Методика изучения временной перспективы Ф.Зимбардо
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Цель: исследование оценки преобладания у респондента различных временных ориентаций.

Методика была разработана известным американским психологом Филиппом Зимбардо. Опросник предназначен для исследования субъективной картины времени индивида и состоит из 56 утверждений.



Процедура проведения:
При ответе респондент выражает свое согласие или несогласие с каждым утверждением в соответствии с предложенными вариантами ответа:
1. Совсем неверно
2. Скорее неверно
3. Нейтрально
4. Скорее верно
5. Очень верно

Опросник состоит из пяти шкал, каждая из которых направлена на оценку преобладания у респондента различных временных ориентации:
•Прошлое Негативное
•Настоящее Гедонистическое
•Будущее
•Прошлое Позитивное
•Настоящее Фаталистическое

 

Прошлое Негативное:
В данную шкалу входят утверждения: 4, 5, 16, 22, 27, 33, 34, 36, 50, 54.
Высокие баллы по этой шкале означают в целом негативный, пессимистичный взгляд на прошлое. В силу реконструктивного характера прошлого такие негативные аттитюды могут быть связаны как с действительным переживанием неприятных или травматичных событий в прошлом, так и с негативной реконструкцией нейтральных событий. Высокие баллы по этой шкале коррелируют с депрессией, тревожностью и низкой самооценкой. Также исследователями обнаружена корреляция между высокими баллами по этой шкале и уровнем агрессии. Межличностные отношения людей с высокими баллами по этой шкале ограничены и зачастую неудовлетворительны. Они не мотивированы работать ради вознаграждения в будущем, но также не получают удовольствия и от своей жизни в настоящем.

Настоящее Гедонистическое:
Высокие баллы по этой шкале отражают гедонистическое, рискованное, «бесшабашное» отношение ко времени и жизни. Отражает ориентацию на удовольствие в настоящем и неспособность принести что-то в жертву в настоящем, чтобы получить вознаграждение в будущем. Высокие баллы по этой шкале коррелируют с низкой способностью предвидеть и взвешивать будущие последствия, непоследовательностью, слабым контролем эго, импульсивностью, стремлением к поиску ощущений. Согласно данным исследований представители этой группы более склонны к употреблению психоактивных веществ, имеют неясные цели на будущее. При этом они энергичны, участвуют в большом количестве разных дел, часто занимаются спортом.
К этой шкале относятся следующие утверждения: 1, 8, 12, 17, 19, 23, 26, 28, 31,32,42,44,46,48,55.

Будущее:
Высокие баллы по данной шкале отражают общую ориентацию субъекта на будущее. Поведение людей с высокими баллами по этой шкале определяется мотивацией на достижение будущих целей и вознаграждений. Высокие баллы также коррелируют с развитой способностью предвидеть и взвешивать будущие последствия, добросовестностью, постоянством. Эти респонденты высокоорганизованны, амбициозны, ориентированы на достижение поставленных целей. Они зачастую ощущают субъективную нехватку времени, но готовы принести в жертву сегодняшние удовольствия ради успеха в будущем. При этом они отличаются прекрасными навыками организационного планирования и высокой личной эффективностью, обладают четкими целями на будущее, а их повседневная жизнь упорядочена и структурирована. Склонны испытывать средний и высокий уровни стресса, на субъективном уровне связанный с нехваткой времени.
К этой шкале относятся следующие утверждения: 6, 9, 10, 13, 18, 21, 24, 30, 40,43,45,51,56.


Прошлое Позитивное:
Высокие баллы по этой шкале отражают теплое, сентиментальное отношение к прошлому. Высокая самооценка и субъективное чувство радости этих субъектов, указывают на здоровое, радостное отношение к жизни. Несмотря на склонность к интроверсии и некоторую стеснительность, они способны к построению близких межличностных отношений. В поведении разумны и осторожны, неохотно идут на риск. К этой шкале относятся следующие утверждения: 2, 7, 11, 15, 20, 25, 29, 41, 49.


Настоящее Фаталистическое:
Высокие баллы по этой шкале демонстрируют фаталистичное, беспомощное и безнадежное отношение субъекта к будущему и к жизни в целом. Эти люди убеждены в том, что будущее предопределено и не зависит от действий самого человека. С точки зрения этих людей, человек - игрушка в руках судьбы. Они, как правило, не удовлетворены своей жизнью и не думают, что в дальнейшем это изменится. По данным исследований высокие показатели по этой шкале коррелируют с депрессией и высоким уровнем тревожности, низкой способностью предвидеть и взвешивать будущие последствия, а также с агрессией. Специальные исследования указывают на то, что высокие баллы по этой шкале коррелируют с рискованным поведением по ВИЧ. Люди, получившие такие высокие баллы, имеют большее число половых партнеров, практикуют небезопасный секс. К этой шкале относятся следующие утверждения: 3, 14, 35, 37, 38, 39, 47, 52, 53.


По мнению авторов методики с точки зрения психологического благополучия идеальным вариантом является сбалансированная картина субъективного времени. «Ориентация на будущее дает людям крылья, чтобы воспарить к новым достижениям, ориентация на прошлое (Позитивное) укрепляет корни и питает чувство идентичности, а ориентация на настоящее (Гедонистическое) наполняет нашу ежедневную жизнь молодостью и чувственными радостями. Человек нуждается в гармоничном сочетании этих трех ориентации для того, чтобы полностью реализовать свой потенциал».

Инструкция: Пожалуйста, внимательно прочитайте каждое из приведённых ниже 56 утверждений. Укажите, насколько верно каждое из них описывает Вас и обведите цифру в соответствующей графе справа. Необходимо дать ответ на каждое утверждение.

Методика изучения временной перспективы Ф. Зимбардо

 

 

Совсем
неверно

Скорее неверно

Нейт-рально

Скорее верно

Очень
верно

1. Я считаю, что вечеринки с друзьями - одно из главных удовольствий в жизни.

1

2

3

4

5

 

2. Знакомые с детства места, звуки и запахи часто вызывают целый поток прекрасных воспоминаний.

1

2

3

4

5

3. Судьба определяет многое в моей жизни.

1

2

3

4

5

4. Я часто думаю о том, что я должен был бы сделать в жизни иначе.

1

2

3

4

5

5. На мои решения больше всего влияют окружающие люди и события, происходящие вокруг.

1

2

3

4

5

6. Я считаю, что каждый свой день следует планировать с утра.

1

2

3

4

5

7. Мне доставляет удовольствие думать о своем прошлом.

1

2

3

4

5

8. Я поступаю импульсивно.

1

2

3

4

5

9. Если что-то не сделано во время, меня это не беспокоит.

1

2

3

4

5

10. Когда я хочу чего-нибудь добиться, я ставлю перед собой четкие задачи и ищу конкретные способы их достижения.

1

2

3

4

5

11. Если честно, то о своем прошлом я могу вспомнить больше

1

2

3

4

5

 

12. Когда я слушаю свою любимую музыку, я теряю счет времени.

1

2

3

4

5

13.Чтобы выполнить необходимую работу к намеченному сроку, можно пожертвовать сегодняшними развлечениями.

1

2

3

4

5

14.Что будет то будет, а значит мои действия не имеют большого значения.

1

2

3

4

5

15. Мне нравятся истории о том, как обстояли дела «в добрые старые времена».

1

2

3

4

5

16. Болезненные события прошлого продолжают проигрываться в моей голове.

1

2

3

4

5

 

17. Я стараюсь жить как можно более полной жизнью, не задумываясь о завтрашнем дне.

1

2

3

4

5

 

18. Меня расстраивает, когда я куда-либо опаздываю.

1

2

3

4

5

19. В идеальном мире я бы проживал каждый день, так как будто бы он последний.

1

2

3

4

5

20. Счастливые воспоминания о хороших временах легко приходят на ум.

1

2

3

4

5

21. Я выполняю свои обязательства перед друзьями и коллегами вовремя.

1

2

3

4

5

22. В прошлом меня часто обижали и отвергали.

1

2

3

4

5

23. Я принимаю решения,   не задумываясь.

1

2

3

4

5

24. Я принимаю каждый день как он есть, а не стараюсь распланировать его заранее.

1

2

3

4

5

25. Прошлое несет так много неприятных воспоминаний, что я стараюсь не думать о нем.

1

2

3

4

5

26. Важно, чтобы моя жизнь была захватывающей.

1

2

3

4

5

27. В прошлом я совершил ошибки, которые хотел бы исправить.

1

2

3

4

5

 

28. Мне кажется, что получать удовольствие от того, что ты делаешь важнее, чем выполнить работу в срок.

1

2

3

4

5

29. Я вспоминаю свое детство с ностальгией.

1

2

3

4

5

30. Прежде чем принять решение я взвешиваю все за и против.

1

2

3

4

5

 

31. Риск не дает моей жизни стать скучной.

1

2

3

4

5

32. Для меня важнее просто наслаждаться жизнью, чем думать о том, что получится в итоге.

1

2

3

4

5

33. Редко бывает, чтобы все получилось, так как я ожидал.

1

2

3

4

5

34. Мне сложно избавиться от неприятных воспоминаний о моем детстве и юности.

1

2

3

4

5

35.Если мне надо думать о целях, задачах и результатах, сам процесс работы перестает доставлять мне удовольствие.

1

2

3

4

5

36. Даже когда я наслаждаюсь настоящим, меня тянет сравнивать его с прошлым.

1

2

3

4

5

37. Невозможно планировать будущее, потому что все меняется очень быстро.

1

2

3

4

5

38. Моей жизнью управляют силы, на которые я не могу влиять.

1

2

3

4

5

39. Нет смысла беспокоиться о будущем, так как я все равно никак не могу на него повлиять.

1

2

3

4

5

40. Я выполняю задания в срок, двигаясь к цели шаг за шагом.

1

2

3

4

5

41. Я отключаюсь, когда мои родственники начинают вести разговоры о прошлом.

1

2

3

4

5

42. Я иду на риск, чтобы добавить остроты в свою жизнь.

1

2

3

4

5

43. Я составляю списки того, что мне надо сделать.

1

2

3

4

5

44. Я часто больше прислушиваюсь к своему сердцу, чем к голове.

1

2

3

4

5

 

45. Я могу противостоять искушениям, когда я знаю, что есть работа, которую надо выполнить.

1

2

3

4

5

46. Меня часто захватывает мгновение.

1

2

3

4

5

47. В     наше   время   жизнь   слишком сложна. Я бы предпочел жить в прошлом, когда жизнь была проще.

1

2

 

4

5

48. Я предпочитаю, чтобы моими друзьями были люди, которые ведут себя скорее спонтанно, чем предсказуемо.

1

2

3

4

5

49. Мне нравятся семейные традиции и ритуалы, которые повторяются из раза в раз.

1

2

3

4

5

50. Я думаю о том плохом, что произошло со мной в прошлом.

1

2

3

4

5

51. Я продолжаю выполнять даже сложные и неинтересные задания, если есть основания полагать, что они помогут мне преуспеть в будущем.

1

2

3

4

5

52. То, что я зарабатываю, лучше потратить на удовольствия сегодня, чем откладывать деньги на будущее.

1

2

3

4

5

53. Часто везение значит больше, чем прилежная работа.

1

2

3

4

5

54. Я думаю о том хорошем, чего я был лишен в жизни.

1

2

3

4

5

55. Мне нравится, чтобы в моих личных отношениях была страсть.

1

2

3

4

5

56. Всегда будет время наверстать упущенное в работе.

1

2

3

4

5

Прошлое Негативное: 04, 05, 16, 22, 27, 33, 34, 36, 50, 54
Настоящее Гедонистическое: 01,08,12,17, 19, 23, 26, 28, 31, 32, 42, 44, 46, 48, 55
Будущее: 06, 09, 10, 13, 18, 21, 24, 30, 40, 43, 45, 51, 56
Прошлое Позитивное: 02, 07, 11, 15, 20, 25, 29, 41, 49
Настоящее Фаталистическое: 03, 14, 35, 37, 38, 39, 47, 52, 53.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.