выгорания» в структуре понятий, связанных с профессиональным развитием личности;
2) адаптации существующих и разработки новых методик для диагностики стрессов;
3) сравнительных исследований «выгорания» в разных группах профессий и выявлении специфики этого феномена в мировой и отечественной культуре.
Под «эмоциональным выгоранием» понимают специфический синдром, который развивается у человека в процессе его профессиональной деятельности и выражается в состоянии эмоционального и физического истощения, отчуждении от людей, с которыми человек взаимодействует, а также в отсутствии профессиональных планов и крушении надежд.


Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) в Международном классификаторе МКБ-10 звучит как «состояние полного истощения».
Причины СЭВ разделяют на две группы :
1) субъективные причины:
- индивидуальные особенности человека;
- возрастные особенности;
- система жизненных ценностей;
- индивидуальное отношение к выполнению какого-либо вида деятельности;
- завышенный уровень ожиданий от трудовой деятельности;
- высокий порог моральных принципов;
- проблема отказа в случае необходимости;
2) объективные причины:
- увеличение нагрузок на работе;
- неполное понимание своих обязанностей;
- неадекватная социальная и/или психологическая поддержка.
Исследуя структурные компоненты синдрома эмоционального выгорания, зарубежные и отечественные ученые рассматривали его как некое состояние, включающее в себя ряд конкретных элементов .
Первоначально структуру эмоционального выгорания составлял один компонент. В однокомпонентной теории эмоционального выгорания А. Пайнса и Э. Аронсона в качестве основного компонента выступает истощение, проявляющееся в физической, эмоциональной и когнитивной сфере, которое вызвано длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях.
А. Лэнгле и В. Франка определяют синдром эмоционального выгорания как «особую форму экзистенциального вакуума, в которой доминирует картина истощения». Они считают, что истощение - ведущий симптом и основная характеристика синдрома эмоционального выгорания. Кроме ведущего симптома, ими были выделены дополнительные три: деперсонализация (как дегуманизация); переживание собственной неэффективности; витальная нестабильность. Эти симптомы представляют собой первые признаки «развития предсуицидального состояния».
В исследованиях Д. Дирендонка, В. Шауфели, X. Сиксма эмоциональное выгорание представлено двумя компонентами: эмоциональное истощение и деперсонализация. Первый компонент, получивший название «аффективного», относится к сфере жалоб на свое здоровье, физическое самочувствие, нервное напряжение, эмоциональное истощение. Второй - деперсонализация - проявляется в изменении отношений либо к пациентам, либо к себе. Он получил название «установочного».
В работах Д. Грина и А. М. Гардена выгорание также рассматривается как двухкомпонентный феномен, однако в определении этих факторов имеются принципиальные расхождения. Д. Грин отмечает, что первым компонентом в структуре выгорания является редукция профессиональных достижений, а второй компонент образован интеграцией таких компонентов эмоционального выгорания, как эмоциональное истощение и деперсонализация. А. М. Гарден, напротив, выделяет эмоциональное истощение в качестве самостоятельного и основного компонента выгорания, считая вторым фактором редукцию профессиональных достижений и рассматривая деперсонализацию только как частный феномен профессий сферы социального обслуживания.
Г. С. Абрамова, Ю. А. Юдчиц, отождествляя эмоциональное выгорание и профессиональную деформацию, выделяют две основные составляющие профессиональной деформации личности в системе профессий «человек - человек». Это синдром хронической усталости и синдром эмоционального выгорания. В данном случае под профессиональной усталостью понимается «совершенно специфический вид усталости, обусловленный постоянным эмоциональным контактом со значительным количеством людей». При синдроме эмоционального выгорания человек страдает не просто от физического или нервного истощения, часто носящих временный характер, а от «хронических стрессов нервной системы».
К. Маслач и С. Джексон описывают эмоциональное выгорание как трехмерный конструкт, включающий в себя все компоненты, отмеченные в рассмотренных выше моделях: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений.
Эмоциональное истощение рассматривается как основная компонента выгорания. Выражается оно чувством усталости, опустошения. Человек ощущает, что не способен ощущать ту гамму чувств, что раньше. В профессиональной сфере (а затем и в личностной) превалируют отрицательные эмоции: раздражительность, подавленность.
Деперсонализация характеризуется восприятием людей скорее не как личностей, а как объектов, общение с которыми происходит без эмоционального вовлечения.
Редукция профессиональных достижений выражается в том, что человек начинает сомневаться в своем профессионализме. Достижения и успехи в профессиональной сфере кажутся незначительными, перспективы в карьере - нереальными. Появляется безразличие к работе.
В настоящее время существует несколько теорий, описывающих динамику СЭВ.
Дж. Гринберг предлагает рассматривать эмоциональное выгорание как пятиступенчатый прогрессирующий процесс1.
Первая стадия эмоционального выгорания - «медовый месяц». Работник обычно доволен работой и заданиями, относится к ним с энтузиазмом. Однако по мере продолжения рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия и работник становится менее энергичным.
Вторая стадия - «недостаток топлива». Появляются усталость, апатия, могут возникнуть проблемы со сном. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у работника теряется интерес к своему труду или исчезают привлекательность работы в данной организации и продуктивность его деятельности. Возможны нарушения трудовой дисциплины и отстраненность (дистанцирование) от профессиональных обязанностей. В случае высокой мотивации работник может продолжать гореть, подпитываясь внутренними ресурсами,
но в ущерб своему здоровью.
Третья стадия - хронические симптомы. Чрезмерная работа без отдыха, особенно «трудоголиков», приводит к таким физическим явлениям, как измождение и подверженность заболеваниям, а также к психологическим переживаниям - хронической раздражительности, агрессивности или чувству подавленности, «загнанности в угол». Постоянное переживание нехватки времени (синдром менеджера).
Четвертая стадия - кризис. Как правило, развиваются хронические заболевания, в результате чего человек частично или полностью теряет работоспособность. Усиливаются переживания неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни.
Пятая стадия эмоционального выгорания - «пробивание стены». Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека. У работника появляется столько проблем, что его карьера находится под угрозой.
Динамическая модель Б. Перлман и Е. А. Хартман представляет четыре стадии эмоционального выгорания .
Первая стадия - напряженность, связанная с дополнительными усилиями по адаптации к ситуационным рабочим требованиям. Такую напряженность вызывают два наиболее вероятных типа ситуаций. Первый: навыки и умения работника недостаточны, чтобы соответствовать статусно-ролевым и профессиональным требованиям. Второй: работа может не соответствовать его ожиданиям, потребностям или ценностям. Те и другие ситуации создают противоречие между субъектом и рабочим окружением, что запускает процесс эмоционального выгорания.
Вторая стадия сопровождается сильными ощущениями и переживаниями стресса. Многие стрессогенные ситуации могут не вызывать соответствующих переживаний, поскольку происходит конструктивное оценивание своих возможностей и осознаваемых требований рабочей ситуации. Движение от первой стадии эмоционального выгорания ко второй зависит от ресурсов личности и от статусно-ролевых и организационных переменных.
Третья стадия сопровождается реакциями основных трех классов (физиологические, аффективно-когнитивные, поведенческие) в индивидуальных вариациях.
Четвертая стадия представляет собой эмоциональное выгорание как многогранное переживание хронического психологического стресса. Будучи негативным последствием психологического стресса, переживание выгорания проявляется как физическое, эмоциональное истощение, как переживание субъективного неблагополучия - определенного физического или психологического дискомфорта. Четвертая стадия образно сопоставима с «затуханием горения» при отсутствии необходимого топлива.


В развитии синдрома эмоционального выгорания М. Буриш выделяет шесть фаз:
1. Предупреждающая фаза.
2. Снижение уровня собственного участия.
3. Эмоциональные реакции.
4. Фаза деструктивного поведения.
5. Психосоматические реакции и снижение иммунитета.
6. Разочарование и отрицательная жизненная установка.


Согласно модели В. В. Бойко, СЭВ включает три фазы :
1. Фаза «Тревожное напряжение»: предвестник и «запускающий механизм» в формировании эмоционального выгорания.
2. Фаза «Резистенция»: сопротивление нарастающему стрессу.
3. Фаза «Истощение»: выраженное падение общего энергетического тонуса и ослабление нервной системы.


Для выявления синдрома эмоционального выгорания, степени его выраженности используют:
- методику В. В. Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания»;
- методику А. А. Руковишникова «Определение психического выгорания»;
- методику «Оценка собственного потенциала выгорания»;
- методику К. Маслач и С. Джексон «Профессиональное (эмоциональное) выгорание».
Невозможно полностью исключить влияние стрессовых факторов на нашу жизнь. Однако можно научиться правильно реагировать на
них и не допускать эмоционального истощения. Специалисты в данном случае рекомендуют два вида профилактики: физиологическую и эмоциональную.


Физическая профилактика СЭВ включает:
- соблюдение правильного питания (в рацион должны входить продукты, которые содержат витамины, растительную клетчатку и минералы);
- частые прогулки, отдых на свежем воздухе;
- регулярная физическая активность;
- соблюдение правильного режима дня;
- здоровый сон (не меньше восьми часов).

Эмоциональная профилактика СЭВ включает:
- выходные дни, когда человек может посвятить время себе;
- обязательный отпуск минимум раз в год;
- анализ размышлений, ситуаций, которые беспокоят человека;
- правильную расстановку приоритетов (первоочередное выполнение необходимых дел);
- медитацию;
- тренинги;
- ароматерапию.
Важно помнить, что не существует универсального решения проблемы синдрома эмоционального выгорания. Гармоничное существование присуще только тем, кто научился правильно расставлять жизненные приоритеты.
Гребенникова, Е. В. Психология здоровья : учебно-методическое пособие / Е. В. Гребенникова, И. Л. Шелехов. - Томск : Издательство Томского государственного педагогического университета, 2019.- 168 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.