Методики диагностики воображения
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Воображение достаточно сложно поддается диагностике. Можно сказать, оно редко встречается в чистом виде. Воображение присутствует в образах восприятия, памяти и мышления. Его часто отождествляют с креативностью и творческим мышлением.

Воображение и физиология

 

Методика исследования воображения по физиологическим реакциям организма (изменению пульсу), на наш взгляд, является достаточно спорным инструментарием. Возможно, результат зависит от самовнушения. Как бы то ни было, ему все же предшествует акт воображения (или все же представления?).
Группа разбивается на пары: экспериментатор и испытуемый. Испытуемым предлагается выполнить следующее задание. Найдите свой пульс и измерьте его: определите количество ударов в минуту в состоянии покоя. Затем проверьте, насколько развито ваше воображение. С этой целью экспериментатор поочередно проговаривает две ситуации:
а) представьте, что вы бежите за автобусом, стараясь успеть на остановку. Дыхание прерывисто, сердце учащенно бьется. Надо успеть! Надо успеть! Успеть, во что бы то ни стало! (Р то время экспериментатор без предупреждения измеряет пульс возбуждения. Главное найти золотую середину: выждать, но и не дать перегореть. Сколько ударов?);
б) воображайте дальше. Вы ложитесь отдыхать, звучит мелодичная, усыпляющая музыка. Дыхание становится ровным, медленным, неслышным. Мышцы приятно расслабляются. Клонит ко сну. Спать. Спать. Спать. (Измеряется пульс расслабления, релаксации. Сколько ударов?).

Обработка данных.

Если ваш пульс в норме составляет 70 ударов в минуту и в первом случае повысился на 20—30 ударов, а во втором — понизился на 5—8, то у вас отличное воображение.

Методика Три любых слова


Проективная методика диагностики уровня развития творческого воображения. Испытуемым предлагается в течение 10 минут составить как можно больше предложений, так чтобы в каждое из них входили все 3 выбранные наугад слова. Обработка результатов проводится по следующей шкале:
• в предложении использованы все 3 слова в остроумной и оригинальной комбинации — 6 баллов;
• в предложении использованы все 3 слова без остроумия, но в оригинальной комбинации — 5 баллов;
• в предложении использованы все 3 слова без обычной комбинации — 4 балла;
• заданные 3 слова использованы в мысленно-необходимой, но логически допустимой комбинации — 3 балла;
• осмысленно использованы лишь 2 слова, а третье использовано с натяжкой, в силу чисто словесной ассоциативной связи — 2,5 балла;
• правильно использованы только 2 слова, а третье искусственно введено в предложение — 1 балл;
• студент правильно понял задачу, но дает в предложении формальное объединение всех трех слов или использует их с искажением — 0,5 балла;
• предложение представляет собой бессмысленное соединение всех трех слов — 0 баллов.
Если человек придумал очень похожие друг на друга предложения, с повторением тематики, то второе и все последующие предложения оцениваются половиной начального балла. Обсудив предложения, составленные каждым участником, группа подводит итоги, подсчитывая суммы баллов, полученные каждым испытуемым.


Методика «Письмо другу»


Тест предполагает исследование психологических и графологических характеристик письменной речи человека. Письменная речь относится к более поздним, более осознанным и контролируемым видам речи [28].
Содержательные характеристики письменной речи можно определить с помощью традиционных методов контент- и интент-анализа речевой продукции. Эти методы продемонстрируют количество и характер описываемых тематических высказываний, их направленность, частоту обсуждения, планы и намерения пишущего. В значительной степени информация об авторе письма содержится в анализе способов выражения, в тех психолингвистических категориях, которые свидетельствуют о профессиональной и интеллектуальной компетентности, эмоциональном состоянии и речевой культуре (таблица 3.1).

Таблица 3.1 - Психолингвистические показатели письменной речи

Наименование показателя (коэффициента)

Письмо
Ариадны Эфрон

Индивидуальный
результат

Объем речевой продукции

324

 

(количество слов)

слова

 

Объем речевой продукции

32

 

в предложениях

предложения

 

Средний размер предложения

10,1
слова

 

Словарного разнообразия

22,4 %

 

Глагольности

6,6 %

 

Логической связности

0,9

 

Эмболии

0

 


С этой целью испытуемым предлагается выполнить следующее задание: написать письмо своему другу (подруге), не требующее особо тщательной подготовки (пишу так, как говорю). Письмо должно быть достаточно длинным, размером в 250— 300 слов (примерно 2 страницы нелинованной бумаги). Оно и будет объектом для психолингвистического анализа. Для сравнения испытуемые получают сведения об аналогичных классических показателях эпистолярного жанра, например о показателях писем дочери Марины Цветаевой Ариадны Эфрон, которые она посылала из далекой сибирской ссылки Борису Пастернаку.

Обработка данных.

При интерпретации психолингвистических показателей используются имеющиеся экспериментальные подтверждения, полученные рядом исследователей. Показатель объема речевой продукции в словах свидетельствует о личностных особенностях автора, определяет его коммуникативность, экстравертированность — интровертированность, наличие положительной или отрицательной мотивации. Еще в большей степени эта связь проявляется в устной речи. Увеличение объема речевой продукции может служить основанием для диагностики эмоциональной возбудимости, напряженности психофизиологического состояния. Обычно этот показатель подкрепляется сведениями субъективного характера: охотно ли вы пишете письма, одному или разным адресам.
Показатель среднего размера предложений свидетельствует об особенностях вербального интеллекта (прямая связь) или же о резком изменении эмоционального состояния (отрицательная корреляция). Для тех, кто пишет на русском языке, этот показатель обычно соответствует 6—9 словам. Для сравнения — в письмах Л. Н. Толстого нередко встречаются предложения в 30—35 слов, с большим количеством придаточных и вводных предложений.
Коэффициент словарного разнообразия является одним из самых сильных показателей в вербальной психодиагностике. Он свидетельствует об особенностях вербального интеллекта (прямая корреляция) или, как и предыдущий показатель, о резком изменении эмоционального состояния (отрицательная связь). Обычный показатель коэффициента словарного разнообразия лежит в пределах от 5 до 15 слов. Коэффициент рассчитывается по следующей формуле:

формула 1


Коэффициент глагольности иначе называют коэффициентом агрессивности. Он представляет собой отношение количества глаголов и глагольных форм (причастий и деепричастий) к общему количеству всех слов. При увеличении этого отношения свыше 60 % в клинике при изучении письменной продукции делают вывод о возбужденном состоянии, готовности к немедленным действиям. Коэффициент рассчитывается по формуле:

К глаг. = глаголов/всех слов * 100%

Из когнитивного портрета:

Меня очень заинтересовало исследование психографологических характеристик письменной речи. Даже не подозревала, что написанное человеком можно «разложить по полочкам» и получить о нем столько информации. Для анализа я взяла отрывок художественного произведения «Специфика смерти». Дж. Гудвин — не мой любимый автор, но для меня очень притягательный и интересный. Судя по объему речевой продукции, автор — коммуникабелен и экстравертивен. Показатель его вербального интеллекта чуть выше среднего. Автор находится в удовлетворительном эмоциональном состоянии, не напряжен, не возбудим, не агрессивен. Дж. Гудвин достаточно гармонично сочетает служебные слова в предложениях, что свидетельствует о наличии логики. В целом Дж. Гудвин не подвел. Конечно, он не обладает сверх показателями (как Толстой, Достоевский или Тургенев), но, тем не менее, все у него в норме.

Марина С



Коэффициент логической связности также рассчитывается по формуле соотношения общего количества служебных слов (союзов и предлогов) и общего количества предложений. При величинах в пределах единицы обеспечивается достаточно гармоничное сочетание служебных связующих слов и предложений как синтаксических конструкций.

К лог.связн. = служ.слов / 3N предл.


Коэффициент эмболии (от мед. эмбола — закупорка кровеносного сосуда) или засоренности речевого высказывания представляет собой отношение общего количества эмбол, то есть слов, которые не несут семантической нагрузки, к общему количеству слов в предложении. К ним относятся междометия («т,-н/», «ха-ха», «эге»), вульгаризмы (ненормативная лексика), ненужные и частые повторения. Коэффициент эмболии свидетельствует о свойствах вербального интеллекта (отрицательная связь) и эмоциональном состоянии человека. Он может также дать представление о культуре речи, общей культуре, этике автора письма.


К эмб. = эмбол / всех слов * 100%


Методика «Профиль аудитора»


Аудирование является одним из ведущих процессов речи. Он включает в себя слушание и одновременно понимание звучащей речи, и является самым частым по использованию: до 45 % общего времени. Его эффективность зависит от многих факторов: степени знакомства с языковой системой, формой представления речевой информации, интересности и важности тематики высказывания, наличия помех в окружающей среде, индивидуально-психологических особенностей аудитора, развития у него таких важных качеств, как свойства внимания и памяти. Экспериментально было подсчитано, что до 70—80 % информации может быть потеряно, если эти факторы не будут учтены при организации приема речевой информации.
С целью определения индивидуальных особенностей аудирования используют метод «Построение профиля слушателя», позволяющий проанализировать свои достоинства и недостатки в этой области. Испытуемые отвечают на вопросы, которые касаются различных аспектов аудирования, и отмечают графически их оценки в баллах в соответствии с положением по осям. На оси абсцисс перечисляются номера вопросов. На оси ординат — ответы на них по развернутой шкале: от +3 до -3 баллов. Градация оценок: +3 — характерно для меня, +2 — достаточно характерно для меня, +1 — иногда проявляется, -3 — никогда не может быть, -2 — обычно не бывает, -1 — почти никогда не бывает, 0 — не знаю.
памяти аудитора. Вопрос 10 соотносился с его эмоциональной устойчивостью, умением отделять личные пристрастия от объективных данных.

Из когнитивного портрета:


«Соус к рыбе «Профиль аудитора»: 350 г среднего внимала ния, 350 г целенаправленности, 100 мл молока, 270 г нетерпеливости и желание проявить себя, 600 г памяти, 420 г эмоциональной устойчивости, соль, перец.
Целенаправленность смешать с молоком. Взбить отдельно нетерпеливость и желание проявить себя. Добавить соль и перец по вкусу. Все тщательно перемешать. Всыпать внимание и память. Отделить личные пристрастия от объективных приправ. Все ингредиенты смешать с эмоциональной устойчивостью. Приятного аппетита»


Алена П.

 

Список вопросов к аудитору:

Легко ли я отвлекаюсь во время слушания?
Не делаю ли я вид, что я слушаю?
Не слушаю ли я просто из вежливости?
Не мечтаю ли я, когда собеседник говорит медленно? Слушаю ли я, если слушать мне надоело?
Часто ли я перебиваю собеседника?
Может быть, я не слушаю, а обдумываю ответ?
Не делаю ли я поспешных выводов?
Стараюсь ли я сохранить в памяти основные факты? Занимаю ли я негативную позицию к говорящему?
Обработка данных. Соотнесение собственного графического профиля с идеальным профилем позволяет определить свои достоинства и недостатки в аудировании. Первые 5 вопросов оценивают главное качество аудирования — внимание. Если испытуемый регулярно показывает низкие результаты, можно предположить, что именно в свойствах внимания надо искать причины недостаточно успешного аудирования. Вопросы 6, 7, 8 связаны с такими качествами аудитора, как его нетерпеливость, желание проявить свое Я. Вопрос 9 оценивает свойства

Вопросы и задания
1. Мы полагаем, что психологи имеют право на типологию цивилизаций по ведущему познавательному процессу, населяющих их людей. С каким познавательным процессом ты соотносишь древний мир, средние века, эпоху просвещение, наше время?
2. Б. Г. Ананьев, изучая микровозрастные периоды умственного развития, уделял особое внимание не каждому познавательному процессу в отдельности, а их комплексам. Нарисуй свою ментальную карту, где столица и сколько областных центров на ней?
3. Все методики и тесты можно заменить, утверждает студентка Оксана, рассказом о своей мечте. Ты согласен или не согласен с этим утверждением?
• Назови трех человек, каждый из которых за всю историю человечества имел лучшую память, лучшее мышление и самое богатое воображение.
• Обоснуй тремя предложениями: успешный человек сегодня — это человек памяти, мышления или воображения. Будь категоричен, не повторяй банальность: и памяти, и мышления, и воображения.
• Какой познавательный процесс ты взял бы с собой на первое свидание с инопланетной цивилизацией.
Два теста заблуждений от Мэрили Зденек:

• Младенец, скорее всего, станет святым, если он отказывается от левой или правой груди матери?
• Девочка может быть зачата с помощью семени правого или левого яичка?
Ответы на эти вопросы вы можете найти в книге М. Зденек «Развитие правого полушария» (1997).

Ваш внутренний мир — это тот же город, который через определенное количество лет меняет свой облик и перестраивается. И этот город имеет свои «улицы и перекрестки», площадь Самосознания, проспект Интеллекта, авеню Личностного роста и даже свой метрополитен имени Зигмунда Фрейда.

Когнитивное развитие является необходимым, но не достаточным условием развития и формирования личности. Человеку самой природой предписано стоять на двух ногах, иметь две точки опоры. Такой взгляд на природу человека нашел свое отражение в китайском иероглифе: ren .
Левая черта иероглифа пишется первой и изображаемся раньше правой. Она символизирует мораль, добродетель, нравственность и этику. Правая черта иероглифа «человек» — короче, она обозначает способности, знания, одаренность и таланты (Кадол, Ф. В. Взаимосвязь обучения и воспитания в школах Китая: история и современность / Ф. В. Кадол, Я. Шивей //АiВ. – 2013. – № 1.). Китайская мудрость устами преподавателя.
Наши желания часто опережают наши возможности. В любом случае, только единство линий делает фигуру устойчивой и завершенной.

Рекомендую, найди время и прочитать
1. Психология: комплексный подход / М. Айзенк [и др.]. - Минск, 2002.
2. Лефрансуа, Г. Прикладная педагогическая психология / Г. Ле- франсуа. - СПб., 2003
3. Лобанов, А. П. Когнитивная психология: учеб. пособие / А. П. Лобанов. - Минс; М., 2012.

Источник: Лобанов, А. П. Практикум по общей и когнитивной психологии : практикум / А. П. Лобанов. – Минск : БГПУ, 2014. – 144 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.