Цель: исследование оценки преобладания у респондента различных временных ориентаций. Методика была разработана известным американским психологом Филиппом Зимбардо. Опросник предназначен для исследования субъективной картины времени индивида и состоит из 56 утверждений.
Процедура проведения: При ответе респондент выражает свое согласие или несогласие с каждым утверждением в соответствии с предложенными вариантами ответа: 1. Совсем неверно 2. Скорее неверно 3. Нейтрально 4. Скорее верно 5. Очень верно Опросник состоит из пяти шкал, каждая из которых направлена на оценку преобладания у респондента различных временных ориентации: •Прошлое Негативное •Настоящее Гедонистическое •Будущее •Прошлое Позитивное •Настоящее Фаталистическое
Прошлое Негативное: В данную шкалу входят утверждения: 4, 5, 16, 22, 27, 33, 34, 36, 50, 54. Высокие баллы по этой шкале означают в целом негативный, пессимистичный взгляд на прошлое. В силу реконструктивного характера прошлого такие негативные аттитюды могут быть связаны как с действительным переживанием неприятных или травматичных событий в прошлом, так и с негативной реконструкцией нейтральных событий. Высокие баллы по этой шкале коррелируют с депрессией, тревожностью и низкой самооценкой. Также исследователями обнаружена корреляция между высокими баллами по этой шкале и уровнем агрессии. Межличностные отношения людей с высокими баллами по этой шкале ограничены и зачастую неудовлетворительны. Они не мотивированы работать ради вознаграждения в будущем, но также не получают удовольствия и от своей жизни в настоящем. Настоящее Гедонистическое: Высокие баллы по этой шкале отражают гедонистическое, рискованное, «бесшабашное» отношение ко времени и жизни. Отражает ориентацию на удовольствие в настоящем и неспособность принести что-то в жертву в настоящем, чтобы получить вознаграждение в будущем. Высокие баллы по этой шкале коррелируют с низкой способностью предвидеть и взвешивать будущие последствия, непоследовательностью, слабым контролем эго, импульсивностью, стремлением к поиску ощущений. Согласно данным исследований представители этой группы более склонны к употреблению психоактивных веществ, имеют неясные цели на будущее. При этом они энергичны, участвуют в большом количестве разных дел, часто занимаются спортом. К этой шкале относятся следующие утверждения: 1, 8, 12, 17, 19, 23, 26, 28, 31,32,42,44,46,48,55.
Будущее: Высокие баллы по данной шкале отражают общую ориентацию субъекта на будущее. Поведение людей с высокими баллами по этой шкале определяется мотивацией на достижение будущих целей и вознаграждений. Высокие баллы также коррелируют с развитой способностью предвидеть и взвешивать будущие последствия, добросовестностью, постоянством. Эти респонденты высокоорганизованны, амбициозны, ориентированы на достижение поставленных целей. Они зачастую ощущают субъективную нехватку времени, но готовы принести в жертву сегодняшние удовольствия ради успеха в будущем. При этом они отличаются прекрасными навыками организационного планирования и высокой личной эффективностью, обладают четкими целями на будущее, а их повседневная жизнь упорядочена и структурирована. Склонны испытывать средний и высокий уровни стресса, на субъективном уровне связанный с нехваткой времени. К этой шкале относятся следующие утверждения: 6, 9, 10, 13, 18, 21, 24, 30, 40,43,45,51,56.
Прошлое Позитивное: Высокие баллы по этой шкале отражают теплое, сентиментальное отношение к прошлому. Высокая самооценка и субъективное чувство радости этих субъектов, указывают на здоровое, радостное отношение к жизни. Несмотря на склонность к интроверсии и некоторую стеснительность, они способны к построению близких межличностных отношений. В поведении разумны и осторожны, неохотно идут на риск. К этой шкале относятся следующие утверждения: 2, 7, 11, 15, 20, 25, 29, 41, 49.
Настоящее Фаталистическое: Высокие баллы по этой шкале демонстрируют фаталистичное, беспомощное и безнадежное отношение субъекта к будущему и к жизни в целом. Эти люди убеждены в том, что будущее предопределено и не зависит от действий самого человека. С точки зрения этих людей, человек - игрушка в руках судьбы. Они, как правило, не удовлетворены своей жизнью и не думают, что в дальнейшем это изменится. По данным исследований высокие показатели по этой шкале коррелируют с депрессией и высоким уровнем тревожности, низкой способностью предвидеть и взвешивать будущие последствия, а также с агрессией. Специальные исследования указывают на то, что высокие баллы по этой шкале коррелируют с рискованным поведением по ВИЧ. Люди, получившие такие высокие баллы, имеют большее число половых партнеров, практикуют небезопасный секс. К этой шкале относятся следующие утверждения: 3, 14, 35, 37, 38, 39, 47, 52, 53.
По мнению авторов методики с точки зрения психологического благополучия идеальным вариантом является сбалансированная картина субъективного времени. «Ориентация на будущее дает людям крылья, чтобы воспарить к новым достижениям, ориентация на прошлое (Позитивное) укрепляет корни и питает чувство идентичности, а ориентация на настоящее (Гедонистическое) наполняет нашу ежедневную жизнь молодостью и чувственными радостями. Человек нуждается в гармоничном сочетании этих трех ориентации для того, чтобы полностью реализовать свой потенциал».
Инструкция: Пожалуйста, внимательно прочитайте каждое из приведённых ниже 56 утверждений. Укажите, насколько верно каждое из них описывает Вас и обведите цифру в соответствующей графе справа. Необходимо дать ответ на каждое утверждение.
Методика изучения временной перспективы Ф. Зимбардо
|
|
Совсем неверно
|
Скорее неверно
|
Нейт-рально
|
Скорее верно
|
Очень верно
|
1. Я считаю, что вечеринки с друзьями - одно из главных удовольствий в жизни.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
2. Знакомые с детства места, звуки и запахи часто вызывают целый поток прекрасных воспоминаний.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
3. Судьба определяет многое в моей жизни.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
4. Я часто думаю о том, что я должен был бы сделать в жизни иначе.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
5. На мои решения больше всего влияют окружающие люди и события, происходящие вокруг.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6. Я считаю, что каждый свой день следует планировать с утра.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
7. Мне доставляет удовольствие думать о своем прошлом.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
8. Я поступаю импульсивно.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
9. Если что-то не сделано во время, меня это не беспокоит.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
10. Когда я хочу чего-нибудь добиться, я ставлю перед собой четкие задачи и ищу конкретные способы их достижения.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
11. Если честно, то о своем прошлом я могу вспомнить больше
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
12. Когда я слушаю свою любимую музыку, я теряю счет времени.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
13.Чтобы выполнить необходимую работу к намеченному сроку, можно пожертвовать сегодняшними развлечениями.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
14.Что будет то будет, а значит мои действия не имеют большого значения.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
15. Мне нравятся истории о том, как обстояли дела «в добрые старые времена».
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
16. Болезненные события прошлого продолжают проигрываться в моей голове.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
|
|
|
|
|
|
17. Я стараюсь жить как можно более полной жизнью, не задумываясь о завтрашнем дне.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
18. Меня расстраивает, когда я куда-либо опаздываю.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
19. В идеальном мире я бы проживал каждый день, так как будто бы он последний.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
20. Счастливые воспоминания о хороших временах легко приходят на ум.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
21. Я выполняю свои обязательства перед друзьями и коллегами вовремя.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
22. В прошлом меня часто обижали и отвергали.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
23. Я принимаю решения, не задумываясь.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
24. Я принимаю каждый день как он есть, а не стараюсь распланировать его заранее.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
25. Прошлое несет так много неприятных воспоминаний, что я стараюсь не думать о нем.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
26. Важно, чтобы моя жизнь была захватывающей.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
27. В прошлом я совершил ошибки, которые хотел бы исправить.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
28. Мне кажется, что получать удовольствие от того, что ты делаешь важнее, чем выполнить работу в срок.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
29. Я вспоминаю свое детство с ностальгией.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
30. Прежде чем принять решение я взвешиваю все за и против.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
31. Риск не дает моей жизни стать скучной.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
32. Для меня важнее просто наслаждаться жизнью, чем думать о том, что получится в итоге.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
33. Редко бывает, чтобы все получилось, так как я ожидал.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
34. Мне сложно избавиться от неприятных воспоминаний о моем детстве и юности.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
35.Если мне надо думать о целях, задачах и результатах, сам процесс работы перестает доставлять мне удовольствие.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
36. Даже когда я наслаждаюсь настоящим, меня тянет сравнивать его с прошлым.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
37. Невозможно планировать будущее, потому что все меняется очень быстро.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
38. Моей жизнью управляют силы, на которые я не могу влиять.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
39. Нет смысла беспокоиться о будущем, так как я все равно никак не могу на него повлиять.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
40. Я выполняю задания в срок, двигаясь к цели шаг за шагом.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
41. Я отключаюсь, когда мои родственники начинают вести разговоры о прошлом.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
42. Я иду на риск, чтобы добавить остроты в свою жизнь.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
43. Я составляю списки того, что мне надо сделать.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
44. Я часто больше прислушиваюсь к своему сердцу, чем к голове.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
45. Я могу противостоять искушениям, когда я знаю, что есть работа, которую надо выполнить.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
46. Меня часто захватывает мгновение.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
47. В наше время жизнь слишком сложна. Я бы предпочел жить в прошлом, когда жизнь была проще.
|
1
|
2
|
|
4
|
5
|
48. Я предпочитаю, чтобы моими друзьями были люди, которые ведут себя скорее спонтанно, чем предсказуемо.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
49. Мне нравятся семейные традиции и ритуалы, которые повторяются из раза в раз.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
50. Я думаю о том плохом, что произошло со мной в прошлом.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
51. Я продолжаю выполнять даже сложные и неинтересные задания, если есть основания полагать, что они помогут мне преуспеть в будущем.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
52. То, что я зарабатываю, лучше потратить на удовольствия сегодня, чем откладывать деньги на будущее.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
53. Часто везение значит больше, чем прилежная работа.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
54. Я думаю о том хорошем, чего я был лишен в жизни.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
55. Мне нравится, чтобы в моих личных отношениях была страсть.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
56. Всегда будет время наверстать упущенное в работе.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Прошлое Негативное: 04, 05, 16, 22, 27, 33, 34, 36, 50, 54 Настоящее Гедонистическое: 01,08,12,17, 19, 23, 26, 28, 31, 32, 42, 44, 46, 48, 55 Будущее: 06, 09, 10, 13, 18, 21, 24, 30, 40, 43, 45, 51, 56 Прошлое Позитивное: 02, 07, 11, 15, 20, 25, 29, 41, 49 Настоящее Фаталистическое: 03, 14, 35, 37, 38, 39, 47, 52, 53. |