На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика эмоциональной и личностной сферы Методы изучения и коррекции целостности жизненных перспектив личности
Методы изучения и коррекции целостности жизненных перспектив личности
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

1. Методики диагностики целостности жизненных перспектив личности

Методика «Циклический тест времени» (Т. Коттл)

Инструкция: С помощью трех кругов попробуйте изобразить на бумаге свои представления о времени. Круги обозначают прошлое, настоящее и будущее. Расположите эти круги так, чтобы они выражали Ваши переживания взаимосвязи вашего личного прошлого, настоящего и будущего. Вы можете использовать круги разной величины. Обозначьте, какой круг соответствует прошлому, какой - настоящему, какой - будущему.

Интерпретация

Тест кругов Т. Коттла призван оценивать два параметра: 1) степень связанности временных зон; 2) предпочтение или значимость той или иной временной зоны. Второй параметр выясняется путем измерения в миллиметрах диаметров кругов и подсчета соотношения временных зон в процентах.
Т. Коттл предложил и способ измерения степени связанности временных зон, или степени, в которой круги соприкасаются, пересекаются или перекрывают друг друга. Им была разработана система начисления баллов за связанность каждого из рисунков. Так, если все три круга изображены отдельно друг от друга, то степень связанности оценивается в 0 баллов, если соприкасаются какие-либо из двух кругов - в два балла, если какие-то из двух кругов пересекаются - четыре балла, если один из кругов полностью расположен в другом круге - шесть баллов.
Для оценки связанности временных зон рисунка в целом необходимо сложить степени связанности каждой из пар временных зон. Таким образом, общая связанность рисунков лежит в пределах от 0 баллов (все 3 круга изображены отдельно) до 18 баллов (каждый круг расположен в другом круге, рисунок имеет вид мишени) (см.: [3]).

Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо

Описание методики

Опросник временной перспективы Зимбардо (англ. ZimbardoTim ePerspectiveInventory, ZTPI) представляет собой методику, направленную на диагностику системы отношений личности к временному континууму. Опросник временной перспективы разработан Ф. Зимбардо в соавторстве с А. Гонзалесом. Оригинальная версия опросника состоит из 56 пунктов, ответы по которой распределяются по пятибалльной шкале Ликкерта. Из опросника возможно извлечение пяти показателей.
Фактор восприятия негативного прошлого выражает степень неприятия собственного прошлого, вызывающего отвращение, полного боли и разочарований.
Фактор восприятия позитивного прошлого выражает степень принятия собственного прошлого, при котором любой опыт является опытом, способствующим развитию и приведшим к сегодняшнему состоянию.
Фактор восприятия гедонистического настоящего. При этом настоящее видится оторванным от прошлого и будущего, единственная цель - наслаждение.
Фактор восприятия фаталистического настоящего. Настоящее видится независимым от воли личности, изначально предопределённым, а личность - подчинённой судьбе.
Степень ориентации на будущее выражает наличие у личности целей и планов на будущее.
Данная методика была переведена и адаптирована коллективом авторов (А. Сырцова, Е.Т. Соколова, О.В. Митина) [12].

Опросный лист

Инструкция: Пожалуйста, прочитайте все предлагаемые пункты опросника и как можно более честно ответьте на вопрос: «Насколько это характерно или верно в отношении меня?» Отметьте свой ответ в соответствующей ячейке, используя шкалу (1 - совершенно неверно,
2 - скорее неверно, 3 - нейтрально, 4 - скорее верно, 5 - совершенно верно). Пожалуйста, ответьте на ВСЕ вопросы.

Вопросы

1

2

3

4

5

1.Я считаю, что весело проводить время со своими друзьями - одно из важных удовольствий в жизни.

 

 

 

 

 

2.Знакомые с детства картины, звуки, запахи часто приносят с собой поток замечательных воспоминаний.

 

 

 

 

 

3.Судьба многое определяет в моей жизни.

 

 

 

 

 

4.Я часто думаю о том, что я должен(-на) был(а) сделать в своей жизни иначе.

 

 

 

 

 

5.На мои решения в основном влияют окружающие меня вещи и люди.

 

 

 

 

 

6.Я считаю, что каждое утро человек должен планировать свой день.

 

 

 

 

 

7.Мне приятно думать о своем прошлом.

 

 

 

 

 

8.Я действую импульсивно.

 

 

 

 

 

9.Я не беспокоюсь, если мне что-то не удается сделать вовремя.

 

 

 

 

 

10.Если я хочу достичь чего-то, я ставлю перед собой цели и размышляю над тем, какими средствами их достичь.

 

 

 

 

 

11.Вообще говоря, в моих воспоминаниях о прошлом гораздо больше хорошего, чем плохого.

 

 

 

 

 

12.Слушая свою любимую музыку, я часто забываю про время.

 

 

 

 

 

13.Если завтра необходимо закончить (сдать) работу и предстоят другие важные дела, то сегодня я думаю о них, а не о развлечениях сегодняшнего вечера.

 

 

 

 

 

14.Если уж чему-то суждено случиться, то от моих действий это не зависит.

 

 

 

 

 

15.Мне нравятся рассказы о том, как все было в старые добрые времена.

 

 

 

 

 

16.Болезненные переживания прошлого продолжают занимать мои мысли.

 

 

 

 

 

17.Я стараюсь жить полной жизнью каждый день, насколько это возможно.

 

 

 

 

 

18.Я расстраиваюсь, когда опаздываю на заранее назначенные встречи.

 

 

 

 

 

19.В идеале, я бы проживал(а) каждый свой день так, словно он последний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20.Счастливые воспоминания о хороших временах с легкостью приходят в голову.

 

 

 

 

 

21.Я вовремя выполняю свои обязательства перед друзьями и начальством.

 

 

 

 

 

22.В прошлом мне досталась своя доля плохого обращения и отвержения.

 

 

 

 

 

23.Я принимаю решения под влиянием момента.

 

 

 

 

 

24.Я принимаю каждый день, каков он есть, не пытаясь планировать его заранее.

 

 

 

 

 

25.В прошлом слишком много неприятных воспоминаний, я предпочитаю не думать о них.

 

 

 

 

 

26.Важно, чтобы в моей жизни были волнующие моменты.

 

 

 

 

 

27.В прошлом я совершил(а) ошибки, которые хотел(а) бы исправить.

 

 

 

 

 

28.Я чувствую, что гораздо важнее получать удовольствие от процесса работы, чем выполнить её в срок.

 

 

 

 

 

29.Я скучаю по детству.

 

 

 

 

 

30.Прежде чем принять решение, я взвешиваю, что я затрачу, и что получу.

 

 

 

 

 

31.Риск позволяет мне избежать скуки в жизни.

 

 

 

 

 

32.Для меня важнее получать удовольствие от самого путешествия по жизни, чем быть сосредоточенным(-ной) только на цели этого путешествия.

 

 

 

 

 

33.Редко получается так, как я ожидаю.

 

 

 

 

 

34.Мне трудно забыть неприятные картины из моей юности.

 

 

 

 

 

35.Процесс деятельности перестает приносить мне удовольствие, если приходится думать о цели, последствиях и практических результатах.

 

 

 

 

 

36.Даже когда я получаю удовольствие от настоящего, я все равно сравниваю его с чем-то похожим из своего прошлого.

 

 

 

 

 

37.Ты реально не можешь планировать свое будущее, потому что все слишком изменчиво.

 

 

 

 

 

38.Мой жизненный путь контролируется силами, на которые я не могу повлиять.

 

 

 

 

 

39.Нет смысла беспокоиться о будущем, так как я все равно ничего не могу сделать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40.Я выполняю намеченное вовремя, постепенно продвигаясь вперед.

 

 

 

 

 

41.Я замечаю, что теряю интерес к разговору, когда члены моей семьи начинают вспоминать былое.

 

 

 

 

 

42.Я рискую, чтобы придать жизни остроты и возбуждения.

 

 

 

 

 

43.Я составляю список того, что мне надо сделать.

 

 

 

 

 

44.Я чаще следую порывам сердца, чем доводам разума.

 

 

 

 

 

45.Я способен(-на) удержаться от соблазнов, если знаю, что меня ждет работа, которую нужно сделать.

 

 

 

 

 

46.Волнующие моменты часто захватывают меня.

 

 

 

 

 

47.Сегодняшняя жизнь слишком сложна, я бы предпочел (-ла) более простое прошлое.

 

 

 

 

 

48.Я предпочитаю таких друзей, которые спонтанны и раскованы, а не очень предсказуемы.

 

 

 

 

 

49.Мне нравятся семейные традиции, которые постоянно соблюдаются.

 

 

 

 

 

50.Я думаю о том плохом, что произошло со мной в прошлом.

 

 

 

 

 

51.Я продолжаю работу над трудными и неинтересными заданиями, если это поможет мне продвинуться вперед.

 

 

 

 

 

52.Лучше потратить заработанные деньги на удовольствия сегодняшнего дня, чем отложить на черный день.

 

 

 

 

 

53.Часто удача дает больше, чем упорная работа.

 

 

 

 

 

54.Я часто думаю о том хорошем, что упустил(-а) в своей жизни.

 

 

 

 

 

55.Мне нравится, когда мои близкие отношения исполнены страсти.

 

 

 

 

 

56.Придерживаюсь мнения, что «работа не волк, в лес не убежит».

 

 

 

 

 

Обработка результатов

Ключи оригинальные:
Фактор «негативное прошлое»: 4, 5, 16, 22, 27, 33, 34, 36, 50, 54 (всего
10).
Фактор «гедонистическое настоящее»: 1, 8, 12, 17, 19, 23, 26, 28, 31, 32, 42, 44, 46, 48, 55 (всего 15).
Фактор «будущее»: 6, 9*, 10, 13, 18, 21, 24*, 30, 40, 43, 45, 51, 56* (все
го 13).
Фактор «позитивное прошлое»: 2, 7, 11, 15, 20, 25*, 29, 41*, 49 (всего 9).
Фактор «фаталистическое настоящее»: 3, 14, 35, 37, 38, 39, 47, 52, 53 (всего 9).
Ключи по результатам апробации 2007 г.
А.Сырцовой, О.В Митиной:
Фактор «негативное прошлое»: 4, 5, 16, 22, 25, 27, 33, 34, 36, 50, 54 (всего 11).
Фактор «гедонистическое настоящее»: 1, 8, 12, 17, 19, 23, 26, 28, 31, 32, 42, 44, 46, 48, 52, 53, 55 (всего 17).
Фактор «будущее»: 6, 9*, 10, 13, 18, 21, 24*, 30, 40, 43, 45, 51, 56* (всего 13).
Фактор «позитивное прошлое»: 2, 7, 11, 15, 20, 25*, 29, 41*, 49 (всего 9).
Фактор «фаталистическое настоящее»: 3, 14, 24, 33, 35, 37, 38, 39, 47 (всего 9).

2. Техники коррекции целостности жизненных перспектив личности

Упражнение «Целостность образа будущего»

Цель: переживание целостности представлений о будущем. Инструкция: предлагается нарисовать образ своего будущего. Этот образ может иметь любую форму, размер, цвет, он может быть конкретным или абстрактным. Написать, какие основные желания стоят за этим образом, какие чувства он вызывает, какие мысли приходят, какая энергия (активность) пробуждается в связи с образом.
Далее группа разбивается на микрогруппы по три человека и обсуждает рисунки. Каждый участник рассказывает о своем образе. Другие слушают, помогают найти ценные, полезные моменты, отображенные в рисунке. Затем все подгруппы объединяются в круг, ведущий проводит дискуссию по обсуждению полученного в упражнении опыта. Участникам, по необходимости, предлагается изменить что-либо в рисунках.

Упражнение «Круги времени»

Цель: оценить целостность собственной субъективной картины жизненного пути, выявить наиболее привлекательный период времени (прошлое, настоящее, будущее).
Инструкция: Представьте себе всю свою жизнь от начала до конца и изобразите ее на листе бумаги в виде трех кругов - прошлого, настоящего и будущего. Круги могут быть маленькими или большими, пересекаться или нет. Использовать можно любое положение листа.
После этого участников просят объяснить, почему они нарисовали так, а не иначе. Обращается внимание на разнообразие переживаний времени, на важность и взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего в жизни каждого человека. Проводится дискуссия по результатам теста.

Упражнение «Оценка временной ориентации»

Цель: осознание своей временной ориентации.
Инструкция: закройте глаза. Сейчас у каждого из вас будут возникать какие-то ощущения, картинки, образы. Это могут быть ваши телесные ощущения, впечатления, связанные с тем, что вы испытываете в данный момент. Может быть, вы обращаете внимание на звуки, запахи, положение своего тела. Также у вас могут появиться какие-то воспоминания, образы из прошлого. А может быть, возникают картины будущего, в которых отражены ваши ожидания, надежды, сомнения, опасения. Сосредоточьтесь на этих образах и зафиксируйте их в своем сознании. Теперь вернитесь в ситуацию «здесь и сейчас», сохранив в памяти ваши ощущения. Откройте глаза.
Поделитесь своими ощущениями, расскажите о возникших образах, обращая внимание на то, с каким периодом жизни они были связаны: с прошлым, настоящим или будущим.
По результатам упражнения проводится дискуссия, направленная на осознание того, насколько часто человек мысленно пребывает в своем прошлом, настоящем или будущем.

Техника восстановления целостности субъективной картины жизненного пути

Цель: формирование целостного восприятия своей жизни.
Инструкция: нарисуйте поочередно красками образы своего прошлого, настоящего и будущего. Этот образ может иметь любую форму, размер, цвет, он может быть детальным или целостным и т.д.
Разложите все свои рисунки, внимательно посмотрите на них, попытайтесь их сопоставить. Важно обратить внимание на сходства и отличия рисунков: что в образе настоящего сохранилось из прошлого, а что ушло; как то, что происходит сейчас и происходило в прошлом, отразилось на образе будущего, что нового ожидается в предстоящей жизни.
В конце упражнения предлагается поделиться своими чувствами, впечатлениями, высказаться по поводу того, насколько у каждого получилось проследить связь личного прошлого, настоящего и будущего, оценить то новое, чем отличается каждый период жизни.

Техника изменения временных ориентаций

Цель: развитие способностей жить настоящим, одновременно опираясь на опыт своего прошлого и строя планы на будущее.
Инструкция: с помощью листов бумаги создайте на полу линию времени протяженностью примерно 2 метра. Определите, ориентируясь на свои собственные внутренние ощущения, какой ее конец будет соответствовать прошлому, а какой будущему. Можно пометить на соответствующих листах прошлое и будущее.
Теперь вспомните любой из моментов своей жизни, когда вы были переполнены воспоминаниями о прошлом, живо и зримо переживали минувшее. Побудьте в этом состоянии и мысленно зафиксируйте его в виде ощущения, чувства, образа и т.д. Затем вспомните любой из моментов вашей жизни, когда вы были полностью ориентированы на будущее, полны надежд и планов. Закрепите это ощущение в каком-либо образе. Наконец, вспомните любой из тех моментов, когда вы полностью пребывали в настоящем - например, купались, загорали, наслаждались каким-либо развлечением. Побудьте в этом состоянии и мысленно зафиксируйте его.
Теперь обратите внимание на вашу линию времени и встаньте на ту ее точку, которая примерного соответствует вашему состоянию сейчас. Определите, какой конец дальше от вас (прошлое, настоящее или будущее?), повернитесь к нему спиной и начните медленно пятиться к этому концу, одновременно как бы все более погружаясь в соответствующие ощущения и приближаясь к его пику. Дойдя до одного конца линии времени, повернитесь на ней, и все так же спиной медленно пройдите до противоположного конца, одновременно усиливая в себе соответствующие ощущения. Сделайте эти походы из конца в конец несколько раз.
Сойдите с линии времени и ощутите «здесь и сейчас», после чего опять вернитесь к ней и встаньте на точку, которая теперь соответствует вашей временной ориентации. Оставаясь в настоящем, разведите руки, мысленно возьмитесь за полюс прошлого, пусть на периферии вашего сознания возникнет образ, связанный с этим периодом. Затем так же мысленно возьмитесь за полюс, соответствующий вашему будущему, припомните его образ. Теперь максимально сконцентрируйтесь на ситуации «здесь и сейчас», одновременно удерживая в своем сознании образы прошлого и будущего, ощутите, что они привносят в ваше настоящее и притяните к себе оба полюса линии времени, чтобы они соединились в ваших ощущениях.

Упражнение «Место будущего на линии времени»

Цель: определить место будущего в субъективной картине жизненного пути.
Инструкция: участники группы представляют себе свою жизнь от начала до конца и изображают ее на листе бумаги в виде трех кругов - прошлого, настоящего и будущего. После участников просят обратить внимание на местоположение круга «будущее» в общей картине жизни и его взаимосвязь с прошлым и настоящим. Затем участники группы должны поделиться своими впечатлениями.

Источник: Методы изучения и коррекции жизненных перспектив М 545 личности : учебное пособие / И.А. Ральникова, О.С. Гурова, С.С. Даренских, Е.А. Ипполитова, Г.Ф. Кроян, под общ. ред. О.С. Гуровой ; Министерство науки и высшего образования РФ, Алтайский государственный университет. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2020. - 185 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.