На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика эмоциональной и личностной сферы Методика измерения психического "выгорания" (синдром "выгорания") в профессиях системы "человек—человек"
Методика измерения психического "выгорания" (синдром "выгорания") в профессиях системы "человек—человек"
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Теоретическое обоснование. Интерес к синдрому "выгорания" возник в зарубежной психологии в 1970-х годах, и до настоящего времени эта проблема широко изучается в контексте профессиональных стрессов.
Существуют различные определения "выгорания", однако в наиболее общем виде оно рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. В связи с этим, синдром "выгорания" обозначается рядом авторов как "профессиональное выгорание", что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации профессионала под влиянием длительного профессионального стажа.

Синдром "выгорания" наиболее характерен для представителей коммуникативных профессий.
Многие исследования показывают, что ключевую роль в синдроме "выгорания" играют эмоционально затрудненные или напряженные отношения в системе "человек—человек", например, отношения между лечащим врачом и трудными больными, отношения между руководителем и подчиненными в конфликтных ситуациях или при неблагоприятном психологическом климате в коллективе.
Наиболее ярко синдром "выгорания" проявляется в тех случаях, когда коммуникации отягщены эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью. Вероятность появления проблемы "выгорания" увеличивается по мере возрастания частоты и продолжительности контактов разрушительной или раздражительной природы. Соответствующим образом "выгорание" соотносится с количеством и качеством контактов, которые профессионал имел со своими подчиненными, клиентами, подопечными.
В настоящее время хорошо известны три модели "выгорания" и соответствующие им методы оценки. Согласно первой, одномерной модели, "выгорание" — это состояние физического, психического и эмоционального истощения, вызванное длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях общения. Данная трактовка близка к пониманию "выгорания" как синдрома "хронической усталости". Приверженцы одномерного подхода не ограничивают "выгорание" какими-либо определенными профессиональными группами.
Вторая модель предложена голландскими исследователями. Они рассматривают "выгорание" как двухмерный конструкт, состоящий из эмоционального истощения и деперсонализации, которая проявляется в ухудшении отношения к другим (подчиненным, коллегам), иногда и к самому себе.
Наиболее распространенной является трехкомпонентная модель синдрома "выгорания" американских исследователей К. Маслоу и С. Джексон. В соответствии с данной моделью, "выгорание" понимается как синдром эмоционального истощения, деперсонализации и редукции своих личных достижений. Эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая "выгорания" и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении. Вторая составляющая — деперсонализация — проявляется в деформации отношений с другими людьми. Третий компонент "выгорания" — редукция личных достижений — может проявляться либо в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно служебных достоинств и возможностей, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.
Цель. Овладение методикой измерения психического "выгорания" согласно трехмерной модели данного синдрома.
Инструкция. Исследование проводится индивидуально или в группах персонала "сервисных" или коммуникативных профессий. Это медперсонал, учителя, директора, менеджеры, преподаватели, психологи, консультанты, агенты.
Испытуемым выдают лист для ответов (см. табл. 37), опросник и сообщают, что цель данного исследования состоит в том, чтобы определить, как люди профессий типа "человек— человек" рассматривают свою работу и тех, с кем они тесно сотрудничают. Затем испытуемым предлагают 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Участник опроса должен внимательно прочитать каждое утверждение и решить, чувствует ли он себя так же относительно своей работы. Если у испытуемого не было подобного чувства, в листе для ответов он должен отметить позицию 0 ("ноль" — никогда). Если у него возникало такое чувство, ему следует указать, как часто это случалось, поставив "крестик" в клеточке балла, соответствующего частоте переживаний этого чувства.

Тестовый материал.

  1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.
  2. К концу рабочего дня я чувствую себя как выжатый лимон.
  3. Я чувствую себя усталым, когда встаю утром и должен идти на работу.
  4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои коллеги и подчиненные, и использую это в интересах дела.
  5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми коллегами и подчиненными, как с предметами, без теплоты и расположения к им.
  6. Я чувствую себя энергичным и эмоционально воодушевленным.
  7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях.
  8. Я чувствую угнетенность и апатию.
  9. Я могу позитивно влиять на продуктивность работы моих подчиненных и коллег.
  10. В последнее время я стал более черствым (бесчувственным) по отношению к тем, с кем работаю.
  11. Как правило, те, с кем мне приходится работать, — малоинтересные люди, скорее утомляющие, чем радующие меня.
  12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.
  13. У меня все больше жизненных разочарований.
  14. Я чувствую, что стал равнодушным и потерял интерес ко многому, что радовало меня раньше.
  15. Бывает, что мне безразлично то, что происходит с некоторыми моими коллегами и подчиненными.
  16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и ото всех.
  17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.
  18. Я легко общаюсь с людьми, независимо от их статуса и характера.
  19. Я многое успеваю сделать.
  20. Я чувствую себя на пределе возможностей.
  21. Я многое смогу еще достичь в своей жизни.
  22. Бывает, что коллеги и подчиненные перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

Обработка и интерпретация результатов.

В соответствии с ключом подсчитываются суммы баллов по трем субшкалам и фиксируются в листе для ответов (табл. 38).
Интерпретация результатов проводится на основании сравнения полученных оценок по каждой из субшкал со средними значениями в исследуемой группе или с демографическими данными, представленными в таблице (см. табл. 39).

Таблица 38
Средние значения по субшкалам для четырех профессиональных групп (данные российской выборки)

Группы

Возраст

Стаж

Субшкалы

 

 

 

Эмоциональное истощение

Деперсонализация

Редукция личных достижений

Менеджеры

32

3

21,1

10,7

31,5

Чиновники

43

7

17,0

7,6

32,5

Медицинские сестры

30

10

22,4

10,2

30,0

Врачи-терапевты

45

18

15,2

6,0

33,0

Таблица 39

Лист для ответов
Фамилия, имя, отчество _______________________________________________
Профессия___________________Возраст_____________Стаж_______________

Номер утверждения

Баллы

1

2

3

4

5

6

1.

 

 

 

 

 

 

...

 

 

 

 

 

 

22.

 

 

 

 

 

 

Ключ опросника ПВ

Субшкала

Номер утверждения

Сумма баллов (максимальная)

Эмоциональное истощение

1,2,3,6,8,13,14, 16,20

54

Деперсонализация

5,10,11,15,22

30

Редукция личных достижений

4,7,9,12,17,18, 19,21

 

Профилактика эмоционального выгорания

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.