На главную Коррекционная работа психолога в школе Программы Программа развития временной перспективы и способности к целеполаганию для учащихся 15-17 лет.
Программа развития временной перспективы и способности к целеполаганию для учащихся 15-17 лет.
Коррекционная работа психолога в школе - Программы

Цель предлагаемой ниже развивающей программы для работы со старшеклассниками — помочь юношам и девушкам определить свои жизненные планы, прояснить временную перспективу будущего и в итоге на этом пути продвинуться в плане своего личностного развития, самоопределения, в обретении собственной идентичности.     Почему такая работа кажется нам важной и своевременной в этом возрасте?
Общепринятое положение о том, что обращенность в будущее является главной чертой старшеклассника, что жизненные планы, перспективы составляют "аффективный центр"  жизни юноши, не означает, что это возрастное новообразование вызревает само собой, повинуясь неким возрастным законам развития. Напротив, подростки и юноши испытывают огромные субъективные трудности при определении своих жизненных целей и перспектив.

Так, Э. Эриксон, подробно анализируя общие закономерности и  различные варианты развития в этом возрасте, приходит к выводу о том, что типичной для ранней юности психопатологией является именно расстройство временной перспективы (тесно связанной с кризисом идентичности).  И.С. Кон пишет, что если число ребят, озабоченных своим настоящим "Я", в подростковом и юношеском возрасте практически одинаково, то в 15-16 лет резко увеличивается озабоченность своим будущим "Я" . Он также отмечает, что не всем дается легко формирование новой временной перспективы, нередко обостренное чувство необратимости времени сочетается в юношеском сознании с нежеланием замечать его течение, с представлением о том, будто время остановилось. По мнению Э. Эриксона, чувство остановки времени психологически означает как бы возврат к детскому состоянию, когда время еще не существовало в переживании и не воспринималось осознанно. Есть юноши, которые вовсе не хотят задумываться о будущем, откладывая все трудные вопросы и ответственные решения на "потом". По мнению И.С. Кона, установка (как правило, неосознанная) на продление "эпохи моратория" с ее весельем и беззаботностью не только социально вредна, но и опасна для самой личности. Огромные проблемы возникают у старшеклассников и при попытке совместить ближнюю и дальнюю перспективы.
Ко всем этим психологическим трудностям, которые испытывают юноши и девушки во всем мире, в нашей стране добавляются и те, которые обусловлены непростой сегодня социальной ситуацией, на фоне которой происходит развитие наших детей.
Высокая степень нестабильности и неопределенности жизни, неясность перспектив социального развития общества, материальные трудности ведут к тому, что многие люди, и молодые, в частности, с большой тревогой и опасениями смотрят в завтрашний день, не хотят или не могут самостоятельно решить, чего же они хотят от жизни. В этих условиях задача психологической помощи в развитии способности видеть перспективу своей будущей жизни, способности самому определять цели своей жизни, в освоении практически полезных навыков планирования, соотнесения ближней и дальней перспективы и т.п. становится еще более важной.

 

Временная перспектива будущего, являющаяся ментальной проекцией мотивационной сферы человека и феноменально представляющая собой в разной мере осознанные надежды, планы, проекты, стремления, опасения, притязания, связанные
с более или менее отдаленным будущим, формируется на протяжении всего детства и, главным образом, стихийно: через интериоризацию ценностных установок родителей, их ожиданий в отношении данного ребенка, через усвоение общекультурных,
социальных норм, наконец, через развитие мотивации. Сформировавшись таким образом, временная перспектива будущего приобретает собственную побудительную силу, оказывая мощное обратное влияние на развитие личности человека. Обычно лишь
в подростковом или даже юношеском возрасте человек начинает сам строить свою перспективу будущего, формулирует для себя собственные планы, намерения, задумывается над тем, кем и каким ему хотелось бы быть в будущем. Но и эта чрезвычайно
важная работа делается, как правило, урывками, не систематически, от случая к случаю, часто становясь в результате не только бесполезной, но и вредной, приобретая форму тех самых пустых фантазий, с которыми так любят бороться сторонники гештальт-терапии и близких к ней направлений, возвращающих человека к его переживаниям "здесь и теперь".
Это понятно, так как работа, о которой идет речь, очень трудна. Приведу в этой связи лишь несколько цитат - высказываний героя повести Германа Гессе "Демиан. История юности, написанная Эмилем Синклером": "Жизнь каждого человека есть путь к самому себе, попытка пути, намек на тропу. Ни один человек никогда не был самим собой целиком и полностью; каждый тем не менее стремится к этому, один глухо, другой отчетливо, каждый как может..., каждый, будучи попыткой, будучи броском из бездны, устремляется к своей собственной цели". "О, сегодня я знаю, - пишет повзрослевший Синклер, - ничто на свете не претит человеку больше, чем идти путем, который ведет его к нему самому". И еще: "Многие испытывают то умирание и рождение заново, каковое представляет собой наша судьба, только в этот единственный раз за всю жизнь - при обветшании и медленном разрушении детства, когда все, что мы полюбили, нас покидает и мы вдруг чувствуем одиночество и смертельный холод мирового пространства. И многие навсегда повисают на этой скале и всю жизнь мучительно цепляются за невозвратимое прошлое, за мечту о потерянном рае, самую скверную, самую убийственную на свете мечту" (с. 58). Эти цитаты приведены не только для того, чтобы подтвердить сказанное выше, но и для того, чтобы фрагментами этого художественного текста акцентировать ту ответственность, которую берет на себя психолог, приступающий к работе, связанной с временной перспективой и целеполаганием в юношеском возрасте, поскольку здесь он будет иметь дело действительно с аффективным центром внутренней жизни молодого человека, с областью, столь же важной, сколь и ранимой.
В основе предлагаемой ниже программы лежат психотехники, заимствованные нами из различных источников. Бросается в глаза то неслучайное обстоятельство, что большинство этих источников имеют американское происхождение. Это понятно, если учесть центральную для американцев ценность - достижение успеха, огромную важность
субъективного ощущения собственной власти над жизнью, над своей судьбой. Конечно, мы живем в другом мире и не только "восточнее", под влиянием другой религии, но и после семидесяти лет тоталитарного режима, при котором способность самостоятельно ставить перед собой собственные цели была из самых ненужных. Но сегодня такая способность нужна наконец и нам, и многие наши соотечественники тоже хотели бы чувствовать себя хозяевами собственной судьбы. Поэтому многое из этой американской традиции может быть использовано нами. Мы выбрали для излагаемой ниже программы такие психотехнические приемы, которые не имеют прямого отношения к содержанию целей, ценностей, но только к тому, как помочь человеку
осознать то, к чему он сам стремится, придать этим целям реальную побудительную силу.
Вначале необходимо сформировать соответствующую мотивацию для последующих занятий. Дело в том, что краткий агитационный рассказ о том, как важны целеполагание и временная перспектива, далеко не всегда будет достаточным. Наш опыт свидетельствует о том, что старшеклассники, в особенности юноши, для которых подобный тренинг, может быть, даже более важен, чем для девушек, первоначально относятся к необходимости тратить время на подобную работу весьма скептически.
Многое на этом этапе зависит, с одной стороны, от самого психолога, его персональных возможностей и способности убедить в чем-то юношескую аудиторию, а с другой - от того, в контексте какой более широкой деятельности будет проходить этот тренинг: одно дело, если он будет частью систематических занятий по психологии (типа школьных уроков или кружка), другое дело, если это будет фрагментом каких-то психотерапевтических (индивидуальных или групповых) занятий. Однако в любом случае вначале полезно просто рассказать старшеклассникам о том, какую важную роль в жизни человека, в развитии его личности играют такие, на первый взгляд кажущиеся эфемерными, образования, как цели, представления о будущем и т.п.
Сейчас появилось множество книг, статей в журналах и газетах, содержащих рецепты, которые помогут вам стать знаменитым, добиться успеха в жизни, быть счастливым, наконец. И везде в тройке самых важных - "определи свою жизненную цель":
-   Следуй строго к поставленной цели. Учись ее находить.
-   Не предавайся бесплодным мечтаниям.
- Разрабатывай конкретные планы на будущее и т.д. и т.п.
Самую, пожалуй, радикальную позицию в этом вопросе предлагает Максуэлл Мольц (4). Его книгу хорошо использовать на первом, "мотивирующем" этапе работы. Знаменитая "психокибернетика" Мольца основывается на следующем тезисе: "Человеческий мозг и вся нервная система действуют целенаправленно, в соответствии с принципом осуществления личностных целей.
Они функционируют как великолепный, "направленный на заданную цель механизм", как своего рода внутренняя автоматическая система наведения, которая работает на вас, как "механизм успеха" или "механизм неудач", в зависимости от того, как ВЫ,
оператор, управляете им и какие устанавливаете ему цели" (4). Стремление к позитивной цели для Мольца - ключ к счастливой жизни: "Как уже говорилось выше, человек — существо, которое всегда стремится к какой-нибудь цели; он живет нормально и естественно, когда сориентирован на определенную цель. Состояние счастья и есть признак нормальной, естественной жизнедеятельности. Когда человек действует целенаправленно, он обычно чувствует себя сравнительно счастливым".
Почему концепция М. Мольца представляется особенно привлекательной для работы со старшеклассниками? Дело в том, что существует устойчивый стереотип, который связывает слова "цель", "план" со скучной, неинтересной и часто бесплодной работой, направленной на их достижение, когда, собрав всю свою волю и отодвинув все, что тебе в жизни приятно и интересно, ты должен в поте лица реализовывать этот план или цель. Так вот Мольц настаивает на прямо противоположном, на том, что в действительности достигнуть цели можно, напротив, лишь расслабившись, забыв про волевые усилия, которые только вредят. Если цель ясна и сильна, она будет действовать сама. Он ссылается при этом на знаменитого американского психолога Уильяма Джемса, который еще в 1899 мы хотим, - говорилось в статье Джемса "Заповеди расслабления писал, что современный человек слишком напряжен, озабочен и тревожен и что существуют лучшие и легкие пути. "Если мы хотим ,- говорилось в статье Джеймс "Заповеди расслабления ", - чтобы результаты наших волевых усилий и способностей к формированию и восприятию идей были более плодотворны, разнообразны и эффективны, мы должны научиться освобождать их от тормозящего влияния наших долгих размышлений и эгоистической озабоченности результатами. Подобно другим навыкам, такая привычка может быть сформирована. Предусмотрительность, чувство долга, забота о собственных интересах - все эти качества и чувства, конечно же, играют определенную роль в жизни. Однако, по возможности, приберегите их для тех случаев, когда вами принимаются общие решения и планы, и не подпускайте их к деталям. Когда решение принято и необходимо приступить к исполнению, отбросьте всякую ответственность за исход дела. Другими словами, растормозите свои интеллектуальный и практический механизмы, позвольте им действовать свободно и непринужденно, и они послужат вам вдвойне".
Можно также воспользоваться простой физической метафорой, предлагаемой А. Роббинсоном. Попросите юношей и девушек встать, поставить ноги на ширине плеч, руки вытянуть вперед параллельно полу. Затем повернуться всем корпусом назад и зафиксировать взглядом на стене то место, до которого удалось повернуться. Вернуться в исходное положение. Закрыть глаза. Представить себе, что в следующий раз вы сможете повернуть свой корпус значительно дальше. А затем, открыв глаза, попробовать вновь повернуться. Сравнивая то место в пространстве, в котором вы теперь оказались, с мысленной отметкой на стене, зафиксировавшей ваш прежний поворот, можно наглядно убедиться в реальной силе воздействия поставленной перед
собой цели.
Итак, задача первого этапа работы - показать старшеклассникам (помощью вышеприведенных аргументов или каких-либо других) Чрезвычайную значимость определения собственных жизненных целей, убедить их в том, что предстоящий тренинг даст им в руки такие психологические "инструменты", которые позволят им стать в жизни не неудачниками, а победителями, научат пользоваться всеми своими лучшими, сильными сторонами для того, чтобы достигать этих целей.
Прежде чем перейти к описанию следующего этапа работы, сделаем одно важное замечание. Существенным элементом всех излагаемых ниже психотехник является фиксация на бумаге того, что так или иначе проигрывается в ментальном плане, - обычно это какие-то записи, иногда рисунки, которые должны делать старшеклассники. Десятилетия назад существовала целая культура ведения дневников. По существу, психология юношеского возраста в первой четверти века начиналась именно с изучения этих дневниковых записей, но, анализируя их содержание, психологи не всегда обращали внимание на важное психотехническое значение этого занятия. А ведь именно фиксация на бумаге мыслей, фантазий, планов на будущее придавала этой игре воображения огромную развивающую силу. Сейчас эта культура практически ушла, но, возможно, именно специальный психологический тренинг сможет в какой-то степени восполнить образовавшийся пробел.
Все то, что будет сейчас описано, можно делать самому, в одиночестве, и тогда психолог будет выступать в качестве инструктора, консультанта, советчика, который в зависимости от общего контекста деятельности может либо последовательно вводить эти
психотехнические упражнения, либо дать их сразу, а затем, по мере необходимости, обсуждать с молодыми людьми отдельные этапы, возникающие вопросы, трудности. Но возможна, как показывает наш опыт (6), и коллективная форма работы.

Так как же ответить на самый главный и самый, как ни странно, трудной вопрос - чего ты хочешь? Как научиться формулировать свои цели? Как фиксировать это в своем сознании? Кратко можно ответить так: надо мечтать, но делать это очень сосредоточенно. Чтобы ответить подробнее, полезно обратиться к нижеследующим психологическим упражнениям и техникам. Итак:

1. Возьмите карандаш и бумагу. Устройтесь поудобнее, там, где вы чувствуете себя максимально комфортно. А теперь постарайтесь, не ставя себе никаких (!) ограничений, нарисовать свою будущую жизнь - так, как вы хотели бы, чтобы она
сложилась, с теми дорогами, по которым вы хотели бы пройти, с теми вершинами, на которые вы хотели бы взойти.
Начните со списка того, о чем вы мечтаете, кем хотите стать, каким хотите стать, где жить, чем заниматься, что иметь. Сосредоточьтесь и в течение 10—15 минут заставьте свой карандаш беспрерывно работать. Где только можно, сокращайте слова и переходите к следующему желанию. Чувствуйте себя королем, дайте волю своему воображению, отбрасывайте ограничения.
Если какие-то сомнения, ограничения все же будут приходить вам в голову, представьте себе мысленно, что вы их выводите с поля, удаляете с ринга.
Записывая то, чего вы хотели бы в результате достичь, следуйте таким правилам:
1) формулируйте свои мечты в позитивных терминах, не пишите, чего бы вы не хотели, но только то, к чему вы стремитесь;
2) будьте предельно конкретны: постарайтесь ясно представить себе, как это выглядит, как пахнет, как звучит, каково на ощупь; чем сенсорно богаче ваше описание, тем более оно задействует ваш мозг для достижения цели;
3) постарайтесь составить ясное представление о результате: что именно будет, когда вы достигнете своей цели, что вы будете тогда чувствовать, что и кто будет вас окружать, как это будет выглядеть, как вообще узнать, что вы достигли того, к чему стремились;
4) важно формулировать такие цели, достижение которых в принципе зависит от вас; не надо рассчитывать на то, что кто-то что-то должен сделать и тогда все будет хорошо; то, к чему вы стремитесь, должно принадлежать вам, исходить от вас, быть вашим;
5)спроецировав в будущее последствия ваших сегодняшних целей, подумайте, не нанесут ли они ущерба другим людям; ваши результаты должны приносить пользу и вам и другим, они должны быть "экологически чисты".
Эти пять правил надо помнить и учитывать и при дальнейшей работе.

На данном этапе можно воспользоваться и другим весьма эффективным приемом — рисунком. Предложите старшеклассникам представить себе всю свою будущую жизнь как художественный фильм, в котором каждый из них играет главную роль, являясь одновременно и сценаристом, и режиссером, и директором картины. При этом каждый волен выбирать, о чем будет этот фильм, какие будут действовать в нем персонажи, где будут происходить события. Начать работу над этим фильмом следует с того, что нарисовать на бумаге портрет героя будущего фильма, или иными словами, автопортрет. Но это должен быть не портрет себя сегодняшнего, а портрет себя такого, каким хотелось бы стать. Такой эскиз к фильму можно сделать и в технике коллажа, используя белую и цветную бумагу, старые газеты и журналы и т.п. Достоинством рисунка является не только то, что он непосредственно задействует сенсорику, но и то, что для большинства старшеклассников рисование - далеко не привычное рутинное занятие (некоторые признаются, что не рисовали с детства), а эмоционально заразительное, как бы даже сбивающее привычные стереотипы, действие, позволяющее максимально растормозиться, снять барьеры, дать волю воображению.
2. На следующем этапе следует просмотреть составленный ранее список, присмотреться к нарисованному портрету и определить, б какой временной сетке вы работаете. Хотите ли вы все то, о чем написали, иметь уже завтра или, напротив, ваши цели
относятся к весьма отдаленному будущему. Соответственно в первом случае надо подумать о дальней перспективе, а во втором - о ближайших целях, планах, шагах. Важно иметь ясное представление и о первом шаге и о последнем.
3.Теперь из всего того, о чем вы написали, выберите четыре самых важных на этот год цели. Выберите то, что в случае реализации, достижения цели доставит вам самое большое удовольствие, то что вас больше всего волнует. Выпишите эти 4 цели.
А затем напишите, почему вы точно уверены, что это для вас так важно. Дело в том, что вы можете добиться всего, чего угодно, если у вас есть для этого серьезные внутренние основания, уверенность в необходимости достижения определенной цели,
результата. Эти основания отличают просто интерес от субъективной необходимости, обязательности этого достичь. Если вы точно знаете, почему нечто так важно для вас, ты вы найдете, как к этому прийти. В этом смысле "почему" намного важнее, чем
"как".
4. Теперь, когда составлен список из четырех главных, ключевых целей, необходимо вновь просмотреть их через призму сформулированных выше правил, иными словами уточнить:
- сформулирована ли каждая цель в позитивных терминах;
- конкретна ли эта формулировка;
- есть ли ясное представление о результате;
-подконтрольно ли достижение этой цели вам лично и, наконец;
-насколько ваша цель этически, "экологически" чиста.
Если появится необходимость что-то исправить, надо эти исправления внести.
5. Теперь составьте список тех необходимых для достижения целей ресурсов, которыми вы уже обладаете.
Опишите, что у вас уже есть - это могут быть какие-то черты характера, друзья, которые вас поддержат и вам помогут, финансовые ресурсы, уровень вашего образования, ваша энергия, наконец, время, которым вы располагаете и т.п. Ведь перед каждой конструктивной работой - собираетесь ли вы строить дом или лепить пельмени, надо точно знать, какие есть в наличии материалы и инструменты. Точно так же для того, чтобы сконструировать такое видение будущего, которое наполнило бы вас силой и энергией, необходимо иметь ясное представление о том, что вы имеете.
6. Когда вы это сделали, попробуйте припомнить те случаи из своей жизни, когда вы чувствовали, что достигли успеха. Это не обязательно должно быть какое-то очень важное событие. Это может быть все, что угодно, от удачного ответа на уроке, до вечера, проведенного с друзьями. Какие из вышеперечисленных ресурсов вы тогда использовали максимально эффективно? Припомните 3-5 таких случая. Запишите их, зафиксируйте на бумаге, что вы тогда делали, какие свои качества, возможности, ресурсы вы использовали. Что вообще это была за ситуация, в которой вы чувствовали, что добились успеха?
7. После этого опишите, каким человеком вы должны были бы быть, чтобы достигнуть своих целей.
Может быть, следовало бы быть более собранным, дисциплинированным, а быть может, напротив, более раскованным, спонтанным. Может быть, вы хотели бы научиться лучше распоряжаться своим временем или повысить свою самооценку. Подумайте и заполните такими записями о своей личности, как минимум, одну страницу.
8. А теперь в нескольких тезисах сформулируйте, что препятствует иметь все то, о чем вы мечтаете, к чему стремитесь, прямо сейчас.
Что конкретно вам мешает? Что вас ограничивает? Возможно, вы не умеете планировать ваше время. Или план есть, но вы никак не можете приступить к его реализации.         Может быть, вы делаете слишком много дел одновременно, а может быть, напротив, чрезмерно сосредоточены на чем-то одном и упускаете остальное. Может быть, вы просто боитесь, что у вас ничего не получится? Вспомните, бывало ли так раньше в вашей жизни, что вы изначально представляли себе самый плохой исход какого-то дела и именно поэтому за него вообще не брались.
Наверное, у каждого человека есть способы ставить себе ограничения, свои личные, "излюбленные стратегии, ведущие к поражению", но если мы это осознаем, то можем избавиться от этих ограничений.
9. На этом этапе надо для каждой из четырех выбранных целей составить черновик пошагового плана для ее достижения. Начните с конечного результата, а потом шаг за шагом спланируйте весь путь вплоть до того, что вы можете сделать по этому плану прямо сегодня. В конце концов, как говорит Д. Карнеги, все, что в принципе ты можешь сделать в жизни, ты можешь сделать только сегодня. Можно с этого и начать:
подумав о цели, решить, что самое первое я должен сделать, чтобы ее достичь. В любом варианте вы должны составить пошаговый план достижения этой цели, который бы включал и сегодняшний день.
Если у вас нет уверенности в том, каким должен быть этот план, спросите себя вновь, что мешает уже сегодня иметь все то, к чему вы стремитесь (см. предыдущее упражнение). Возможно, ответом на этот вопрос будет что-то, над чем уже сейчас можно работать, чтобы изменить ситуацию. Решив такую промежуточную задачу, вы сможете приблизиться к достижению вашей главной цели.
Итак, первый, очень важный шаг сделан. Вы точно знаете, чего хотите; вы описали этот процесс как в его конечном результате, так и на начальных стадиях; вы определили, какие стороны вашей личности помогают, а какие мешают достичь цели. Задача следующего шага - разработка собственно стратегии достижения успеха. Э. Роббинс предлагает на этом этапе воспользоваться некоторыми идеями нейролингвистического программирования Дж. Гриндера и Р. Бандлера, а именно: попытаться смоделировать кого-то, кто уже достиг того, к чему вы стремитесь.
10. Воспользуйтесь такими моделями.
Этими людьми могут быть те, кого вы хорошо знаете, а могут быть и просто известные люди, добившиеся необыкновенных успехов.
Запишите имена  3—5 человек, которые уже добились того, к чему вы стремитесь. В нескольких словах опишите их личностные качества и поведение, которые привели их к успеху.
После этого закройте глаза и представьте, что каждый из этих троих (пятерых) собирается дать вам совет, как лучше всего достичь цели. Запишите основную идею того, что они скажут.
Может быть, это о том, как избежать ложного пути, может быть, о том, как освободиться от своих собственных ограничений.  Пишите то первое, что придет вам в голову. Даже если вы не  знаете этих людей, они могут стать прекрасными советчиками.
А теперь проделайте следующее полезное упражнение. Вспомните случай из своей жизни, когда вы переживали какой-то абсолютный успех. Закройте глаза и представьте себе  это предельно ярко. Обратите внимание на то, где у вас помещается эта картинка: слева, справа, вверху, внизу, посередине. Обратите также внимание на размер, точность и качество этой "картинки", на те движения, звуки, переживания, которые ее создают. Теперь подумайте о тех целях, которые вы записали.   Создайте внутреннюю картину - что будет, если вы достигнете этого результата. Мысленно поместите эту картинку туда же, где была предыдущая, и сделайте ее того же размера, яркости, раскрашенности. Постарайтесь сделать это как можно лучше. Заметьте, как вы себя при этом чувствуете. Скорее всего, вы уже сейчас ощутите себя по-другому - более уверенным в успехе, чем это было, когда вы впервые сформулировали вашу цель. Это упражнение надо повторять как можно чаще, чтобы ваш мозг мог создавать картину будущего успеха даже с большей легкостью, чем уже пережитого. Ясная внутренняя картина и переживание "потребного будущего" чрезвычайно важны.
11. Нарисуйте мысленно свой идеальный день.
Хорошо иметь много разных целей, но в определенном смысле лучше иметь целостное представление о том, что они, все вместе, будут для вас означать. Нарисуйте для этого ваш идеальный день. Это может быть мысленный рисунок, но может быть и реальный. Кто с вами? Чем вы заняты? Когда, как вы проснулись, что происходит дальше вплоть до самого вечера, когда вы вновь ляжете спать? Что вы будете чувствовать, ложась в постель? Возьмите карандаш и бумагу и опишите все это.
12.  А теперь опишите ваше идеальное окружение.
Акцентируйте значение места, не ставя себе никаких ограничений: где вы - в лесу, на берегу озера, в шикарном офисе или в своей квартире? Что под рукой - компьютер, рояль, чашка кофе? Какие люди вас окружают? Помните при этом, что мозгу необходим четкий, ясный, сфокусированный сигнал, чтобы заработал описанный Мольцем механизм автоматического наведения на цель. Вот почему все вышеприведенные упражнения очень полезны.
Необходимо также отдавать себе отчет в том, что если вы не задаете собственные программы достижения результатов, к которым стремитесь, то кто-то другой сделает это за вас, включит вас в свой план.
Как показывает опыт, сначала выполнять все эти упражнения не очень просто, но потом это становится не только легче, но и занимательнее. И конечно, удобнее просто жить, чем создавать, сознательно конструировать свою жизнь, однако надо помнить
также, что в жизни всякий успех - результат тяжелого труда.  И тут каждый волен выбирать. Полезно регулярно просматривать - опять же с карандашом и бумагой - свои жизненные цели и менять их, если что-то в жизни, в вас самих изменилось. Иногда полезно бывает остановиться и подумать: а к тому ли я - сегодняшний - в действительности стремлюсь? Хорошо бы, конечно, для этого иметь специальную тетрадь и заглядывать туда хотя бы раз в полгода. Говорят, что японцы, которые умеют добиваться своего, 95% времени тратят именно на планирование и лишь 5% - собственно на реализацию.
Это оказывается выгодным.

Рекомендуемая литература

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
2. Гессе Г. Демиан. История юности, написанная Эмилем Синклером . Иностранная литература. 1993. № 5.
3. Кон И.С. Психология юношеского возраста, М., 1979.
4. Мольц М. Я - это Я, или Как стать счастливым. М., 1994.
5. РейнуотерД. Это в ваших силах. М., 1992.
6. Толстых Н.Н. Психологическая технология развития временной перспективы и личностной организации времени . Активные методы в работе школьного психолога. Киров, 1991. (по ДУБРОВИНОЙ И.В.)

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.