Метод, ориентированный на реконструкцию будущего
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Теоретическое обоснование. Современный американский психотерапевт Фредерик Мелджес выдвинул противоположный психоанализу тезис: "Будущее влияет на настоящее". Практической реализацией тезиса стала разработанная ученым "Психотерапия, ориентированная на реконструкцию будущего" (ПОРБ). Привлекательность данной терапии кроется в возможности оптимального координирования прошлого, настоящего, будущего аспектов биографии личности, а также в возможности коррекции двух существенных функций самосознания испытуемого: самоидентификации и проектирования Я.

Проектирование осуществляется посредством использования элементов ролевой игры, психодрамы, трансакционного анализа, будущей автобиографии.
Процедура проведения ПОРБ разделяется на пять стадий: отбор испытуемых, интерпретация порочных кругов, пересмотр прошлых решений, самофутурирование, временная организация.
Ф. Мелджес классифицирует свою концепцию психологического времени как когнитивно-поведенческую модель и считает ее предтечей теории Дж. Келли, а также Д. Миллера, Е. Галантера и К. Прибрама. Дж. Келли создал теорию личности, в которой получила развитие проблема регуляции поведения личности посредством антиципации: "Протекание психологических процессов личности определяется тем, как
она предвосхищает события". Д. Миллер, Е. Галантер и К. Прибрам установили, как при помощи обратной связи мышление и поведение человека становятся организованными, структурированными.
Процедура ПОРБ предназначена для выработки у испытуемого подлинной идентичности, что позволяет ему овладеть набором конструктов о собственном Я, служащих надежными проводниками в будущее, а также стать менее уязвимым перед напором травматических отголосков прошлого. Кроме того, ориентированная на реконструкцию будущего психотерапия призвана прерывать и предупреждать эмоциональные порочные круги, которые возникают всякий раз, когда проистекающие из прошлого катастрофические ожидания искажают имеющиеся на данный момент межличностные ожидания. По мере того как личность становится чрезмерно озабоченной ожиданиями других людей, она теряет саморегуляцию и ее личностное будущее в большей мере зависит от кого-то другого, нежели от себя.
ПОРБ базируется преимущественно на принципах футурирования и временной организации. Самофутурирование — это процесс визуализации будущих возможностей, перенесения предвосхищаемых картин будущего в психологическое настоящее испытуемого, что позволяет ему делать выборы относительно становления собственного Я. Эти выборы перерастают во внутренние цели или ценности посредством придания им яркости при помощи визуального воображения. Видение сразу всех будущих возможностей в форме образов (симультанная визуализация) облегчает испытуемому выбор целей. Временная организация означает упорядочение и переупорядочение планов реализации общих жизненных целей в рамках будущей временной перспективы и в соответствии с представляемыми образами Я-будущего.
Отбор испытуемых. Показаниями к применению ПОРБ служат недостаточно прочное чувство собственной идентичности личности, заниженное самоуважение, повторяющиеся эмоциональные спирали невротического типа, наличие социопатических черт (при хорошей мотивированности испытуемых). Поводом к данного рода терапии может быть также укороченная или бессвязная будущая временная перспектива, чрезмерная ориентация на ожидания других людей, насыщенность прошлого личности психологическими травмами
настолько, что работа с ее настоящим и будущим имеет больше смысла, чем погружение в прошлое.
Максимальную пользу от ПОРБ получают испытуемые, легко продуцирующие зрительные образы. Испытанием способности индивида к визуальному воображению может служить проверка яркости, с которой испытуемый представляет собственное отражение в зеркале. В другом испытании индивиду предлагается представить себя съедающим яблоко и дать отчет об ощущениях вкуса, качества, запаха. Если испытуемый довольно живо представляет эти нюансы чувствительности, следовательно, он хороший визуализатор. Кроме того, испытуемый оценивает себя по шкалам семантического дифференциала образа Я, эмоций, по модифицированной шкале локуса контроля, по шкале Я-будущего. Эти методики используются не только для отбора испытуемых, но и для оценки прогресса в ходе терапии. Из всего перечисленного репертуара психологического инструментария наиболее часто применяются шкалы образа Я, создателем которых является Э. Эриксон (см. табл. 34).

 

Тестовый материал.
Таблица 34

Метод, ориентированный на реконструкцию будущего

В шкалах первые восемь антонимов сформулированы на основе эпигенетических стадий жизненного пути личности, описанных Э. Эриксоном. Последние четыре шкалы являются общепринятыми в тестах семантического дифференциала. Положительный полюс шкалы (7 баллов) чередуется слева направо с отрицательным полюсом (1 балл) во избежание фиксации у испытуемого установки на ответ, что следует принимать во внимание при обработке результатов.
Кроме данного представления о себе, испытуемые могут оценивать себя по шкалам Эриксона и другие варианты образа Я, например: "Каким бы я хотел видеть себя через три месяца", "Какой я была пять лет назад, когда муж оставил меня".
Интерпретация эмоциональных порочных кругов. Значительная часть информации о характере порочных кругов испытуемого собирается в ходе применения тестов при отборе испытуемых для ПОРБ.
Если благодаря контролю над будущим достигается нейтрализация отклонений от поставленной цели, то отсутствие контроля обычно проявляется как усугубление отклонений от цели, трактуемое как порочный круг. Ключ к выявлению порочного круга состоит в том, чтобы показать испытуемому, как одно изменение влечет за собой другое изменение, вызывающее эффект "снежного кома", или нисходящей спирали. Испытуемому разъясняется, что первейшая задача состоит в том, чтобы изучить, когда с наибольшей долей вероятности могут появляться нисходящие спирали и какие факторы порождают их.


Принятие перерешений.Содержание данной задачи — нахождение путей предотвращения нисходящих спиралей и введение восходящих.
У каждого взрослого человека сохраняются пережитки его прошлого, не меняющиеся с течением времени. На языке трансакционного анализа Э. Берна эти пережитки прошлого трактуются как состояние Я-Ребенок. "Ребенок внутри нас" очень впечатлителен, чувствителен и уязвим по отношению к воздействиям прошлых сценарных предначертаний, берущих начало от родительских ожиданий. Кроме того, Я-Ребенок — источник радости, энергии, и так как мы росли довольно долго, прежде чем повзрослели, достаточно способный к выживанию.
Уметь жить — значит стараться соответствовать родительским указаниям, следовать им. Точнее говоря, для того чтобы
выжить, "ребенок внутри нас" принимает решение следовать родительскому сценарию.
То, что однажды было решено, должно заново перерешиться. На этом основана " терапия перерешения", которая пытается освободить "ребенка внутри себя" от родительских предписаний, уже переставших соответствовать нашему настоящему и будущему.
При формулировке эмоционального порочного круга природа катастрофических ожиданий испытуемого уже известна. Эти катастрофические ожидания обычно уходят своими корнями в прошлые сценарные предписания.
Отношения между ожиданиями и предписаниями представляются следующим образом. Принятие сценарного предписания "не будь таким, каков ты есть" влечет за собой катастрофическое ожидание, состоящее в том, что Я окажется беспомощным, если его бросят другие, поскольку индивид считает, что не может полагаться на свои силы. Принятие сценария "сгинь" порождает следующее катастрофическое ожидание: я нелюбим и заслуживаю всеобщего презрения. Принятие сценарного предписания "будь совершенством" также приводит к катастрофическому ожиданию: если я в чем-то проявлю некомпетентность, другие будут меня всячески унижать. Принятие предписания "не доверяй" приводит к боязни, что, если попасться в ловушку, люди будут господствовать и установят надо мной свой контроль. Кроме перечисленных сценариев предписаний, существуют другие общие варианты: "не чувствуй", "не связывайся", "не высовывайся", "не взрослей", "не будь близок" и т. д. Задача состоит в том, чтобы заставить испытуемого переменить свое раннее решение подчиняться этим сценарным предписаниям, оказать ему содействие в принятии перерешения.
Для того чтобы оживить состояние Я-Ребенок, испытуемому предлагается отдаться во власть какого-либо повторяющегося время от времени эмоционального состояния (например, депрессии) и перенестись в прошлое, вспомнив какой-то эпизод, когда он, будучи ребенком, чувствовал себя подавленным в присутствии родителей. Испытуемого всячески поощряют в том, чтобы он вел себя и чувствовал себя так, как в детстве, а также в том, чтобы он "оживил" данную сцену, будто она происходит здесь и сейчас.
Кроме того, Я-Ребенку всячески благоприятствуют восставать, вступать в конфронтацию по отношению к сценарным предписаниям и применительно к ним принимать решение заново. Например, если ребенок когда-то получил предначертание "пропади", то вместо его принятия и повиновения сценарию, т. е. мыслей о самоубийстве, теперь он принимает перерешение. Перерешение можно драматизировать при помощи техники ролевой игры. Например, образ матери испытуемого может дать ему предписание "пропади ты пропадом", но Я-Ребенок его опровергает: "Я не желаю подчиняться, я буду жить, я буду заботиться о себе, хочешь ты этого или нет".
Наиболее эффективными перерешениями являются те, которые способствуют тому, чтобы Я-Ребенок занимал твердую позицию по отношению к деструктивным предписаниям сценария, а также к "сбору расплат" за повиновение — отрицательных эмоций, вызванных недовольством собой, чувств превосходства или неполноценности в межличностных отношениях.
Одним из наиболее оперативных способов выявления деструктивных сценарных предписаний служит рассмотрение периодически возникающих у испытуемого плохих чувств к другим людям. Плохие чувства — это формы "расплаты" за следование сценарию, сигналы подчинения испытуемого родительскому диктату. Они являются извращенным способом "расплаты", поскольку помогают испытуемому сохранять прежнюю позицию по отношению к своим родителям. Хотя самочувствие у испытуемого плохое, он тем не менее чувствует себя находящимся под защитой своих родителей и его эмоции связаны с прошлым, а не с настоящим или будущим.
Для многих испытуемых словесные перерешения всего лишь начало. Для того чтобы окончательно избавиться от саморазрушающих привычек, следует придать им иную структуру и дать подкрепление в форме построения прожектов на будущее при помощи визуального воображения. В ПОРБ индивиду помогают структурировать образ Я-будущего в полном соответствии с его перерешениями. Выбранный образ Я-будущего призван служить не только преградой катастрофическим ожиданиям, проистекающим из прошлого, но и внутренним ориентиром для изыскания новых возможностей роста личности. Более того, визуальное воображение помогает вырабатывать перерешения, принимаемые в состоянии Я-Ребенок.
Для того чтобы навести мосты между перерешениями и образами желаемого будущего, необходимо содействовать
испытуемому в отмежевании себя от главных фигур, с которыми он ранее идентифицировался.
Самофутурирование.На стадии самофутурирования испытуемому предоставляется помощь в перенесении предвосхищаемых им сцен своего личностного будущего в психологическое настоящее, вследствие чего он имеет возможность делать выборы вариантов своего потенциального самостановления. Этот выбор перерастает во внутренние цели или ценности посредством оживления их, придания им яркости при помощи визуального воображения. Цель самофутурирования заключается в помощи испытуемому создавать такое опекающее и реалистическое Я-идеальное, чтобы он был в состоянии сохранять и поддерживать свою идентичность, не считаясь с ожиданиями других в прошлом, настоящем или будущем. Благодаря созданию уникального синтеза личностных выборов испытуемому помогают установить стержневую идентичность, препятствующую нисходящим спиралям и благоприятствующую восходящим спиралям.
Примечательно, что люди, у которых имеются эмоциональные проблемы, испытывают трудности при попытках представить себя в будущем. Картина, которую они получают, часто оказывается смутной или неприглядной. Негативные проекции в будущее являются не чем иным, как экстраполяцией самоуничижительных сценариев жизни. Даже если вынудить испытуемых вызвать в воображении исключительно позитивные образы себя в будущем, многие быстро возвращаются к негативным или продуцируют лишь неясное и расплывчатое представление о глобальном эмоциональном состоянии счастья. Отсюда следует, что если человек не способен представить свой будущий позитивный образ, то его личностное будущее станет, скорее всего, копией его негативного прошлого.
Приемы самофутурирования призваны нейтрализовать подобные затруднения, помогая испытуемому создавать конкретные образы Я-будущего в соответствии с фундаментальными параметрами Я-концепции. Эти фундаментальные параметры представлены в шкалах семантического дифференциала Э. Эриксона (ЭСД), по которым испытуемые оценивают свое Я. Биполярные шкалы данного теста сформулированы на основе эпигенетических стадий жизненного пути личности и в дальнейшем совершенствовались для исследовательских и клинических целей. На начальной стадии ПОРБ испытуемый оценивал себя по двуполюсным шкалам ЭСД "Мой собственный взгляд на себя теперь".
Чтобы начать процесс самофутурирования, испытуемому снова показывают результаты оценки им себя по шкалам ЭСД и записи принятых им перерешений на стадии отбора. Это делается для того, чтобы еще раз напомнить испытуемому о существенных параметрах его Я, служащих основным материалом при кратком обсуждении того, как перерешения могут изменить впоследствии описание им себя. Затем испытуемому разъясняется, что вскоре он приступит к проектированию будущего времени, после чего при описании особенностей осуществления реалистического отбора, касающегося видения себя в будущем, в качестве исходных подсказок он будет применять как шкалы ЭСД, так и шкалы, полученные из собственных перерешений.

Метод, ориентированный на реконструкцию будущего

Руководитель должен сориентировать испытуемого на выбор реалистического Я-идеального и на отказ от неосуществимых образцов совершенства. При этом испытуемого можно ознакомить с формулой Джемса:

Данная формула представляет собой когнитивные рамки для осуществления выборов достижимого Я-идеального: испытуемому предстоит самому решить, какие цели стоящие, реальные, и заранее отказаться от завышенных претензий.
Затем испытуемому предлагается выбрать для проектирования какой-либо день через три месяца. Три месяца — срок для большинства испытуемых достаточно большой, чтобы возлагать надежду на появление к его окончанию некоторых перемен, но, вместе с тем, это не такое уж и отдаленное будущее, чтобы вызвать у них расхолаженность долгим ожиданием. Испытуемому лучше всего остановить свой выбор на празднике, приход которого ожидается через три месяца, особенно если в тот день предвидится общение со значимыми для него людьми. Для некоторых испытуемых, однако, праздники не являются подходящим событием, поскольку отягощены дополнительными хлопотами. Какой бы будущий день ни был выбран, важно, что испытуемому придется предвосхищать взаимодействие с другими людьми. Оперирование в уме образами других людей обогащает саморефлексию и понимание себя.
Наконец испытуемый приступает к проектированию будущего дня, который он выбрал. Этот процесс осуществляется посредством управляемого воображения. Сначала испытуемого просят закрыть глаза и предлагают упражнения на релаксацию (глубокий вдох и выдох, расслабление мышц и т. п.). Расслабившись, ему нужно постепенно, шаг за шагом продвигаться во времени. Руководитель получает от испытуемого ответы относительно того, переживаются ли им субъективные картины своего будущего так, как будто они уже происходят. Например: "Сейчас вы совершаете путешествие во времени в свое будущее. Сейчас — это завтра, и вы видите себя в ситуации, которая кажется вам почти реальной. Вы ходите, разговариваете и видите людей, общающихся с вами. Когда вы увидите себя взаимодействующим с другими людьми достаточно ярко, поднимите указательный палец правой руки. Хорошо. Теперь давайте продолжим путешествие в будущее: перенесемся на неделю вперед. Снова воображайте себя взаимодействующим с людьми, как будто все происходит сейчас. Поднимите правый указательный палец, если чувствуете, что находитесь в настоящем. Хорошо. А теперь перенесемся на месяц вперед ".
Потом испытуемому предлагается перенестись вперед на два месяца и, наконец, оказаться в первом дне четвертого месяца. Такого рода постепенное передвижение во времени стимулирует испытуемому к яркому воображению выбранного им будущего дня и обеспечивает "разминку" для переживания этого будущего дня так, как будто он уже наступил. "Делание настоящего из будущего" наделяет участника самофутурирования ощущением реальности. Представление будущего (или прошлого) необходимо для адекватной терапии проектирования времени.
Как только испытуемый перенесся в своем воображении в день, который придет через три месяца, желательно порекомендовать ему начинать этот день с уединенных сцен, которые усиливают рефлексию. Рекомендация может быть, например, такой: "Вы только что проснулись, чувствуете себя хорошо отдохнувшим. Встаете с постели и смотрите в зеркало. Вспоминаете о принятых вами три месяца назад перерешениях. Вы видите в зеркале выражение своего лица, глаза, рот, положение головы, позу тела. Сейчас, когда вы уже готовы и вошли отражающим принятые перерешения. Например, специалист называет одну из биполярных шкал ЭСД "доверчивый — недоверчивый", и человеку необходимо построить образ Я-будущего в соответствии с выбранным им пунктом, локализованным где-то между двумя полюсами или на одной из сторон шкалы. Создаются возможности для того, чтобы человек представлял себя действующим со значимыми другими "здесь и теперь" сообразно своему решению быть доверчивым или недоверчивым в той или иной степени. Свой выбор ему не следует обдумывать слишком долго, он должен создавать свои образы спонтанно, убеждаясь в том, что при их наличии у него отсутствует психологический дискомфорт. Когда человек полностью вошел в образ, соответствующий его выбору, ему полагается дать знать руководителю о своей готовности переходить дальше, к следующему параметру шкалы. Сигнал может быть вербальным или невербальным. Затем специалист называет иную двухполосную шкалу ("уверенность в себе — застенчивость"), и процесс повторяется до тех пор, пока не будут пройдены все шкалы ЭСД и перерешений.
Следующим этапом является разбор вечера заданного дня и сопряженное с этим генерирование образов Я-будущего, отвечающих уникальной индивидуальности человека. Некоторые из этих неповторимых образов могут воспроизводить то, кем он всегда являлся, каким был, и, следовательно, испытуемому надо упрочить их, представляя себя взаимодействующим с другими людьми тем или иным особым образом.
Наконец, на исходе дня испытуемый оглядывается назад и обозревает те образы и картины, которые доставили ему наибольшее удовлетворение в этот будущий день.

Потом испытуемого просят открыть глаза. Ему сразу же вручается бланк шкал ЭСД и перерешений, озаглавленный "Каким бы я хотел видеть себя через три месяца". Предлагается заполнить этот бланк исходя из образов и чувств, которые он только что испытывал в ходе проектирования будущего. Это следует делать быстро, чтобы выборы точнее отражали образы.
После заполнения шкал будущего у испытуемого берут интервью о его переживаниях в процессе проектирования будущего. Руководитель принимает к сведению существенные образы и картины, сферы, причиняющие беспокойство, конфликтные сферы.
Таким образом, испытуемому оказывается помощь в том, чтобы при необходимости он мог переделать свои выборы и довести их до уровня поистине реалистических целей своего Я-идеального

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.